Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность глазами К. Маркса

 

Философское мировоззрение К. Маркса характеризуется совершенно иным, чем прежде, пониманием человеческой деятельности. Отношение человека как субъекта к природе как к объекту Маркс называет трудом и полагает его фундаментом всей культурообразующей деятельности. Специфика позиции Маркса выражается в том, что он начинает не с природы и не с человека, а с их действительного единства, которое осуществляется в сфере материального производства. «Используя свои естественные силы, чтобы освоить внешнюю природу, человек действует как все живые существа. Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, то есть может изменять лишь формы веществ».[3]

Вся история человека оценивается как порождение человека трудом. Отношение человека к природе фиксируется понятием производительной силы, а отношение людей друг к другу – понятием общения.

Справедлива критика Марксом тех теоретиков, которые в качестве обоснования собственных представлений о сути феноменов реальности изобретают подходящую, как им кажется, категорию, а затем разыскивают её в истории. Не понимая при этом, что любая категория не единственное средство для возделывания поля их теории, а только одна из всеобщих смыслообразующих форм содержания мысли. Критика К. Маркса прямо относится и к методам оправдания преимуществ «деятельностного подхода» рядом его старателей. Не мало и книг, в которых категория деятельности упрямо разыскивается в текстах творцов истории философии и психологии, начиная от Платона и Аристотеля.

 

Начало человеческого существования

 

Труд создал человека или человек нашел для себя адекватную форму предметно-деятельного бытия? Поведение животного непроизвольно потому, что оно предопределено ситуативной реальностью и унаследованными от предков способами выживания. У человека в любой ситуации процесс целеобразования, формирующий мотив произвольного действия, вызван и обусловлен необходимостью, которая подсказана не ситуацией как таковой и не унаследованным от предков способом.

Труд создал человека. Труд и речь…И все иные формы предметной деятельности. Идея сама по себе верна и не вызывает возражений. Но, если труд есть целесообразная и произвольная деятельность, то может вернее сказать, что именно способность наших предков к целеполаганию породила человеческий труд? Наши предки пусть ситуативно и предметно, но мыслили. Задачи, задаваемые ситуациями, они должны были успешно решать так же, как решают их сейчас современные приматы, используя подсобные природные средства. Но в отличие от предков наших животных современников, нашим предкам приходилось решать их все чаще и они догадались совершенствовать камни и палки, что и стало началом труда их очеловечивавшего. Но как ни тренируй аффективность ситуативного интеллекта, сколь часто животным ни приходилось бы его применять для решения ситуативных задач, сам он не превратится в мышление человека. И совершенствовать предмет ситуативного манипулирования, превращая его в орудие труда, можно только вне острой ситуации с её задачами, требующими инстинктивного решения. На такие усилия способно мыслящее животное. Но такое животное уже человек. И всё что он за всю историю мысленно преобразует и реально осуществит – это дело техники.

Человеческий труд отличается от простого естественного преобразования тем, что он предполагает участие посредников в производственном процессе. Нужно отличать труд являющийся простой подготовкой природного предмета к потреблению от труда, который производит сами орудия такой подготовки. Обезьяна, чистящая банан (правда, замечалось использование инструментов, но палка, которую она использовала чтобы приблизить банан употреблялась только в силу сиюминутной необходимости: палка не сохраняется и тем более не готовится), птица, строящая гнездо изменяют природу ради её использования. Но они употребляют для этой деятельности свои естественные органы. В труде человека данное самой природой становится органом его деятельности.

Ведь пользуясь ткацким челноком, мы получаем нечто иное, чем его применение: одежда же и ложе являются для нас только предметами пользования.[4]

Включение орудий труда в процесс изменения природы может быть только сознательным. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове.[5]

 

Деятельность и общество

 

Законы общественного развития возникают, действуют независимо от воли и сознания людей. С другой же стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. Там где нет людей или они есть, но пассивны, никакие социологические законы реализоваться не могут.

Исходная точка труда – противодействие природы, против которой человек должен бороться, чтобы отвоевать у неё условия существования. А естественные силы человека уже недостаточны, ему нужно создать новую силу, которая может произойти только в результате кооперации людей.

