Процессуальное положение подозреваемого.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Подозреваемый.Понятие. Подозреваемый – лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также лицо, к которому применена мера пресечения (любая) до предъявления ему обвинения. Для признания лица подозреваемым необходимо наличие: доказательств, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления; оснований и условий, предусмотренных закономдля применения задержания, либо для применения данной меры пресечения до предъявления обвинения; протокола задержания (или постановления о задержании) либо постановления о применении меры пресечения. В следственной практике нередко сталкиваются с ситуациями,, когда уголовное дело возбуждается против конкретного лица (при невозможности возбудить его по факту преступления). В этом случае официально, постановлением компетентного органа о возбуждении уголовного дела против гражданина выдвигается подозрение в совершении им преступления. По своему процессуальному положению подозреваемый (как и обвиняемый) является: субъектом обязанностей; лицом, положение которого связано с применением мер процессуального принуждения; лицом, показания которого – вид источников доказательств.
Процессуальное положение подозреваемого. Подозреваемый как участник уголовно-процессуальной деятельности приобретает права и несет обязанности, в силу определенного процессуального акта: протокола о задержании или постановления об избрании меры пресечения. Именно так решают этот вопрос Основы уголовного судопроизводства и уголовно-процессуальный кодекс. Так, согласно ст.52 УПК РФ признает подозреваемым: I) лицо, задержанное по подозрению в совершении
преступления; 2) лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Задержанное по подозрению в совершении преступления лицо может находиться в положении подозреваемого не более 72 часов. По истечении этого срока, если ему не избирается мера пресечения в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 33 Основ уголовного судопроизводства или не предъявляется обвинение, задержанный освобождается из-под стражи. Лицо, к которому применена, мера пресечения до предъявления обвинения, может находиться в положении подозреваемого не более десяти суток, после чего ему или предъявляется обвинение, или мера пресечения отменяется. О задержании, как и о применении меры пресечения в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, следователь (орган дознания) выносит мотивированное постановление, а суд — мотивированное определение. Как было сказано ранее, в положении подозреваемого лицо может находиться не более десяти суток. Если собрано достаточно доказательств и лицу предъявлено обвинение, то оно становится обвиняемым. Если же будет, установлено, что подозреваемый совершил малозначительное или не представляющее большой общественной опасности преступление, выносится постановление о прекращении уголовного дела и применении мер общественного воздействия. В случаях, когда подозрение отпадает и устанавливается непричастность лица к расследуемому преступлению, выносится постановление об отмене меры пресечения. Когда же будет установлено, что действия подозреваемого не содержат состава преступления, и он подлежит привлечению к административной ответственности, выносится постановление об этом, а лицо при необходимости может быть допрошено в качестве свидетеля. Подозреваемый - активный участник процессуальной деятельности. В частности, он пользуется правом на защиту. Обязанность обеспечить подозреваемому возможность защищаться закон возложил на следователя (лицо, производящее дознание).
Предоставление подозреваемому прав направлена на охрану его законных интересов и служит необходимой предпосылкой установления истины по делу. Подозреваемый имеет право: знать, в совершении какого преступления он подозревается (ст. 123 УПК РФ); давать объяснения (показания)[1] по делу (ст. ст. 52, 76, 123 УПК РФ); представлять доказательства (ст. 70 УПК РФ); заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора (ст. 52 УПК РФ); объясняться на родном языке и пользоваться услугами переводчика (ст. 17 УПК РФ); заявлять отвод лицу, производящему дознание, следователю, переводчику, эксперту, специалисту (ст. ст. 64, 66, 661, 67 УПК РФ); участвовать в производстве некоторых следственных действий (ст. ст. 164, 169, 175, 179, 183, 185 УПК РФ). Право знать сущность подозрения обеспечивается тем, что следователь обязан разъяснить подозреваемому перед допросом, в совершении какого конкретно преступления он подозревается. Закон не указал, в каком объеме следует разъяснить подозреваемому сущность подозрения. Очевидно, не следует ограничиваться лишь объявлением характера преступления, а назвать время, место и другие известные следователю обстоятельства совершения преступления, которые он по тактическим соображениям считает возможным сообщить подозреваемому. Существо подозрения должно быть разъяснено в достаточно конкретной форме, с учетом индивидуальных особенностей подозреваемого (возраст, жизненный опыт, образование и.т.п.). Следователь также должен перед допросом разъяснить подозреваемому его права и обеспечить возможность их осуществления (ст. 123 УПК РФ). С правом подозреваемого знать, в чем он подозревается, тесно связано его право, давать объяснения (показания) как по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его задержания или избрания ему меры пресечения, так и по поводу любых известных ему обстоятельств по делу. Подозреваемый имеет право представлять доказательства, свидетельствующие в его пользу. Он может представлять не только вещественные доказательства, но и различные документы (например, справки, характеристики. письма и т. п.).
