Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологическое проектирование и ОВОС




ВВЕДЕНИЕ

Концептуальной основой учебного курса «Экологическая экспер­тиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)» является принцип междисциплинарное™ и комплексного подхода к препо­даванию дисциплин экологической направленности, развиваемый в соответствии с Концепцией эколого-политологического образо­вания в МНЭПУ. Как современная экология в целом, так и круп­нейшие её прикладные части — природопользование, экология человека, охрана окружающей среды и другие, являются собира­тельными областями знания и одновременно социально-экологи­ческой практики, вбирающими в себя соответствующие разделы и методы частных наук, а также информационно-управленческие процедуры.

Типичной областью прикладного знания и управленческой практики является экологическая экспертиза, охватывающая при широком ее понимании специальные экологические исследова­ния, экологическое обоснование и, экологическое сопровождение проектирования, оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) результатов планируемой деятельности и собственно эко­логическую экспертизу (государственную или общественную) в узком ее понимании — как управленческую процедуру контроль­ной проверки прогноза предполагаемых последствий этой практи­ки. Поэтому главной задачей данного курса является системное изучение организационно-правовых и методических основ эколо-го-экспертной деятельности в России в целях формирования ком­плекса соответствующих знаний и первичных навыков у будущих экологов-экспертов. Это может пригодиться изучающим курс для самостоятельной организации, координирования и осуществления покомпонентных оценок воздействия и комплексных контрольных проверок — экологической экспертизы (ЭЭ).

Таким образом, изучение данного курса имеет целью не только познакомить обучаемых со сравнительно новым научно-прикладным направлением экологических знаний, но и профес­сионально подготовить для данного вида деятельности экологов экспертов и экологов-исследователей широкого профиля, способ­ных организовать и обеспечить проведение комплексной ЭЭ и/или ОВОС, а также подготовку соответствующих частных и сводных экспертных оценок и заключений. Конечным результатом обучения экологов в рамках данного курса является не узкая их специализация по какому-нибудь одному природному объекту или направлению деятельности, а именно комплексная подготовка или переподготовка, необходимая прежде всего руководителям экс­пертных комиссий или координаторам, а также заказчикам ОВОС.

Круг проблем, с которыми сталкивается эколог-эксперт или разработчик ОВОС, очень широк. Охватить все детали в одном курсе или пособии невозможно, да и не нужно, т.к. большая часть аспектов такой деятельности имеет корни в узкоотраслевых на­правлениях или разделах экологии: биоэкологии (общей эколо­гии), геоэкологии, экологической химии, экологии человека и многих других общепрофессиональных и специальных дисципли­нах, преподаваемых в том числе на экологическом факультете МНЭПУ. Однако отличием предлагаемого варианта подготовки экологов в рамках данного курса является именно её широта и комплексность, не имеющие пока аналогов в других ВУЗах РФ.

Разработанный курс является курсом обязательной общефакуль­тетской специализации экологического факультета МНЭПУ и счи­тается предвыпускным [1]. По содержанию он соответствует Госу­дарственному образовательному стандарту высшего профессио­нального образования по направлению подготовки бакалавров 511100 («Экология и природопользование») [2]. Курс охватывает рекомендованные стандартом профилирующие дисциплины на­правления ДН.18 (Экологическое проектирование и экспертиза) и ДН.32 (Экологическая экспертиза химических производств), а также затрагивает целый ряд близких информационных и управ­ленческих проблем в области охраны окружающей среды, приро­допользования и экологии человека.

