До политической раздробленности культура Руси ориентировалась на Запад, многое было рецептированно из Византии. Культура складывалась как внутри самой Руси, так и под влиянием соседних государств. Как и на сегодняшний день тяжелее всего развивались в культурном плане села и деревни.
Большое влияние на изменение в культуре Руси оказало принятие христианства, но язычество так целиком и не уходило еще долгие годы. Мы помним, что и на сегодня мы отмечаем праздники, которые являются по своей сути языческими.
Вид культуры
| Дата/имя автора
| Основное содержание
| Особенности
|
Письменность, грамотность, школы
| XI век, получают распространение переводные сочинения
| «Александрия» - жизнь Александра Македонского
«Девгениево деяние» - о подвигах воина Дигениса
Изборник Святослава 1073 г. – сборник народных нравоучительных рассуждений.
| Противени –копии документов.
Толмач –переводчик.
Пергамент -обработанная телячья или баранья кожа для письма.
|
Письменность – Х век
| Археолог Д. В. Авдусин в 1949 г. нашел глиняный сосуд Х века с надписью «горушна» - пряность
| Находка дает понять, что письменность на Руси была уже в Х веке. В IX веке была составлена кириллица – первая русская азбука (Кирилл и Мефодий).
|
Грамотность – XI век
| Школы открывались при церквях и монастырях уже при Владимире I и Ярославе Мудром.
Сестра Владимира Мономаха – Янка, открыла школу для девочек из богатых семей при женском монастыре.
| Распространены школы были только в городах, но на тот период времени в них могли учиться все слои населения.
Граффити –надписи, выцарапанные на стенах церквей. Это были размышления о жизни, жалобы и молитвы.
|
Летописи
| Конец Х века
| Первая летопись (от Рюрика до Владимира Святого, не сохранилась)
| Летопись –погодное изложение событий.
Летопись – государственное дело, появилась сразу после введения на Руси Христианства. Писали и переписывали летописи, как правило, церковнослужители.
|
Эпоха Ярослава Мудрого и Софии в Киеве
| Вторая летопись (включила первую + некоторые новые материалы, не сохранилась)
|
60-70-е XI век - Иларион
| Писал ее под именем монаха Никона
|
90-е XI века
| Следующий свод появился во времена Святополка
|
XII век (1113 год) – монах Нестор
| «Повесть временных лет» - первая дошедшая до нас летопись, поэтому ее и принято считать первой на Руси.
| Была необычной летописью, она приобретала философско-религиозную окраску и включала в себя, помимо красочного описания событий, рассуждения летописца
|
Архитектура
| Х век
| Десятинная церковь
| Построена греческими мастерами, первая русская церковь. деревянная
|
XI век
| Храм Святой Софии в Киеве
Храм Святой Софии в Новгороде
Храм Святой Софии в Полоцке
Спасо-Преображенский собор в Чернигове
Золотые Ворота в Киеве
| Все строения имеют крестово-купольную форму, пришедшую на Русь из Византии после крещения, также как и само каменное строительство.
|
XII век
| Успенский собор во Владимире (1160 г.)
Белокаменный дворец в Боголюбове
Золотые ворота во Владимире
Храм Покрова на Нерли (1165, однокупольный)
Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.)
Церковь Спасо-Нередицы под Новгородом (1198 г.)
Дмитриевский собор во Владимире (1197 г.)
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове
Спасо-Преображенский собор Ефросиньевского монастыря в Полоцке (1159, зодчий Иоанн)
| Языческая (деревянное строительство):
1) многоярусность строений;
2) увенчанность строений башенками и теремами;
3) художественная резьба по дереву;
4) наличие пристроек (клетей).
Схема однокупольного, одноярусного храма.
Христианская (каменное строительство) – церкви крестово-купольные:
1) в основе квадрат расчлененный 4-мя столбами;
2) прямоугольные ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, образуют архитектурный крест.
Другой чертой русской архитектуры того времени стало сочетание сооружений с природным ландшафтом.
Зодчество –архитектура.
|
Литература
| 40-е XI век, Иларион
| «Слово о законе и благодати»
| Изложено место Руси в мировой истории. Первый литературный автор.
|
Фольклор
| Слово «О полку Игореве» - неудачный поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году.
«Сказание о Борисе и Глебе»
«Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси»
| Фольклор –устное народное творчество.
|
XI век, монах Иаков
| «Память и похвала Владимиру»
| Необходимо понимать, что Сказание, Хождение, Чтение, Житие – это жанры Древнерусской литературы.
|
XI век, монах Нестор
| «Чтение о житии Бориса и Глеба»
|
XII век, Владимир Мономах
| «Поучение детям» - книга о том, каким должен быть настоящий князь.
|
XII век, игумен Даниил
| «Хождение игумена Даниила в святые места»
|
Даниил Заточник
| «Слово» и «Моление»
|
XII век, митрополит Климентий Смолятич
| «Послание» священнику Фоме
|
XII век, епископ Кирилл
| «Притча о человеческой душе»
|
Начало XIII века
| Киево-Печерский Патерик
| История основания Киево-Печерского монастыря и первых монахах
|
Живопись
| Фресковая и мозаичная живопись
| Софийский Собор в Киеве
Михайловский Златоверхий монастырь - мозаика
| Фреска –резьба по сырой штукатурке.
Мозаика –изображение, собранное из стеклянных цветных кусочков.
|
Иконопись XII-XIII
| «Ангел златые власы»
«Спас нерукотворный»
«Успение Богородицы»
«Ярославская оранта»
| Известен был иконописец Алимпий
|
К. П. Брюллов (1799-1852 гг.)
| «Последний день Помпеи»
«Явление Мессии» - Богородица
|
|
узыка
| фольклор
| Лютни, гусли – инструменты
Скоморохи, певцы, танцоры
| Языческие традиции
|
Песни, сказания, былины, пословицы, поговорки
|
Распространена была ювелирная техника по золоту и серебру (браслеты, серьги, пряжки, диадемы, даже посуда отделывалась драгоценными камнями и металлами). Красивейшей была резьба по дереву. Пиры с медом и вином у князей и дружинников. Забавой считалась соколиная, ястребиная, псовая охота. Устраивались скачки.
Русские очень любили баню.