Следователь должен ознакомиться с этими доказательствами и решить вопрос о приобщении их к делу, что зависит от содержания каждого из доказательств. Свое решение следователь излагает в постановлении. Отказ в приобщении доказательств должен быть мотивирован. С постановлением об отказе следователь знакомит подозреваемого (ст. 131 УПК РФ). Закон предоставил возможность подозреваемому самостоятельно защищать свои права: он может обжаловать прокурору любые действия и решения лиц, производящих расследование по делу, в том числе постановление об отказе в выполнении его ходатайств. Это право реально гарантируется тем, что следователь обязан в течение 24 часов направить жалобу со своим объяснением прокурору, а последний в течение трех суток обязан рассмотреть ее и уведомить подозреваемого о результатах (ст. ст. 218, 219 УПК РФ. В свою очередь, жалобу на действия и решения прокурора подозреваемый может подать вышестоящему прокурору (ст. 220 УПК РФ). Подозреваемому предоставлено право объясняться на родном языке и пользоваться услугами переводчика (ст. 17 УПК РФ). Он вправе делать заявления, давать показания и заявлять ходатайства на родном языке. Это предполагает вызов переводчика при производстве. различных процессуальных действий. При производстве предварительного расследования подозреваемый вправе заявить отвод следователю, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в деле (ст. 64 УПК РФ); он может заявить отвод переводчику, если последний заинтересован в деле или не компетентен, сделать правильный перевод (ст. 66 УПК РФ). В связи с тем, что закон допускает производство экспертизы и до привлечения лица в качестве обвиняемого; Подозреваемый имеет право заявить отвод эксперту (ст. 59, 67 УПК РФ). При наличии оснований, предусмотренных ст. 67.УПК РФ, отводу подлежит специалист (ст. 66 УПК РФ). Подозреваемый может участвовать в производстве различных следственных действий. Так, он может принимать участие в предъявлении для опознания (ст. 164 УПК РФ). Подозреваемый обычно выступает в качестве лица, предъявляемого для опознания, но он может участвовать в производстве этого следственного действия и в качестве опознающего (опознает соучастника, потерпевшего или предмет, имеющий отношение к расследуемому делу).
Следует помнить, что участвовать в опознании в этом качестве он не обязан. Подозреваемый, предъявляемый для опознания, по своему усмотрению занимает место среди предъявляемых лиц; о том, что он занял место по своему желанию, делается отметка в протоколе. Если следователь нарушил этот порядок, гарантирующий объективность опознания, то подозреваемый может обжаловать его действия, а протокол предъявления для опознания в таком случае теряет силу доказательства. Примером грубого нарушения порядка предъявления для опознания подозреваемого и нарушения его прав можно рассмотреть такой случай. Начальник отдела уголовного розыска райотдела милиции водворил в ИВС рабочего шахты П. по подозрению в краже из склада спецодежды и обуви на том основании, что куртка у задержанного была такого же цвета, как и похищенные. В то же время ряд свидетелей заявили, что видели в поселке нескольких рабочих, продававших спецодежду, и могут опознать этих лиц. Не соблюдая установленные законом правила опознания (ст. ст. 164— 166 УПК РФ), работники дознания предъявили свидетелям не самих подозреваемых, а их паспорта с фотокарточками. Несмотря на то, что трое из четырех свидетелей не опознали П. как лицо, продававшее похищенную одежду, работники милиции с санкции прокурора арестовали П. Следователь, приняв дело к производству, предъявил П. в числе других лиц тем же "свидетелям" для опознания, однако его никто не опознал. После этого П. был освобожден из-под стражи. Подозреваемый может присутствовать при обыске. Вопрос этот в каждом конкретном случае, исходя из интересов всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, решает следователь. Он же обеспечивает присутствие подозреваемого при производстве обыска. Установленный законом порядок производства обыска обязывает следователя вначале предложить подозреваемому добровольно выдать вещи и документы, добытые преступным путем или имеющие значение для дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться, что разыскиваемые предметы и документы будут скрыты, следователь вправе ограничиться изъятием выданного (ст. 170 УПК РФ). Участие подозреваемого в осмотре помещений и местности следует признать обязательным в тех случаях, когда в своих показаниях он называет место, где находятся объекты, имеющие отношение к делу и могущие стать вещественными доказательствами.
