Понятия «честь» и «достоинство» в различных «типах» дискурса: синхронные и диахронные аспекты
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Глава первая. ЧЕСТЬ Семантический анализ Фразеологическая семантика Контекстуальная сочетаемость Глава вторая. ДОСТОИНСТВО Семантический анализ Фразеологическая семантика Контекстуальная сочетаемость ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ честь достоинство дискурс семантика Понятия честь и достоинство являются важнейшими моральными ценностями человека. Эти категории представляют общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств человека. Но в зависимости от времени эти понятия имели разную значимость для общества. На основе употребляемости лексем честь и достоинство в различных контекстах попытаемся выяснить, какое значение в сознании современных людей занимают категории чести и достоинства. Объект исследования - лексемы честь и достоинство. Предмет исследования - контекстуальная сочетаемость этих лексем на основе национального корпуса русского языка. Исследование состоит из трёх этапов. На первом этапе производится семантический анализ лексем честь и достоинство. На втором - определяется круг устойчивых выражений с этими лексемами, фразеологическая семантика. На третьем этапе рассматривается контекстуальная сочетаемость этих лексем, а именно с существительными, прилагательными и глаголами. Примеры контекстов возьмем из материалов национального корпуса русского языка.
Глава первая. ЧЕСТЬ
Семантический анализ
Каждому человеку присуще такое духовное благо, как честь. Следует отметить, что честь - понятие достаточно широкое и богатое по содержанию. Оно может рассматриваться как чувство, как категория морали и как защищаемые законом социальные блага. Изначально честь определяющим образом сказывалась на статусе человека, его месте и положении в обществе. Получается, что честь - это форма оценки человеком своей социальной значимости, места в обществе, и вместе с тем - признания обществом такой оценки. Посмотрим, какие определения этого понятия даны в словарях.
В.И. Даль определяет слово честь как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». То есть сразу в один ряд с понятием чести встают такие личные качества человека, как достоинство, доблесть, честность, благородство, совесть. Все они связаны с высокой нравственностью и ответственностью человека за свои поступки и поведение. [http://www.slovopedia.com/1/215/766549.html]. По словарю С.И. Ожегова слово честь имеет несколько значений: ) Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. ) Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. ) Целомудрие, непорочность. ) Почёт, уважение. [http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-38666.htm]. Из этих значений видно, что честь рассматривают с двух сторон. Первая сторона - это внешняя оценка (или объективная), когда моральные качества человека оценивает общество. Вторая - внутренняя (или субъективная) - заключается в способности человека оценивать свои поступки и поведение, подавлять в себе безнравственные намерения. Также субъективная оценка выражается в осознании человеком себя в качестве личности, в его готовности отстаивать свою честь и достоинство вплоть до суда. Обратимся к монографии С.Б. Борисова «Честь как феномен российского политического сознания», чтобы проследить диахронное развитие концепта честь в политическом дискурсе страны. С.Б. Борисов выделяет несколько исторических этапов, где четко видна разница между понятиями чести в отечественном политическом сознании.