По отношению к спецкурсам трех реализуемых на экологиче­ском факультете МНЭПУ специальностей 013100 («Экология»), 320100 («Природопользование») и 320300 («Геоэкология») данный курс является общим, базовым. На его основе и в развитие содер­жания строятся уже читаемые и разрабатываемые на кафедральных спсциаличапиях более узкие курсы, например, «Геоэкологическое обоснование проектирования и геоэкологическая экспертиза» (Степанов АН.) |1()11, ^Экологическая оценка последствий строительства, эксплуатации и ликвидации объектов хозяйственной деятельности» (Букс И.И.) [16], «Экологическая экспертиза био­объектов» (Дёжкин В.В.), «Экологический аудит химических про­изводств» (Фомин С.А., Галкин С.Ф.) и другие, составляющие основу планирующихся сборников (спецвыпусков-приложений), содержащих лекции и статьи прикладного характера ведущих спе­циалистов в этой области.

Поэтому главная задача настоящего курса состоит в том, чтобы научить студентов и слушателей понимать в комплексе и пользо­ваться для конкретных целей знаниями, которые они.приобретают в ходе изучения фундаментальных наук, других общепрофессио­нальных и специальных экологических дисциплин, уметь отбирать необходимые для экспертных оценок факты и данные, а также помочь развить способности прослеживать многоуровневую связь различных природных и социально-экономических факторов.

Лекционный курс и семинарские занятия также рассчитаны на то, чтобы ознакомить студентов и слушателей с основными при­нятыми и известными разрабатываемыми нормативно-правовыми документами, в том числе определяющими процедуру проведения ОВОС, государственной и общественной экологической эксперти­зы, чему, в основном, посвящен первый раздел пособия.

Учащиеся, специализирующиеся в каком-нибудь одном узком направлении экологии и природопользования, должны научиться не только пользоваться специальными знаниями для разного рода экспертных оценок в их области, но и на основе полученных (в том числе из настоящего курса) знаний, суметь определить доста­точную научную аргументированность и обоснованность всех оце­нок в комплексе с точки зрения экологической безопасности лю­бого вида деятельности или объекта, подлежащих экспертизе. Эта актуальная практическая задача может решаться только специали­стами, имеющими навыки комплексного экологического анализа и владеющими методами различных экологических оценок (осо­бенно экологическим прогнозированием), которым также уделяет­ся достаточно большое внимание — во втором разделе пособия.

Последующие чисто прикладные разделы будут являться отдель­ными приложениями (спецвыпусками), которые будут издаваться независимо от основного текста пособия. Ближайший, почти го­товый к изданию, Спецвыпуск № 1 познакомит студентов и слу­шателей с информационными процедурами экспертного процесса, практическими успехами и трудностями государственной и обще­ственной ЭЭ. В нем разбираются примеры конкретных результа­тов экологических экспертиз и проведенных ОВОС в г. Москве, России и за рубежом, прежде всего касающихся наиболее эколо­гически и социально значимых объектов (атомных электростан­ций, мест предполагаемого уничтожения химического оружия, объектов нефтегазового комплекса и др.).

Содержательные особенности курса и его связь с другими дисци­плинами. В соответствии с современными требованиями Государ­ственного образовательного стандарта высшего профессионально­го образования по направлению подготовки бакалавров 511100 («Экология и природопользование») [2] данный курс углубляет и дополняет отдельные дисциплины общепрофессионального цикла. В областях перекрывания с наиболее близкими профилирующими дисциплинами направления данный спецкурс объединяет полу­ченные знания в систему, использует, дополняет или иллюстриру­ет их примерами, в зависимости от выбираемого профиля.

Аналогичные связи данного базового курса прослеживаются и в отношении дисциплин общепрофессиональных циклов и специа­лизаций некоторых других экологизированных направлений под­готовки бакалавров, например, 553500 («Защита окружающей сре­ды») и экологических специальностей: 320700 («Охрана окружаю­щей среды и рациональное использование природных ресурсов»), 320800 («Природоохранное обустройство территорий»), 330100 («Безопасность жизнедеятельности»), 330200 («Инженерная защита окружающей среды») и других. В итоге разработанный курс взаи­моувязан со всеми близкими к нему общими и профилирующими естественнонаучными дисциплинами указанных направлений и специальностей (в соответствии с государственными требования­ми к минимуму знаний и уровню подготовки выпускников выс­шего профессионального учебного заведения). Он может быть полезен в качестве составляющей специальной подготовки аспи­рантов по специальности 110011 — «Охрана окружающей среды и I'. и тональное использование природных ресурсов», а также при прохождении близких магистерских программ.

