Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема процесса и процессного подхода

Практическое занятие №4

 

1 Наименование занятия: Процессный подход в СМК

2 Цель занятия:

2.1 Получить кавыки построения модели процессного подхода в соответствии с ГОСТ ISO9001-2011

2.2 Закрепить знания студентов, полученные во время теоретического обучения

3 Подготовка к занятию:

3.1 Повторите тему «Процессный подход в СМК»

3.2 Ответьте на вопросы:

3.2.1 Что такое процесс?

3.2.2 Каким образом могут быть связаны процессы одной организации между собой?

3.2.3 Что является входами и выходами процессов? Приведите не менее трех примеров, отличных от примеров, приведенных в приложении к практическому занятию

3.2.4 Что относится к ресурсам процессов? Приведите не менее трех примеров, отличных от примеров, приведенных в приложении к практическому занятию

3.2.5 Приведите пример потребностей и ожиданий для потребителей услуг почтовой связи

3.2.6 Перечислите основные этапы петли качества

3.2.7 Опишите цикл PDCA

3.2.8 Как иначе называется цикл PDCA?

3.2.9 Кем разработан и когда внедрен цикл PDCA?

3.2.10 Где может использоваться цикл Шухарта-Деминга?

4 Литература:

4.1 ГОСТ ISO9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования».

4.2 Конспект лекций по данной теме

4.3 Приложение к описанию практического занятия

5 Перечень используемых материалов:

5.1 ГОСТ ISO9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования»

5.2 Бланк для отчета

5.3 Канцелярские принадлежности

6 Задание на занятие:

Основная часть

6.1 Письменно ответьте на вопрос: «В чем заключается разница восприятия понятия «качество» с точки зрения производителя, потребителя и ГОСТ ISO9001-2011»

6.2 Составьте описание модели процессного подхода системы менеджмента качества

6.3 Составьте схему для конкретного выбранного Вами процесса с выделением специфических входов, выходов.

6.4 Составьте схему петли качества и укажите основные этапы жизненного цикла продукции

Вариативная часть

6.5 Графически представьте цикл PDCAи спишите каждую ее составляющую в преломлении выбранного вами в пункте 6.3 процесса

7 Порядок проведения практического занятия:

7.1 Получите допуск к работе

7.2 Составьте отчет в соответствии с заданием

7.3 Устно ответьте на контрольные вопросы

7.4 Сдайте зачет

7.5 В случае успешной сдачи зачета приступите к выполнению пункта 6.5,и, по возможности, выполните его

8 Содержание отчета:

Основная часть

8.1 Понятие качества с точки зрения производителя, потребителя и ГОСТ ISO9000.

8.2 Краткое описание схемы СМК, основанной на процессном подходе

8.3 Схема конкретного процесса с указанием входов и выходов

8.4 Петля качества с указанием основных этапов ЖЦП

Вариативная часть

8.5 Цикл PDCAи его описание

9 Контрольный вопросы:

9.1 Что такое процессный подход?

9.2 Каким документом регламентируется процессный подход в системе ГОСТ ISO серии 9000?

9.3 Что такое качество с точки зрения производителя, потребителя и ГОСТ ISO9000?

9.4 Приведите пример встречного (снизу вверх) вертикального управления процессом

9.5 Чем петля качества отличается от спирали качества?

9.6 В чем состоит преимущества процессного подхода?

9.7 Опишите цикл PDCA.

Работу составила преподаватель Т.С. Пронина

Приложение к практическому занятию №4

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В СМК

Схема процесса и процессного подхода

Любая деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.

В ГОСТ ISO9000 термин «процесс» определяется так:

«Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.»

Входами к процессу обычно являются выходы других процессов.

Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценностей.

Для результативного функционирования организация должна идентифицировать многочисленные взаимосвязанные виды деятельности и управлять ими.

Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, обеспечение их взаимодействия может рассматриваться как процессный подход.

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывном управлении как на стыке отдельных процессов, так и при их комбинации и взаимодействии.

