Экологическое проектирование и ОВОС
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Концептуальной основой учебного курса «Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)» является принцип междисциплинарное™ и комплексного подхода к преподаванию дисциплин экологической направленности, развиваемый в соответствии с Концепцией эколого-политологического образования в МНЭПУ. Как современная экология в целом, так и крупнейшие её прикладные части — природопользование, экология человека, охрана окружающей среды и другие, являются собирательными областями знания и одновременно социально-экологической практики, вбирающими в себя соответствующие разделы и методы частных наук, а также информационно-управленческие процедуры. Типичной областью прикладного знания и управленческой практики является экологическая экспертиза, охватывающая при широком ее понимании специальные экологические исследования, экологическое обоснование и, экологическое сопровождение проектирования, оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) результатов планируемой деятельности и собственно экологическую экспертизу (государственную или общественную) в узком ее понимании — как управленческую процедуру контрольной проверки прогноза предполагаемых последствий этой практики. Поэтому главной задачей данного курса является системное изучение организационно-правовых и методических основ эколо-го-экспертной деятельности в России в целях формирования комплекса соответствующих знаний и первичных навыков у будущих экологов-экспертов. Это может пригодиться изучающим курс для самостоятельной организации, координирования и осуществления покомпонентных оценок воздействия и комплексных контрольных проверок — экологической экспертизы (ЭЭ).
Таким образом, изучение данного курса имеет целью не только познакомить обучаемых со сравнительно новым научно-прикладным направлением экологических знаний, но и профессионально подготовить для данного вида деятельности экологов экспертов и экологов-исследователей широкого профиля, способных организовать и обеспечить проведение комплексной ЭЭ и/или ОВОС, а также подготовку соответствующих частных и сводных экспертных оценок и заключений. Конечным результатом обучения экологов в рамках данного курса является не узкая их специализация по какому-нибудь одному природному объекту или направлению деятельности, а именно комплексная подготовка или переподготовка, необходимая прежде всего руководителям экспертных комиссий или координаторам, а также заказчикам ОВОС. Круг проблем, с которыми сталкивается эколог-эксперт или разработчик ОВОС, очень широк. Охватить все детали в одном курсе или пособии невозможно, да и не нужно, т.к. большая часть аспектов такой деятельности имеет корни в узкоотраслевых направлениях или разделах экологии: биоэкологии (общей экологии), геоэкологии, экологической химии, экологии человека и многих других общепрофессиональных и специальных дисциплинах, преподаваемых в том числе на экологическом факультете МНЭПУ. Однако отличием предлагаемого варианта подготовки экологов в рамках данного курса является именно её широта и комплексность, не имеющие пока аналогов в других ВУЗах РФ. Разработанный курс является курсом обязательной общефакультетской специализации экологического факультета МНЭПУ и считается предвыпускным [1]. По содержанию он соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 511100 («Экология и природопользование») [2]. Курс охватывает рекомендованные стандартом профилирующие дисциплины направления ДН.18 (Экологическое проектирование и экспертиза) и ДН.32 (Экологическая экспертиза химических производств), а также затрагивает целый ряд близких информационных и управленческих проблем в области охраны окружающей среды, природопользования и экологии человека.