Представленные материалы пособия ориентированы прежде всего на направление подготовки бакалавров 511100 («Экология и природопользование»). Курс может быть рекомендован в качестве предвыпускного, при условии проведения ознакомительной про­изводственной практики в системе специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы и/или специализированных проектных организациях и других структурах, занимающихся ОВОС и экологическим обоснованием хозяйственной деятельности. В качестве основ для формирования тем возможных дипломных работ могут быть использованы приве­денные темы рефератов и курсовых работ, ориентированные на исследования (оценку) и сравнительный анализ воздействия на окружающую среду проектируемых или изучаемых объектов. При этом необходимо включение обязательных специальных разделов — «методика ОВОС» и «экспертное заключение», выполняемых в соответствии с существующими требованиями руководящих доку­ментов в данной области.

Методические особенности курса и рекомендации. Курс сочетает традиционное лекшюнно-семинарское и самостоятельное изуче­ние материалов. Большое значение придается тестированию, са­мопроверке и выполнению контрольных заданий творческого ха­рактера по каждой теме, а в итоге — написанию крупной пись­менной. Желательным также является участие специалистов-практиков в чтении соответствующих разделов, проведение выезд­ных практических занятий в структурах, занимающихся разработ­кой ОВОС, а также ознакомительное участие слушателей в орга­низации и проведении экспертиз органами государственной эко­логической экспертизы (в частности, Москомприроды).

Курс при очной форме изучения рассчитан (ориентировочно) на 64 часа аудиторных занятий (60—65% — лекции и 35—40% - семи­нарские занятия). Рекомендуется проведение текущих контроль­ных опросов или письменных экспресс-тестов в ходе семинарских занятий, а также выполнение двух письменных контрольных работ по каждому из разделов курса. Возможна замена контрольных ра­бот на реферат (курсовую работу — у заочников) при условии про­ведения устных рубежных контролей по разделам. В случае допол­нения курса 8 часами для проведения деловой игры, он может быть использован как качестве целевой курс специализации в структуре профессиональной переподготовки и повышения ква­лификации кадров системы Госкомэкологии России.

В случае проведения занятий с заочниками основной методиче­ской формой работы становится семинар (с элементами лекции и выдачей задания для самоподготовки к последующему занятию). Соотношение лекций и семинаров — обратное рекомендуемому для очной формы. При этом особенно желательна выдача разда­точных материалов информационно-справочного характера (в ос­новном на электронном носителе — для стимулирования работы с компьютером) и замена реферата на курсовую работу. Выездные практические занятия — в сокращенном виде.

Для слушателей послевузовской переподготовки и курсов по­вышения квалификации особенно важным является изучение вто­рого раздела курса (методического), обязательна замена реферата на защищаемую перед аудиторией курсовую работу, творчески ориен­тированную на практику (с учетом основной профессиональной дея­тельности слушателей), желательно проведение деловой игры.

Деловая (ролевая) игра, проводимая в виде имитации процеду­ры экологической экспертизы по готовым материалам, является самостоятельной методической разработкой, не включаемой в настоящее пособие. Целью игры является закрепление начальных навыков анализа фактических предплановых, предпроектных или проектных материалов. При этом задачами игры ставятся:

- освоение правил и порядка формирования экспертной комиссии с учетом процедуры выявления коэффициентов компетентности экспертов;

- систематизация основных видов деятельности и описание характера предполагаемых работ по проекту в соответствии с существующей классификацией;

- выделение наиболее значимых факторов воздействия на окружающую среду, характерных для анализируемого объекта экспертизы;

- составление и заполнение матрицы оценки воздействия работ по проекту на окружающую среду (матрица Леопольда) с ранжированием связей предполагаемых работ и их последствий для ОС;

- математическая обработка результатов проведенной экспертизы и их использования для математико-статистического прогнозирования изменений в состоянии окружающей среды;

- составление частных и сводного экспертных заключений в виде соответствующих существующим требованиям (по форме и содержанию) текстов и сопроводительных документов для их рассылки всем потенциальным участникам экспертизы и заинтересованным лицам, включая общественность;

- проведение «защиты» полученных в ходе игры результатов в виде общественных слушаний по выбранной конкретной теме ОВОС.