В следственной практике нередки случаи, когда подозреваемые, участвуя в осмотре, помогают устанавливать важные для дела обстоятельства, отыскивать доказательства. Подозреваемый вправе принять участие в следственном эксперименте в тех случаях, когда ходатайствует об этом или когда следователь признает это необходимым. Следователь при этом исходит из требования закона о всесторонности, полноте и объективности расследования. Участвуя в производстве следственного эксперимента, подозреваемый имеет право: просить проверить то или иное обстоятельство, указать местоположение людей и предметов, просить отметить в протоколе отдельные обстоятельства или его заявления по поводу тех или иных обстоятельств. Подозреваемый вправе обжаловать любые действия следователя, сопряженные с унижением достоинства и чести или опасные для его здоровья. По этим же причинам подозреваемый может отказаться от участия в следственном эксперименте, если последний проводится по инициативе следователя (ст. 183 УПК РФ). Если необходимо проверить или уточнить показания подозреваемого с выходом на место, то это можно осуществить лишь с его согласия. Принудить его к этому следователь не имеет права, так как подозреваемый по закону не обязан давать показания. Проверка показаний на месте не должна проводиться, если осуществление этого следственного действия может быть опасно для здоровья присутствующих лиц, в том числе и для здоровья подозреваемого, или унижает чье-либо достоинство. Таким образом, подозреваемый в уголовном процессе обладает широкими правами, которые дают ему реальную возможность защищаться от выдвинутого подозрения.
3. Процессуальная природа задержания подозреваемого.
В уголовном процессе задержание является одним из следственных действий, направленных на достижение задач уголовного судопроизводства. Оно представляет собой кратковременное (не свыше 72 часов) лишение свободы человека, взятие его под стражу. По своему характеру задержание является неотложным, следственным действием. Поэтому оно, в отличие от меры пресечения в виде заключения под-стражу, производится без санкции прокурора, однако с последующим направлением ему в течение двадцати четырех часов письменного сообщения о произведенном задержании. В уголовном процессе задержанию может быть подвергнуто лицо, заподозренное в совершении преступления. Причем подозрение должно опираться на определенные фактические данные, обозначенные в законе в качестве оснований задержания (ст. 122 УПК РФ). Будучи задержанным, лицо становится подозреваемым. Ему официально объявляется, в совершении, какого преступления оно подозревается, разъясняются права, предоставленные законом, Задержание в процессуальном смысле этого слова необходимо отличать от общепринятого понимания термина «задержание», которым обычно обозначается фактическое ограничение свободы лица (поимка), сопряженное с доставлением последнего в орган дознания либо к следователю и осуществляемое любым работником органа дознания, постовым или патрульным милиционером, потерпевшим, очевидцем, иным гражданином. Такое действие, если оно осуществлено не в порядке исполнения постановления (поручения) следователя или прокурора, называют доставлением. По своей природе доставление является либо административно-правовым актом, либо инициативным действием граждан, но не уголовно-процессуальным задержанием. Нормативным актом о патрульно-постовой службе милиции предусмотрено, что при наличии одного из указанных в законе оснований (ст.122 УПК РФ) наряды вправе доставлять в милицию лиц, подозреваемых в совершении преступления. Такое доставление является одним из средств пресечения правонарушения и обычнопредшествует принятию решения о задержании доставленного лица. Однако в тех случаях, когда доставление лица осуществляется в порядке исполнения принятого ранее органом дознания, следователем или прокурором решения о задержании данного лица в порядке ст. 122 УПК РФ, то оно с самого начала носит уголовно-процессуальный характер и является составной частью задержания. В этом случае срок задержания исчисляется не с момента доставления лица в орган милиции или к следователю, а с момента фактического ограничения его свободы (поимки, захвата). Задержание в уголовно-процессуальном смысле могут осуществлять лишь специально уполномоченные на то законом органы государства, а именно: орган дознания (ст. 122 УПК РФ), следователь (ст. 127 УПК РФ, прокурор (ст. 211 УПК РФ), т.