Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурные и динамические параметры диагностики семьи.





Работая с семьями, психотерапевт должен быть вооружён определёнными теоретическими представлениями, помогающими ему объяснить поведение и взаимоотношения членов семьи с точки зрения системного подхода, служащего для него своеобразной системой координат. Работая в ней, психотерапевт сможет более успешно проводить диагностику тех или иных нарушений, имеющихся в семейной системе. Без системы теоретических представлений специалисту пришлось бы полагаться лишь на свои субъективные впечатления от семьи. Правильная диагностика помогает сформулировать вопросы и разработать стратегию психотерапевтического воздействия.

Все живые системы имеют определённые структурные, динамические и исторические (генетические) характеристики. Структуру системы можно определить как статическую характеристику, а динамические характеристики обычно связанны с отношениями и взаимодействиями. Причём между структурными и динамическими параметрами системы существует тесная связь. Структура может меняться при изменении взаимодействия, и, наоборот, при изменении структуры может меняться взаимодействие. Например, при рождении ребёнка изменяется структура семьи, что неизбежно влечёт за собой изменение в функционировании членов семьи. Супруги теперь становятся ещё и родителями и должны выполнять соответствующие обязанности. Другой пример связан с изменением функционирования, которое влечёт за собой изменение структуры семьи. Муж потерял работу, превратившись из гиперфункционала в гипофункционала, соответственно, изменяется семейная иерархия: возможно жена обратится за помощью к своим родителям, а возможно, превратится в гиперфункционала сама.

Кроме того, существуют ещё исторические (генетические) особенности системы. Следует подчеркнуть, что история порождает структуру, а структура обуславливает определённые взаимодействия между элементами системы.

Например, прошлое нашей семьи, её история жизнь предшествующих поколений влияет на нашу нынешнюю жизнь, на восприятие современной ситуации и, по сути, "управляют" нашим поведением сегодня.

Свойства семейной системы

Семейная система может быть описана по нескольким параметрам. Можно выделить шесть информативных параметров:

• особенности взаимоотношений членов семьи;

• гласные и негласные правила жизни в семье;

• семейные мифы;

• семейные границы;

• стабилизаторы семейной системы;

• история семьи.

Структурные параметры

Подсистема
Семейную систему можно рассматривать как единое образование, совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и обладающее определённой структурой. Подсистема - составная часть системы, выполняющая в её рамках относительно независимые функции (Браун., Кристенсен, 2001). В структурном отношении всякая нуклеарная семья включает в себя четыре основных группы подсистем: • члены семьи, как отдельные люди;

• супружеская подсистема - подмножество семейной системы, правила поведения в котором определяются транзакциями типа супруг-супруг;

• сиблинговая подсистема - подмножество семейной системы, правила поведения в котором определяются транзакциями типа брат-сестра (брат-брат, сестра-сестра);
• родительская подсистема - подмножество семейной системы, правила поведения в котором определяются транзакциями типа родитель-ребёнок (Браун., Кристенсен, 2001).
Интересно, что, не смотря на то, что, состав супружеской и родительской подсистем одинаков, эти подсистемы кардинально отличаются ибо различаются функции этих подсистем. Супружеская подсистема характеризуется тем, как диада муж и жена чувствуют себя как супруги, как удовлетворяют совместные потребности и ожидания. Родительская же подсистема характеризуется тем, как они отец и мать функционируют как родители.

Хорошо сбалансированная семейная система способна удовлетворить потребности всех, входящих в неё подсистем.

Границы
Термин граница используют в описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи (индивидами, диадами, триадами). Семейные терапевты рассматривают развитие границ как один из важных параметров эволюции семейных структур. Границы определяют структуру семьи и, соответственно, содержание её жизни. Границы системы или подсистемы представляют собой "правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии" (Minuchin, 1974). Каждая семья вырабатывает свои собственные правила, а границы имеют неодинаковую гибкость и проницаемость. В целом, все семьи можно было расположить на шкале, на одном полюсе которой были бы семьи с чересчур ригидными, негибкими границами, а на другом – семьи с чересчур проницаемыми границами. В промежутки расположились бы различные вариации.