По отношению к спецкурсам трех реализуемых на экологическом факультете МНЭПУ специальностей 013100 («Экология»), 320100 («Природопользование») и 320300 («Геоэкология») данный курс является общим, базовым. На его основе и в развитие содержания строятся уже читаемые и разрабатываемые на кафедральных спсциаличапиях более узкие курсы, например, «Геоэкологическое обоснование проектирования и геоэкологическая экспертиза» (Степанов АН.) |1()11, ^Экологическая оценка последствий строительства, эксплуатации и ликвидации объектов хозяйственной деятельности» (Букс И.И.) [16], «Экологическая экспертиза биообъектов» (Дёжкин В.В.), «Экологический аудит химических производств» (Фомин С.А., Галкин С.Ф.) и другие, составляющие основу планирующихся сборников (спецвыпусков-приложений), содержащих лекции и статьи прикладного характера ведущих специалистов в этой области. Поэтому главная задача настоящего курса состоит в том, чтобы научить студентов и слушателей понимать в комплексе и пользоваться для конкретных целей знаниями, которые они.приобретают в ходе изучения фундаментальных наук, других общепрофессиональных и специальных экологических дисциплин, уметь отбирать необходимые для экспертных оценок факты и данные, а также помочь развить способности прослеживать многоуровневую связь различных природных и социально-экономических факторов. Лекционный курс и семинарские занятия также рассчитаны на то, чтобы ознакомить студентов и слушателей с основными принятыми и известными разрабатываемыми нормативно-правовыми документами, в том числе определяющими процедуру проведения ОВОС, государственной и общественной экологической экспертизы, чему, в основном, посвящен первый раздел пособия. Учащиеся, специализирующиеся в каком-нибудь одном узком направлении экологии и природопользования, должны научиться не только пользоваться специальными знаниями для разного рода экспертных оценок в их области, но и на основе полученных (в том числе из настоящего курса) знаний, суметь определить достаточную научную аргументированность и обоснованность всех оценок в комплексе с точки зрения экологической безопасности любого вида деятельности или объекта, подлежащих экспертизе. Эта актуальная практическая задача может решаться только специалистами, имеющими навыки комплексного экологического анализа и владеющими методами различных экологических оценок (особенно экологическим прогнозированием), которым также уделяется достаточно большое внимание — во втором разделе пособия.
Последующие чисто прикладные разделы будут являться отдельными приложениями (спецвыпусками), которые будут издаваться независимо от основного текста пособия. Ближайший, почти готовый к изданию, Спецвыпуск № 1 познакомит студентов и слушателей с информационными процедурами экспертного процесса, практическими успехами и трудностями государственной и общественной ЭЭ. В нем разбираются примеры конкретных результатов экологических экспертиз и проведенных ОВОС в г. Москве, России и за рубежом, прежде всего касающихся наиболее экологически и социально значимых объектов (атомных электростанций, мест предполагаемого уничтожения химического оружия, объектов нефтегазового комплекса и др.). Содержательные особенности курса и его связь с другими дисциплинами. В соответствии с современными требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 511100 («Экология и природопользование») [2] данный курс углубляет и дополняет отдельные дисциплины общепрофессионального цикла. В областях перекрывания с наиболее близкими профилирующими дисциплинами направления данный спецкурс объединяет полученные знания в систему, использует, дополняет или иллюстрирует их примерами, в зависимости от выбираемого профиля.
Аналогичные связи данного базового курса прослеживаются и в отношении дисциплин общепрофессиональных циклов и специализаций некоторых других экологизированных направлений подготовки бакалавров, например, 553500 («Защита окружающей среды») и экологических специальностей: 320700 («Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»), 320800 («Природоохранное обустройство территорий»), 330100 («Безопасность жизнедеятельности»), 330200 («Инженерная защита окружающей среды») и других. В итоге разработанный курс взаимоувязан со всеми близкими к нему общими и профилирующими естественнонаучными дисциплинами указанных направлений и специальностей (в соответствии с государственными требованиями к минимуму знаний и уровню подготовки выпускников высшего профессионального учебного заведения). Он может быть полезен в качестве составляющей специальной подготовки аспирантов по специальности 110011 — «Охрана окружающей среды и I'. и тональное использование природных ресурсов», а также при прохождении близких магистерских программ. Представленные материалы пособия ориентированы прежде всего на направление подготовки бакалавров 511100 («Экология и природопользование»). Курс может быть рекомендован в качестве предвыпускного, при условии проведения ознакомительной производственной практики в системе специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы и/или специализированных проектных организациях и других структурах, занимающихся ОВОС и экологическим обоснованием хозяйственной деятельности. В качестве основ для формирования тем возможных дипломных работ могут быть использованы приведенные темы рефератов и курсовых работ, ориентированные на исследования (оценку) и сравнительный анализ воздействия на окружающую среду проектируемых или изучаемых объектов. При этом необходимо включение обязательных специальных разделов — «методика ОВОС» и «экспертное заключение», выполняемых в соответствии с существующими требованиями руководящих документов в данной области. Методические особенности курса и рекомендации. Курс сочетает традиционное лекшюнно-семинарское и самостоятельное изучение материалов. Большое значение придается тестированию, самопроверке и выполнению контрольных заданий творческого характера по каждой теме, а в итоге — написанию крупной письменной. Желательным также является участие специалистов-практиков в чтении соответствующих разделов, проведение выездных практических занятий в структурах, занимающихся разработкой ОВОС, а также ознакомительное участие слушателей в организации и проведении экспертиз органами государственной экологической экспертизы (в частности, Москомприроды).
