Равновесие фирм в различные периоды времени в условиях совершенной конкуренции
Как известно, важную роль в теории фирм играет фактор времени. экономическая наука доказывает, что равновесие фирм может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочный период времени представлен несколькими вариантами положения фирмы на рынке. 1. На определенном интервале времени средние и предельные издержки (АС и МС) находятся ниже линии цен P0 и предельных доходов (Р = МR), тогда в точке Е0 фирма будет получать сверхприбыль, то есть прибыль, превышающую среднюю. Такая фирма получила название "допредельной" (рис. 8.10, а). При оптимальном уровне производства Qе уровень средних издержек будет равен отрезку 0А, следовательно, общие издержки (ТС) составляют площадь прямоугольника 0АВQе валовая выручка (доход) ТR – площадь прямоугольника 0Р0Е0Qе. Площадь заштрихованного прямоугольника Р0Е0ВА покажет нам массу получаемой сверхприбыли. В таком положении фирма будет находиться в краткосрочный период времени, так как другие фирмы, привлеченные возможностью получить сверхприбыль, будут стремиться войти в производство этой продукции или отрасли. Предложение продукции начнет расти и в результате усиления конкуренции между фирмами приведет к снижению цены и исчезновению сверхприбыли. Рис. 8.10. Графики положения фирм на рынке в краткосрочный период времени: а) допредельная фирма со сверхприбылью; б) запредельная фирма с убытком
2. На рис. 8.10,б показана противоположная ситуация, когда средние издержки АС при любом объеме производства Q превышают рыночную цену Р0. В этом случае при оптимальном производстве Q2 фирма лишь минимизирует свои убытки – площадь заштрихованного прямоугольника С1NМР0. Фирмы (запредельные), оказавшиеся в таком положении, должны уходить с рынка.
3. Предельная фирма "на плаву" (рис. 8.11,а) – это фирма, которой удается покрывать только средние переменные издержки (АVС = Р0). Постоянные же издержки фирмы (СМЕ0Р0) хозяин платит из своего кармана, чтобы поддержать фирму на рынке. В случае повышения рыночной цены она сможет покрыть не только средние переменные издержки, но и постоянные. Позиция фирмы на рынке укрепиться. Если же под воздействием конкуренции снизится рыночная цена, то фирме придется покинуть отрасль и она окажется за ее пределами. 4. Линия средних издержек АС лишь касается линии доходов и цен (АR = МR = Р0), валовая выручка ТR по величине в точности соответствует издержкам. Это означает, что фирма не получает прибыли и не терпит убытка, функционирует с нулевой прибылью. Фирма находится в состоянии равновесия (допредельная). Равенство Р0 = МR = МС = АС указывает на то, что фирма использует наиболее эффективную технологию и назначает самую низкую цену Р0, при этом производит наибольший объем продукции Q4, на который затрачиваются минимальные издержки АС. Рис. 8.11. Графики положения фирм на рынке в краткосрочный период времени: а) предельная фирма на плаву; б) допредельная фирма с нормальной прибылью.
Вообще в условиях совершенной конкуренции экономическая прибыль тяготеет к нулю. Это не означает, что фирма работает эффективно. К такой ситуации приводит усиление конкуренции в отрасли. Следует подчеркнуть, что говоря о нулевой прибыли, мы не имеем в виду то, что допредельная фирма вообще не получает никакой прибыли. Она получает нормальную прибыль (СР0МQ4), о которой говорилось в вопросе 1 темы 7. Нормальная прибыль – составная часть издержек производства (см. рис. 7.1, б). По величине она должна совпадать со средним процентом, который фирма могла бы получить от этого же капитала, если бы вкладывала его в другие отрасли. В связи с этим нормальную прибыль относят к внутренним издержкам.
Допредельные фирмы с нормальной прибылью, достигшие равновесия в короткий период, будут сохранять его и в долгосрочный период, потому что когда фирма получает нулевую экономическую прибыль, у нее нет стимула выйти из отрасли, а другие фирмы не заинтересованы в нее вступать. Подводя итоги, можно сказать, что в условиях совершенной конкуренции в долгосрочный период максимум прибыли достигается тогда, когда выполняется равенство МR = МС = Р = АС. Иными словами, фирма может контролировать лишь один параметр – объем выпускаемой продукции Q с учетом приспособления к функции издержек и заданной рынком цены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|