Внешние границы – это границы между семьей и расширенной системой. Они проявляются в разнице правил, по которым члены семьи ведут себя по-разному друг с другом и с внешним окружением.

Например, насколько различается манера супругов общаться друг с другом и со своими друзьями. Если общение с друзьями для супругов более важно, нежели друг с другом, если в любое время дня и ночи в квартире живут друзья, и между ними и членами семьи не делается различий, то это свидетельствует о проницаемых, диффузных внешних границах семьи. Если же для членов семьи более всего на свете важна лояльность семейным правилам, если с друзьями отношения поддерживаются только в "плановом порядке", а хорошим тоном считается, если друзья заблаговременно предупредят о своём визите, то мы имеем дело с закрытыми внешними границами. Дисфункциональными будут крайние варианты: когда границы или слишком жесткие, ригидные, или слишком размытые, проницаемые (Minuchin, 1974). Если внешние границы слишком ригидные, жесткие, то между семьей и окружением происходит мало обменов, наступает застой в системе и у семьи могут быть проблемы адаптации к новой ситуации. Если границы слишком слабые, то у членов семьи много связей с внешней средой и мало между собой. Члены семьи мало контактируют друг с другом. В этом случае семья становится похожа на постояльцев гостиницы, живущих вместе под одной крышей.
Внутренние границы – это границы между различными подсистемами, определяются тем, насколько отличаются правила взаимодействия в этих подсистемах.

Например, супруги могут немедленно прекратить свой спор, когда в него вмешивается ребёнок и начать заниматься ребёнком. Или они могут предложить ребёнку не вмешиваться в их разговор. В первом случае мы имеем дело с проницаемыми границами супружеской подсистемы. Если внутренние границы между родительской и детской подсистемами слишком жесткие, то родители производят впечатление сконцентрированных только на себе. Если границы слишком слабые, то родителям может не хватать интимности, они могут функционировать только в родительских ролях, теряя супружеские отношения (Minuchin, 1974).

Из теории систем следует, что если внешние границы системы диффузны и проницаемы, то внутренние границы жёсткие и ригидные. Для подобной семьи будет характерно: сосредоточение интересов членов семьи за её пределами, отсутствие лояльности (или небольшая её степень) семейным правилам, небольшое количество контактов членов семьи друг с другом и отсутствие близости между членами семьи. Семья представляет из себя группу автономных индивидов. Их автономия сочетается с отсутствием взаимной поддержки (Minuchin, 1974).

Если внешние границы системы жёсткие и ригидные, то внутренние границы диффузны и проницаемы. В такой системе будет мало обменов с внешней средой. Сверхпроницаемость же внутренних границ будет выражаться в том, что члены семьи слишком "слиты", утратили собственную автономию и не отвечают за свои поступки (Minuchin, 1974).

Это можно проиллюстрировать, рассматривая, как изменялись границы в системе нашего государства. При этом внешними границами будут служить границы государства, а внутренними – границы семей. Долгое время, существовавшее за "железным занавесом" государство было отгорожено от всего мира (внешние границы – жёсткие). При этом считалось нормой вмешательство различных организаций в частную жизнь граждан (внутренние границы – проницаемы). Для людей, обладающих рядом профессий, развод был делом немыслимым, так, как, "ставил точку" на карьере. Собрания трудовых коллективов, профсоюзных и партийных организаций, разбирающие "личные дела". Функция воспитания детей делегирована государству. Всё это – признаки диффузных границ между семьёй и социумом.

После падения "железного занавеса" внешние границы государства стали раскрываться. Стало легко выезжать за границу, прекратилась информационная блокада, появились импортные товары. При этом процесс раскрытия внешних границ сопровождался процессом закрытия внутренних границ. В общественном сознании формируется положительное отношение к закрытым семейным границам: хорошо, когда ребеночек не ходит в ясли, дом очень закрытый, гости приходят по конкретным поводам и только по приглашению, известны ритуалы и правила поведения с гостями, и манера поведения семьи при гостях – одна, без гостей – другая. Однако, мы помним, что если границы системы становятся слишком закрытыми, то границы подсистемы становятся очень размытыми.

