Значение электроэнергетической отрасли в экономике России и тюменской области
РЕФЕРАТ По дисциплине: «Экономическая и социальная география» На тему: «Характеристика электроэнергетики области Тюменской области» ПЛАН РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 2. ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ И ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ, ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ 5. ЗНАЧЕНИЕ «ПОЛУЙ» 6. ЗНАЧЕНИЕ «БЕЗОТХОДНАЯ И МАЛООТХОДНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
«Энергетической стратегией России на период до 2020 года» прогнозировался прирост потребления электроэнергии в 2000-2005 гг. 46-50 млрд кВт.ч, однако реальный прирост оказался выше. В некоторых регионах разрыв между прогнозным и реальным приростом потребления электроэнергии в 2000-2005 гг. оказался более существенным: в Белгородской области – в 1,8 раза, в Ленинградской области – в 3 раза, в Калининградской области – в 3,4 раза, в Москве и Московской области – в 3,8 раза, в Тюменской области – в 4,8 раза. В указанных регионах потребление электроэнергии уже превысило показатели 1990 года, что в условиях прогрессирующего физического и морального износа и недостаточных объемов ввода новых генерирующих мощностей создает предпосылки формирования дефицита электроэнергии. Цель представленной контрольной работы – изучить факторы, влияющие на размещение различных типов электростанций в РФ, а также проанализировать состояние отрасли электроэнергетики, ее историю, рассмотреть прогнозы развития данной отрасли. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Тюменская область - это сложный территориально-экономический комплекс, являющийся на сегодняшний день одним из самых стабильных регионов Российской Федерации. В Ханты-Мансийском (ХМАО) и Ямало-Ненецком (ЯНАО) автономных округах, занимающих 89% территории, ведется основная нефте- и газодобыча, дающая в общей сложности 94% товарной продукции области. В соответствии с действующей Конституцией РФ и Федеративным договором они являются самостоятельными субъектами Федерации. А также в области создан один из крупнейших в России электроэнергетических комплексов. Энергосистема области позволяет обеспечивать потребности не только нашего края, но и соседних регионов. Первый турбоагрегат Тюменской ТЭЦ-1, мощностью 25 МВт был пущен в 1959 году, но по-настоящему развитие энергетики Тюменской области началось в 1966, когда стало известно, что на севере Тюменской области, в Урайском, Сургутском и Нижневартовском районах имеются крупные залежи нефти. На Тюменской ТЭЦ начали вводить новые мощности, началось проектирование Сургутской ГРЭС, проектирование и строительство ВЛ 500 кВ Тюмень - Сургут, ВЛ 220 кВ Тюмень - Тавда и ВЛ 110 кВ Тавда - Урай для электроснабжения первого нефтепровода Урай - Тюмень. Кроме этого, параллельно работали два энергопоезда в Нефтеюганске и один в Сургуте мощностью по 4 МВт каждый. По приказу №60 Минэнерго СССР от 3 мая 1979 года на базе расположенных в Тюменской области энергетических предприятий РЭУ «Свердловэнерго» была образована одна из крупнейших энергосистем России – Тюменская. С 1 января 1980 года «Тюменьэнерго» стало полностью самостоятельным. До начала 90-х годов развитие хозяйственного комплекса Тюменской области было подчинено реализации главной задачи – обеспечению максимально возможных объемов добычи углеводородного сырья, транспортировки нефти и газа за пределы области в европейскую часть страны и на экспорт. Тюменская энергосистема развивалась для обеспечения электроэнергией нефтяной и газовой промышленности Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. За исключительно короткий срок электроэнергетика Тюменской области превратилась в крупнейший энергокомплекс, уступающий в России по мощности и выработке электроэнергии только Московской энергосистеме.
ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ И ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет её геополитическое влияние. Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения. Начавшийся экономический рост неизбежно повлечет за собой существенное увеличение спроса на энергетические ресурсы внутри страны, что требует решения унаследованных и накопившихся за годы реформ экономических проблем в условиях глобализации и ужесточения общемировой конкуренции, обострения борьбы за энергетические ресурсы, рынки и др. Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами. Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики и населения страны всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика. Целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.
