Приобретение и прекращение гражданства
Содержание
Введение 1. Понятие и принципы гражданства 1.1 Понятие гражданства 1.2 Принципы гражданства 2. Приобретение и прекращение гражданства 2.1 Приобретение гражданства 2.2 Прекращение гражданства Заключение Глоссарий Список использованных источников Список сокращений
Введение
Гражданство является одним из важнейших факторов, определяющих взаимоотношения человека с государством, основой правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности. Обусловлено это, прежде всего тем, что закрепленные Конституцией РФ и действующим законодательством права, свободы и обязанности личности непосредственно связаны с гражданством. Человек может их использовать только тогда, когда он является гражданином определенного государства. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство»[1]. Поэтому важнейшие нормы о гражданстве содержатся в Конституции Российской Федерации. Гражданство в России возникло в марте 1917 г., придя на смену подданству после низложения монархии. Исходные начала, посвященные гражданству, помещены в гл. 1 Конституции РФ. В соответствии с ними гражданство можно рассматривать как одну из характеристик или предпосылок не только статуса личности в стране, но и нашего конституционного строя в целом. При этом Конституция РФ закрепляет базовые принципы института гражданства, детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации»[2], принятом взамен одноименного Закона Российской Федерации 1991 года. Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства, что имеет важное значение для построения системы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства.
Гражданство как понятие может иметь несколько значений: одно из суверенных прав государства; публично-правовое состояние индивидов; конституционно-правовой институт. Исследованию гражданства посвящены научные труды таких выдающихся российских ученых-юристов, как С.А. Авакьян, Л.Д. Воеводин, О.Е. Кутафин, А.Н. Кокотов и других государствоведов. В этих исследованиях правовая природа гражданства трактуется по-разному. Основные усилия авторов при этом сосредоточены на двух направлениях. С одной стороны, понятие гражданства осмысливается через сравнение его со смежными правовыми явлениями, такими как правосубъектность, правоотношение, субъективное право, а с другой - наблюдается стремление раскрыть содержание и специфику этого правового феномена посредством анализа тех правовых последствий, которые влечет за собой признание гражданства как особого правового состояния лица. Вместе взятые, данные направления обеспечивают всесторонний подход к пониманию этого сложного юридического явления и, безусловно, являются серьезным достижением нашей конституционно-правовой науки. Тема гражданства и сегодня продолжает оставаться исключительно актуальной, требующей пристального внимания. На сегодняшний день, при наличии значительного количества исследований посвященных проблемам института гражданства, определение самого понятия «гражданства», раскрытие его содержания и особенностей носят дискуссионный характер. К сожалению, в отечественной науке проблема принципов гражданства, принципов законодательного регулирования отношений гражданства не получила всесторонней разработки. Перечень принципов гражданства у различных авторов не учитывает в полной мере практику международно-правового и современного национально-правового регулирования отношений гражданства.
Отсутствие общепризнанной позиции по данному вопросу, а также изменения, произошедшие в законодательстве, касающемся гражданства, оставляют поле для дальнейших исследований. Принципы гражданства не остаются неизменными, они развиваются, наполняются новым содержанием, формируются новые принципы, например, в условиях правопреемства государств, что отвечает потребностям построения свободного гражданского общества, демократических правовых государств в посткоммунистических странах, целям уважения достоинства личности, основных прав и свобод человека. Целью настоящей работы является изучение понятия и принципов гражданства в Российской Федерации. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - проанализировать существующие в науке конституционного права определения понятия «гражданство»; - изучить нормативные правовые акты, регламентирующие гражданство в Российской Федерации; - исследовать основные принципы российского гражданства; - рассмотреть основные способы приобретения и прекращения гражданства по российскому законодательству. Правовую базу исследования составляют: - Конституция РФ[3]; - Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»[4]; - другие нормативные правовые акты.
Понятие и принципы гражданства Понятие гражданства
Понятие гражданства в современной правовой науке не имеет четкого, однозначно принятого всеми учеными определения. Так, М. В. Баглаем, под гражданством понимается «устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»[5]. Схожей позиции придерживается М.Б. Смоленский, полагающий, что «гражданство – это определенная правовая связь лица с государством, влекущая распространение на это лицо правовых последствий»[6]. При этом структурное построение определения понятия гражданства, с его точки зрения, позволяет различить три основных элемента: общее понятие гражданства; правовые последствия, вытекающие для лица из факта обладания им гражданства; связь (отношение) между общим понятием гражданства и его правовыми последствиями[7].