Вот как описывает этот процесс А.Я. Варга: "Обоснование этих самых закрытых границ часто происходят через обоснование системы воспитания. Такие люди говорят: "Детьми надо заниматься". И тогда ответственность за какие-то детские дела взрослые берут на себя. Возникает поведенческое оформление размытых границ подсистемы: мама делает с ребенком уроки, ребенок знает, что это ее ответственность, чтобы он пошел в школу со сделанными уроками, а мама знает, что если ребенок получил двойку, то это – ей двойка и она очень сердится на него, конечно. Я уж не говорю про то, что все эти коалиции, например, матери с ребенком – это перераспределение ролей внутри семьи. Мать с ребенком – в коалиции, отец в этой семье – на периферии. В эмоциональной жизни и содержательной жизни он участия не принимает (Варга, 2001).

Итак, границы адекватно функционирующей семьи хорошо определены и достаточно гибки, чтобы семья могла успешно выполнять функции, соответствующие стадии жизненного цикла.

 

Альянсы, коалиции

В любой семейной системе существуют альянсы между членами семьи для выполнения какой-либо функции или для достижения определённой цели. В принципе, функционирование каждой из подсистем (детская, супружеская, родительская) подразумевает заключение альянса между членами подсистемы. Отношения между супругами будут отличаться от их отношений с детьми, а отношения между сиблингами будут носить совершенно иной характер, нежели отношения между детьми и родителями. Альянсы позволяют членам семьи почувствовать особую близость. В нормально функционирующих семьях эти альянсы непостоянны и зависят от конкретной ситуации.

Однако, существуют ситуации, когда альянсы носят дезадаптивный характер. Это касается ситуаций, когда двое объединяются против третьего. Тогда альянсы принимают форму коалиций. Коалиции предполагают сплочение одних членов семьи, направленное против других и помогает тем, кто чувствует себя слабым справиться с тем, кто кажется им сильнее. "Они позволяют членам семьи совладать с низким самоуважением, уменьшить тревогу и контролировать третью сторону" (Черников, 2001).

Как правило, коалиции складываются между представителями разных поколений.Например:
• Один родитель создаёт коалицию с ребёнком, против другого родителя. Например, коалиция матери с дочерью против отца ослабляет его родительскую власть над дочерью.

• Один родитель создаёт коалицию с ребёнком, против коалиции другого родителя с ребёнком. В этом случае между детьми вероятны конфликты, в которые неизменно будут вмешиваться родители каждый на стороне "своего" ребёнка. Между супругами тоже, скорее всего, будут происходить конфликты по поводу поведения детей. Причём каждый из супругов будет оправдывать поведение одного ребёнка и осуждать другого.
• Один родитель создаёт коалицию с ребёнком, против других детей. В этом случае именно избранному ребёнку будет позволяться больше, чем другим детям.
• Один из супругов объединяется со своим родителем против другого супруга. Пресловутый конфликт между тёщей и зятем, про который создано столько анекдотов из их числа.

• Старшее поколение (бабушка и дедушка) объединяются с младшим поколением (детьми) против среднего (родителей). В этом случае старшее поколение может покрывать перед родителями школьные неуспехи детей или их поздние приходы домой.

• Кто-либо из старшего поколения (бабушка или дедушка) объединяются с ребёнком против одного из родителей. Такой вариант часто встречается в разведённых семьях, когда мать с ребёнком живёт в доме своих родителей. Хейли (Haley, 1976) пишет о том, что "если существует фундаментальное правило социальной организации, то оно гласит: организация попадает в беду, когда коалиции складываются поперёк уровней иерархии, особенно, когда эти коалиции секретные". В этом случае коалиция будет возникать на основе совместного секрета, связанного с попыткой определённых членов семьи скрыть некоторую информацию от других.