Модель системы качества, основанной на процессном подходе приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе

 

В качестве примеров потребностей и ожиданий потребителей и конечных пользователей продукции организации стандарт ISO9004 «Рекомендации по улучшению деятельности» приводит следующие:

  • соответствие требованиям;
  • надежность;
  • наличие;
  • поставка;
  • деятельность после завершения жизненного цикла продукции;
  • цена и стоимость жизненного цикла;
  • безопасность продукции;
  • ответственность за качество продукции;
  • воздействие на окружающую среду

Каждый процесс имеет вход, выход, должен обеспечиваться необходимыми ресурсами и подвергаться управляющими воздействиями (см. рисунок 2)

Приведенное в стандарте ISO9000 определение не разделяет входные воздействия по видам, т. е. все, что не является выходами, - входы. Разделение входных воздействий по видам удобно при визуализации процессов.

Выходы (выходные потоки) – результат преобразования входных потоков. На практике они включают:

  • то, что соответствует требованиям;
  • то, что не соответствует требованиям;
  • информацию о процессе;
  • отходы.

Если организация результативна, то в процессе преобразования образуется добавочная ценность входов. В результате может появиться много дополнительных выходов, таких как прибыль, захват дополнительной доли рынка, увеличение объема продаж, реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост предприятия и т. п.

Иногда в узком смысле выходы рассматривают как продукцию, т. е. результат процесса, удовлетворяющий определенным потребностям клиента (это услуги, программные средства и перерабатываемые материалы). Однако в этом случае остается открытым вопрос управления непредполагаемыми выходами (отходами, загрязнениями).

Входы (входные потоки) – материалы и (или) информация, преобразуемые процессами для создания выходных потоков.

Управляющие воздействия – входные потоки, определяющие, регулирующие и (или) влияющие на процесс.

Ресурсы – факторы, содействующие преобразованию входов в выходы, но которые нельзя сделать выходными потоками.

Рисунок 2 Схема процесса с выделением специфических входов (1, 2, 3), промежуточных характеристик (4) и выходов (5)

На схеме процесса видно, что входы разделены на три группы. Первая группа входов (заготовки деталей, уровень подготовки студента, приступающего к изучению новой учебной дисциплины и др.), то, что затем будет подвергаться преобразованию.

Управляющие воздействия – это, например, управление перемещением инструмента при работе на токарном станке, указания ректора деканам и заведующим кафедрами по организации учебного процесса, решение директора завода по реорганизации производственного процесса, решение директора учебного заведения по реорганизации учебного процесса, а также требования законов, стандартов, нормативных документов, результатов аудитов и т. д.

Ресурсы – это группа входов (станок, материалы, квалификация токаря или преподавателя, учебно-лабораторное оборудование, финансовые средства).

Заготовка и чертеж, которые принесли токарю, чтобы он изготовил деталь, - это входы, ресурсы – это станок, рабочий инструмент, квалификация токаря, а управляющие воздействия – это его действия по управлению процессом изготовления детали.

На схеме процесса черными квадратами обозначены места, где возможны изменения, испытания и контроль параметров входов процесса, его промежуточных характеристик и выходов.

Петля и спираль качества

Петля качества лежит в основе всех систем качества.

Она включает 12 этапов или стадий жизненного цикла продукта (рисунок 3), на каждом из которых должна производиться оценка качества:

  1. маркетинг, изучение рынка (МИР);
  2. проектирование и разработка продукции (ПРП)
  3. планирование и разработка процессов (ПРП);
  4. закупки (З);
  5. производство продукции и предоставление услуг (ПППУ);
  6. проверки (П);
  7. упаковка и хранение (УХ);
  8. реализация и распределение продукции (РРП);
  9. монтаж и ввод в эксплуатацию (МВЭ);

10) техническая помощь и обслуживание (ТПО);

11) этап после реализации (ЭПР);

12) утилизация или восстановление в конце выработки ресурса (УВ).

Рисунок 3 Петля качества

Спираль качества – это пространственная модель, представляющая процесс управления качеством как повторяющиеся циклы петли качества с повышением качества продукции после каждого успешного цикла управления. Спираль качества приведена на рисунке 4.

Рисунок 4 Спираль качества

Цикл PDCA

К каждому этапу ЖЦП можно применить цикл PDCA, приведенный на рисунке 5

Рисунок 5 Цикл PDCA

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...