Стрелкова О. Б., Самарова, М. А.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ УДМУРТСКОЙ ФИЛОЛОГИИ КАФЕДРА ОБЩЕГО И ФИННО-УГОРСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ УТВЕРЖДАЮ _____________________________ «____» ____________ 20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.03.02 УДМУРТСКИЙ ЯЗЫК В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Направление подготовки
Юриспруденция
Степень выпускника Бакалавр
Форма обучения: очная
Ижевск 2014 Структура компетентностно-ориентированной Рабочей программы дисциплины «Удмуртский язык в межкультурной коммуникации»
Рабочая программа по дисциплине включает в себя следующие разделы: 1. Цель освоения дисциплины. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата (магистратуры). 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. 4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций. 5. Содержание дисциплины. 5.1. Темы и аннотации к ним. 5.2. Планы практических занятий. 5.3. Программа самостоятельной работы студентов. 6. Образовательные технологии. 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 10. Порядок утверждения рабочей программы. Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Удмуртский язык в межкультурной коммуникации» является формирование теоретических знаний и практических умений, а также развитие межкультурных компетенций, позволяющих адекватно оценить коммуникативную ситуацию, соотнести цель с предполагаемым выбором вербальных и невербальных средств, воплотить в жизнь коммуникативное намерение и проверить результаты коммуникативного акта с помощью обратной связи.
Задачи освоения дисциплины: а) дать основные понятия фонетики и морфологии удмуртского языка в сопоставлении с русским языком, познакомить студентов с основными особенностями грамматического строя удмуртского языка; б) дать основу для чтения простых удмуртских текстов (с помощью словаря) и для дальнейшего прохождения систематического курса удмуртской грамматики; в) дать основу для практического использования удмуртского языка в разговорной речи.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входитв вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», степень выпускника – бакалавр. Дисциплина адресована студентам 1 курса Курс рассчитан на 2 часа лекций, 40 часов лабораторных занятий, а также на 28 часов самостоятельной работы студентов. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и в результате изучения введения в языкознание. Программа составлена по принципу сознательного, осмысленного усвоения грамматического строя и словарного состава удмуртского языка. Уроки включают грамматическую часть, в которой объясняются грамматические явления удмуртского языка, с учетом их частотности в повседневной речи, и тексты. К каждому занятию программа рекомендует перечень обязательных для усвоения слов, подбор которых также не является произвольным и произведен, исходя из дидактического требования коммуникативной необходимости. Тексты для чтения содержат примеры употребления соответствующих грамматических форм и конструкций, а также слова и выражения определенного тематического круга.
Материал учебного курса, начиная с первых же уроков, нацелен прежде всего на устное его усвоение (выполнение заданий в парах, в командах, творческая работа по учебному пособию и др.). Для активизации учебного материала предусматривается использование ситуаций и ролевых игр. Ролевые игры используются для завершения темы. Структура каждой отдельной темы следующая: а) этнокультурный компонент; б) понятийный аппарат МКК; в) грамматическая часть, в которой языковой материал дается вербально, или в графическом виде (таблицы и схемы); г) разговорный тренинг: упражнения и языковые задания для формирования необходимых умений и навыков (в целях оживления работы некоторые упражнения имеют форму ролевых игр); д) тексты для чтения и перевода; е) новая лексика. Освещение вопросов этнокультурного аспекта, проблем межкультурной коммуникации занимает важное место для достижения взаимопонимания в общении людей двух культур и представляют чрезвычайный интерес для студентов. Изучающий любой язык должен иметь минимальные знания об этом языке и говорящем на нем народе, его этнической истории, родственных языках, обычаях и верованиях, этнопсихологических чертах и т. д. Такой экскурсной лекции с этнокультурным компонентом мы отводим примерно 20 минут каждого занятия. После каждого цикла проводится работа по обобщению, систематизации и повторению пройденного материала. Последовательность введения лексического и грамматического материала определяется тем, что данный курс предназначен главным образом для слушателей, начинающих изучение удмуртского языка впервые. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: - способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: – основные понятия и методы общей и сопоставительной лингвокультурологии, межкультурной коммуникации;
– о типологических особенностях удмуртского языка; – национально-культурные особенности лексического строя удмуртского и русского языков и проблемы межкультурной коммуникации; – основные закономерности фонетического, лексического, грамматического строя удмуртского языка; уметь: – употреблять изученную лексику, правильные грамматические формы в различных речевых ситуациях; – предсказывать и предотвращать возможные сбои в межкультурной коммуникации; – при вступлении в межкультурное общение руководствоваться принципами толерантности и этнокультурной этики, предполагающими уважительное отношение к иноязычной культуре; владеть: – навыками правильного выбора коммуникативной стратегии и применения этикетных норм при общении с представителями удмуртской культуры.
Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем И формируемых компетенций Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,9 зачетных единицы, 42 аудиторных и 28 самостоятельных часов.
Содержание дисциплины Раздел 1. Тема 1. Основные понятия лингвокультурологии и сопоставительной лингвокультурологии. Национально-культурные особенности лексического строя удмуртского и русского языков и проблемы межкультурной коммуникации.
Основная литература Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003. Красных В.В. “ Свой” среди “чужих”: миф или реальность? М., 2003. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
Тема 2. Удмуртский язык в системе финно-угорских (уральских) языков мира. Сопоставительный лингвокультурный анализ фонетической системы, грамматического строя удмуртского и русского языков.
Основная литература Удмурты: Историко-этнографические очерки. Ижевск, 1992. Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. Дополнительная литература Атаманов М. Г. Удмуртская ономастика. Ижевск: Удмуртия, 1988. 168 с. Атаманов М. Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск: Удмуртия, 1997. 248 с. Атаманов М. Г. По следам удмуртских воршудов. Ижевск: Удмуртия, 2001. 216 с. Удмуртская мифология / Под ред. В, Е. Владыкина. Ижевск, 2003. 196 с.
Раздел 2.
Тема 1. 1. Об этнонимах удмуртов. Субэтнические объединения удмуртов. 2. Трансформация языковой картины мира в межкультурном общении (особенности лексического фонда удмуртского и русского языков). 3. Общая характеристика удмуртского языка. Алфавит. Ударение. Система гласных звуков удмуртского языка; звук ќ. Система согласных звуков удмуртского языка, специфические согласные њ, љ, џ. 4. Грамматика: О двух спряжениях глаголов. Личные местоимения. 5. Лексика и чтение по теме «Ойдо, тодматском».
Основная литература Кондратьева Н. В., Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010С. 5–10. Стрелкова О. Б., Самарова, М. А. Лабыр-лабыр лабыртом! = Поговорим от души: учеб. пособие для филол. и нефилол. фак. / М. А. Самарова, О. Б. Стрелкова, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Фак. удмурт. филологии, Выли о:нерлыко тодон-валан сётонья федерал коньдэт "Удмурт кун университет" кун дышетон ужьюрт, Удмурт кылосбур фак. - Ижкар: Удмурт. ун-т, 2011.
Дополнительная литература Атаманов М. Г. Удмуртская ономастика. Ижевск: Удмуртия, 1988. 168 с. Ганеев И., Перевозчиков Ю. Марым, лэся… Удмурт кыл нырысь кутскисьёслы. Удмуртский язык для начинающих. Дышетскон ёзэт. Ижевск: Удмуртия, 2005. Загуляева Б. Ш., Решетникова А. Е. Дуно эше! Удмуртский язык для учащихся старших классов общеобразовательной школы и взрослых: интенсивный курс. Ижевск, 2003. С. 22–25. Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. С. 100–101, 202. Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь / Сост. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 368 с.
Тема 2. 1. Особенности речевого этикета удмуртов. Относительность восприятия времени (способы выражения категории времени в удмуртском и русском языках) 2.. Грамматика. Изъявительное наклонение. Настоящее время. Утвердительные формы. Место подлежащего и сказуемого в простом предложении. 3. Лексика по теме «Режим дня». 4. Вопросы-ответы: Мынам ужан нуналэ. Составление диалога и рассказа.
Основная литература Кондратьева Н. В., Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010. 11–13, 91.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|