При написании реферата, выполнении курсовой или диплом­ной работы по курсу обязательными требованиями являются: ана­литический характер подачи материала (приветствуется сопостав­ление и анализ альтернативных вариантов), правильное цитирова­ние литературных источников (ссылка в тексте после использо­ванной чужой мысли или цитаты на номер источника, приводимо­го в конце работы), четкое структурирование материала (наличие разделов: введение, описание рассматриваемых результатов ОВОС, анализ и обсуждение результатов, экспертное заключение и науч­ные рекомендации по улучшению выбранного и обсуждаемого оптимального решения, завершаемые общими выводами по работе и номерным списком использованных литературных и других ин­формационных источников).

Учебный курс «Экологическая экспертиза и ОВОС опирается на довольно большое число разнообразных литературных источ­ников и обширную нормативно-правовую документацию, структу­рированный перечень которых представлен в приложении к Про­грамме [1]. В дополнение к этим материалам сформирован и по­стоянно совершенствуется пакет необходимых документов и неко­торых справочных данных в электронном виде (на дискете). Воз­можна реализация курса в дистанционной форме для подготовки экологов-экспертов через компьютерную сеть Internet.

Характерным является то, что при наличии довольно большого числа литературных источников в этой области содержательные аналоги данного издания отсутствуют. Наиболее близким к на­стоящему пособию (хотя и уступающим ему по объему и широте затрагиваемых вопросов), можно считать учебное пособие Пермя-кова Р. С. «Экологическая экспертиза» [76].

Кроме того при написании настоящего пособия авторами учи­тывались известные научные и практические разработки Э.Ю. Безуглой [14], Ю.Л. Максименко, И.Л. Горкиной и А.П. Чердан-цева [26, 45-47, 108]; С.А. Васильева [18,19], Г.С. Чегасова [106], О.М. Черп и М.В. Хотулевой (с соавторами) - по вопросам обще­ственной ЭЭ и экологическим оценкам [105, 109, 109а], коллекти­ва сотрудников ВНИИприроды Госкомэкологии России [6 и др.], а также материалы сборника [74а], касающихся проблем ЭЭ и ОВОС в Бразилии, Германии и России, материалы 4-го Междуна­родного семинара-конференции по вопросам ГЭЭ и ОВОС [42а] и Москомприроды по развитию государственной ЭЭ [9, 88], серия статей по данной тематике, регулярно публикуемых в специализи­рованном издании — Российском журнале для общественности и профессионалов «Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду» за 1996-1998 гг.[112] (например, [28]) и некоторые разработки авторов [1, 11-13, 16 и др.].

Экологическое проектирование и ОВОС

Предметом курса «Экологическая экспертиза и ОВОС» являет­ся один из информационно-контрольных методов управления приро­допользованием и охраной окружающей среды («экологического ме­неджмента»), принадлежащий сфере общественных отношений экологического характера, являющийся одновременно способом изу­чения и прогноза изменений состояния окружающей среды и здоровья населения. Данная прикладная область экологической науки и со­ответствующей социально-экологической практики получила у нас в последние десятилетия обобщенное название «экологическая экспертиза», именно таким образом закрепленное в российском законодательстве. Относительная молодость этого направления и отсутствие устоявшейся в России терминологии, имеющей к тому же расхождения с зарубежной, требует прежде всего внесения яс­ности в определение основных понятий изучаемой области, ис­пользуемых в учебном курсе: экологическая экспертиза (ЭЭ), оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическое обоснование (ЭО), экологический аудит (ЭА), экологическое со­провождение хозяйственной деятельности (ЭСХД) и др.

