Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое поле антитеррористической борьбы




Зарубежный опыт противодействия терроризму

Беспрецедентно возросшие за последнее десятилетие масштабы международного терроризма поставили большинство стран мира перед необходимостью разработки национальных антитеррористических систем, под которыми подразумевается совокупность законодательной базы, деятельности государственных органов, неправительственных организаций, институтов гражданского общества, а также действий и мероприятий, направленных на противодействие терроризму и минимизацию террористической угрозы.

Общая зарубежная практика такова, что антитеррористическая работа ведется преимущественно директивно, то есть все основные решения принимаются на высшем государственном уровне и в дальнейшем реализуются, оказывая влияние на гражданское общество. Однако в последнее время наметилась тенденция расширения роли гражданского общества в структуре контртеррористической работы. Теперь оно является не только объектом воздействия государственных структур, средств массовой информации и неправительственных организаций, но и субъектом, способствующим поддержанию общественного порядка и повышающим своей деятельностью эффективность превентивных антитеррористических мер. В связи с этим особенно актуально рассмотрение двойственной роли гражданского общества в национальных антитеррористических системах.

ЭЛЕМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Суммируя зарубежный опыт в области развития антитеррористической политики, можно сказать, что современные национальные антитеррористические системы представляют собой совокупность следующих элементов:

· антитеррористическое законодательство и система правосудия;

· деятельность правоохранительных органов, специальных служб и ведомств, занятых в сфере обеспечения безопасности (в том числе разведслужбы);

· работа специальных контртеррористических групп;

· создание национальных антитеррористических центров;

· выработка комплекса мер по противодействию экстремизму;

· разработка и проведение контртеррористических операций;

· работа служб, занятых ликвидацией последствий терактов;

· участие институтов гражданского общества;

· содействие СМИ в антитеррористической работе;

· обширная материально–техническая база (совершенные средства связи, компьютерные технологии, высококачественные современные транспортные и инфраструктурные элементы).

В деятельности каждого из этих элементов реализуется одна из двух позиций гражданского общества – объект защиты со стороны государства (пассивная позиция) или субъект и участник антитеррористической борьбы (активная позиция).

 

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ

Терроризм был включен в международную повестку дня с 1934 года, когда Лига Наций начала разработку конвенции о предупреждении и пресечении терроризма. Конвенция не без труда была принята в 1937 году, однако так и не вступила в силу.

Современное международное антитеррористическое законодательство, как правило, содержит конкретные положения, позволяющие государству, пострадавшему от теракта или находящемуся в состоянии реальной угрозы, расширять возможности собственного внутреннего законодательства.

В настоящий момент существует 13 ключевых международных документов, касающихся терроризма. Это международные соглашения стран ООН. Большинство положений этих документов уже реализованы многими странами в рамках внутреннего законодательства.

Итак, международные антитеррористические меры представлены в следующих документах:

· Конвенция о преступлениях и других определенных законом противоправных актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963);

· Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970);

· Конвенция о борьбе с незаконными актами, угрожающими безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971);

· Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (Монреаль, 1988);

· Конвенция о борьбе с незаконными актами, угрожающими безопасности морского судоходства (Рим, 1988);

· Протокол о борьбе с незаконными актами, угрожающими безопасности платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 1988);

· Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 1980);

· Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979);

· Конвенция о предотвращении преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 1973) и так далее.

Кроме того, ведется обсуждение проекта Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму (Comprehensive Convention on International Terrorism), которая призвана собрать основные положении перечисленных правовых документов, дополнив их положениями, необходимость которых продиктована сегодняшней ситуацией.

За последние 40 лет были подписаны 3 европейские антитеррористические конвенции, а также 2 американские, 2 азиатские и 3 арабские1. В 1992-1993 гг. было принято 3 Резолюции Совета Безопасности ООН, которые, в частности, закрепили право на обмен разведданными между государствами-членами, а также постановили создание Контртеррористического комитета на базе Совбеза ООН. «Глобальная контртеррористическая стратегия» (The UN Global Counter-Terrorism Strategy), принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году, стала первым международным официальным документом, признавшим значительную роль гражданского общества в антитеррористической деятельности государств.

Согласно Стратегии, гражданское общество реализует свою функцию через работу различных контртеррористических неправительственных организаций.

Основная позиция НАТО относительно роли гражданского общества в антитеррористической борьбе отражена в некоторых рекомендациях экспертного комитета по антитеррористической работе странам-участницам:

· Необходимо признать, что борьба с терроризмом требует долгосрочных обязательств со стороны государства и активной народной поддержки, являющейся жизненно важным условием для успеха любых контртеррористических усилий.

· Признать, что обеспечение эффективной основы для реализации согласованного подхода к защите гражданского населения и достижения консенсуса в отношении координации усилий общества и государства возможно только при условии включения страны в международный диалог по этому вопросу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...