Курс при очной форме изучения рассчитан (ориентировочно) на 64 часа аудиторных занятий (60—65% — лекции и 35—40% - семинарские занятия). Рекомендуется проведение текущих контрольных опросов или письменных экспресс-тестов в ходе семинарских занятий, а также выполнение двух письменных контрольных работ по каждому из разделов курса. Возможна замена контрольных работ на реферат (курсовую работу — у заочников) при условии проведения устных рубежных контролей по разделам. В случае дополнения курса 8 часами для проведения деловой игры, он может быть использован как качестве целевой курс специализации в структуре профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров системы Госкомэкологии России. В случае проведения занятий с заочниками основной методической формой работы становится семинар (с элементами лекции и выдачей задания для самоподготовки к последующему занятию). Соотношение лекций и семинаров — обратное рекомендуемому для очной формы. При этом особенно желательна выдача раздаточных материалов информационно-справочного характера (в основном на электронном носителе — для стимулирования работы с компьютером) и замена реферата на курсовую работу. Выездные практические занятия — в сокращенном виде. Для слушателей послевузовской переподготовки и курсов повышения квалификации особенно важным является изучение второго раздела курса (методического), обязательна замена реферата на защищаемую перед аудиторией курсовую работу, творчески ориентированную на практику (с учетом основной профессиональной деятельности слушателей), желательно проведение деловой игры. Деловая (ролевая) игра, проводимая в виде имитации процедуры экологической экспертизы по готовым материалам, является самостоятельной методической разработкой, не включаемой в настоящее пособие. Целью игры является закрепление начальных навыков анализа фактических предплановых, предпроектных или проектных материалов. При этом задачами игры ставятся: - освоение правил и порядка формирования экспертной комиссии с учетом процедуры выявления коэффициентов компетентности экспертов; - систематизация основных видов деятельности и описание характера предполагаемых работ по проекту в соответствии с существующей классификацией; - выделение наиболее значимых факторов воздействия на окружающую среду, характерных для анализируемого объекта экспертизы; - составление и заполнение матрицы оценки воздействия работ по проекту на окружающую среду (матрица Леопольда) с ранжированием связей предполагаемых работ и их последствий для ОС; - математическая обработка результатов проведенной экспертизы и их использования для математико-статистического прогнозирования изменений в состоянии окружающей среды; - составление частных и сводного экспертных заключений в виде соответствующих существующим требованиям (по форме и содержанию) текстов и сопроводительных документов для их рассылки всем потенциальным участникам экспертизы и заинтересованным лицам, включая общественность; - проведение «защиты» полученных в ходе игры результатов в виде общественных слушаний по выбранной конкретной теме ОВОС. При написании реферата, выполнении курсовой или дипломной работы по курсу обязательными требованиями являются: аналитический характер подачи материала (приветствуется сопоставление и анализ альтернативных вариантов), правильное цитирование литературных источников (ссылка в тексте после использованной чужой мысли или цитаты на номер источника, приводимого в конце работы), четкое структурирование материала (наличие разделов: введение, описание рассматриваемых результатов ОВОС, анализ и обсуждение результатов, экспертное заключение и научные рекомендации по улучшению выбранного и обсуждаемого оптимального решения, завершаемые общими выводами по работе и номерным списком использованных литературных и других информационных источников). Учебный курс «Экологическая экспертиза и ОВОС опирается на довольно большое число разнообразных литературных источников и обширную нормативно-правовую документацию, структурированный перечень которых представлен в приложении к Программе [1]. В дополнение к этим материалам сформирован и постоянно совершенствуется пакет необходимых документов и некоторых справочных данных в электронном виде (на дискете). Возможна реализация курса в дистанционной форме для подготовки экологов-экспертов через компьютерную сеть Internet. Характерным является то, что при наличии довольно большого числа литературных источников в этой области содержательные аналоги данного издания отсутствуют. Наиболее близким к настоящему пособию (хотя и уступающим ему по объему и широте затрагиваемых вопросов), можно считать учебное пособие Пермя-кова Р. С. «Экологическая экспертиза» [76]. Кроме того при написании настоящего пособия авторами учитывались известные научные и практические разработки Э.