Пример. Каждый раз, когда 14-летний подросток не приходил ночевать домой он оправдывал это тем, что остался у бабушки, которой якобы требовалась его помощь. Родители были против ночёвок вне дома, но данный повод считался вполне уважительным для них. Излишне говорить, что подросток проводил время отнюдь не у бабушки, а в клубе. Бабушка знала об этом, но покрывала эти отлучки, так как считала, что родители чересчур перегружают ребёнка учёбой. Более того, за школьные неуспехи она тоже выгораживала ребёнка, объясняя родителям, что внук был слишком занят уходом за ней.

На приёме семейного психотерапевта коалиции обычно можно вычленить по вариантам рассаживания при условии, что в кабинете достаточное количество посадочных мест. Очень важно дать семье возможность выбрать расположение в пространстве. Поэтому в кабинете семейного психотерапевта всегда должно быть больше стульев и кресел, чем членов семьи. Взаимное расположение - быстрый и надежный способ диагностики семейной структуры (Минухин., Фишман, 1998).

Иерархия
Термин иерархия охватывает несколько фундаментальных теоретических предположений. Ряд авторов определяют её как авторитет, доминирование, власть принимать решения или степень влияния одного члена семьи на других, контроля (Маданес, 1999; Moos, 1974; Williamson, 1981; Oliveri & Reiss, 1984; Bloom, 1985). Контроль означает не только контроль над другими, - например, над детьми, - но также над принятием решений в семье. Понятие иерархии также используется в изучении изменений в структуре ролей и правил внутри семьи (Olson, 1985; Dickerson & Coyne, 1987). Тем не менее, иерархия является необходимым атрибутом существования системы, ибо все живые существа, способные к обучению организовываются и выстраивают иерархию. Иерархия заложена в природе организации и поддерживается всеми её участниками.
В большинстве семей родители несут ответственность за детей, а следовательно обладают всей полнотой власти в нуклеарной семье. В нормально функционирующей семье члены придерживаются общепринятых норм разделения власти. Однако, если в семье существуют недостаточно четкие границы между родительскими и детскими подсистемами, то возможен вариант, когда родители делают детей партнерами. Этот вариант называется перевёрнутой иерархией. Отличительной чертой таких семей является то, что статус ребёнка в них выше статуса родителя. Это семьи, где родитель может даже гордиться тем, что "ребёнок ему лучший друг".

Например, мама может обсуждать с дочерью свои измены мужу, делая дочь соучастницей этой тайны. В данном случае уже не понятно, кто является матерью, а кто дочерью.

Другой пример, когда кто-то из родителей заболевает, и ребёнок начинает выступать в роли родителя по отношению к нему. Подобными примерами изобилуют алкогольные семьи, когда сын (или дочь) проявляет заботу о собственном родителе. Такое явление называется парентификация (от англ. parents – родители). Обычно в подобных семьях мы видим инфантильных родителей и детей, исполняющих родительские функции.
Ещё один вариант перевёрнутой иерархии складывается, если в семье нарушены границы поколений. Этот термин используется для того, чтобы показать различия в межпоколенных правилах, близости и иерархии. В целом, решающий голос в принятии жизненно важных для семьи решений у членов нуклеарной семьи, а у членов расширенной семьи – совещательный. Бывают же случаи, когда ни одно решение супруги не могут принять, не посоветовавшись со своими родителями по причине их опыта, ответственности и материальных ресурсов. Часто в таких семьях будут присутствовать коалиции через поколение, где сплоченность или преданность друг другу между родителем и ребенком больше, чем между родителями (На1еу, 1973).

Ещё один вариант нарушенной иерархии может быть связан с несбалансированностью иерархии детской подсистеме. Здесь возможны два варианта: либо чрезмерная иерархизированность, когда один ребёнок несёт непосильное бремя родительских функций, отвечая за всех остальных детей. Второй вариант связан с отсутствием иерархии. В этом случае существует некто, часто мать, которая регулирует все взаимодействия между детьми и в ответе за всё, что с ними происходит.

 

Сплочённость
Сплоченность – степень эмоциональной близости между членами семьи. В отношении семейных систем это понятие используется для описания степени, до которой члены семьи видят себя как связанное целое. Для диагностики семейной сплочённости используются следующие показатели:

– эмоциональная связь между членами семьи;

– организация семейных границ;

– лояльность семейным правилам;

– зависимость членов семьи друг от друга;

– стиль принятия решений по семейным вопросам;

– время, проводимое членами семьи вместе;

– отношения с друзьями;

– совместные интересы и отдых.

