Вопрос 1. Цели, задачи, логистические операции и функции логистики
Лекция 3 Логистические операции и системы 1. Цели и задачи логистики 2. Функции логистики 3. Логистические операции 4. Логистические системы Вопрос 1. Цели, задачи, логистические операции и функции логистики Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Цель логистики состоит в координации физического распределения и менеджмента материалов для экономии затрат и повышения уровня обслуживания. Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда общих задач. Общие задачи: 1. Осуществление сквозного контроля за потоковыми процессами в логистических системах. 2. Разработка и совершенствование способов управления материальными потоками. 3. Многовариантное прогнозирование развитие событий и т.п. 4. Стандартизация требований к качеству логистических операций. 5. Выявление несбалансированности между потребностями рынка в логистических операциях и возможностями логистической системы. (Например. Сегодня в некоторых секторах отечественного рынка существует конкуренция, связанная не только с ценой и качеством товаров, но и с качеством обслуживания. Поэтому сейчас для российских компаний, особенно производственных, актуален элемент управления, который некоторые организации называют менеджером проекта, хотя правильнее было бы назвать менеджером заказа. Он курирует отделы, участвующие в выполнении данного заказа, контролирует сроки, качество и, что самое важное, работает с клиентом, уточняя множество нюансов и отвечая за результат (такая схема может работать и в отношениях с поставщиком). Таким образом, найдена сбалансированность между потребностью рынка в качественном обслуживании и возможностями системы, т.е. проведена некоторая структурная реорганизация фирмы.
6. Выявление центров возникновения потерь материальных и нематериальных ресурсов. 7. Оптимизация технической и технологической структуры организации и т.п. Весь спектр общих задач разделяются по степени значимости на две группы: глобальные и частные (локальные) задачи Глобальные задачи: 1. Создание комплексных, интегрированных систем материальных, информационных, а по возможности и других сопутствующих потоков. 2. Стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обращения. 3. Достижение высокой степени системной гибкости. 4. Постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде. Частные задачи: 1. Максимальное сокращение времени хранения продуктов. 2. Сокращение времени перевозок. 3. Рациональное распределение транспортных средств. 4. Прогнозирование объемов перевозок. 5. Определение оптимальных объемов и направлений материальных потоков. 6. Организация складирования. 7. Организация упаковки, транспортировки. 8. Оперативная обработка и выдача информации Решение такой частной задачи, как сокращение времени перевозок в условиях автомобильных пробок – это переход на ночную развозку. То есть сегодня в условиях жесткой конкуренции многие компании начинают вести счет времени на часы и минуты. Решения глобальных и локальных задач должны находиться в рамках общих задач логистической системы. Вопрос 2. Функции логистики Логистистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Логистистическая функция (комплексная логистическая активность) – это обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.
Функции: 1.Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализации. 2.Определение объемов и направлений материальных потоков. 3.Прогнозные оценки потребности в перевозках. 4.Определение последовательности движения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения. 5.Развитие, размещение и организация складского хозяйства. 6.Управление запасами в сфере обращения. 7.Осуществление перевозок, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения. 8.Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров (упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузка). 9.Управление складскими операциями (хранение, приемка, организация доставки мелкими партиями). Две характерные особенности всех функций заключаются в том, что: Весь их комплекс подчинен единой цели. Носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.
Вопрос 3. Логистические операции В процессе логистической деятельности выполняются действия, приводящие к изменению параметров потоков и не подлежащие декомпозиции в рамках поставленных задач управления. Такие логистические действия принято называть логистическими операциями Логистическая операция (элементарная логистическая активность) – это любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующего ему потоков (информационных, финансовых, сервисных). Логистические операции — совокупность определенных действий, направленных на преобразование материального потока, в том числе обработка информации соответствующей этому потоку. Логистические операции – совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока.
Таблица 1 Классификация логистических операций
Логистические операции делят на односторонние и двухсторонние. Двухсторонние сопровождаются переходом права собственности на товар и страховых рисков с одного юридического лица на другое. Внутренние логистические операции выполняются внутри логистической системы. Внешние логистические операции связаны с общением логистической системы с внешним миром. Неопределенность окружающей среды, сказывается на характере выполнения внешних логистических операций
Рис. 1. Классификация логистических операций Вопрос 4. Логистические системы Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их синтеза, анализа и совершенствования. Логистическая система – адаптивная (самонастраивающаяся или самоорганизующаяся) система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие, АПК и т. д. (Пример: закупка семян картофеля – посадка и выращивание картофеля – сбор и продажа картофеля, как прямые оптовые продажи, так и через посредника) Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.
Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы. ПРИМЕРЫ: Можно привести множество примеров систем. Возьмем обыкновенную шариковую ручку и посмотрим, имеет ли она четыре признака системы. Первое: ручка состоит из отдельных элементов — корпус, колпачок, стержень, пружина и т. д. Второе: между элементами имеются связи — ручка не рассыпается, она является единым целым. Третье: связи определенным образом упорядочены. Все части разобранной ручки можно было бы связать ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но связи не были бы упорядочены и ручка не имела бы нужных нам качеств. Четвертое: ручка имеет интегративные (суммарные) качества, которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов ручкой можно удобно пользоваться: писать, носить. Точно так же можно доказать, что такие объекты, как автомобиль, студенческая группа, оптовая база, совокупность взаимосвязанных предприятий, настоящая книга и многие другие привычные, окружающие нас объекты тоже являются системами. Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства (рис.2). Вначале закупаются средства производства. Они, в виде материального потока, поступают в логистическую систему и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.
Рис. 2. Выделение границ логистической системы на основе цикла обращения средств производства
Логистическая система существует как на микро, так и на макроуровне. На макроуровне цепочка, через которую проходит материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 3). При этом, задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. В результате такие показатели этого потока, как себестоимость и надежность, далеки от оптимальных.
Сквозное управление материальными потоками, позволяет видеть и управлять всей системой в целом.
При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 4). При этом, предприятия согласованно управляют сквозным материальным потоком.
Например, нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в небольшом количестве, необходимого качества. Вследствие этого, движение материального потока по всей цепочке осуществляется с минимальными затратами. Макрологистика - совокупность логистических действий, направленных на решение вопросов, связанных с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции закупок и распределения. Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юридически независимые предприятия. Макрологистическая система - крупная система управления материальными потоками, которая функционирует над несколькими предприятиями или фирмами и объединяет для достижения единой цели разнородные производственные и торговые предприятия, транспортные и другие посреднические фирмы. На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем (рис. 5).
Логистическая система с прямыми связями
Эшелонированная логистическая система
Гибкая логистическая система
Рис. 5. Виды логистических систем на макроуровне
На микроуровне цепочка, через которую проходит материальный поток, состоит из различных служб одного предприятия (служб снабжения, пpоизводства, сбыта) (рис.6). При традиционном подходе задача оптимизации материального потока не имеет пpиоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели на выходе из предприятия далеки от оптимальных и складываются случайно.
Снабжение
Закупочная Производственная Распределительная логистика логистика логистика
При логистическом подходе на предприятии ставится задача управления сквозными материальными потоками. В результате показатели материального потока на выходе становятся управляемыми. В целом, отличие логистического подхода к управлению от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками. Микрологистика - совокупность логистических действий, направленных на решение локальных вопросов отдельных фирм и предприятий. Объектами, контролируемыми микрологистикой, являются функциональные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, подчиненные его администрации. Микрологистическая система - система управления материальными потоками с целью оптимизации экономической деятельности внутри одного предприятия или фирмы, а также в рамках самостоятельных производственных или торговых предприятий и производственных комплексов без выхода за их пределы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|