Тема 4 Рынок: условия развития, функция, структура и инфраструктура
Возникновение рынка и условия его развития Возникновение рынка охватывает длинный исторический период. Он в своем зачаточном состоянии возник около четырех тысяч лет тому назад на Среднем Востоке. Определение рынка (market). В современной экономической науке существует множество определений. Например, К. Макконнел и С. Брю считают, что «рынок – это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг». «Рынок – это всякая группа людей, вступающая в тесные деловые отношения и заключающая сделки по поводу любого товара» (А. Маршалл). Э. Долан, Д. Линсей определяют рынок «как любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом». Приведенные определения рынка, на первый взгляд разные, но, в конечном счете, сводятся к следующей (рис. 4.1.).
Рис. 4.1. Схема роли рынка
Как показывает схема на рис. 4.1., рынок – это инструмент экономической связи между людьми, основанный на купле-продаже. Более развернутое определение рынка следующее: это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции. Современные условия совершенствования рынка сводятся к представлению экономической свободы его участником и учету трансакционных издержек. Экономическая свобода предусматривает: - свободу выбора деятельности потребителей и производителей; - верховенство покупателей над производителями; - занятие предпринимательской деятельностью становится доступным для любого желающего. Каждый индивидуум имеет право стать предпринимателем в той или иной форме. Но это не означает, что общество должно состоять из одних предпринимателей. Важно другое – принципиальная возможность для любого желающего купить облигации, акции, недвижимость, открыть свой счет в банке, начать свое дело, равно как и прекратить его;
- экономическая свобода предполагает ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Под ответственность подразумевается уменьшение дохода вследствие неадекватных действий самого хозяйствующего объекта на рынке (пени, штрафы, выплаты неустоек и др.); - абсолютную мобильность, подвижность всех видов ресурсов. Свободный перелив ресурсов осуществляется благодаря развитой системе «горизонтальных» связей, опирающихся на такие институты, как банки, биржи, инвестиционные фонды и т.д.; - ограничение любых видов монополизма и полную свободу конкуренции; - свободное ценообразование. Еще одно условие функционирование рынка, которое было открыто 60-е гг. ХХ в. американским ученым лауреатом премии Нобеля Р. Коузом, - трансакционные издержки. Указанное открытие считается самым крупным открытием современности. Для возникновения рынка какого-либо товара необходимы трансакционные издержки, под которыми понимают затраты, не связанные непосредственно с производством данного товара. Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек: - издержки поиска покупателей и продавцов; - издержки ведения переговоров и заключение контрактов; - издержки измерения покупаемого товара; - издержки защиты прав собственности. В обществе, где отсутствует надежная правовая защита собственности, могут быть большие затраты для их восстановления (охрана, судебные издержки и пр.); - издержки оппортунистического поведения, которые выражаются в уклонении от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров. Таким образом, трансакционные издержки возникают и до обмена товара, и в процессе обмена, и после него. Углубление разделения труда и специализация способствует росту трансакционных издержек.
Если трансакционные издержки какого-то товара окажутся больше, чем предполагаемый доход, то рынок данного товара не будет функционировать. Наряду с перечисленными факторами, для совершенствования современного рынка большое значение имеют полнота информации, устойчивость финансовой и денежной систем, открытость внешнему рынку, политическая стабильность и т.д. Механизмы и функции рынка Механизм рынка или (рыночные рычаги). На любом этапе своего развития рынок базируется на четырех элементах его механизма: цена, спрос, предложение и конкуренции. О них более подробно рассмотрим в последующих темах. Функции рынка. Рынок оказывает огромное влияние на все стороны хозяйственной жизни общества и выполняет множество функций. Главные из них следующие (рис. 4.2.): 1) посредническая функция. В условиях разделения труда и экономической обособленности субъектов рыночного хозяйства возникает объективная необходимость нахождения друг друга и обмена результатами своей деятельности. Рынок с помощью цены сопоставляет продукты деятельности субъектов рынка, и определяет, насколько выгодна та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками
Рис. 4.2. Схема функций рынка общественного производства. В рыночной экономике при нормальной конкуренции потребитель имеет возможность выбора поставщика. Одновременно продавцу предоставляется возможность выбора наиболее подходящего покупателя; 2) Ценообразующая функция. В современной экономической теории существуют две равноценные версии формирования рыночных цен: классическая и маржиналисткая. По классической версии рыночная цена устанавливается по общественно-необходимым затратам (ОНЗТ). По маржиналистской парадигме механизм образования рыночной цены сводится к взаимодействию спроса и предложения товаров. 2) ценообразовательная функция. 3) информационная функция. Сама рыночная цена представляет собой уникальный аппарат коммуникации и распространения информации, а также других важных сведений, необходимых человеку в мире экономики.
4) санирующая функция. Рынок беспощаден по отношению к слабым. С помощью механизма конкуренции рынок очищает общественное производство от расточительных, неустойчивых и неэффективных субъектов хозяйствования и, напротив, дает возможность действовать более эффективным и рациональным хозяйствам. В результате под воздействием непрекращающейся конкуренции непрерывно, шаг за шагом повышается средний уровень эффективности всего народного хозяйства. Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? Для кого производить? Как производить? Под воздействием конкуренции путем перелива капитала из одной отрасли в другую осуществляется равномерное распределение факторов производства между всеми отраслями. В тех отраслях, где наблюдается повышение цен, происходит оживление производства. Сюда усиливается прилив финансовых, природных и трудовых ресурсов. Если в результате такого прилива факторов производства произойдет превышение предложения товаров над спросом, то начнется обратный процесс: снижение всех видов рыночных цен и отток ресурсов из данной отрасли. Разумеется, рыночная экономика – не идеальное устройство общества. О преимуществах и недостатках рыночного механизма будет сказано в последующих темах. Но человечество пока не нашло лучшего устройства общественной системы, чем рыночная экономика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|