Начало операции «Голубь» и установления израильского господства в воздухе
Роль авиации. По планам Генерального штаба Израиля, в сложившихся условиях, многое должно было зависеть от внезапности и массированное™ удара. Решающая роль в достижении победы отводилась авиации. Она должна была внезапными атаками по аэродромам Египта, Сирии и Иордании уничтожить их боевую авиацию и тем самым завоевать господство в воздухе, создав благоприятные условия для развития наступательных операций сухопутным войскам. Подготовке израильских ВВС отводилось большое, внимание. Командовавший Хель Хаавиром Мордехай Ход поставил задачу: выяснить мельчайшие детали и подробности о противнике, включая обычное время вылета на патрулирование, летные маршруты, порядок размещения самолетов на базе и точный распорядок дня на полетных аэродромах с указанием времени приема пищи, отдыха и т.н. При помощи разведки все эти сведения оказались в распоряжении летчиков. О том, что разведка хорошо сработала, говорит тот факт, что во время войны все макеты самолетов на египетских аэродромах остались в целости и сохранности, т.е. обмануть ими Израиль не удалось. Главное направление удара. По мнению израильских стратегов, самая серьезная опасность поджидала армию со стороны египетских вооруженных сил как наиболее боеспособной и хорошо вооруженной группировки. Разгром египетской армии на Синайском полуострове считался главным направлением удара в предстоящей войне. От действий на египетском направлении зависел успех всей войны. Поэтому против Египта - на Южном фронте - были развернуты основные ударные силы Израиля в составе 14 бригад (70 тысяч человек и 600 танков). На остальных фронтах эти силы были значительно меньше. На Центральном фронте - против Иордании -7 бригад (35 тысяч человек и 200 танков), на Северном -против Сирии - 10 бригад (50 тысяч человек и 300 танков). Еще один показательный факт: для поддержки наступления войск Южного фронта выделялось 220 самолетов, Центрального - 30 самолетов, а Северного - 70 самолетов.
Маскировка. Израильское командование провело ряд крупных мер по оперативно-стратегической маскировке. В частности, была осуществлена тщательная маскировка районов сосредоточения войск. Командование запретило использование радиостанций для связи между штабами и войсками до выхода их в исходные районы и перехода в наступление. Все передвижения войск к границам проводились только ночью, а их сосредоточение в исходных районах тщательно маскировалось. Особенно строго держались в секрете приготовления к нападению израильской авиации. На аэродромах и в воздухе строго соблюдался постоянный режим боевой готовности. Был запрещен полет военных самолетов вблизи арабских границ, а также ограничен радиус полетов разведывательных самолетов. Израильские истребители атакуют. Израильский генеральный штаб решил воспользоваться возможностью разгромить основные силы египетских ВВС первым ударом. Большая часть самолетов Египта была расположена на приграничных аэродромах, что делало их весьма уязвимыми. Утром 5 июня в 7.10 по израильскому времени с аэродромов поднялись основные воздушные силы Хель Хаавир и взяли курс на северо-запад в сторону Средиземного моря. Несмотря на то, что факт выдвижения крупных сил противника был засечен иорданской радиолокационной станцией (РЛС), он не был доведен до сведения египетской стороны, так как в это время произошла смена кодировки связи. В 7.45 по израильскому, или в 8.45 по каирскому, времени, строго в соответствии с планом, первая волна в 80 израильских истребителей накрыла десять военных аэродромов на территории Египта. Это были Эль-Ариш, Джебель-Либни, Бир-Гифгафа, Бир-Тамада, Абу-Суэйр, Кабрит, Инкас, Аль-Маза, Бени-Суэйр и Фаид. Налет авиации Израиля оказался столь неожиданным для египтян, что большая часть МиГов была уничтожена прямо на земле. В воздух смогли подняться только два звена МиГ-21, которым удалось сбить два «Миража», после чего они были уничтожены превосходящими силами противника.
Потери Египта. До 11.45 израильская авиация накатывалась тремя волнами с интервалами в десять минут. Во втором ударе приняли участие уже 120 машин. По разрозненным данным, потери ВВС Египта достигали 200 боевых самолетов. Практически в первые часы Египет потерял большую часть своей истребительной авиации и всю бомбардировочную, в том числе и 30 бомбардировщиков дальнего действия Ту-16. Противовоздушная оборона Египта оказалась не готова к активному противодействию. Наиболее боеспособной оказалась зенитная артиллерия, сбившая до 35 самолетов противника. В результате боевых действий израильской авиацией на аэродромах и в воздушных боях было уничтожено около 270 самолетов стран арабской коалиции и выведено из строя 9 аэродромов Сирия и Иордания вступили в войну спустя только четыре часа, когда ВВС Египта уже потеряли боеспособность. Прикрытие сухопутных сил. В течение первого дня войны Израиль завоевал безраздельное господство в воздухе, и авиация смогла переключиться на операции по прикрытию сухопутных сил. Уже во второй половине дня 5 июня были нанесены удары по стратегическим объектам противника: мостам через Суэцкий канал, узлам коммуникации и штабам. В первый же день удалось вывести из строя фронтовой узел связи египтян на Синайском полуострове, что привело к дезорганизации системы обороны и деморализации личного состава армии. Воспоминания С. Тарасенко. Вот что вспоминает непосредственный участник третьей арабо-израильской войны, тогдашний атташе посольства СССР в Египте С. Тарасенко: «Через час мы уже практически знали, что происходит. В посольство прибыла группа советских специалистов, работавших на крупнейшей египетской базе... Их внешний вид - порванная грязная одежда, осунувшиеся лица - говорил сам за себя. На вопрос, что случилось, старший офицер коротко бросил: "У Египта больше нет ВВС, базы Кайро-Уэст тоже нет"». Удивляло спокойствие и даже безразличие египетских генералов и старших офицеров, убежденных, что они начали войну не с Израилем, а против США, в которую неминуемо втянется и Советский Союз и придаст боевым действиям совершенно иной характер. Тем временем израильские войска полностью захватили Синай и вышли на восточный берег Суэцкого канала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|