) XX - XI вв. Следует говорить и княжеской чести. Субъектом и объектом «восхваления» чести является князь. ) XV - XVI вв. Большое значение имеет боярская честь. Каждый представитель боярского рода представляет коллективную боярскую честь. ) XVII - XVIII вв. Вырабатывается понятие царской чести. Это право совершать любые поступки, сообразуясь лишь с собственным пониманием, рассматривая себя как "земного (тленного) Христа (бога)". ) На рубеже XVIII - XIX вв. в истории России правит Певел I, который активно воплощал в жизнь идеал «царя-рыцаря», действующего по законам чести. Также большую роль понятие чести играло для Александра I. ) В начале XIX века появляется сословие дворян, а с ним и понятие дворянская честь. Как форма защиты дворянской чести возникает дуэль. ) В начале XX в. понятие чести становится важнейшим компонентом «коллективной психологии» Государственной Думы. Дуэли между представителями различных политических лагерей были вполне обычным делом. Одной из (видимых, во всяком случае) причин вступления России в мировую войну (1914 г.) стали опять-таки соображения чести. На этот раз речь шла о чести великой державы. Понятие честь революционера, честь большевика. ) В середине 1930-х годов по инициативе Сталина начинает поощряться пропаганда трудовой чести. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) актуализирует понятие честь страны. В 1947-1948 гг. в СССР организуются суды чести. ) В 1950-1980-е годы поощряется комсомольская честь, гражданская честь, честь советского человека, различного рода профессиональные виды чести. ) Новый этап в осмыслении чести как фактора политической жизни начинается с 1986 года. Политики все чаще апеллируют к ценностям чести. Возникает движение под симптоматическим названием "Честь и Родина". Таким образом, на протяжении всей истории нашей страны понятие "честь" являлось важнейшей категорией сознания политически активной части населения [С.Б. Борисов. Честь как феномен российского политического сознания. Шадринск, 2001]. Понятие «честь» в народном представлении Честь, как известно, на протяжении многих веков является одной из важнейших категорий культуры русского общества. Как противоречиво сейчас люди воспринимают понятие честь, так и раньше, в народе это понятие было неоднозначно. Разные люди честь понимали по-своему.
Некоторые считали, что честь не так уж и важна, когда не на что жить и нечего есть: Что за честь, коли нечего есть; честь добра, да съесть нельзя; нелюба и честь, как нечего есть; хороша и честь и слава, а лучше всего каравай сал; были бы деньги, а честь найдем; этот почет не денежкам в зачет. Эти паремии показывают, что у простого народа в приоритете стояли материальные ценности, а честь - это духовное, абстрактное понятие. Низшие классы вынуждены были в первую очередь думать чем питаться и как им выжить. Нравственные ценности отходили на второй план. Другие же за честь готовы были умереть: чести дворянин не кинет, хоть головушка сгинет; за честь голова гинет. Данные пословицы говорят о высокой ценности чести у дворянского сословия. Потеря чести у русского дворянина считалась хуже смерти: смерть лучше бесчестья; бесчестье хуже смерти; хоть плетьми высеки, только чести не лишай. Не случайно, формой защиты дворянкой чести являлась дуэль. Для дворянина, честь которого запятнана или поставлена под угрозу, единственным и верным решением являлось вызвать противника на смертельный поединок, потому что честь для дворянина важнее жизни. Умереть на дуэли, отстаивая свою честь, для дворянства было нормой, в то время как сохранить жизнь, потеряв честь - несмываемый позор. В своем эссе «Дело чести, или Метаморфозы русской дуэли» А. Галкин считает, что «оскудение» понятия «дворянская честь» привело к постепенному нравственному вырождению русского дворянства и гибели самого дворянского сословия. Честь - это сословная роскошь, ценность. Девальвация этого понятия в конечном счете стала причиной вырождения дворянского сословия [http://lit.lib.ru/g/galkin_a_b/duelichest.shtml]. Существует в обществе понятие «честного» человека, это человек, которому можно доверять, который не обманет, и если такой человек «даёт своё слово», то он обязательно его сдержит. Получается, что честность человека связана с выполнением данного им слова. Отсюда пословицы: честь чести на слово верит; честь в слове стойка.