Понятие экологической экспертизы. Закон Российской Федера­ции «Об экологической экспертизе» [4] определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как «установление соответствия намечаемой хо­зяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и оп­ределение допустимости реализации объекта экологической экспер­тизы». При этом в российском законодательстве существует и правовое определение более частного понятия — «государственная экологическая экспертиза» (ГЭЭ). Оно содержится в ст. 35 и 36 Закона «Об охране окружающей природной среды» [3]: «. государ­ственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологи­ческой безопасности общества, предшествующей принятию хозяйст­венного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду». Комментарий к данному закону [84] определяет экологическую экспертизу как «ор­ганизационно-правовую форму предупредительного контроля и... самостоятельный вид управленческой деятельности», а эколого-правовой словарь, прилагаемый к Комментарию, добавляет к оп­ределению «предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, мате­риалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ... решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей сре­ды (ОС)». В сопоставлении с западной терминологией предлагает­ся ГЭЭ рассматривать как стадию экологической оценки [109а].

Понятие оценки воздействия на окружающую среду. Пока един­ственный действующий российский нормативно-правовой доку­мент, регламентирующий ОВОС — Положение «Об оценке воздей­ствия на окружающую среду в Российской Федерации» [10], определил оценку воздействия на окружающую среду как «процедуру учета экологических требований законодательства РФ при подго­товке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества... с целью выявления и принятия необходимых и достаточ­ных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности».

На первый взгляд похожие понятия ЭЭ и ОВОС имеют и неко­торые различия, требующие пояснений.

1. ОВОС — это «процедура учета» экологических требований или их выявление и обоснование (т.е. чисто информационная мера). Она реализуется при подготовке оптимального решения (на стадии намерений или проектирования). В отличие от нее ЭЭ — это «установление соответствия» экологическим требованиям уже готового проекта и «определение допустимости» принятия решения о его реализации (т.е. административная мера).

2. ОВОС по своей сути является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза его последствий для окружающей среды и здоровья человека, в то время как экологическая экспертиза (прежде всего государственная ЭЭ) является процессом предварительной контрольной проверки принимаемых хозяйственных решений на соответствие требованиям экологиче­
ского законодательства.

3. Целью ОВОС и экологического обоснования является «выявление и принятие» (т.е. исследование, разработка и внедрение) необходимых природоохранных мер, адекватных существующей и прогнозируемой экологической ситуации, в то время как цель ЭЭ — «предупреждение» (т.е. запрет, доработка проекта или выбор лучшей альтернативы) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые (или только предполагаемые) профилактические меры.

Понятие экологического обоснования. Не имеющее четкого пра­вового закрепления, понятие «экологическое обоснование» (ЭО) определяется специалистами Госкомэкологии России [103] как Совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позво­ляющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека (вариант: «доказать допустимость вероятного воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду» [87]). Очень похожее на ОВОС эко­логическое обоснование фактически является составной частью проекта или (реже) предшествующим ему мероприятием.

Рассматривая организационный ряд («жизненный цикл проек­та»): исследование — обоснование — проектирование — эксперти­за - решение о реализации, можно довольно точно указать место каждого из этих мероприятий. Экологическое сопровождение про­екта должно начинаться с ОВОС, являющейся составной частью исследования. Экологическое обоснование (ЭО) должно опираться на данные ОВОС, являясь начальной стадией проектирования, входящей в этап технико-экономического обоснования (ТЭО) или технико-экономического расчета (ТЭР). В настоящее время ОВОС или входит как составная часть в проект, заменяя отсутствующее ЭО, или проводится параллельно проектированию, подготавливая материалы для экспертизы. Экологическая экспертиза, в свою очередь, завершает проектную стадию, подготавливая решение о возможности (или невозможности) реализации проекта.