Можно выделить четыре уровня сплоченности (от экстремально высокого, до экстремально низкого) и, соответственно, четыре типа семей:

Запутанная система (enmeshed) характеризуется слишком высоким уровнем сплоченности. В семье существует слишком много центростремительных сил. Отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга ибо существуют крайности в требовании эмоциональной близости и лояльности. В семье слишком много согласия, различия в точках зрения не поощряются. Личного пространства в таких семьях почти нет. Подобные семьи М.Боуэн (Bowen, 1960, 1978) определял как слабо дифференцированные. Семья, как система имеет жесткие внешние границы с окружением и диффузные внутренние границы между подсистемами и членами семьи. Энергия людей сфокусирована в основном внутри семьи или отдельной ее подсистемы, и у каждого ее члена существует мало неразделенных с другими друзей и интересов.
Разобщенная система (disengaged) – другая крайность, характеризуется низким уровнем сплоченности и лояльности семье. В такой семье существует чрезмерно много центробежных сил. Члены семьи крайне эмоционально разделены, мало привязаны друг к другу и ведут себя несогласованно. Они часто проводят свое время раздельно, имеют каждый свои, не связанные друг с другом интересы. Друзья у таких супругов тоже у каждого свои. Им бывает трудно оказывать поддержку друг другу и совместно решать жизненные проблемы. Однако, нельзя сказать, что члены такой семьи являются хорошо дифференцированными личностями в понимании М.Боуэна (Bowen, 1960, 1978). Изолируясь друг от друга, подчеркивая свою независимость, они часто скрывают свою неспособность устанавливать близкие взаимоотношения. Описывая этот процесс, М.Боуэн отмечал, что при сближении с другими у таких людей отмечается возрастание. "Полюса данной шкалы (близость - раздельность) отражают два фундаментальных человеческих страха - страха одиночества и страха быть поглощенным другими" (Черников, 2001).
Раздельная система (separated) характеризуется умеренной сплочённостью. В эмоциональных отношениях в семье присутствует некоторая раздельность, однако, она не является такой крайней, как в разобщенной системе. Несмотря на то, что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, семья способна собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения. Интересы и друзья являются обычно разными, но существует и область, разделяемая с другими членами семьи.

Связанная система (connected) характеризуется высокой степенью эмоциональной близости, лояльностью во взаимоотношениях и определённой зависимостью членов семьи друг от друга Члены семьи часто проводят время вместе. Это время для членов семьи более важно, чем время, посвященное индивидуальным друзьям и интересам. Однако сплоченность в таких семьях не достигает степени запутанности, когда пресекаются всякие различия.

Как видно из вышесказанного, члены связанных и раздельных систем способны сочетать собственную независимость с эмоциональными связями со своими семьями. Эти два типа систем являются сбалансированными. Разобщённые и запутанные системы являются несбалансированными, они обычно рассматриваются как проблематичные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы.

Чтобы определить уровень сплочённости семьи бывает полезно на приёме обсудить следующие темы:

 

1. Эмоциональная связь:

- Обращаются ли члены семьи за помощью друг к другу?

- Чувствуют ли члены семьи себя близкими друг другу?

- Важно ли для членов семьи чувство единства?

2. Семейные границы:

- Предпочитают ли члены семьи общество друзей обществу друг друга?

- Близки ли члены семьи с посторонними в большей степени, нежели друг с другом?

- Приветствуют ли члены семьи нежданные визиты к ним домой?

3. Принятие решений:

- Советуются ли члены семьи друг с другом по поводу принятия решений?

- Существует ли способ повлиять на уже принятые решения?

4. Время:

- Любят ли члены семьи проводить время вместе?

- Трудно ли им долгое время находиться вместе?

5. Друзья:

- Существуют ли у членов семьи близкие друзья (отдельные от других членов семьи)?

- Как принимаются друзья других членов семьи?

6. Интересы и отдых:

- Часто ли семья собирается вместе?

