Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Краткий исторический очерк развития детской психологии. Ранние теории психического развития»

Контрольная работа

По курсу «Психология развития и возрастная психология» для студентов факультета психологии БашГУ

 

 

Тема: «Методы возрастной психологии»

 

 

1. Преимуществом метода …………………………… является то, что ребенок ведет себя свободно, и поэтому можно получать правдивые факты.

2. ………………………………..- это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов.

3. В лабораторной обстановке исследователь может периодически изменять некоторые условия (………………………….. переменные) и фик- сировать результирующее поведение (……………………… переменные).

4. ………………………………………………….. – организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода.

5. При использовании метода ………………………………………..

сравниваются группы испытуемых разного возраста.

6. В ………………………………………….испытуемым предлагаются картинка, задача или ситуация, несущие в себе элемент неопределенности, а они должны рассказать историю, объяснить, что нарисовано, или найти выход их ситуации.

7. Одним из недостатков метода наблюдения является ……………

………………(указать самый существенный на Ваш взгляд).

8. Для изучения когнитивного развития ребенка Пиаже использовал метод ……………………………………………………………………

9. Достоинством метода поперечных срезов является …………

………………….. (указать на Ваш взгляд самый существенный).

10.Недостатком метода продольных (лонгитюдных) срезов является

………………………(указать самый существенный на Ваш взгляд).

11.Для повышения надежности вопросников, анкет часто к основному перечню вопросов, добавляют другие вопросы, позволяющие оценить сте- пень искренности людей при ответе на основные вопросы – это

«……………………………..».

1. 12.При помощи данной методики определяется популярность (непопулярность) учащихся, выявляются существующие в классе микрогруппы

13.Основными методами в возрастной психологии считают ………

…………………….……………………………………………

14.Экспериментальный метод, основанный на представлении

Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, называется …………………

………………………….

15.К какой группе методов можно отнести анализ сочинений учащихся разных классов на тему «Мой друг»?

Тема: «Возраст. Критерии возраста. Стадиальность психического развития»

 

1. Биогенетическая теория предполагает, что существует строгий па- раллелизм между развитием ………………………………….. и развитием ребенка, что онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез.

2. П.П. Блонский предлагает разделить детство на эпохи на основании критерия…………………….

3. «Детское развитие такой сложный процесс, который ни в одной стадии не может быть сколько-нибудь полно определен лишь по…………………….. признаку» (Л.С. Выготский).

4. Гезелл представляет динамику детского развития как процесс постепенного ………………………….. роста.

5. По мнению Выготского, нет и не может другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме тех

……………………………., которые характеризуют сущность каждого возраста.

6. Выготский считал, что стабильные возрасты изучены значительно

……………….., чем те, которые характеризуются другим типом развития –

кризисами (лучше-хуже?)

7. Раньше других был открыт и описан кризис …………………….лет.

8. Кризис ……………………….. отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста.

9. Первая особенность критических периодов состоит в том, что гра-

ницы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов,

………………………………..

10.«Те процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с основным новообразованием, будем называть ………… ………..

……………… в данном возрасте» (Л.С. Выготский).

11.«Следует признать, что к …………………. каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста <…>отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» (Л.С. Выготский).

12.Область не созревших, но ………………… процессов составляет зону ближайшего развития.

13.В переломные моменты развития ребенок становится ……………

……….……………………………… вследствие того, что изменение педа- гогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности.

14.Основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты в схеме Выготского служат…..

15.Критерием возрастного развития в теории Фрейда является ………

……………….

 

 

Тема: «Краткий исторический очерк развития детской психологии. Ранние теории психического развития»

 

 

1. Фундамент этой теории составляет биогенетический закон Геккеля. Применительно к детской психологии, этот закон утверждает, что в процессе индивидуального развития ребенок в сокращенном виде проходит этапы эволюционного и культурного развития, которые прошел человеческий род. ………………………………………………………

2. ……………………………подход в детской психологии, представителем которого является А. Гезелл, ориентирован на описание достижений ребенка в процессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром.

3. Теория …………………………………. утверждает: психическое развитие ребенка есть результат сближения (взаимодействия) внутренних данных с внешними условиями.

4. …………………………… исходят из предположения, что человек по своей природе ни плох, ни хорош: люди являются лишь реактивными существами, они просто реагируют на воздействия внешней среды.

5. Д.Уотсон сделал законы обусловливания, открытые …………

…….………, опорной точкой своих исследований.

6. Базисную форму научения принято называть…………………….

7. Распространение реакции на другие похожие раздражители называется …………………………….. раздражителя.

8. Английский философ …………………. считал, что родившийся ребенок подобен tabula rasa и любая черта его личности обусловлена только жизненным опытом.

9...……….. утверждал, что психика ребенка формируется в процессе жизни, то есть отрицал наличие врожденных идей и даже врожденных предрасположенностей к определенному знанию.

