В развитии человечества Э. Фромм выделяет два аспекта.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ЭРИХ ФРОММ Пессимистический взгляд на европейскую культуру характерен не только для Ф. Ницше, О. Шпенглера, З. Фрейда, их точка зрения была подхвачена и развита в трудах культурологов и философов – представителей самых разных направлений. Так последователи З. Фрейда в США и Канаде создают особую школу «культурного (гуманитарного) психоанализа». Наиболее известным представителем этой школы является Эрих Фромм (1900-1980), который пересматривает ряд положений классического психоанализа: прежде всего представление о природе человека и о его неизбежном конфликте с культурой. Основные работы Э. Фромма – «Бегство от свободы» (1941), «Психоанализ и религия»(1950), «Марксова концепция человека» (1961), «Искусство любви»(1964), «Здоровое общество»(1965), «Человек для себя»(1967), «Кризис психоанализа»(1973), «Иметь или быть?» (1976). Для Э. Фромма человек – существо социальное, и подлинно человеческое начинается там, где заканчивается природное.Связь человека с окружающим миром может носить различный характер. Она бывает как возвышенной, так и тривиальной. Однако даже связь, которая основана на самых низменных началах, все же гораздо лучше для человека, чем одиночество. Религия, обычаи, предрассудки, пусть даже самые нелепые, позволяют человеку почувствовать свою связь с другими людьми и спастись от одиночества. Став человеком, человек утрачивает свое изначальное единство с природой. Перед ним возникают две альтернативы: 1) либо вновь воссоединиться с миром «в спонтанности любви и творческого труда», 2) либо найти спасение в таких связях с миром, которые уничтожают его свободу и индивидуальность. На заре своего развития человек был тесными узами связан с природой, своим племенем, религией. С одной стороны, эта тесная связь препятствовала развитию человека, мешала ему стать свободным, творческим индивидом. С другой – эта идентичность давала ощущение уверенности, человек чувствовал себя частью целостной структуры, знал, что занимает в ней определенное место.
В развитии человечества Э. Фромм выделяет два аспекта. Первый – увеличение возможностей и могущества человека. Второй – его растущая индивидуализация. Будь развитие человека гармоничным, эти две стороны уравновешивали бы друг друга. К сожалению, в реальности этого не происходит, и вся человеческая история представляет собой историю конфликта и разлада. «Рай утрачен навсегда; индивид стоит один, лицом к лицу со всем миром, безграничным и угрожающим». Такая позиция толкает Э. Фромма к ревизии фрейдизма, к попытке осуществить некий синтез ученийЗ. Фрейда и К. Маркса, «социологизировав» первое, и, «гуманизировав» второе. Э. Фромм подчеркивает, что современный человек всегда стоит перед выбором – «Иметь или быть?» (так называется одна из самых известных его работ). Благодаря включению личности в культуру, она приобретает определенные социальные черты и это, согласно Э. Фромму, обеспечивает человеку эффективное приспособление к требованиям общества, формирует у него чувство безопасности и защищенности. Но, отмечает исследователь, современное общество оказывает на человека двоякое воздействие. Во-первых, индивид чувствует себя более самостоятельным и уверенным в себе. Он критически и независимо относится к окружающему миру. Но, вместе с тем, налицо одиночество человека, его изолированность, ведущая к возникновению страха и тревоги. Двойственное положение индивида приводит к тому, что сочетание наивности и цинизма становится для него типичным.Результатом подобного сочетания является боязнь самостоятельного мышления и принятия решений. Мир больше не воспринимается человеком как некая целостность, он распадается на отдельные кусочки. Каждый факт, который преподносится индивиду, это – один, отдельный факт, абсолютно не связанный с остальными. И он не знает, как сложить воедино эти разрозненные фрагменты, не представляет, что из них может получиться в результате. Но поток информации нарастает, и в результате человек начинает испытывать чувство бессилия и даже испуга. В конечном счете, его реакцией на происходящее становится безразличие и тупая отстраненность от происходящего.
Если З. Фрейд говорит об общей психической неудовлетворенности людей, то Э. Фромм видит конкретную опасность, грозящую человеку, в том, что внешне процветающим «обществом потребления» овладевает скука и коллективная неудовлетворенность. Если опасность прошлого, утверждает Э. Фромм, состояла в том, что люди становились рабами, то опасность будущего заключается в том, что люди могут стать роботами, утратить свою уникальность, лишившись собственно человеческого измерения. Каким образом человек превращается в «винтик»? Э. Фромм указывает на то, что мысли, желания, и чувства человека заменяются мнимыми. Они формируются у человека в процессе его социализации. Действительно, нередко кажется, что быть «винтиком» проще и удобнее, ведь гвоздь, который высовывается, первым получает по шляпке. Однако эти «простота и удобство» приводят к тому, что человек калечит свою душу, отказывается от себя ради того, чтобы быть как все. Среди псевдожеланий он называет «желание» вступить в брак, выбрать определенную профессию. Нередко бывает так, что за этими якобы искренними желаниями стоят обстоятельства, которые подталкивают человека к решительному шагу (свадьба, выбор специальности). Искреннего же желания сделать этот шаг у человека нет, он обманывает себя. Индивиду кажется, что он представляет собой самостоятельную личность, утверждает Э. Фромм. Однако на самом деле такой человек – не более чем робот. Иллюзия самостоятельности помогает ему закрыть глаза на свою неуверенность, но не больше. Чувство бессилия никуда не исчезает, а, напротив, только растет, и это еще больше ослабляет личность. Подлинные связи человека с миром теряются. Он становится частью машины, которую сам же и создает.