Существует ещё одно экспертное мероприятие, относящееся не к проектной стадии, а к стадии эксплуатации уже существующего объекта. Речь идет об экологическом аудировании (аудите).

Понятие экологического аудирования. Стремительно вторгаю­щееся в российскую практику, новое для нас экспертное меро­приятие выходит за рамки не только проектной стадии, но и меры чисто экологической направленности. Также не имея четкого нормативно-правового закрепления в российском экологическом законодательстве, «экологическое аудирование (аудит)» по-разному определяется отечественными специалистами, в частности:

• как объективный квалифицированный независимый анализ, оценка, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности [43, 44];

• как предпринимательская (коммерческая) деятельность, заключающаяся в сборе и оценке информации об эколого-экономическом положении аудируемого предприятия... [98];

• как независимая, объективная вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам, методическим и регламентирующим документам в области охраны окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов и состояния окружающей среды» [50а].

Устоявшегося определения экоаудита (ЭА) не существует и за рубежом. Используется целый ряд терминов, обозначающих сход­ные с экологическим аудитом процедуры: оценка эксплуатации,

 

 

Тема № 6. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРУ

Атмосфера один из элементов окружающей среды, который повсеместно подвержен воздействию человеческой деятельности. Последствия такого воздействия зависят от многих факторов и проявляются в изменении климата и химического состава атмо­сферы. Эти изменения, безразличные для самой атмосферы, явля­ются существенным фактором влияния на биотическую состав­ляющую среды, в том числе на человека.

Атмосфера (воздушная среда), оценивается в двух аспектах:

1. Климат и его возможные изменения как под влиянием естественных причин, так и под влиянием антропогенных воздействий вообще (макроклимат) и данного проекта в частности (микроклимат). Эти оценки предполагают также прогноз возможного воздействия климатических изменений на осуществление проектируемого вида антропогенной деятельности.

2. Загрязнение атмосферы, оценка которого проводится по структурной схеме, изложенной в теме № 6. Сначала оценивается возможность загрязнения атмосферы с помощью одного из комплексных показателей: потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА) рассеивающая способность атмосферы (РСА) и др. Затем проводятся оценки существующего уровня загрязнения атмосферы в данном регионе. Выводы и о климато-метеорологических особен­ностях, и об исходном загрязнении атмосферы опираются, прежде всего, на данные региональной Гидрометеослужбы, в меньшей степени — на данные санитарно-эпидемиологической службы и специальных аналитических инспекций Госкомэкологии, а также на другие литературные источники, например [14, 22, 37, 49—51, 75, 82, 91, 92, 95, 96, 102]. И, наконец, на основании полученных оценок и данных о конкретных выбросах в атмосферу проекти­руемого объекта рассчитываются прогнозные оценки загрязнения атмосферы с использованием специальных компьютерных про­грамм («Эколог», «Гарант», «Эфир» и др.), которые позволяют не только рассчитать уровни возможного загрязнения атмосферы, но и получить картосхемы полей концентраций и данные о выпаде­нии загрязняющих веществ (ЗВ) на подстилающую поверхность.

Критерием оценки степени загрязнения атмосферы являются предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ. Измеренные или рассчитанные концентрации ЗВ в воздухе срав­ниваются с ПДК, й таким образом загрязнение атмосферы измеря­ется в величинах (долях) ПДК.

Не следует путать концентрации ЗВ в атмосфере с их выброса­ми в атмосферу. Концентрация — это масса вещества в единице объема, а выброс — масса вещества, поступив­шая в единицу времени. Выброс не может быть критерием загряз­нения атмосферы, так как загрязнение воздуха зависит не только от величины (массы) выброса, но и от ряда других факторов (ме­теопараметры, высота источника выброса и др.).

Прогнозные оценки загрязнения атмосферы используются в других разделах ОВОС для прогноза последствий состояния других факторов от воздействия загрязненной атмосферы (загрязнение подстилающей поверхности, вегетация растительности, заболевае­мость населения и др.).

