Схема процесса и процессного подхода
Практическое занятие №4
1 Наименование занятия: Процессный подход в СМК 2 Цель занятия: 2.1 Получить кавыки построения модели процессного подхода в соответствии с ГОСТ ISO9001-2011 2.2 Закрепить знания студентов, полученные во время теоретического обучения 3 Подготовка к занятию: 3.1 Повторите тему «Процессный подход в СМК» 3.2 Ответьте на вопросы: 3.2.1 Что такое процесс? 3.2.2 Каким образом могут быть связаны процессы одной организации между собой? 3.2.3 Что является входами и выходами процессов? Приведите не менее трех примеров, отличных от примеров, приведенных в приложении к практическому занятию 3.2.4 Что относится к ресурсам процессов? Приведите не менее трех примеров, отличных от примеров, приведенных в приложении к практическому занятию 3.2.5 Приведите пример потребностей и ожиданий для потребителей услуг почтовой связи 3.2.6 Перечислите основные этапы петли качества 3.2.7 Опишите цикл PDCA 3.2.8 Как иначе называется цикл PDCA? 3.2.9 Кем разработан и когда внедрен цикл PDCA? 3.2.10 Где может использоваться цикл Шухарта-Деминга? 4 Литература: 4.1 ГОСТ ISO9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования». 4.2 Конспект лекций по данной теме 4.3 Приложение к описанию практического занятия 5 Перечень используемых материалов: 5.1 ГОСТ ISO9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования» 5.2 Бланк для отчета 5.3 Канцелярские принадлежности 6 Задание на занятие: Основная часть 6.1 Письменно ответьте на вопрос: «В чем заключается разница восприятия понятия «качество» с точки зрения производителя, потребителя и ГОСТ ISO9001-2011» 6.2 Составьте описание модели процессного подхода системы менеджмента качества 6.3 Составьте схему для конкретного выбранного Вами процесса с выделением специфических входов, выходов.
6.4 Составьте схему петли качества и укажите основные этапы жизненного цикла продукции Вариативная часть 6.5 Графически представьте цикл PDCAи спишите каждую ее составляющую в преломлении выбранного вами в пункте 6.3 процесса 7 Порядок проведения практического занятия: 7.1 Получите допуск к работе 7.2 Составьте отчет в соответствии с заданием 7.3 Устно ответьте на контрольные вопросы 7.4 Сдайте зачет 7.5 В случае успешной сдачи зачета приступите к выполнению пункта 6.5,и, по возможности, выполните его 8 Содержание отчета: Основная часть 8.1 Понятие качества с точки зрения производителя, потребителя и ГОСТ ISO9000. 8.2 Краткое описание схемы СМК, основанной на процессном подходе 8.3 Схема конкретного процесса с указанием входов и выходов 8.4 Петля качества с указанием основных этапов ЖЦП Вариативная часть 8.5 Цикл PDCAи его описание 9 Контрольный вопросы: 9.1 Что такое процессный подход? 9.2 Каким документом регламентируется процессный подход в системе ГОСТ ISO серии 9000? 9.3 Что такое качество с точки зрения производителя, потребителя и ГОСТ ISO9000? 9.4 Приведите пример встречного (снизу вверх) вертикального управления процессом 9.5 Чем петля качества отличается от спирали качества? 9.6 В чем состоит преимущества процессного подхода? 9.7 Опишите цикл PDCA. Работу составила преподаватель Т.С. Пронина Приложение к практическому занятию №4 ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В СМК Схема процесса и процессного подхода Любая деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. В ГОСТ ISO9000 термин «процесс» определяется так: «Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.» Входами к процессу обычно являются выходы других процессов.
Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценностей. Для результативного функционирования организация должна идентифицировать многочисленные взаимосвязанные виды деятельности и управлять ими. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, обеспечение их взаимодействия может рассматриваться как процессный подход. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывном управлении как на стыке отдельных процессов, так и при их комбинации и взаимодействии. Модель системы качества, основанной на процессном подходе приведена на рисунке 1. Рисунок 1 Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе
В качестве примеров потребностей и ожиданий потребителей и конечных пользователей продукции организации стандарт ISO9004 «Рекомендации по улучшению деятельности» приводит следующие:
Каждый процесс имеет вход, выход, должен обеспечиваться необходимыми ресурсами и подвергаться управляющими воздействиями (см. рисунок 2) Приведенное в стандарте ISO9000 определение не разделяет входные воздействия по видам, т. е. все, что не является выходами, - входы. Разделение входных воздействий по видам удобно при визуализации процессов. Выходы (выходные потоки) – результат преобразования входных потоков. На практике они включают:
Если организация результативна, то в процессе преобразования образуется добавочная ценность входов. В результате может появиться много дополнительных выходов, таких как прибыль, захват дополнительной доли рынка, увеличение объема продаж, реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост предприятия и т. п. Иногда в узком смысле выходы рассматривают как продукцию, т. е. результат процесса, удовлетворяющий определенным потребностям клиента (это услуги, программные средства и перерабатываемые материалы). Однако в этом случае остается открытым вопрос управления непредполагаемыми выходами (отходами, загрязнениями).
Входы (входные потоки) – материалы и (или) информация, преобразуемые процессами для создания выходных потоков. Управляющие воздействия – входные потоки, определяющие, регулирующие и (или) влияющие на процесс. Ресурсы – факторы, содействующие преобразованию входов в выходы, но которые нельзя сделать выходными потоками. Рисунок 2 Схема процесса с выделением специфических входов (1, 2, 3), промежуточных характеристик (4) и выходов (5) На схеме процесса видно, что входы разделены на три группы. Первая группа входов (заготовки деталей, уровень подготовки студента, приступающего к изучению новой учебной дисциплины и др.), то, что затем будет подвергаться преобразованию. Управляющие воздействия – это, например, управление перемещением инструмента при работе на токарном станке, указания ректора деканам и заведующим кафедрами по организации учебного процесса, решение директора завода по реорганизации производственного процесса, решение директора учебного заведения по реорганизации учебного процесса, а также требования законов, стандартов, нормативных документов, результатов аудитов и т. д. Ресурсы – это группа входов (станок, материалы, квалификация токаря или преподавателя, учебно-лабораторное оборудование, финансовые средства). Заготовка и чертеж, которые принесли токарю, чтобы он изготовил деталь, - это входы, ресурсы – это станок, рабочий инструмент, квалификация токаря, а управляющие воздействия – это его действия по управлению процессом изготовления детали. На схеме процесса черными квадратами обозначены места, где возможны изменения, испытания и контроль параметров входов процесса, его промежуточных характеристик и выходов. Петля и спираль качества Петля качества лежит в основе всех систем качества. Она включает 12 этапов или стадий жизненного цикла продукта (рисунок 3), на каждом из которых должна производиться оценка качества:
10) техническая помощь и обслуживание (ТПО); 11) этап после реализации (ЭПР); 12) утилизация или восстановление в конце выработки ресурса (УВ). Рисунок 3 Петля качества Спираль качества – это пространственная модель, представляющая процесс управления качеством как повторяющиеся циклы петли качества с повышением качества продукции после каждого успешного цикла управления. Спираль качества приведена на рисунке 4. Рисунок 4 Спираль качества Цикл PDCA К каждому этапу ЖЦП можно применить цикл PDCA, приведенный на рисунке 5 Рисунок 5 Цикл PDCA
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|