Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перекрестная эластичность спроса по цене




Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар в зависимости от изменения цены другого товара.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене определяется как отношение относительного изменения объема спроса на i-тый товар (в процентах) к процентному изменению цены j-того товара. Может быть положительным, отрицательным или нулевым.

Если eij > 0, то товары i и j называют взаимозаменяемыми, повышение цены j-того товара ведет к увеличению спроса на i-тый товар.

Если eij < 0, то товары i и j называют взаимодополняемыми, повышение цены j-того товара ведет к падению спроса на i-тый товар.

Если eij = 0, то товары i и j называют независимыми.

Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные свойства благ, их способность замещать друг друга в потреблении.

Следует иметь в виду, что перекрестная эластичность спроса по цене может быть асимметричной. Например, если цена мяса снизится, спрос на кетчуп вырастет, но если цена кетчупа снизится, вряд ли это повлияет на спрос на мясо.

Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров лишь при небольших изменениях цен. При значительных изменениях цен будет проявляться влияние эффекта дохода, что приведет к изменению спроса на оба товара.

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя.

Коэффициент эластичности спроса по доходу определяется как отношение относительного изменения объема спроса на данный товар (в процентах) к процентному изменению дохода потребителя.

Если еI < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.

Если еI > 0, товар является нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.

Среди нормальных товаров можно выделить три группы:

1. Товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (0 < еI < 1) и имеет предел насыщения. Говорят, что для таких товаров спрос неэластичен по доходу.

2. Товары «второй необходимости», спрос на которые растет в меру роста доходов (еI = 1).

3. Предметы роскоши, рост спроса на которые опережает рост доходов (еI > 1) и не имеет предела насыщения. Говорят, что для таких товаров спрос эластичен по доходу.

 

Для лиц с разным уровнем дохода (или для одного человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши либо товарами первой необходимости.

 

Предложение

Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.

Объемом предложения называют количество товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций, в некоторых случаях природно-климатические условия.

Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

QiS = f (Li; P1, …, Pk; Ti; N;…)

где Li – характер применяемой в производстве i-того товара технологии;

P1, …, Pk — цены всех товаров, включая i-тый;

Тi – налоги и дотации, установленные по i-тому товару;

N – число продавцов на рынке.

Неценовые детерминанты предложения — факторы, влияющие на изменение предложения и не связанные непосредственно с ценой (цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке).

Если все факторы, определяющие объем предложения положить неизменными, можно перейти к функции предложения от цены.

QiS = f (Pi)

Функция предложения может быть представлена тремя способами: табличным, аналитическим (Q = aP – b) или графическим.

Графическое изображение этой функции называется линией предложения. Положительный наклон линии предложения принимается в качестве первого приближения, общего закона предложения не существует.

Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены (движение вдоль линии предложения).

Изменение предложения — установление новой зависимости между ценой и объемом предложения, изменение самой функции предложения, сдвиг линии предложения.

Ценовая эластичность предложения товаров характеризует изменение объема предложения в зависимости от изменения цены, то есть реакцию поставщиков на изменение цен. Измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения, который находится как отношение процентного изменения объема предложения к процентному изменению цены.

Эластичность предложения зависит прежде всего от особенностей технологии производства продукта, то есть от способности производителей быстро перестроиться с выпуска одного продукта на выпуск другого при изменении соотношения цен этих продуктов.

Варианты эластичности предложения:

1. Абсолютно неэластичное предложение (е=0). Предлагаемое количество товара остается неизменным при изменении цены. Примером может служить продажа билетов в театр, где количество посадочных мест ограничено.

2. Неэластичное предложение (е<1). Значительные изменения цены товара влекут гораздо менее значительные изменения объема предложения.

3. Эластичное предложение (е>1). Незначительные изменения цены товара влекут гораздо более значительные изменения объема предложения.

4. Абсолютно эластичное предложение (е=¥). Малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения вплоть до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения. Примером может служить продажа государством некоторых специфических товаров и услуг по фиксированным ценам (бланки паспортов).

 

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, наряду с технологией производства, является время, необходимое поставщикам, для перераспределения ресурсов в пользу производства того или иного товара. Чем продолжительнее время, которым располагает поставщик для приспособления к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем эластичнее предложение.

А. Маршалл ввел понятие «операционного времени», в рамках которого он различал:

1) рыночный период, когда предложение не меняется;

2) краткосрочный период, когда рост предложения осуществляется при постоянных мощностях за счет расширения поля труда и его интенсивности;

3) долгосрочный период, когда производственные мощности переменны.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...