Ю. Безуглой [14], Ю.Л. Максименко, И.Л. Горкиной и А.П. Чердан-цева [26, 45-47, 108]; С.А. Васильева [18,19], Г.С. Чегасова [106], О.М. Черп и М.В. Хотулевой (с соавторами) - по вопросам общественной ЭЭ и экологическим оценкам [105, 109, 109а], коллектива сотрудников ВНИИприроды Госкомэкологии России [6 и др.], а также материалы сборника [74а], касающихся проблем ЭЭ и ОВОС в Бразилии, Германии и России, материалы 4-го Международного семинара-конференции по вопросам ГЭЭ и ОВОС [42а] и Москомприроды по развитию государственной ЭЭ [9, 88], серия статей по данной тематике, регулярно публикуемых в специализированном издании — Российском журнале для общественности и профессионалов «Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду» за 1996-1998 гг.[112] (например, [28]) и некоторые разработки авторов [1, 11-13, 16 и др.]. Экологическое проектирование и ОВОС Предметом курса «Экологическая экспертиза и ОВОС» является один из информационно-контрольных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды («экологического менеджмента»), принадлежащий сфере общественных отношений экологического характера, являющийся одновременно способом изучения и прогноза изменений состояния окружающей среды и здоровья населения. Данная прикладная область экологической науки и соответствующей социально-экологической практики получила у нас в последние десятилетия обобщенное название «экологическая экспертиза», именно таким образом закрепленное в российском законодательстве. Относительная молодость этого направления и отсутствие устоявшейся в России терминологии, имеющей к тому же расхождения с зарубежной, требует прежде всего внесения ясности в определение основных понятий изучаемой области, используемых в учебном курсе: экологическая экспертиза (ЭЭ), оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическое обоснование (ЭО), экологический аудит (ЭА), экологическое сопровождение хозяйственной деятельности (ЭСХД) и др. Понятие экологической экспертизы. Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» [4] определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как «установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы». При этом в российском законодательстве существует и правовое определение более частного понятия — «государственная экологическая экспертиза» (ГЭЭ). Оно содержится в ст. 35 и 36 Закона «Об охране окружающей природной среды» [3]: «. государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду». Комментарий к данному закону [84] определяет экологическую экспертизу как «организационно-правовую форму предупредительного контроля и... самостоятельный вид управленческой деятельности», а эколого-правовой словарь, прилагаемый к Комментарию, добавляет к определению «предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ... решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС)». В сопоставлении с западной терминологией предлагается ГЭЭ рассматривать как стадию экологической оценки [109а]. Понятие оценки воздействия на окружающую среду. Пока единственный действующий российский нормативно-правовой документ, регламентирующий ОВОС — Положение «Об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации» [10], определил оценку воздействия на окружающую среду как «процедуру учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества... с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности». На первый взгляд похожие понятия ЭЭ и ОВОС имеют и некоторые различия, требующие пояснений. 1. ОВОС — это «процедура учета» экологических требований или их выявление и обоснование (т.е. чисто информационная мера). Она реализуется при подготовке оптимального решения (на стадии намерений или проектирования). В отличие от нее ЭЭ — это «установление соответствия» экологическим требованиям уже готового проекта и «определение допустимости» принятия решения о его реализации (т.е. административная мера). 2. ОВОС по своей сути является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза его последствий для окружающей среды и здоровья человека, в то время как экологическая экспертиза (прежде всего государственная ЭЭ) является процессом предварительной контрольной проверки принимаемых хозяйственных решений на соответствие требованиям экологиче 3. Целью ОВОС и экологического обоснования является «выявление и принятие» (т.