10.Возникновение психологии развития как самостоятельной науки обычно датируют 1882 г. и связывают с именем ……………………..

11.В книге В. Прейера «…………………….» дано описание психического и биологического развития ребенка с рождения до трех лет.

12.Наиболее яркой фигурой психологической школы, известной как бихевиоризм, был ……………………..

13.Книгу «Эмиль, или О воспитании» написал ………………… В ней он призывал следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребенка. Он предположил, что развитие происходит в соответствии с внутренним биологическим расписанием. Дети растут и учатся в основ- ном сами, в соответствии с планом природы.

14.Периодизация психического развития, предложенная Гетчинсоном, и имевшая в качестве критерия способ добывания пищи, была создана на основании теории ……………………………………..

15.Теория В.Штерна получила название теории ………………., так как в ней учитывалась роль, которую играют в психическом развитии два фактора – наследственность и среда.

Тема: «Психоанализ о проблеме психического развития ребенка»;

«Теории научения»

 

 

1. Последним из традиционных личностных конструктов, выделяемых в психоанализе (Оно, Я, Сверх-Я), формируется …………………….. (какой из них) в возрасте ……… лет.

2. Латентная стадия (в психоаналитической теории З.Фрейда) наступает примерно в ……………………….. лет.

3. Вставьте пропущенное название стадии психосексуального развития по Фрейду: оральная, анальная, …., латентная, генитальная.

4. Эдипов комплекс характерен для детей, переживающих ………

…….…………. стадию (по Фрейду).

5. Основные компоненты сформулированной Бандурой теории обучения посредством наблюдения: внимание, ………………………., воспроизведение движений и мотивация.

6. Одно из важнейших открытий Скиннера состоит в том, что

………………………… (как? Каким образом?) подкрепляемое поведение, в отличие от постоянно подкрепляемого, «угасает» намного медленнее.

7. Теория Альберта Бандуры называется ………………………………

………..

8. Стадия, характеризующаяся временным затуханием интереса к сексуальной стороне жизни, называется …………………………………..

9. Возможные исходы психического развития на первой стадии раз-

вития ребенка, по мнению Эриксона – ………………………….. или

…………………………

10.Какой стадии развития в периодизации Фрейда соответствует кон-

фликт «инициатива – вина» в периодизации Эриксона?

11.Какая задача развития стоит перед младшими школьниками (по Э. Эриксону): идентичность, компетентность, инициативность, автономия (подчеркните правильный ответ).

12.Важнейшей мерой научения, по Скиннеру, является уровень реагирования, то есть частота, с которой повторяются данные действия; когда реакция подкрепляется, эта частота ………………………..

13.Негативные подкрепления делают реакции ……………… (более или менее?) вероятными.

14.Фрейд считал, что поведение человека определяется прежде всего биологическими, животными влечениями, главные из которых –

………………….и………………………

15.Наиболее известны работы Бандуры, изучающие формирование

…………..….. поведения детей.

Тема: «Когнитивные теории психического развития»;

«Гуманистическая психология развития»

 

 

1. ……………………………. – термин Пиаже для обозначения акта изменения наших мыслительных процессов, когда новый объект или идея не укладываются в наши понятия.

2...…………….… в теории Пиаже – это процесс включения новой информации в качестве составной части в уже существующие у индивида схемы (о каком понятии идет речь).

3. В теории …………………(чьей?), предложенной в 1954 году, особое значение придается присущей каждому человеку врожденной потребности в самоактуализации.

4. Главное изменение, происходящее при переходе к стадии конкретных операций, заключается в том, что они становятся …………………

…………….……………..

5. Главной качественной особенностью детского мышления, с точки зрения Пиаже, является …………………………………..

6. Гуманистическая психология предлагает холистическую теорию личности и тесно связана с философией ……………………………………..

7. Кроме теории Пиаже к группе когнитивных теорий психического развития можно отнести теории ………………………………………………

……………………………. (укажите фамилии)

8. На дооперациональной стадии развития интеллекта детям недоступны задачи на ……………………………………………………

9. На стадии ………………………….… операций дети достигают понимания принципов решения задач на сохранение.

10.Одно их основных понятий теории Пиаже – ……………………

…….…… – способы обработки информации, меняющие по мере того, как ребенок растет и получает больше знаний

11.Первая стадия развития мышления в теории Пиаже называется

……………

12.Рождерс обнаружил, что максимальный личностный рост его пациентов происходил тогда, когда он искренне и полностью ……………

…………………… им и когда они знали, что он принимает их такими, как они есть.

13.Способность оперировать абстрактными понятиями возникает на

………………….стадии развития мышления.

14.Характеристикой..……….………… стадии в теории Пиаже является возникновение элементарных логических рассуждений относительно объектов и событий, усвоение представлений о сохранении числа, массы и веса предмета, классификация объектов по отдельным существенным признакам.

15.Эгоцентрическая позиция в мышлении начинает преодолеваться с

…… лет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...