Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные ресурсы как особый вид экономического ресурса

Россия сейчас располагает достаточно большими по составу и в количественном отношении информационными ресурсами. Они складываются из ресурсов библиотечной сети, архивного фонда, национальной системы научно-технической информации, государственных систем статистики, правовой информации, из ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, отраслей материального производства, информации о природных ресурсах, явлениях и процессах, а также из ресурсов социальной сферы, сферы финансов и внешнеэкономической деятельности.

Основной продукцией крупнейших центров НТИ, а также важнейшей составляющей информационных ресурсов любых научных и научно-технических организаций являются вторичные информационные издания: реферативные журналы, библиографические указатели, экспресс-информация, сигнальная, обзорно-аналитическая информация. Эти издания готовят несколько крупных государственных информационных центров: ВИНИТИ, ИНИОН, ВНТИЦентр, Информационно-издательский центр Роспатента (ВНИИПИ), Российская книжная палата (РКП), ЦНСХБ, ВНИИНТПИ. Из около 400 реферативных и библиографических изданий 312 приходится на ВИНИТИ (по точным, естественным и техническим наукам и медицине); 33 — на ИНИОН; 16 — на РГБ, 10 — на РКП (готовит и издает национальную библиографию). ГПНТБ России создает сводный каталог как отечественных, так и зарубежных изданий. Существенная часть этих изданий формируется в электронной форме, подготавливается на основе баз данных ведущих органов НТИ федерального уровня. Указанные базы данных, как правило, доступны для иностранных пользователей (в том числе через Интернет). Они представляют собой российскую часть совокупных мировых информационных ресурсов, доступных через глобальную информационную инфраструктуру.

Информационные технологии коренным образом изменили процессы формирования и использования информационных ресурсов, обеспечив возможность:

— компактного хранения больших объемов информации;

— ее оперативного поиска;

— доступа к удаленным ресурсам;

— фиксации на одном носителе различной по характеру информа-

— объединения библиографических и полнотекстовых баз данных;

— появления баз данных, содержащих как библиографическую, так и фактографическую информацию.

Эти изменения расширяют сферу влияния информационных центров и библиотек и в то же время усложняют их деятельность, повышая требования к профессиональной подготовке персонала и материально-технической оснащенности его труда. Тем самым создаются реальные предпосылки для появления новых услуг и выработки уникальной информационной продукции с одновременным ужесточением требований к их качеству и совместимости в масштабе совокупных информационных ресурсов.

Становление информационного ресурса происходит очень быстро. Показательно, что до недавнего времени российская экономическая наука не рассматривала информацию в качестве составной части ресурса экономического потенциала страны. Однако все возрастающая роль экономической информации в успешном функционировании народного хозяйства способствовала не только ее признанию частью непроизводственных ресурсов государства, но и осознанию важности национальных информационных ресурсов в социально-экономическом развитии общества. Большинство исследователей, относят информационный ресурс к стратегическим, справедливо полагая, что именно он определяет долговременные тенденции развития научно-технического прогресса и общества в целом.

Особая роль информационного ресурса обусловлена, прежде всего, его спецификой, в том числе соотношением с другими ресурсами. Как кажется на первый взгляд, информационный ресурс способен заменить такие традиционные ресурсы, как материальные, энергетические и др. Однако на самом деле информационный ресурс (знания) сам по себе, конечно, не может стать заменой ни материально-вещественной, ни энергетической субстанции производительных сил.

В экономическом и политико-экономическом аспектах понятие информационного ресурса связано с общественной практикой человека. С этой точки зрения информационный ресурс есть совокупность научно-технических и научно-гуманитарных знаний, воплотивших производственно-технический и социальный опыт человечества, необходимый для его выживания в сложных условиях взаимозависимого мира.

Народнохозяйственный информационный ресурс должен обеспечить почву для прогрессивного развития конкретной социально-экономической системы.

Первая особенность информационного ресурса — активная роль в процессе использования всех видов ресурсов в народном хозяйстве, в выявлении и преодолении экономических ограничений в воспроизводственном процессе.