е. исследование, разработка и внедрение) необходимых природоохранных мер, адекватных существующей и прогнозируемой экологической ситуации, в то время как цель ЭЭ — «предупреждение» (т.е. запрет, доработка проекта или выбор лучшей альтернативы) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые (или только предполагаемые) профилактические меры. Понятие экологического обоснования. Не имеющее четкого правового закрепления, понятие «экологическое обоснование» (ЭО) определяется специалистами Госкомэкологии России [103] как Совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека (вариант: «доказать допустимость вероятного воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду» [87]). Очень похожее на ОВОС экологическое обоснование фактически является составной частью проекта или (реже) предшествующим ему мероприятием. Рассматривая организационный ряд («жизненный цикл проекта»): исследование — обоснование — проектирование — экспертиза - решение о реализации, можно довольно точно указать место каждого из этих мероприятий. Экологическое сопровождение проекта должно начинаться с ОВОС, являющейся составной частью исследования. Экологическое обоснование (ЭО) должно опираться на данные ОВОС, являясь начальной стадией проектирования, входящей в этап технико-экономического обоснования (ТЭО) или технико-экономического расчета (ТЭР). В настоящее время ОВОС или входит как составная часть в проект, заменяя отсутствующее ЭО, или проводится параллельно проектированию, подготавливая материалы для экспертизы. Экологическая экспертиза, в свою очередь, завершает проектную стадию, подготавливая решение о возможности (или невозможности) реализации проекта. Существует ещё одно экспертное мероприятие, относящееся не к проектной стадии, а к стадии эксплуатации уже существующего объекта. Речь идет об экологическом аудировании (аудите). Понятие экологического аудирования. Стремительно вторгающееся в российскую практику, новое для нас экспертное мероприятие выходит за рамки не только проектной стадии, но и меры чисто экологической направленности. Также не имея четкого нормативно-правового закрепления в российском экологическом законодательстве, «экологическое аудирование (аудит)» по-разному определяется отечественными специалистами, в частности: • как объективный квалифицированный независимый анализ, оценка, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности [43, 44]; • как предпринимательская (коммерческая) деятельность, заключающаяся в сборе и оценке информации об эколого-экономическом положении аудируемого предприятия... [98]; • как независимая, объективная вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам, методическим и регламентирующим документам в области охраны окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов и состояния окружающей среды» [50а]. Устоявшегося определения экоаудита (ЭА) не существует и за рубежом. Используется целый ряд терминов, обозначающих сходные с экологическим аудитом процедуры: оценка эксплуатации,
Тема № 6. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРУ Атмосфера — один из элементов окружающей среды, который повсеместно подвержен воздействию человеческой деятельности. Последствия такого воздействия зависят от многих факторов и проявляются в изменении климата и химического состава атмосферы. Эти изменения, безразличные для самой атмосферы, являются существенным фактором влияния на биотическую составляющую среды, в том числе на человека. Атмосфера (воздушная среда), оценивается в двух аспектах: 1. Климат и его возможные изменения как под влиянием естественных причин, так и под влиянием антропогенных воздействий вообще (макроклимат) и данного проекта в частности (микроклимат). Эти оценки предполагают также прогноз возможного воздействия климатических изменений на осуществление проектируемого вида антропогенной деятельности. 