Рассматривая положение современного ему человека, Э. Фромм пишет об отчуждении. Отчужденный человек воспринимает себя и других как вещи – с помощью здравого смысла, чувств, но без продуктивной связи с собой и с миром. Такой «человек ощущает себя не активным носителем собственных сил и богатства личности, но лишенной индивидуальных качеств «вещью», зависимой от внешних для нее сил, на которые он перенес свою жизненную субстанцию». Автор отмечает, что в современном ему обществе отчуждение носит практически всеобщий характер. Человек создает «мир рукотворных вещей» и превращается в раба своего творения. Современный человек с готовностью идет на значительный риск для достижения цели, навязанной ему извне. Но он боится поставить перед собой собственную цель, поскольку его страшат связанные с этим риск и ответственность. По мнению Э. Фромма, в современном обществе каждый человек оторван от остальных. Индивидов связывают только эгоистические интересы и необходимость использовать друг друга. Выход он видит в позитивной свободе, которая «состоит в спонтанной активности всей целостной личности человека». Спонтанная активность противостоит активности вынужденной, навязываемой индивиду изоляцией, бессилием; активности робота, обусловленной некритическим восприятием навязанных извне шаблонов. Необходимой предпосылкой спонтанной активности является то, что не подавляет себя. Чувства, мысли и поступки должны находиться в гармонии. В качестве примера людей, обладающих этой подлинной свободой, Э. Фромм называет деятелей искусства и маленьких детей. Важно отметить, что спонтанность интересует исследователя не только и не столько как проблема психологическая, а, в первую очередь, как социокультурная. Именно спонтанная деятельность позволяет человеку добиться свободы. Свобода может быть негативной: это «свобода от», свобода от внешнего принуждения. Сама по себе она ничего не дает индивиду – лишь превращает его в «одинокое, запуганное существо». Спонтанная активность как раз и позволяет человеку вырваться из оков этого одиночества, наладив связи с внешним миром и, прежде всего, с другими людьми. Главной, важнейшей составной частью спонтанности Э. Фромм считает любовь. Однако эта любовь не связана с растворением в другом человеке или с обладанием им. Истинная любовь представляет собой добровольный союз, основанный на сохранении собственной личности. Таким образом, любовь, согласно Э. Фромму, отличается «полярностью». Она направлена на то, чтобы «преодолеть отдельность» человеческого существования, но при этом сохранить индивидуальность личности.
В качестве другой составной части спонтанности Э. Фромм называет труд. И вновь речь идет не о вынужденной деятельности, цель которой – избавиться от одиночества. Человек не должен вести себя, как «царь природы», но и превращаться в раба машины, в придаток конвейера ему тоже не к лицу. Автор отмечает, что труд должен носить творческий характер, соединять человека и природу «в акте творения». В этом положении заключен определенный оптимизм мировоззрения Э. Фромма, хотя достаточно сложно представить себе, как подобная концепция труда может быть реализована практически. Автор утверждает, что «личность сильна постольку, поскольку она деятельна». Человек не может черпать силы из обладания чем-либо – будь то материальные предметы или психические качества. В книге «Иметь или быть» он решительно высказывается в пользу «быть». Источником чувства слабости и неполноценности является именно отказ от спонтанности и самобытности, осознаваемый человеком в глубине души. Спонтанная активность помогает человеку снова слиться с миром, обрести утраченное единство с ним. Однако это единство носит качественно новый характер. Оно не основано на том, что индивид находится под защитой внешних сил: бога или племени. Кроме того, в рамках этого единения человек не закрывает глаза на трагичность своего существования. Вместе с тем, Э. Фромм отмечает и другой аспект позитивной свободы. Она подразумевает признание уникальности каждого отдельного человека. «Люди рождаются равными, но разными», – подчеркивает мыслитель. Современное ему общество превращает людей в роботов, отказывая им и в индивидуальности, и в уникальности. Важным понятием в построениях Э. Фромма является понятие социального характера. Мыслитель определяет его как «совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживаний и общего образа жизни». Автор подчеркивает, что разные общества – и даже разные социальные слои в рамках одного общества – обладают специфическим характером. На его основе происходит становление различных идей. Та или иная идея может обрести силу в рамках данной культуры только в том случае, если она отвечает потребностям людей, обладающих данным социальным характером. «Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, – подчеркивает Э. Фромм, – превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить».
Э. Фромм согласен с З. Фрейдом в том, что психическую «природу» человека образуют неизменные влечения. Однако это не докультурные стремления, а специфически человеческие, главными среди которых являются потребность в свободе и в общении с себе подобными. В сущности, это утверждение ничто иное, как возврат к дофрейдистским представлениям о человеке, который в естестве своем добр, свободен и благочинен. Несправедливое общество искажает истинную природу человека, что и является источником конфликта человека и культуры. В условиях современного капитализма перед любым членом общества встает вопрос о смысле бытия, существования. Осуществляя свой выбор, человек становится или субъектом бытия и тогда он раскрывает свое внутреннее достоинство, богатство внутреннего мира; или превращается в объект, вещь, частицу рыночных отношений, содержанием которых является обладание вещами, деньгами, властью, престижем и другими неподлинными признаками существования.
ЭРИХ ФРОММ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|