Оценка состояния атмосферы при проведении экологической экспертизы основана на интегральной оценке загрязнения воз­душного бассейна исследуемой территории, для определения ко­торой используется система прямых, косвенных и индикаторных критериев [104]. Оценка качества атмосферы (прежде всего степе­ни её загрязненности) довольно хорошо/разработана и базируется на весьма большом пакете нормативных и директивных документов (см. стр. 79-86 Программы курса [1]), использующих прямые мониторинговые методы измерения параметров среды, а также косвенные (расчетные) методы и критерии оценки.

Прямые критерии оценки. Основными критериями состояния загрязнения воздушного бассейна являются величины предельно допустимых концентраций (ПДК). При этом следует учитывать, что атмосфера занимает особое положение в экосистеме, являясь средой переноса техногенных веществ-загрязнителей и наиболее изменяемой и динамичной из всех составляющих абиотических е компонентов. Поэтому для оценки степени загрязнения атмосфе­ры применяются дифференцированные по времени оценки пока­затели: максимально разовые ПДКмР (для краткосрочных эффек­тов) и среднесуточные ПДКсс, а также среднегодовые ПДКг (для длительного воздействия).

Степень загрязнения атмосферы оценивается по кратности и частоте превышения ПДК с учетом класса опасности, а также суммации биологического действия загрязняющих веществ (ЗВ). Уровень загрязнения воздуха веществами разных классов опасно­сти иногда определяется «приведением» их концентраций, норми­рованных по ПДК, к концентрациям веществ 3-го класса опасно­сти.

Загрязняющие вещества в воздушном бассейне По вероятности их неблагоприятного влияния на здоровье населения делят на 4 класса: 1-й — чрезвычайно опасные, 2-й — высоко опасные, 3-й — умерено опасные и 4-й — мало опасные. Обычно используют максимально разовые, среднесуточные и среднегодовые ПДК, сравнивая их с фактическими концентрациями ЗВ в атмосфере за последние несколько лет, но не менее чем за 2 года.

Наиболее общим и информативным показателем загрязнения воздуха считается КИЗА - комплексный индекс среднегодового за­ грязнения атмосферы [104, стр. 105]. Бго количественное ранжи­рование по классу состояния атмосферы приведено в табл. 1. Ука­занное ранжирование по классам состояния атмосферы выполнено в соответствии с классификацией уровней загрязнения по четы­рехбалльной шкале, где:

—класс «нормы» соответствует уровню загрязнения воздуха ниже среднего по городам страны;

—класс «риска» равен среднему уровню; ■%

—класс «кризиса» — выше среднего уровня;

— класс «бедствия» — значительно выше среднего уровня.

КИЗА обычно применяется для сравнения загрязнения атмо­сферы различных участков исследуемой территории (городов, рай­онов и т.д.) и для оценки временной (многолетней) тенденции изменения состояния загрязнения атмосферы.

 

Критерииоценки состояния загрязнения атмосферы по комплексному индексу (КИЗА)
Показатель Классы экологического состояния атмосферы
состояния норма (Н) риск (Р) кризис (К) бедствие (Б)
Уровень загрязнения воздуха (Jm) менее 5 5-8 8-15 более 15
   

Ресурсный потенциал атмосферы территории определяется её способностью к рассеиванию и выведению примесей, соотноше­нием фактического уровня загрязнения и величиной ПДК. Оценка рассеивающей способности атмосферы основана на величине та­ких комплексных климатических и метеорологических показате­лей, как потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА) и параметр потребления воздуха (ПВ). Эти характеристики определяют осо­бенности формирования уровней загрязнения в зависимости от метеоусловий, способствующих накоплению и выведению приме­си из атмосферы.