2. Загрязнение атмосферы, оценка которого проводится по структурной схеме, изложенной в теме № 6. Сначала оценивается возможность загрязнения атмосферы с помощью одного из комплексных показателей: потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА) рассеивающая способность атмосферы (РСА) и др. Затем проводятся оценки существующего уровня загрязнения атмосферы в данном регионе. Выводы и о климато-метеорологических особенностях, и об исходном загрязнении атмосферы опираются, прежде всего, на данные региональной Гидрометеослужбы, в меньшей степени — на данные санитарно-эпидемиологической службы и специальных аналитических инспекций Госкомэкологии, а также на другие литературные источники, например [14, 22, 37, 49—51, 75, 82, 91, 92, 95, 96, 102]. И, наконец, на основании полученных оценок и данных о конкретных выбросах в атмосферу проектируемого объекта рассчитываются прогнозные оценки загрязнения атмосферы с использованием специальных компьютерных программ («Эколог», «Гарант», «Эфир» и др.), которые позволяют не только рассчитать уровни возможного загрязнения атмосферы, но и получить картосхемы полей концентраций и данные о выпадении загрязняющих веществ (ЗВ) на подстилающую поверхность. Критерием оценки степени загрязнения атмосферы являются предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ. Измеренные или рассчитанные концентрации ЗВ в воздухе сравниваются с ПДК, й таким образом загрязнение атмосферы измеряется в величинах (долях) ПДК. Не следует путать концентрации ЗВ в атмосфере с их выбросами в атмосферу. Концентрация — это масса вещества в единице объема, а выброс — масса вещества, поступившая в единицу времени. Выброс не может быть критерием загрязнения атмосферы, так как загрязнение воздуха зависит не только от величины (массы) выброса, но и от ряда других факторов (метеопараметры, высота источника выброса и др.). Прогнозные оценки загрязнения атмосферы используются в других разделах ОВОС для прогноза последствий состояния других факторов от воздействия загрязненной атмосферы (загрязнение подстилающей поверхности, вегетация растительности, заболеваемость населения и др.). Оценка состояния атмосферы при проведении экологической экспертизы основана на интегральной оценке загрязнения воздушного бассейна исследуемой территории, для определения которой используется система прямых, косвенных и индикаторных критериев [104]. Оценка качества атмосферы (прежде всего степени её загрязненности) довольно хорошо/разработана и базируется на весьма большом пакете нормативных и директивных документов (см. стр. 79-86 Программы курса [1]), использующих прямые мониторинговые методы измерения параметров среды, а также косвенные (расчетные) методы и критерии оценки. Прямые критерии оценки. Основными критериями состояния загрязнения воздушного бассейна являются величины предельно допустимых концентраций (ПДК). При этом следует учитывать, что атмосфера занимает особое положение в экосистеме, являясь средой переноса техногенных веществ-загрязнителей и наиболее изменяемой и динамичной из всех составляющих абиотических е компонентов. Поэтому для оценки степени загрязнения атмосферы применяются дифференцированные по времени оценки показатели: максимально разовые ПДКмР (для краткосрочных эффектов) и среднесуточные ПДКсс, а также среднегодовые ПДКг (для длительного воздействия). Степень загрязнения атмосферы оценивается по кратности и частоте превышения ПДК с учетом класса опасности, а также суммации биологического действия загрязняющих веществ (ЗВ). Уровень загрязнения воздуха веществами разных классов опасности иногда определяется «приведением» их концентраций, нормированных по ПДК, к концентрациям веществ 3-го класса опасности. Загрязняющие вещества в воздушном бассейне По вероятности их неблагоприятного влияния на здоровье населения делят на 4 класса: 1-й — чрезвычайно опасные, 2-й — высоко опасные, 3-й — умерено опасные и 4-й — мало опасные. Обычно используют максимально разовые, среднесуточные и среднегодовые ПДК, сравнивая их с фактическими концентрациями ЗВ в атмосфере за последние несколько лет, но не менее чем за 2 года. Наиболее общим и информативным показателем загрязнения воздуха считается КИЗА - комплексный индекс среднегодового за грязнения атмосферы [104, стр. 105]. Бго количественное ранжирование по классу состояния атмосферы приведено в табл. 1. Указанное ранжирование по классам состояния атмосферы выполнено в соответствии с классификацией уровней загрязнения по четырехбалльной шкале, где: —класс «нормы» соответствует уровню загрязнения воздуха ниже среднего по городам страны; —класс «риска» равен среднему уровню; ■% —класс «кризиса» — выше среднего уровня; — класс «бедствия» — значительно выше среднего уровня. КИЗА обычно применяется для сравнения загрязнения атмосферы различных участков исследуемой территории (городов, районов и т.д.) и для оценки временной (многолетней) тенденции изменения состояния загрязнения атмосферы.
