Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА





Государственные нормативные акты об охране труда (ДНАОП) — это правила, стандарты, нормы, положения, инструкции и другие документы, которым предоставлена сила правовых норм, обязательных для исполнения. Законодательством предусмотрено, что в зависимости от сферы действия ДНАОП могут быть межотраслевыми или отраслевыми.

Государственный межотраслевой нормативный акт об охране труда — это ДНАОП общегосударственного пользования, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения, организации народного хозяйства Украины независимо от их ведомственной (отраслевой) принадлежности и форм собственности.

Государственный отраслевой нормативный акт об охране труда — это ДНАОП, действие которого распространяется на предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые относятся к определенной отрасли.

С целью машинной обработки государственные нормативные акты об охране труда должны кодироваться в соответствии со схемами на рис. 1.1 и рис. 1.2. Группа для межотраслевых нормативных актов имеет цифровое обозначение в зависимости от государственных органов, которые их утвердили. Например, 0.00 — Госнадзорохрантруда, 0.03 — Министерство здравоохранения, 0.06 — Госстандарт. Группа для межотраслевых нормативных актов имеет цифровое обозначение в соответствии с классификатором, сложенным на основании „Общего классификатора отраслей народного хозяйства" Минстата Украины. Например, 1.1.10 — электроэнергетика, 1.3.10 — химическая промышленность, 2.1.20 — животноводство и птицеводство, 5.1.11 — железнодорожный транспорт, 7.1.30 — общественное питание.

ДНАОП

х.хх — х . хх - хх

Сокращенное название нормативного акта ■
Группа ---------------------------------------------

Вид нормативного акта---------------------------

Порядковый номер (в пределах даного вида)
Год утверждения ----------------------------------

Рис. 1.1.Схема кодирования для межотраслевых нормативных актов


ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА




Раздел 1


 


ДНАОП

Х.Х.ХХ — Х.ХХ— XX

Сокращенное название нормативного акта •

Группа cooTBeTCTRcHHo к классификатору
отраслей народного хозяйства --------------

Вид нормативного акта ------------------------

Порядковый номер (в пределах даного вида)
Год утверждении -----------------------------------

актов

Рис. 1.2. Схема кодирования для отраслевых нормативных

Виды государственных нормативных актовоб охране труда(в унифицированной форме для одинакового применения) имеют такоецифровое обозначение:

Правила 1

ОСТы 2

Нормы 3

Положения, уставы 4 , '

Инструкции, руководства, указания 5
Рекомендации,требования б

Технические условия безопасности 7
Перечни, другие 8

Государственные нормативные акты (ДНАОП) необходимо отличатьот ведомственных документов об охране труда (ВДОП), которые могутразрабатываться на их основе и утверждаться министерствами, ведомствами Украины или ассоциациями, концернами и другимиобъединениями предприятий с целью конкретизации требований ДНАОПв зависимости от специфики отрасли.

Государственные стандарты Системы стандартов безопасноститруда (ГОСТ ССБТ) бывшего СССРприменяются на территории Украиныдо их замены другими нормативными документами, если они непротиворечат действующему законодательству Украины.

В соответствии с Соглашением осотрудничестве в области охранытруда, заключенного руководителями правительств государств СНГв декабре 1994 года, стандарты ССБТ далее действуют в Украине какмежгосударственные стандарты посогласованному перечню, которыйпересматривается по мере необходимости сучетом национальногозаконодательства государств СНГ и результатов общей работы, направленной на усовершенствование Системы стандартов безопасности труда.


Требования по охране труда регламентируются также государственными стандартами Украины по вопросам безопасности труда, строительными и санитарными нормами и правилами, правилами устройства электроустановок (ПУЕ), нормами технического проектирования и другими нормативными актами, исходя из области их действия. Перечень основных нормативных актов об охране труда, рекомендуемых при изучении курса приведен в конце учебного пособия.

Необходимо отметить, что Госнадзорохрантруда подготовил и издал отдельной книгой государственный реестр нормативных актов об охране труда (Реестр ДНАОП), который содержит перечень правил, норм, стандартов и других документов по вопросам охраны труда. Изменения в Реестре ДНАОП публикуются в журнале „Охрана труда". Одновременно они вносятся в банк данных автоматизированного информационного фонда ДНАОП, созданного Госнадзорохрантруда.