Действительно, экономическая значимость информационного ресурса велика: он способствует повышению эффективности производства и экономическому росту в целом без дополнительных затрат традиционных ресурсов.

Вторая особенность информационного ресурса — непосредственное воздействие на субъективный фактор производства, на человека, его интеллектуальный уровень, характер экономического и социального поведения. Эту способность информационного ресурса не следует понимать однозначно — знание само по себе не улучшает и не ухудшает человека и человечество. Однако изменение информационной среды предъявляет определенные требования к интеллектуальным и сенсорным возможностям человека, как в производстве, так и социальной сфере в целом. Это обусловливает необходимость повышения уровня образования и культуры в обществе, а с другой стороны, существенно расширяет возможности выбора и тем самым способствует повышению социальной активности, росту индивидуальной и коллективной инициативы.

Третья особенность информационного ресурса — содействие ускорению воспроизводства, сокращению времени производства и времени обращения продукта. Значение экономической, коммерческой информации особенно возрастает с переходом к рыночной экономике. Информационное обслуживание хозяйственного оборота предприятий становится решающим условием их экономической самостоятельности, обеспечивает развитие «горизонтальных структур» — прямых хозяйственных связей, оптовой торговли, маркетинга.

Информатика изучает особенности информационного ресурса как ресурса социального прогресса, механизмы его взаимодействия с материальными (энергией, материалами, трудом, орудиями труда) и интеллектуальными ресурсами общества, то есть с другими формами существования знаний (квалификация, материализованные знания).

Информационный ресурс — интеллектуальный ресурс, и главная трудность в понимании его природы и функций состоит в раскрытии механизма перехода «знаний в силу», способов его воздействия на материальные факторы производства.

Сам по себе информационный ресурс не «движет системы». Двигателями систем выступают материальные силы — энергетические, трудовые факторы. Но информационный ресурс со своей стороны активизирует эти скрытые материальные факторы, направляя их действие в заданное русло. Рассмотрим отличительные черты информационного ресурса.

1. В отличие от других (материальных) ресурсов информационный ресурс практически неисчерпаем. По мере развития общества и роста потребления знаний его запасы не убывают, а увеличиваются (например, в отличие от запасов сырья и энергии).

2. По мере своего использования информация не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается за счет конструктивной трансформации полученных сообщений с учетом опыта, местных условий.

3. Информационный ресурс — не самостоятелен; он имеет лишь потенциальное значение; только соединяясь с другими ресурсами (опыт, труд, квалификация, техника, энергия, сырье), информационный ресурс проявляет себя «кинетически» — как движущая сила.

4. Эффективность применения информационного ресурса связана с эффектом непервоначального (повторного) производства знаний, который описывал еще К. Маркс. Он писал: «Продукт умственного труда — наука — всегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее время, необходимое для ее воспроизведения, не идет ни в какое сравнение с тем рабочим временем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести. Так, например, теорему о биноме школьник может выучить в течение одного часа». Информационное взаимодействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени на его прямое генерирование.

5. Информационный ресурс возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Любой умственный труд, будь то научная работа или управление, включает две части: рутинную и творческую. Рутинная часть умственной работы сама по себе «не информативна», она не увеличивает потенциала нужных знаний, не меняет представления о путях достижения цели. Увеличение умственной работы за счет рутинной ее части не ведет к росту информационного ресурса.

Информационный ресурс «сообщает» определенность, «снимает» всякие предположения относительно рассматриваемого объекта, отражает отличие данного объекта от других. Он конечен: из бесконечного разнообразия объекта выделяется ограниченное количество нужных для управления различий. Информационный ресурс дискретен — он собирается в дискретных точках системы и в дискретные интервалы времени.

Информационный ресурс неотделим от знаков (букв, символов, звуков, слов, жестов и т. д.), которыми по заранее установленным правилам обозначаются различия объекта. Отсюда следует, что объем выработки информационного ресурса, скорость его передачи, эффективность использования в решающей мере зависят от мощности и уровня развития социальной коммуникативной системы. Все это важно учитывать при управлении информационными ресурсами общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...