Ресурсный потенциал атмосферы территории определяется её способностью к рассеиванию и выведению примесей, соотношением фактического уровня загрязнения и величиной ПДК. Оценка рассеивающей способности атмосферы основана на величине таких комплексных климатических и метеорологических показателей, как потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА) и параметр потребления воздуха (ПВ). Эти характеристики определяют особенности формирования уровней загрязнения в зависимости от метеоусловий, способствующих накоплению и выведению примеси из атмосферы. ПЗА характеризует вероятность того или иного уровня загрязнения при прочих равных условиях [14], а некоторые авторы считают его даже комплексной характеристикой повторяемости метеорологических условий, неблагоприятных для рассеивания примеси в воздушном бассейне [104, стр. 106]. В России выделяются 5 классов ПЗА, характерных для городских условий, в зависимости от повторяемости приземных инверсий и застоев, слабых ветров и продолжительности туманов. Параметр потребления воздуха (ПВ) представляет собой объем чистого воздуха, необходимый для разбавления выбросов ЗВ до уровня средней допустимой концентрации. Этот параметр особенно важен при управлении качеством воздушной среды в случае установления природопользователям режима коллективной ответственности (принцип «пузыря») при рыночных отношениях [25]. На основе данного параметра объем выбросов устанавливается для целого региона, а уже затем находящиеся на его территории предприятия совместно находят наиболее выгодный для них способ обеспечить этот объем, в том числе через торговлю правами на загрязнение. Оценка ресурсного потенциала атмосферы проводится с учетом гигиенического обоснования комфортности климата территории, возможности использования территории в рекреационных и селитебных целях. Важной исходной составляющей при этой оценке является физиолого-гигиеническая классификация погод (то есть сочетания таких метеофакторов, как температура и влажность воздуха, солнечная радиация и др.) холодного и теплого периодов года. Критерием оценки оптимального размещения источников загрязнения атмосферы и селитебных территорий считается и величина резерва (дефицита) рассеивающих свойств атмосферного воздуха (ВР). Атмосферный воздух иногда рассматривают в качестве «начального звена» в цепочке загрязнений природных сред и объектов [104, стр. 105]. Почвы и поверхностные воды могут в отдельных случаях быть источниками вторичного загрязнения атмосферы или, наоборот, являться косвенным показателем её загрязнения. Это определяет необходимость помимо оценки загрязнения непосредственно воздушного бассейна учитывать возможные последствия взаимовлияния атмосферы и сопредельных сред и получения интегральной («смешанной» — косвенно-прямой) оценки состояния атмосферы. Косвенным показателем оценки загрязненности атмосферы является интенсивность при сухом осаждении атмосферной примеси на почвенный покров и водные объекты, а также в результате вымывания её атмосферными осадками. Критерием этой оценки служит величина допустимых и критических нагрузок, выраженных в единицах плотности выпадений с учетом временного интервала их поступления. Группой экспертов североевропейских стран (взято из [104], с. 107) рекомендованы следующие критические нагрузки для кислых лесных почв, поверхностных и грунтовых вод (с учетом совокупности химических изменений и биологических эффектов для этих сред): —для соединений серы 0,2-0,4 Гзхм2. хгод; —для соединений азота 1-2 Гк*м2.хгод. Завершающим этапом комплексной оценки состояния загрязнения атмосферного воздуха является анализ тенденций динамики техногенных процессов и оценка возможных негативных их последствий в краткосрочном и долгосрочном аспекте (перспективе) на локальном и региональном уровнях. При анализе пространственных особенностей и временной динамики последствий воздействия загрязнения атмосферы на здоровье населения и состояние экосистем применяется метод картографирования (в последнее время — построения ГИС) с использованием набора картографических материалов, характеризующих природные условия региона, включая наличие особо охраняемых (заповедных и др.) территорий. По мнению Л. И. Болтневой, а также авторов вышеуказанной книги (с. 105), оптимальная система компонентов (элементов) интегральной (комплексной) оценки состояния атмосферы должна включать: —оценки уровня загрязнения с санитарно-гигиенических позиций (ПДК); —оценки ресурсного потенциала атмосферы (ПЗА и ПВ); —оценки степени влияния на определенные среды (почвенно-растительный и снеговой покров, воды); —тенденции и интенсивности (скорости) процессов антропогенного развития экспортируемой природно-технической системы для выявления краткосрочных и долгосрочных эффектов воздействия; —определения пространственного и временного масштабов возможных
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|