1.1.8. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Собственники предприятий, учреждений, организаций или уполномоченные ими органы разрабатывают на основании ДНАОП и утверждают собственные положения, инструкции или другие нормативные акты об охране труда, действующие в пределах предприятия, учреждения, организации. В соответствии с Рекомендациями Госнадзорохрантруда по применению „Порядка разработки и утверждения собственником нормативных актов об охране труда, действующих на предприятии", утвержденного приказом Госнадзорохрантруда от 12. 12. 1993 года № 132, к основным нормативным актам предприятия относятся:

Положение о системе управления охраной труда на предприятии.

Положение о службе охраны труда предприятия.

Положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия.

 

Положение о работе уполномоченных трудовых коллективов
по вопросам охраны труда.

Положение об обучении, инструктаже и проверке знаний
работников по вопросам охраны труда.

Положение об организации и проведении первичного и пов­
торного инструктажей, а также пожарно-технического минимума.

Приказ о порядке аттестации рабочих мест на их соответствие
нормативным актам об охране труда.

37


ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА

— Положение об организации предварительного и периодического
медицинских осмотров работников.

— Положение о санитарной лаборатории предприятия.

— Инструкции по охране труда для работающих по профессиям
и видам работ.

— Инструкции о порядке проведения сварочных и других огневых
работ на производстве.

— Общеобъектовые и цеховые инструкции о мерах пожарной безопасности.

 

— Перечень работ с повышенной опасностью.

— Перечень должностных лиц предприятия, которые обязаны проходить
предварительную и периодическую проверки знаний по охране труда.

 

— Приказ об организации бесплатной выдачи работникам
определенных категорий лечебно-профилактического питания.

— Приказ об организации бесплатной выдачи молока или других
равноценных пищевых продуктов работникам предприятия, которые
работают во вредных условиях.

— Приказ о порядке обеспечения работников предприятия
спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Исходя из специфики производства и требований действующего законодательства собственник утверждает нормативные акты из вышеупомянутого списка и другие, которые регламентируют вопросы охраны труда.

1.1.9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

В соответствии со ст. 49 Закона Украины „Об охране труда" за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда, создание препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда и представителей профессиональных союзов виновные работники притягиваются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности согласно законодательству.

Дисциплинарная ответственность состоит в наложении дисциплинарных взысканий. В соответствии со ст. 147 КЗоТ установлены такие дисциплинарные взыскания: выговор, увольнение с работы. Право накладывать дисциплинарные взыскания на работников имеет орган, который пользуется правом принятия на работу этого работника. Дисциплинарное взыскание может быть наложено по инициативе органов, которые осуществляют государственный и общественный контроль за

38


Раздел 1

охраной труда. За каждое нарушение может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. При выборе дисциплинарного взыскания необходимо учитывать степень тяжести совершенного проступка и причиненный им ущерб, обстоятельства, при которых совершен проступок, предыдущая работа работника.

Административная ответственность накладывается на должностных лиц, виновных в нарушениях законодательства об охране труда в виде денежного штрафа. Право накладывать административные взыскания по причинам, отмеченным в ст. 49 Закона Украины „Об охране труда" имеют служебные лица Госнадзорохрантруда. Административной ответственности подлежат лица, которые на момент совершения административного правонарушения достигли шестнадцатилетнего возраста.

Материальная ответственность включает ответственность как работника, так и собственника (предприятия). В ст. 130 КЗоТ указывается, что работники несут материальную ответственность за ущерб, причиненный предприятию (учреждению) из-за нарушения возложенных на них обязанностей, в том числе, и вследствие нарушения правил охраны труда. Материальная ответственность устанавливается только через прямой действительный ущерб и при условии, когда такой ущерб причинен предприятию (учреждению) виновными противоправными действиями (бездеятельностью) работника. Эта ответственность, как правило, ограничивается определенной частью заработка работника и не должна превышать полного размера причиненного ущерба. Материальная ответственность может быть наложена независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Собственник предприятия (учреждения) или уполномоченное им лицо (орган) несет материальную ответственность за причиненный ущерб работнику независимо от наличия вины, если не докажет, что ущерб причинен вследствие непреодолимой силы или умысла пострадавшего. Убытки в связи с нарушениями законодательства об охране труда могут включать возмещение пострадавшему потерянного заработка, одноразовую помощь, дополнительные расходы на лечение, протезирование, если пострадавший остался живым, а также расходы на погребение в случае смерти пострадавшего, одноразовую помощь на семью и на иждивенцев.

Уголовная ответственность наступает, если нарушение требований законодательства и других нормативных актов об охране труда создало опасность для жизни или здоровья граждан. Субъектом уголовной

39


ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА

ответственности по вопросам охраны труда может быть любое служебное лицо предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, а также гражданин — собственник предприятия или уполномоченное им лицо. Уголовная ответственность определяется в судебном порядке.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.