Честь также часто отождествляют с уважением: честному мужу честен и поклон, почтенный покупатель дороже денег. Так же честь ассоциировалась с саном, званием, должностью. Человека почитали и уважали в зависимости от того, какое место в обществе он занимал. То есть можно говорить о чести по заслугам. Об этом говорит наличие следующих пословиц: каков сан, таков и почет; по сану и почет; кого почитают, того и величают; честь (т.е. сан, звание) ум рождает; не всякий гость к переднему крыльцу. Честь человеку не просто дается. Её нужно заслужить. Вместе с тем, в сознании народа существует отчетливое понимание того, что признание человека, почтение, выражаемое ему, оказанный почет накладывают на него и большую ответственность. Это доказывают следующие пословицы: велик почет не живет без хлопот; час честиться, да год пыхтеть; чем больше чести, тем больше напасти. Так же считалось, что «честь» даётся не каждому, а только тому, кто её достоин. Человек должен обладать высокими моральными качествами, чтобы заслужить честь. Народом особенно подчеркивается необходимость с достоинством воспринимать и оценивать оказанную честь. А тех, кто не умел сделать этого, высмеивались: дадут дураку честь, так не знает, где и сесть; пришла было честь, да не сумел её снесть; не всякому под святыми сидеть; дай бог тому честь, кто умеет её снесть. Честь - это высокая, нравственная, этическая ценность. Она также была тождественна понятиям «доброе имя», «честная репутация», и поэтому должна была особо беречься человеком. Данное обстоятельство отражено народом в пословицах: честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает; береги честь смолоду.
Фразеологическая семантика
) Весь список устойчивых выражений со словом честь, приведенных в виде таблицы, на первом уровне можно разделить на 1) имеющие структуру словосочетания (честь мундира, не про твою честь, честь честью) и 2) имеющие структуру предложения (была бы честь предложена (приложена), пора и честь знать, честь имею кланяться, делает честь). Устойчивые выражения второй группы в основном представляют собой односоставные предложения: честь имею, пора и честь знать, делает честь. Двусоставные: была бы честь предложена. Но встречаются и нестандартные синтаксические конструкции: по отцу и сыну честь - без предиката, который легко восстанавливается (в данном случае - сыну [выпадает] честь) Еще целая группа это назывные предложения типа Честь и хвала! честь и место. Сюда же нужно отнести, фрагмент предложения вполне самостоятельный, способный парцеллироваться - обращение: ваша честь!
Первая группа устойчивых сочетаний, в зависимости от грамматической принадлежности главного компонента, подразделяется на сочетания глагольного и именного типа. Глагольные фразеологизмы: честь имею, попадать в честь, по чести <сказать>, делает честь (кому, чему), честь имею <кланяться>. Именные фразеологизмы (дело чести, долг чести, честь мундира, суд чести, человек чести, поле чести), тоже подчиняются дальнейшей классификации, в частности среди них выделяется группа устойчивых выражений, в которых используются застывшие предложно-падежные формы сущ. честь. В группу падежных сочетаний входят такие фразеологические единицы, как: с честью (Тв. п.), к чести (Д. п.), по чести (Д. п.), в чести (П. п.), не в чести (П. п.), из чести (Р. п.). Падежные сочетания самые употребительные, среди которых устойчивое выражение с честью занимает лидирующую позицию (571 вхождение в национальный корпус, составляет 21,4% среди всех фразеологических сочетаний, связанных с честью). Причем есть 2-3 ФЕ, которые представляют собой удвоения (по принципу тавтологии): честь честью, честь по чести ФЕ - слишком много чести - можно отнести к фрагменту предложения. Не про твою честь тоже является предложением. ) Рассмотрим характер сочетаемости некоторых устойчивых выражений. С фразеологической единицей с честью обычно употребляются глаголы выдержать, выйти, выполнить, вынести, справиться, выкрутиться, разобраться, осуществить. Это в основном глаголы совершенного вида, с семантикой «оказываться на высоте положения, выдержав какие-нибудь испытание». Устойчивое выражение честь имею сочетается с глаголами речевой семантики: доложить, представиться. Является формулой учтивого, вежливого обращения. Употребляется в основном в речи военных для обращения к вышестоящему лицу. Также устаревшее выражение честь имею сочетается с глаголами просить, предложить, сообщить - формула вежливости в речи, обращенной к вышестоящему лицу. По чести употребляется чаще всего с глаголом сказать. Также с деепричастием - говоря, глаголами - признаться, благодарить. Выражает модальное значение достоверности сообщаемого. Является вводным словом, заменяется другим вводным словом - «по правде». В чести. Это устойчивое выражение сочетается с глаголами с семантикой «быть, существовать»: жить, быть, находиться. Является устаревшим, разговорным сочетанием. Означает быть в почёте чаще у общества. ) Некоторые фразеологические единицы употребляются лишь в какой-то определенной профессиональной среде. К таким фразеологизмам относятся: честь имею и ваша честь. Честь имею, как было сказано ранее, употребляется в военной сфере. Является формулой обращения нижестоящих лиц к вышестоящим военнослужащим. Ваша честь раньше употреблялось для почтительного обращения к кому-нибудь. В настоящее время употребляется лишь в юридической сфере для обращения к судье. Многие предложно-падежные сочетания являются устаревшими. Например, по чести. Означающее модальное значение достоверности сообщаемого, субъективной оценки. Сейчас употребительнее модальное выражение «по правде». ФЕ в чести является устаревшим и разговорным. Означает пользоваться почётом, уважением, успехом у кого-либо. Также устаревшим является его антонимичное сочетание - не в чести. К устаревшим относится предложно-падежное сочетание из чести (делать что-то ради одного почета, из уважения). Архаичными являются формулы вежливости: честь имею <кланяться> (офицальное приветствие при прощании), честь и место (формула почтительного приглашения к столу). ) Есть выражения, которые образуют антонимичные по смыслу выражения, благодаря прибавлению отрицательной частицы НЕ: к чести / не к чести; в чести / не в чести; делает честь / не делает честь; честь и хвала / не честь, не хвала. Не к чести - нельзя отнести к чьим-либо заслугам. Пример: Не к чести наших издателей будь сказано, они не переиздают прекрасных книг Конрада (Н. Н. Шпанов. Личное счастье Нила Кручинина). Не в чести - то, что не пользуется успехом, уважением у кого-то. Пример: В наше время, когда чистописание не в чести, в записке буковка к буковке, и все ровные, как на открытке (В. Синицына. Муза и генерал). Не делает чести - что-то, что не подчеркивает достоинства. Пример: Но то, как обошлись с боевым и заслуженным генералом позднее, - это не делает чести Ельцину и его команде (П. Евдокимов. Прощай, командир). Не честь, не хвала - не подобает, недостойно кому-либо.
Контекстуальная сочетаемость
Примеры в таблице взяты из национального корпуса русского языка.
Из таблицы видно, что субъекты, обладающие честью, можно объединить в две большие группы: честь - коллективная и честь - индивидуальная. Каждая группа в свою очередь имеет еще несколько подгрупп. Честь - коллективная: а) в «глобальном» масштабе (страны, области,города, района, улицы, Родины…) б) части общества, сообщества, группы людей (армии, семьи, института, команды, школы, класса…) в) профессионального сообщества (спорта, марки, фирмы…) Честь - индивидуальная: а) просто человека или референта (сестры, отца…) б) человека как носителя «характеристик и достоинств» группы / класса, к которому он принадлежит (профессии - маляра, учителя; воинского звания - адмирала, солдата; пола - женщины, девушки…) Из этой «генетивной» сочетаемости N1 - N 2 вытекает основной концептуальный признак - носителем чести является субъект (обобщенный или конкретизированный, т.е. с денотативным или референтным значением). Причем атрибутивную позицию субъекта может занимать метонимическая номинация: честь города (при эксплицировании невыраженных при метонимии смыслов: город - те, кто живет в этом городе, т.е. сообщество людей, объединенных местом проживания). Честь, обозначающая хорошую, незапятнанную репутацию, доброе, честное имя: честь семьи, честь марки, честь мундира (об официальном авторитете, репутации).
