К лассный час как одна из главных форм воспитания в школе
Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания. Форма воспитательной работы – это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия). Формы воспитательной работы – это динамическое явление. Существующая система форм воспитательной работы постоянно пополняется новыми, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни. Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак: 1) по количеству участников: массовые (школьный бал), групповые (классное собрание), индивидуальные (беседа); 2) по видам деятельности: познавательно-развивающие (викторина), развлекательные (дискотека), по направлениям воспитательной работы (профориентационные, физкультурно-оздоровительные и т.п. дела); 3) по результату: информационный обмен (устный журнал), выработка общего решения (собрание), общественно значимый продукт (акция милосердия). Широко распространенной формой воспитательной работы является классный час (час классного руководителя). Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. Выделяют два основные вида классного часа: тематический и час общения по текущим делам в классе. Классный час выполняет следующие функции: 1) просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.
2) ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни. Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя Кл. час м. выполнять чисто ориентирующую функцию. 3) направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся. 4) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Типы классного часа: • Нравственный классный час Цели: 1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; 2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений; 3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников; 4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать т. з и уважать чужую т. з., и др.) (нельзя проводить часто). • Интеллектуально-познавательный классный час Цели: 1. Развивать познавательный интерес учащихся; 2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию. • Тематический классный час Цели: 1. Развивать кругозор учащихся; 2. способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей. • Информационный классный час Цели: 1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;
2. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения; 3. Формирование своего отношения к происходящему; 4. Развитие исследовательских умений. Формы классного часа: • Беседа (эстетическая, нравственная) • Диспут • Встречи с интересными людьми • Викторины по различным областям знаний • Дискуссии • КВНы • Интерактивные игры • Игры-путешествия • Тренинги • Читательские конференции • И др. Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из: • Возрастных и психологических особенностей школьников; • Целей и задач, которые он ставит; • Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся. При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий: • Определить тему, сформулировать цель; • Составить план (сценарий); • Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме; • Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом); • Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей. Советы по проведению классного часа: • От предметной информации к оценке информации; • От общих оценок к развернутым суждениям; • Внимание к выступлениям учащихся; • Акцент на важных моментах; • Размышления вместе с детьми; • Совместный поиск решений проблемы; • Учет психологических особенностей восприятия материала учащимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос); • Участие детей в составлении плана классных часов (четверть/полугодие/ год) Выбор из нескольких предложенных. Анализ классного часа: Он нужен воспитателю для определения задач индивидуальной работы с воспитанниками, выделения стратегических направлений работы с классом. Выделяют две стороны анализа. Первая – это совместный анализ учителя с воспитанниками. (рефлексия). Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся сопоставить намеченное и результат; причем, важна не констатация, а анализ деятельности, оценка вклада каждого; выделение положительных моментов в организации совместной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|