Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы деятельности военно-патриотическогонаправления в российском движении школьников




Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация

«Российское движение школьников»

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский детско-юношеский центр»

А.Ю.Алексеев

Проект методических рекомендаций

По военно-патриотическому направлению

Деятельности

Москва, 2016


Материалы представляют собой чётко изложенную, грамотно выстроенную и логично структурированную актуальную и своевременную информацию, которая пошагово знакомит с системой военно-патриотического воспитания. В методических материалах представлены как теоретические положения, так и практические рекомендации.

Материал предназначен для старших вожатых и вожатых школ, работающих по военно-патриотическому направлению. Специалисты сферы социально-воспитательной работы и работы с молодежью найдут для себя много необходимой информации, которая позволит поднять свою деятельность на новый уровень, будет способствовать дальнейшему развитию в непростых условиях современной действительности.

 

 

Редакционный совет: Разуваева К.Д., Панов, Н.С., Алексеев А.Ю., Ваганов М.А., Забелин А.В., Задорожный И.С., Иванова В.Н., Омельченко С.Д., Позднякова О.В., Сергиенко И.П., Труненков Д.В.

 

 

©А.Ю. Алексеев, 2016

© ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», 2016


Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………..……………………………………………………….4

1. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОгонаправления В РОССИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………...…7

2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО направления В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………………………..12

3. СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИя ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО направления ….………………………………15

4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОму НАПРАВЛЕНИЮ …………………………………………………………...….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………….…………………………27

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ нормативно - правовых документов по военно-патриотическому направлению Российского движения школьников ….28

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….....31


Введение

 

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Как сказал наш Президент «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Изменения политической обстановки в мире требуют укрепления мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

Обществу нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

Патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник, от patris - родина, отечество), любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества.

Существует чувство патриотизма в отношении к своему народу, и чувство патриотизма к нашему российскому обществу и государству в целом. Эти чувства должны составлять одно, целостное, единое чувство патриотизма, поскольку каждый честный человек и ответственный гражданин России понимает, что в действительности жизненные интересы его семьи, рода, народа неразрывны с интересами других людей, семей и народов в нашей славной стране, России.

Российский патриотизм предполагает, как любовь к своей «малой Родине», чувство принадлежности к своему народу, так и чувство ответственности за всю страну, всю Россию, наше общее государство.

Но на всем протяжении нашей российской истории, в случае угрозы нашему Отечеству, весь народ вставал на его защиту. Формирование морально-психологической готовности граждан к защите Отечества стало, как отмечено в военной доктрине Российской Федерации, одним из направлений социально-политического обеспечения военной безопасности России.

Но что бы доверить управлять сложной современной боевой техникой и оружием сегодняшнему защитнику Отечества нужно, что бы он понимал ради кого и чего он это делает. Нужно донести до сегодняшнего школьника, что у него есть мама и папа, братья и сестры – его семья. У него есть друзья, его одноклассники. Есть огромная красивая страна с большим запасом полезных ископаемых – наша Родина. И нужно объяснить сегодняшнему школьнику, что все это богатство – семью, друзей, любимую девушку, Родину нужно защищать, и как показывает вся наша предыдущая история, в том числе с оружием в руках. И что бы не погибнуть в первом бою, к этому нужно готовится заранее – с детства.

Поэтому именно в школьном возрасте оно становится особенно массовым, интересным для ребят и, следовательно, тем, кому выпала честь научить будущих защитников этому должны владеть передовой теорией и практикой для того, чтобы профессионально вести воспитательный процесс, искать и находить актуальные формы работы в свете современных требований вовлечения в него молодежи.

Разумеется, решать эту сложную и важную задачу призваны не только педагоги, но и представители других общественных организаций, ведомств и в первую очередь представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Наши Вооруженные Силы постоянно пополняются молодежью, которая в короткие сроки должна овладеть военной службой для того, чтобы добросовестно выполнять требования воинских уставов и активно участвовать в многогранной общественной жизни подразделения. Успехи молодого солдата во многом находятся в прямой зависимости от целенаправленной работы всей системы военно-патриотического воспитания. Эффективная система этого воспитания требует от проводящих ее в жизнь конкретных дел, связанных с любовью к своему государству и к его народу.


 

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГОНАПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Одним из четырех направлений Российского движения школьников является военно-патриотическое.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Таким образом, военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания учащихся, представляющая собой целенаправленный управляемый процесс их личностного развития на основе боевых традиций своего народа, формирования их готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, навыками и умениями.

Для школьников быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и своих обязанностей. Необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить им, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. На этих примерах и следует воспитывать ребят. Стремление воспитать молодых людей патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества. Одни лишь рассказы тут не помогут. Именно такой принцип – единства военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки учащихся должен быть заложен в основу деятельности образовательных учреждений работающих совместно с Российским движением школьников.

Однако усилий только лишь образовательных учреждений в этом деле недостаточно. Необходима совместная с ними систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, воинских частей и учреждений по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности и способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, службы в силовых ведомствах России.

Функции, осуществляемые системой военно-патриотического направления Российского движения школьников, определяют ее структуру. В организационном плане частями системы являются: учебный процесс, внеклассная работа. Такая организационная структура, в принципе, характерна для любой подсистемы воспитания. Специфика же системы военно-патриотического направления выявляется при рассмотрении структуры данной системы в содержательном плане. В этом случае направлениями системы являются духовно – нравственная, историческая, патриотическая, воинская и физическая подготовка. Задачи каждого направления реализуются в трех аспектах:

- приобщение к нравственности как первооснове человека, т.е. добру, любви, правде, истине и красоте;

- стимулирование главного в человеке – внутренней, собственной духовной работы ученика, осознающего смысл жизни и свое человеческое предназначение;

- побуждение к творчеству, творческому отношению к своему делу и окружающему миру.

В Российском движении школьников военно-патриотическое направление является необходимым элементом и средством воспитания личности подрастающего поколения, формирования у него творческого мышления, пробуждения познавательного интереса у подростков к героическому прошлому нашей Родины.

В рамках Российского движения школьников цель военно-патриотического направления – это выработка системы мер, помогающая воспитывать у детей патриотизм, чувство долга перед своей Родиной и готовность защищать в любой момент интересы Отечества.

Для достижения данной цели, рекомендуется выполнить следующие задачи (Рисунок 1):

1. Сформировать школьную систему нормативно-правового обеспечения деятельности в области военно-патриотического воспитания.

2. Организовать работу военно-патриотического клуба и вовлечь в нее детей.

3. Организовать профильные события, направленные на повышение интереса у детей к службе в силовых подразделениях, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций;

4. Организовать проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми, Героями нашего государства и ветеранами;

5. Обеспечить координацию военно-патриотической деятельности школы с общественными объединениями и государственными организациями в рамках социального партнерства.

Рисунок 1 - Задачи военно-патриотического направления Российского движения школьников.

 

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач военно-патриотического направления в Российском движении школьников относится признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству, необходимости создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их развития у российской молодежи.

Военно-патриотическое направление, как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности в Российском движении школьников, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием практически все категории детей и молодежи пронизывает многие стороны жизни общества, особенно Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и правоохранительных органов.

Среди основополагающих принципов военно-патриотического направления (Рисунок 2), представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в Российском движении школьников, выделяются:

- научность;

- гуманизм;

- демократизм;

- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

- системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий;

- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

- направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

- тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

 

Рисунок 2 - Принципы военно-патриотического направления Российского движения школьников.

 

Реализация этих принципов призвана обеспечить развитие у молодых людей нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите и постоянному развитию Отечества.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...