В настоящее время преодолена тенденция спада и начался рост добычи газа, нефти и угля, производства электроэнергии, объема и глубины переработки нефти. Производственные структуры ТЭК в результате проведенных структурных преобразований, либерализации и приватизации в значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования. Начались реформы электроэнергетики и жилищно-коммунальной сферы. Сформированы основы регулирования хозяйственных отношений в энергетическом секторе экономики, включая вопросы недропользования, налогообложения и ценообразования. Развитие энергетического комплекса направлено на решение следующих задач: § ускоренное развитие электроэнергетической инфраструктуры, преодоление наметившегося дефицита генерирующих и сетевых мощностей, технологическое обновление энергетического комплекса и формирование новой системы институтов либерализованного рынка энергии; § расширение масштабов и повышение эффективности добычи и переработки нефти, газа и угля, обеспечивающие увеличение экспорта и удовлетворение растущих внутренних потребностей экономики; § активное энергосбережение за счет структурных факторов, модернизации производства, внедрения новых технологий и реализации системы мер по энергосбережению. Энергоемкость российской экономики существенно выше соответствующих показателей в государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития при высоком уровне энергопотребления на человека, производства продукции и предоставления услуг комфорта (тепла, освещенности и др.). Общий технологический потенциал энергосбережения консервативно оценивается в 350 млн. тонн условного топлива, из которых:
§ около 60 млн. тонн условного топлива - при производстве электроэнергии; § около 80 млн. тонн условного топлива - при потреблении энергии отраслями промышленности; § около 80 млн. тонн условного топлива - при производстве, передаче и распределении тепловой энергии; § около 130 млн. тонн условного топлива - за счет снижения непроизводительных энергопотерь в зданиях. Топливно-энергетический комплекс является одним из основных источников загрязнения окружающей природной среды. Реализация комплекса мер, направленных на повышение энергоэффективности российской экономики позволит в значительной степени решить задачу по обеспечению экологической безопасности. Осуществляемые дерегулирование и либерализация энергетических рынков формирует экономическую мотивацию реализации потребителями мер по энергосбережению. В целях устранения энергетических барьеров социально-экономического развития Российской Федерации и использования потенциала энергосбережения необходимо снизить энергоемкость валового внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года. Для достижения поставленной цели следует реализовать следующие меры: установление запретов на использование энергорасточительных технологий. В этих целях предлагается расширить сферу регулирования законодательства о техническом регулировании требованиями энергоэффективности (требования к удельному потреблению энергоресурсов машин и оборудования, потерям тепла в зданиях и к расходу воды в установках водоподготовки). На этапе подготовки соответствующих технических регламентов следует установить: § адекватный переходный период введения таких требований; § обеспечение равной доходности поставок газа на внутренний и внешний рынки; § экономическое стимулирование повышения эффективности использования газа на внутреннем рынке; § демонстрация государством лидерства в достижении лучших показателей энергоэффективности в бюджетном секторе. С этой целью необходимо установить для организаций бюджетного сектора показатели: § снижения удельного энергопотребления, сохранить бюджетным организациям экономию затрат от реализации проектов по энергосбережению до 5 лет и ввести в законодательство о государственных закупках положения о приобретении товаров, соответствующих лучшим классам энергоэффективности; § введение маркировки энергопотребляющего оборудования и машин по уровню (классу) энергоэффективности, установив обязательность такой маркировки;
§ стимулирование использования предприятиями всех отраслей экономики возобновляемых источников энергии, а также экологически- и энергоэффективных технологий; § оказание поддержки развитию машиностроения по созданию образцов энергосберегающих технологий нового поколения. С этой целью государство должно взять на себя функцию заказчика новых видов оборудования, превышающего стандарты, установленные в государствах- членах Организации экономического сотрудничества и развития. Ожидаемым эффектом применения этой меры будет: § создание конкурентоспособного производственного потенциала российского энергетического машиностроения; § стимулирование развития технического консалтинга - энергетического аудита через специальные проекты, реализуемые в рамках программы поддержки развития малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, программы обучения и др.); § обеспечение прямой поддержки со стороны государства реализации инвестиционных проектов в энергетической сфере, предусматривающих внедрение энергосберегающих технологий нового поколения. Это может быть обеспечено через инструменты согласования инвестиционных программ компаний топливно-энергетического комплекса: § с государственным участием при внедрении самых современных энергоэффективных решений, ликвидация к 2012 году за счет государственной поддержки безучетного пользования энергоресурсами путем оснащения приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей; § развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии розничного рынка; § обеспечение государственной поддержки развития и окончательного формирования к 2012 году института операторов коммерческого учета электрической и тепловой энергии; § реализация специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса, в том числе внедрение тарифного метода доходности инвестированного капитала (RAB), адаптация концессионных договоров для передачи в управление комплексов жилищно-коммунального хозяйства и внедрение новых строительных норм и правил эффективного использования энергии. В результате политики стимулирования энергосбережения к 2020 году будут обеспечены следующие показатели: § создание дополнительного энергетического потенциала развития не менее 200 млн. тонн условного топлива к 2015 году; § формирование к 2011 году высокотехнологического сегмента российской экономики (энергетического сервиса с использованием инноваций) емкостью не менее 200 млрд. рублей; § снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду не менее чем на 20 процентов к 2015 году. Увеличение темпов развития экономики привело к существенному росту спроса на электроэнергетические и тепловые ресурсы внутри страны. В настоящее время при большом различии темпов роста спроса на электрическую и тепловую энергию в регионах в условиях рыночных реформ, увеличивающих число независимых производителей электрической энергии, необходимо обеспечить максимально эффективное использование потенциала электроэнергетической отрасли. Учитывая длительность реализации инвестиционных проектов в электроэнергетике, динамично развивающийся спрос на электрическую и тепловую энергию, необходимо конкретизировать приоритеты и параметры развития электроэнергетической отрасли с учетом оптимального использования топливно-энергетических ресурсов и передовых технологий, обосновав на долгосрочный период рациональную, экономически эффективную структуру размещения объектов электроэнергетики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|