Проектная деятельность младших школьников
(из опыта работы) Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Конфуций В настоящее время современный образовательный процесс всё больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих способностей. Это предполагает работу с информацией. К современным детям поступает огромное количество информации. Её обилие само по себе не приводит к системности знаний. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное: находить связи, структурировать информацию, выделять главное. Наша задача научить их этому. Особую популярность среди активных методов обучения в последнее время получил метод проектов. Данный метод предполагает совместное обсуждение какого-либо проблемного вопроса и построение деятельности, направленной на его решение. Проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы вызывает познавательный интерес школьников, способствует интеллектуальному и личностному развитию. Вместе с тем, при организации проектной деятельности необходимо учитывать специфические возрастные особенности школьников. При работе с детьми младшего школьного возраста возможность использования различных типов проектов ограничена, что связано с их возрастом. По признаку доминирующей в проекте деятельности лучше всего использовать творческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентировочные проекты; по характеру контактов лучше использовать внутренние проекты; по количеству участников - групповые; попродолжительности проведения - краткосрочные и проекты средней продолжительности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для её решения определённые знания и умения, в том числе и новые, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Проект – одна из форм исследовательской работы. Проектирование ориентировано на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую). Метод проектов – совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Основными этапами проектной деятельности являются: · Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; · Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей; · Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; · Подготовка и защита презентации; · Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Проектная деятельность способствует: · осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; · развитию творческих способностей и активности учащихся; · формированию познавательных мотивов учения; · адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить своё выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, чётким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. В проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.
Конечно, сразу начать использовать систему проектов в начальной школе невозможно. Поэтому проектирование начинаю в 1 классе, где работы детей носят ознакомительный характер и являются, преимущественно, коллективные. Это вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя), активация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем), формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности. Дети подключаются к работе в творческой форме (рисунки, поделки: индивидуальные, групповые, семейные). Некоторые проекты, по которым шла работа в 1 классе: «Путешествие к здоровью», «Безопасная дорога», «Нить дружбы». Во 2 классе при работе над проектом преобладает групповая работа (семейные проекты, групповые, коллективные). Группы постоянного состава, в каждой группе 2-3 лидера. Ребята учатся добывать информацию, представлять её в виде сообщений. Изменяется творческий характер работ. На уроке литературного чтения, при изучении произведения Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», встал проблемный вопрос: «Всегда ли по поступкам человека можно судить о его характере?» Мы с ребятами подготовили инсценировку, что вызвало много обсуждений. В своей работе использую групповую работу. Ребята принимали участие в проекте «Ёлочка, живи!», в процессе которого рассуждали о защите елей, результатом стали работы детей. В 3 классе долгосрочные проекты, в которых принимали участие дети, были связаны со значимыми событиями в стране, что не могло не сказаться на гражданско-патриотическом воспитании. Расширился круг умений и навыков добывать и обрабатывать информацию. Вследствие этого усовершенствовались навыки её подачи от сообщения к инсценировкам, стенгазетам, информационным листам, презентациям. Ко дню народного единства был проведён праздник «Тебе, Россия, посвящается». Каждый класс представил символ России, его защиту, а так же подготовил номер художественной самодеятельности. Творческая группа ребят нашего класса принимала участие в муниципальном краеведческом фестивале детского творчества «Чахкли». При подготовке к которому, дети самостоятельно изучали материал, сортировали его, готовились к инсценировке сказки.
К 4 классу дети уже самостоятельно делятся на группы по интересам, отбирают необходимую информацию, делают выводы, представляют её в виде презентаций и творческих работ. Учащиеся принимали участие не только в долгосрочных проектах, но и участвовали в проведении уроков со своими презентациями и сообщениями. Долгосрочный проект, в котором приняли участие ребята моего класса – это «Семь чудес Мурманска», организованный библиотекой имени Николая Блинова. Ребята подобрали исторические сведения о ледоколе «Ленин», мы сходили на экскурсию, одна девочка сочинила стихотворение. Результатом стала презентация, которую можно найти на сайте библиотеки. В процессе проектной деятельности, формируются следующие общеучебные умения и навыки: 1. Рефлексивные умения: · умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний · умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: · умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей · умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле · умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) · умение находить несколько вариантов решения проблемы · умение выдвигать гипотезы · умение устанавливать причинно-следственные связи 3. Навыки оценочной самостоятельности 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: · умение коллективного планирования · умение взаимодействовать с любым партнером · умения взаимопомощи в группе в решении общих задач · навыки делового партнерского общения · умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы 5. Коммуникативные умения: · умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. · умение вести дискуссию
· умение отстаивать свою точку зрения · умение находить компромисс · навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. 6. Презентационные умения и навыки: · навыки монологической речи · умение уверенно держать себя во время выступления · артистические умения · умение использовать различные средства наглядности при выступлении · умение отвечать на незапланированные вопросы Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Метод творческих проектов, наряду с другими активными методами, эффективно применяется в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. «Плохой учитель преподносит истину, хороший − учит ее находить» А. Дистервег Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена и Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.
Используемая литература: 1. Главатских Р.Р., Дыганова Я.И. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая проблема. 2. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы психологии. 3. Поливанова, Н.И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей / Н.И. Поливанова, В.В. Рубцов, М.А. Семенова // Проблемы рефлексии. – Новосибирск, 1987. 4. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.- Томск: Пеленг, 1993.-268с. 5. http://www.myshared.ru/slide/740077/ 6. http://festival.1september.ru/articles/565145/ 7. http://nsportal.ru/nAcHAlnAYA-sHkolA/MAtEriAlY-Mo/2013/08/26/proEktnAYA-dEYAtElnost-V-nAcHAlnoY-sHkolE-V-rAMkAkH-fgos - социальная сеть работников образования 8. http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/792-refle - сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|