- Предпринимают ли члены семьи совместные мероприятия, приносящие удовольствие всем участникам?

 

Гибкость
Семейная гибкость
– характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии стрессоров на неё. Для диагностики гибкости используются следующие параметры: лидерство, контроль, дисциплина, правила и роли в семье. Здесь также выделяет четыре уровня гибкости:
Ригидная (rigid) система обладает очень низкой гибкостью и адаптивностью. Такая система не способна решать жизненные задачи, возникающие перед семьей в ее продвижении по стадиям жизненного цикла. Семья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации (рождение, смерть членов семьи, взросление детей и отделение их от семьи, изменения в карьере, месте жительства и т.д.). Система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархизирована. То есть существует член семьи, который всем заведует и контролирует. Переговоры по важным вопросам в такой семье ограничены, а большинство решений принимается лидером. В ригидной системе роли, как правило, строго распределены и правила взаимодействия остаются неизменными. Слишком малое количество изменений в системе ведет к высокой предсказуемости и ригидности поведения ее членов.

Хаотическая (chaotic) система характеризуется очень высокой степенью непредсказуемости. Такое состояние система часто приобретает в момент кризиса, например, при рождении ребенка, разводе, потере источников дохода и т.д. Проблемным оно становится, если система застревает в нем надолго. Такой тип системы имеет неустойчивое или ограниченное руководство и испытывает недостаток лидерства. Решения являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому. Большое количество изменений приводит к непредсказуемости того, что происходит в системе.

Структурированная система характеризуется умеренной гибкостью. Здесь будет присутствовать некоторая степень демократичного руководства, предполагающая переговоры по проблемам между членами семьи, включая мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, с некоторой возможностью их обсуждения. Существуют определённые дисциплинарные правила.

Гибкая система характеризуется умеренной гибкостью; демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто и активно, включают детей. Роли разделяются с другими членами семьи и меняются, когда это необходимо. Правила могут быть изменены и соотнесены с возрастом членов семьи. Иногда, правда, семье может не хватать лидерства, и члены семьи завязают в спорах друг с другом.

Ригидные и хаотичные системы считаются несбалансированными, а гибкие и структурированные – сбалансированными.

Чтобы определить уровень гибкости семьи бывает полезно на приёме обсудить следующие темы:

1. Лидерство:

- Может ли каждый член семь быть лидером?

- Кто лидер у них в семье?

- Как они принимают решения по важным для семьи вопросам?

2. Контроль:

- Учитывается ли мнение детей при принятии семейных решений?

- Принимаются ли семейные решения только родителями?

3. Дисциплина:

- Выбирают ли дети самостоятельно форму поведения?

- Обсуждают ли родители вместе с детьми форму наказания?

4. Роли:

- Как устроен в семье способ выполнения повседневных дел?

- Могут ли домашние обязанности переходить от одного члена семьи к другому?

- Существует ли в семье чёткая система прав и обязанностей?

5. Правила:

- Какие правила существуют в этой семье?

- Подвержены ли эти правила изменениям под воздействием обстоятельств?

Одной из наиболее известных и широко применяемых структурных моделей является циркулярная модель Олсона. Эта модель включает в себя 2 основные оси (сплоченность и гибкость), которые задают тип семейной структуры и один дополнительный параметр – коммуникацию. Всего имеется 16 типов супружеских или семейных систем. Из них 4 являются сбалансированными типами структур, 8 – средне сбалансированными (сбалансированными по одной шкале и находящиеся на краю по другой) и 4 – крайних типа, несбалансированных по обоим параметрам.

Семьи нуждаются не только в балансе близости-раздельности, но также в оптимальном сочетании изменений внутри семьи со способностью сохранять свои характеристики стабильными. Несбалансированные по шкале гибкости системы склонны быть или ригидными или хаотичными.

Олсон считает, что, вступая в брак, супруги часто воспроизводят структурный тип семейной системы, который у них был в родительских семьях, или иногда пытаются создать противоположный. Если супруги происходят из двух совершенно различных семейных систем или предпочитают разные типы семейных динамик, для них будет труднее создать совместный стиль взаимоотношений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...