ПЗА характеризует вероятность того или иного уровня загрязне­ния при прочих равных условиях [14], а некоторые авторы считают его даже комплексной характеристикой повторяемости метеороло­гических условий, неблагоприятных для рассеивания примеси в воздушном бассейне [104, стр. 106]. В России выделяются 5 клас­сов ПЗА, характерных для городских условий, в зависимости от повторяемости приземных инверсий и застоев, слабых ветров и продолжительности туманов.

Параметр потребления воздуха (ПВ) представляет собой объем чистого воздуха, необходимый для разбавления выбросов ЗВ до уровня средней допустимой концентрации. Этот параметр особенно важен при управлении качеством воздушной среды в случае установле­ния природопользователям режима коллективной ответственности (принцип «пузыря») при рыночных отношениях [25]. На основе данного параметра объем выбросов устанавливается для целого региона, а уже затем находящиеся на его территории предприятия совместно находят наиболее выгодный для них способ обеспечить этот объем, в том числе через торговлю правами на загрязнение.

Оценка ресурсного потенциала атмосферы проводится с учетом гигиенического обоснования комфортности климата территории, возможности использования территории в рекреационных и сели­тебных целях. Важной исходной составляющей при этой оценке является физиолого-гигиеническая классификация погод (то есть сочетания таких метеофакторов, как температура и влажность воз­духа, солнечная радиация и др.) холодного и теплого периодов года.

Критерием оценки оптимального размещения источников за­грязнения атмосферы и селитебных территорий считается и вели­чина резерва (дефицита) рассеивающих свойств атмосферного воздуха (ВР).

Атмосферный воздух иногда рассматривают в качестве «началь­ного звена» в цепочке загрязнений природных сред и объектов [104, стр. 105]. Почвы и поверхностные воды могут в отдельных случаях быть источниками вторичного загрязнения атмосферы или, наоборот, являться косвенным показателем её загрязнения. Это определяет необходимость помимо оценки загрязнения непо­средственно воздушного бассейна учитывать возможные последст­вия взаимовлияния атмосферы и сопредельных сред и получения интегральной («смешанной» — косвенно-прямой) оценки состоя­ния атмосферы.

Косвенным показателем оценки загрязненности атмосферы явля­ется интенсивность при сухом осаждении атмосферной примеси на почвенный покров и водные объекты, а также в результате вы­мывания её атмосферными осадками. Критерием этой оценки служит величина допустимых и критических нагрузок, выражен­ных в единицах плотности выпадений с учетом временного интер­вала их поступления.

Группой экспертов североевропейских стран (взято из [104], с. 107) рекомендованы следующие критические нагрузки для кис­лых лесных почв, поверхностных и грунтовых вод (с учетом сово­купности химических изменений и биологических эффектов для

этих сред):

—для соединений серы 0,2-0,4 Гзхм2. хгод;

—для соединений азота 1-2 Гк*м2.хгод.

Завершающим этапом комплексной оценки состояния загрязне­ния атмосферного воздуха является анализ тенденций динамики техногенных процессов и оценка возможных негативных их по­следствий в краткосрочном и долгосрочном аспекте (перспективе) на локальном и региональном уровнях. При анализе пространст­венных особенностей и временной динамики последствий воздей­ствия загрязнения атмосферы на здоровье населения и состояние экосистем применяется метод картографирования (в последнее время — построения ГИС) с использованием набора картографиче­ских материалов, характеризующих природные условия региона, включая наличие особо охраняемых (заповедных и др.) территорий.

По мнению Л. И. Болтневой, а также авторов вышеуказанной книги (с. 105), оптимальная система компонентов (элементов) интегральной (комплексной) оценки состояния атмосферы должна включать:

—оценки уровня загрязнения с санитарно-гигиенических позиций (ПДК);

—оценки ресурсного потенциала атмосферы (ПЗА и ПВ);

—оценки степени влияния на определенные среды (почвенно-растительный и снеговой покров, воды);

—тенденции и интенсивности (скорости) процессов антропогенного развития экспортируемой природно-технической системы для выявления краткосрочных и долгосрочных эффектов воздействия;

—определения пространственного и временного масштабов возможных

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...