е. те органы, которые наделены правом возбуждать уголовное дело и производить следственные действия. Решение о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления (с составлением об этом соответствующего протокола), может быть принято по общему правилу лишь после принятия решения о возбуждении уголовного дела (см. ч. 1 ст. 119, ч. 1 ст. 120 УПК РФ). Нельзя принимать решение о задержании лица, не разрешив предварительно вопрос о том, есть ли в самом событии, в действиях определенного лица признаки преступления и какого именно. Последнее обстоятельство важно потому, что процессуальное задержание допустимо лишь в связи с подозрением в совершении такого преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы. По закону задержание вправе производить орган дознания. Лицо, непосредственно производящее дознание, таким правом не наделено. Решение о задержании, принятое, например, оперативным уполномоченным или участковым инспектором, приобретает юридическую силу лишь после утверждения протокола задержания начальником органа дознания или заменяющим его лицом. Уголовно-процессуальное задержание следует отличать также от административного задержания, которое по закону допускается а целях пресечения некоторых административных правонарушений (когда исчерпаны другие меры воздействия), установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, тоже может производиться лишь уполномоченными на то органами (должностными лицами). Оно может длиться не более трех часов, если законодательными актами не установлены иные сроки задержания в связи с особой необходимостью (ст. 239-242 КоАП РФ). Административное задержание может применяться, например; органом внутренних дел при совершении лицом мелкого хулиганства, злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, при распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, нарушении правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов и в других случаях (ст. 241 КоАП РФ). Задержание допускается в целях выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу. Следует однако иметь ввиду, что для достижения указанных целей не во всех случаях требуется применение задержания. Прибегать к нему надо лишь тогда, когда неприменение этой меры может серьезно осложнить достижение названных целей или хотя бы одной из них. О второй цели (решение вопроса о мере пресечения в виде заключения под стражу) речь может идти лишь после выяснения причастности данного лица к преступлению. Перед следователем или работником дознания может встать вопрос о допустимости применения задержания для достижения более широкой цели, нежели установление лишь причастности заподозренного лица к преступлению. Например, для установления соучастников, места нахождения похищенного имущества, иных существенных обстоятельств дела. Правильному решению такого вопроса может способствовать уяснение целей мер пресечения, в том числе заключения под стражу (ст. 89, 90 УПК РФ). Как вытекает из этих норм, при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый воспрепятствует установлению истины, следователь или лицо, производящее дознание, вправе в исключительных случаях применить к подозреваемому меру пресечения в виде заключения под стражу. Логично считать, что по указанному мотиву правомерно применить и задержание. Обозначив целью задержания, разрешение вопроса о применении к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу, законодатель стремится обеспечить, в конечном счете, и те цели, для достижения которых применяются меры пресечения, в том числе устранение препятствий к установлению истины по уголовному делу. Не случайно при задержании по подозрению в совершении тяжкого преступления уведомление семьи производится в том случае, если это не будет препятствовать установлению истины по уголовному делу. По тем же соображениям в число конечных целей уголовно-процессуального задержания следует включать и следующие: воспрепятствовать продолжению преступных действий или в совершении подозреваемым нового преступления; воспрепятствовать уклонению его от предварительного расследования. Такое более широкое представление о целях задержания способствует правильному пониманию мотивов, которые в совокупности с основаниями, указанными в законе (ст. 122 УПК РФ), определяют правильное, обоснованное применение задержания. В таком понимании цели задержания способствуют правильной мотивации решений о задержании. В свете этого они могут служить и критериями правомерности того или иного мотива для применения задержания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|