Большая часть прилагательных, распространяющих понятие чести, образовано от существительных, которые могут употребляться со словом честь (N1 - N2) и обозначают принадлежность. Например: офицерская честь - честь офицера, женская честь - честь женщины, семейная честь - честь семьи. Но от некоторых подобных существительных нельзя образовать прилагательное, которое бы сочеталось со словом честь. Это такие существительные как страна, улица, фирма, школа. Честь, связанная с целомудрием, непорочностью, девственностью: женская, девичья. Другие прилагательные со значением размера: большая, невелика. Прилагательные и местоимения, обозначающие принадлежность: собственная, своя, его, ваша, их… Прилагательные, характеризующие принадлежность к различным сферам деятельности: профессиональная, рабочая, спортивная, воинская. Прилагательные, обозначающие принадлежность к народу: русская, греческая.
Все глаголы, употребляющиеся со словом честь можно разделить на несколько семантических групп. а) Дискредитивные: замарать, запятнать, лишить, оскорбить, отнять, пачкать, поставить под угрозу, украсть… б) Охранительные: беречь, защитить, охранять, биться за, бороться за, спасать, сражаться за, стоять за, отстаивать… в) Глаголы, положительного результата с учетом позиции дополнения: выдержать, выходить с, выносить с… г) Глаголы состояния: быть в, делать, находиться в… д) Глаголы благодарного действия: воздать, оказать, удостоиться, почтить за… е) Глаголы гарантированного обещания: иметь, заверять, клясться, ручаться, удостоиться… Лексема честь задает определенный круг глаголов, два поля противоположной семантики. Первое поле дискредитирующей семантики. Второе наоборот оберегательной семантики.
Глава вторая. ДОСТОИНСТВО
Семантический анализ
Слово достоинство полисемично. В словаре Д. Н. Ушакова дано четыре значения: 1. Положительное качество. 2. Необходимые моральные качества, моральная ценность человека. 3. Стоимость, ценность (денежного знака; офиц.). 4. Титул (устар.). [http://www.slovopedia.com/3/196/784506.html]. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова определяют достоинство как «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе» [С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1998, с. 177]. Достоинство можно определить как внутреннюю самооценку собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. Достоинство для многих очень важная духовная ценность. Вот что говорят о ней известные люди: 1) Достоинство каждого человека зависит только от того, как он показывает себя в своих поступках (Адольф фон Книгге <http://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84_%D1%84%D0%BE%D0%BD_%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B3%D0%B5>). ) Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинство (В.О. Ключевский <http://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>). ) Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство...(К. Маркс). ) Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения, - все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность - свое человеческое достоинство (Эпиктет). ) Основное достоинство человека - умение противостоять себе самому (Дж. Сэмиюэль). ) Человеческое достоинство - это самое важное (К. Бланашар) [http://www.fraznik.ru/tw/365.html]. Все эти афоризмы доказывают значимость понятия достоинства для каждого человека. Достоинство - важнейшая нематериальная ценность человека, которую нужно беречь и хранить.
Фразеологическая семантика
Во фразеологическом словаре русского языка под редакцией А.И. Молоткова дается только один фразеологизм со словом достоинство - ниже своего достоинства. Что означает «унизительно, не подобает кому-либо что-либо делать». Например: Плясать она считала ниже своего достоинства (Куприн. Гамбринус). Бегать босиком он уже считал ниже своего достоинства и в любую погоду носил тяжелые охотничьи отцовские сапоги (Мусатов. Стожары) [Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова, А.И. Федорова. М., 1978]. Так же можно говорить о таких часто используемых устойчивых выражениях, как оценить по достоинству - составить о ком-нибудь правильное мнение (Живость, мощная энергия, которую он сумел обуздать и превратить в конкретное действие, - этого не возможно было не оценить по достоинству (Берсенева. Возраст третий любви)); чувство собственного достоинства - самоуважение (Черта, определявшая характер русской интеллигенции, - отвращение к деспотизму - воспитала в ней стойкость и чувство собственности достоинства (Лихачев. О русской интеллигенции)).
2.3 Контекстуальная сочетаемость
В национальном корпусе русского языка встречается 3518 вхождений слова достоинство. Это почти в четыре раза меньше, вхождений со словом честь (12.779). Рассмотрим субъекты, которые могут обладать достоинством.
|