Поскольку люди не могут создать новых сил, а могут лишь объединять и направлять силы, уже существующие, то у них нет иного средства самосохранения, как объединиться с другими людьми.[6]

Таким образом, труд выражает конфликт человека с природой, в котором человечество выступает как коллективная сила. «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается ещё во многом».[7]

В деятельности масса различных слоев, между которыми свои отношения и зависимости. И эти слои непрерывно расширяются, охватывая всё новые стороны природы. И не только охватывают, но и перерабатывают. Эта переработка принимает глобальный характер. Вскоре не останется ничего похожего на то, что первоначально было охвачено деятельностью. Мы должны заботиться о равновесии той системы деятельности, которую мы создали и в которой живем. Это значит, что мы должны заранее предусматривать глобальные результаты всей нашей перерабатывающей деятельности. Итак, организм деятельности перерабатывает природу. И речь идет не только о вещественной переработке, но и о познавательном освоении.

Взаимоотношение организма со средой играют важную роль в жизни самого организма. Не может быть организма, взятого безотносительно среде, так же как для любого организма важны его внутренние процессы и механизмы. Возникает вопрос, какой из этих механизмов определяющий? Здесь не может быть однозначного ответа. На первых этапах складывания социума как общества определяющую роль играло отношение индивидов к среде. Но, затем это внешнее отношение приобретало все меньшее значение, оттеснялось на задний план внутренними механизмами. Человечество, вместе с тем, овладевает своим собственным развитием, ставя перед собой жесткие целевые установки, и осуществлять их.

Развитие сферы производства подчиняется сначала естественным законам, затем начинает управляться другой сферой социума – сферой клуба и политической деятельности в нем.

Итак, развитие деятельности в современном обществе определяется в первую очередь его внутренними связями и взаимоотношениями. В одних случаях внутренние механизмы социума определяют ускоренное освоение окружающей среды, в других – его медленный темп. Америка была открыта, прежде всего, потому, что в Испании, Португалии тогда были сильны внутренние противоречия.

Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное воспроизводство человека как общественного существа. Общественное производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого человека, и материальное производство.


Вывод

 

Итак, деятельностный подход имеет длительную историю, но ещё недостаточно развился и выделил свои четкие принципы и понятия.

Используя данные статей и критику философов, можно сделать вывод о необходимости и перспективности изучения деятельности и деятельностного подхода. Данный подход пока не раскрывает полностью всех явлений субъективного мира и сознания. Но дальнейшее развитие деятельностного подхода и изучение деятельности поможет открыть много новых аспектов в развитии философии и психологии, а так же других наук.

Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым минимумом, люди должны трудиться: все созидает для смертных забота и труд человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в готовом виде. Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет.

И практическая и духовная деятельность носит общественно-исторический характер и основывается на совокупном опыте человечества («Опыт прошлого – основа будущего» как гласит рекламный щит НПО Сатурн, столь успешного и сильного предприятия).

Существует масса различных деятельностей и масса различных отношений к окружающей природе. Поэтому сложно провести точные границы деятельности. В одних формах она охватила галактики, в других – мы мало знаем о физическом строении частиц и плохо умеем использовать его в практических целях. Таким образом, одни границы распространяются на огромные расстояния, а другие наоборот отделяют нас оттого, что лежит совсем рядом. Поэтому бессмысленно говорить о жестком пространственно-временном ограничении универсума деятельности.


Список литературы:

 

1. Философия: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Ю.А. Харин, В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, и др. Под общ. Ред. Ю.А. Харина. 4-е изд., стереотип.- Мн Тетра Системс, 2001 – 416 с.

2. Гурина М. Философия: Учеб. Пособие. Пер. с фр. – М.: Республика, 1998. – 540 с.

3. Черников В.Г. Основы философии: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2003. – 192 с.

4. Громыко Ю.В. Деятельностный подход: новые линии исследований // Вопросы философии № 2, 2001.

5. Кудрявцев В.Т., Урзалиева Г.К. Развитие деятельности и её самодетерминация // Вопросы философии № 3, 2001.

6. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии № 2, 2001.

7. Михайлов Ф.Т. Предметная деятельность… чья? // Вопросы философии № 3, 2001.


[1]В.А.Лекторский «Деятельностный подход: смерть или возрождение» Вопросы философии № 2, 2001,с.64-65 

[2]В.А.Лекторский «Деятельностный подход: смерть или возрождение» Вопросы философии № 2, 2001,с.62-63

[3] Маркс К. Капитал. Кн. 1 Отд. 1 Гл. 1 § 2 с. 51-52.

[4] Аристотель. Политика. I 2, 1254 соч. Т.4 с. 381.

[5] Маркс К. Капитал. Кн. 1 Отд. 3 Гл. 5 § 1 соч. Т. 23, с. 190.

[6] Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического права. Кн. 1 Гл. 6, с. 160.

[7] Платон. Государство. 2 369 b. С. 145.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...