А.А. Югов считает, что гражданство как двустороннее взаимодействие человека и государства есть сложная и тонко дифференцированная правовая связь этих субъектов, которой свойственны особые свойства[8]. Во-первых, эта правовая связь характеризуется исключительно высоким уровнем юридической определенности, так как обе стороны в этом отношении имеют четко обозначенные права и несут конкретные обязанности. Во-вторых, это не рядовая и одинарная, а основная правовая связь человека с государством, поскольку в этом отношении участвуют главные «фигуранты» общественно-политической жизни: с одной стороны, человек как высшая ценность общественного мироздания, а с другой - государство как доминирующий компонент политической системы, - и кроме того, эта правовая связь выполняет роль первичного основания всех возможных юридических отношений между государством и индивидом, в силу чего в самом концентрированном виде закрепляется в Основном Законе. В-третьих, это политическая правовая связь между человеком и государством, так как имеет место между государством в целом как политической организацией всего народа и отдельным индивидом, пользующимся в силу своего гражданства политическими правами и свободами. В-четвертых, гражданство есть личная связь человека с государством, что подчеркивается отсутствием коллективного гражданства; отношение гражданства имеет свое правовое значение только в том случае, когда документально определено персонифицированное отношение государства к отдельно взятому индивиду. Кроме того, по действующему законодательству отношения гражданства могут быть прекращены только по личному волеизъявлению самого гражданина. В-пятых, это взаимная и двусторонняя правовая связь, поскольку в отношениях гражданства всегда участвуют два субъекта - человек и государство. В-шестых, гражданство - это правовая связь человека с государством в форме общерегулятивного правоотношения, поскольку на его основе возникают многочисленные другие правовые отношения.
В-седьмых, гражданство - экстерриториальная правовая связь человека с государством в силу того, что она не прерывается, если гражданин выезжает за пределы государства своей гражданской принадлежности. В-восьмых, гражданство есть легальная правовая связь этих субъектов: человека и государства. Она устанавливается законом, соответствует принципам и нормам морали и в результате признается легитимной и достоверной всеми участниками соответствующей правовой системы. В-девятых, гражданство - непрерывная правовая связь, так как законодательство о гражданстве не предусматривает возможность его приостановления. В-десятых, гражданство представляет собой устойчивую правовую связь между своими носителями, что проявляется в том, что человек обладает правом на гражданство в течение всей своей жизни, а государство не вправе лишить его гражданства[9]. С.Г. Сергеев утверждает, что «гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выраженная в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»[10]. Следует отметить, что большинство ученых строят свои рассуждения на основании ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в которой сказано гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей[11]. Традиционного отмечают три основных значения понятия «гражданства»: одно из суверенных прав государства; публично-правовое состояние индивидов; конституционно-правовой институт[12]. В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случае вооруженных конфликтов, войн. Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремиться к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, поданные. Любое государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.
Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения гражданства; рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросов признания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими странами. Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти). Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе. Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (иностранного гражданства, безгражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса, с одной стороны, на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, а с другой, он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал. Гражданству как правовому состоянию близко подданство – тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся в характере и степени принадлежности. Подданство присуще государствам с монархическими формами правления и означает крайнюю степень принадлежности. Поданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране. Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. По мнению А. Н. Кокотова, граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «собственниками» своего государства[13]. Коллектив граждан – первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лиц, составляющих данный коллектив. Различие гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и в некоторых конституционных монархиях. Например, в Японии в соответствии с Конституцией император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие указанного принципа в соответствии с Конституцией в Японии устанавливается институт гражданства. Следовательно, главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния – наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан). Гражданство в качестве конституционно-правового института – это совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства – с другой. Таким образом, российское гражданство можно было бы определить как основное пожизненное законно установленное и публично-властное отношение между человеком и Российским государством, являющееся основанием возникновения всех конституционных прав, свобод и обязанностей индивида.
Принципы гражданства
В общих чертах принципы гражданства характеризуются в юридической литературе как его основополагающие и руководящие начала. Первые попытки комплексного изучения принципов гражданства относится к началу 60-х годов двадцатого столетия. На современном этапе развития науки конституционного права исследования, посвященные изучению основных принципов российского гражданства, отсутствуют. Основные принципы гражданства Российской Федерации закреплены в ст. 6, 61, 62 Конституции РФ[14] и более подробно раскрываются в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации»[15]. Рассмотрим каждый из них. 1. Принцип единого гражданства является одним из основ национально-государственного устройства РФ, в состав которой в качестве субъектов Федерации входят восемнадцать республик. Он закреплен в ст. 6 Конституции РФ, п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве и означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является гражданином России. Этот принцип раскрывается следующим образом: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республики. Принцип единства и равенства гражданства обусловливает независимость и целостность России как многонационального государства. 2. Принцип равного гражданства (п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве) подразумевает, что все граждане России наделены одинаковым комплексом конституционных прав и обязанностей, вне зависимости от способа приобретения гражданства и от длительности обладания статусом «гражданин России». Таким образом, лицо, являющееся гражданином РФ по рождению (например, ребенок, родившийся на территории России от родителей-россиян), имеет одинаковый правовой статус с иностранцем, принятым в российское гражданство за особые заслуги перед РФ. Законодательство некоторых зарубежных государств содержит ограничения для лиц, приобретших гражданство данной страны не по рождению. Например, законодательство США позволяет гражданину страны баллотироваться в Сенат (верхнюю палату Парламента) только по истечении девяти лет после приема в гражданство США, а президентом страны может стать только лицо, родившееся на территории США. 3. Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (принцип экстерриториальности гражданства – п. 3 ст. 4 Закона о гражданстве) означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в Российской Федерации. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не влечет автоматического прекращения гражданства. С другой стороны, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны. 4. Принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его (п. 4 ст. 4 Закона о гражданстве) полностью соответствует ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство»[16]. Лишение гражданства – одностороннее, основанное на произвольном усмотрении прекращение государством гражданства отдельных лиц независимо от их желания. Право государства на определение круга своих граждан и процедур приобретения, прекращения гражданства не означает его права на лишение гражданства, например, в качестве меры ответственности лица, как это было принято в законодательстве СССР. Однако государство вправе отменить ранее принятое им решение о предоставлении гражданства, если оно было приобретено лицом на основании подложных документов или заведомо ложных сведений. Устанавливая запрет на изменение гражданства по воле государства, государство признает за гражданином субъективное право изменить свою принадлежность Российскому государству на принадлежность любому другому государству (ст. 19 Закона о гражданстве).5. Принцип недопустимости высылки граждан РФ за ее пределы и их выдачи иностранному государству (п. 5 ст. 4 Закона о гражданстве). В системе принципов российского гражданства это положение занимает особое место, так как ограничивает роль государства в отношениях гражданства и защищает российских граждан от уголовного преследования по законодательству иностранных государств. Невыдача российских граждан не означает освобождение их от уголовной ответственности за совершение преступлений на территориях иностранных государств. Правоохранительные органы России обязаны возбудить уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории других государств и вернувшихся на территорию Российской Федерации. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе. 6. Принцип сокращения числа лиц без гражданства (п. 6 ст. 4 Закона о гражданстве). В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о гражданстве лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. В то же время ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных российским законодательством или международным договором РФ. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, а особенно бывшими гражданами СССР, которые в силу сложившейся в результате распада Союза геополитической ситуации вынужденно стали лицами без гражданства. Так, в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 14 Закона о гражданстве для лиц без гражданства, проживавших (проживающих) в государствах, ранее входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств, предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство РФ при наличии у таких лиц вида на жительство. В целях недопущения возникновения случаев безгражданства Законом о гражданстве впервые введено правило о том, что выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (п. «в» ст. 20). Кроме того, законодатель стоит на защите прав несовершеннолетних граждан России. В ч. 2 ст. 24 Закона о гражданстве закреплено, что при прекращении гражданства РФ обоих родителей или единственного родителя гражданство ребенка прекращается только при условии, что этот ребенок не станет лицом без гражданства.7. Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации (ст. 7 Закона о гражданстве) означает, что государство признает свои обязательства перед гражданином не только на своей территории, но и за ее пределами в силу экстерриториальной природы связи гражданина и государства. Российские органы государственной власти, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ и действующим российским законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы. 8. Принцип допущения двойного гражданства предусматривает субъективное право российского гражданина принадлежать не только Российскому государству, но и другому (другим) государству (государствам). Лиц, имеющих двойное гражданство, в настоящее время принято называть бипатридами. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о гражданстве гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Кроме того, приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Таким образом, допускается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело в том, что второе гражданство может появиться у гражданина России помимо его воли или воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство становится следствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран. 9. Принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса (ст. 8, 9 Закона о гражданстве). Российское государство исходит из того, что не только изменение места жительства, но и изменение семейного статуса лица автоматически не влияет на его положение как гражданина РФ. Аналогичное правило содержится в ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве. Во-первых, заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменение их гражданства. Во-вторых, изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. В-третьих, расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. В-четвертых, гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав.
Приобретение и прекращение гражданства Приобретение гражданства
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» установил основания приобретения гражданства в главе II ст. 11 – 17. Гражданство России приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, путем выбора гражданства по иным основаниям. В соответствии со ст. 5 Федерального закона о гражданстве гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона о гражданстве; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. Наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация (по рождению). В международном и национальном праве в рамках названного способа приобретения гражданства выделяют два принципа: «крови» (когда ребенок приобретает гражданство родителей, вне зависимости от государства, где он появился на свет) и «почвы» (когда гражданство ребенка опосредуется государством, на территории которого он родился). «Право крови» и «право почвы» отражают типичные способы или совокупность типичных условий приобретения гражданства в силу рождения. В законодательстве России предусматривается смешанная система. При которой преобладающее значение «прав крови» сочетается с известным влиянием «права почвы». Отечественное законодательство трактует «принцип крови» в плане гражданства родителей, а не отнюдь их национальности, которая, оставаясь объективной характеристикой, в соответствии со ст. 26 Конституции РФ не является обязательной для указания. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родители, не представляют ему свое гражданство. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Распространенным способом приобретения гражданства является натурализация (прием в гражданство). Федеральный закон о гражданстве устанавливает прием в гражданство в общем (ст. 13) и упрощенном порядке (ст. 14). Так, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица: а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства; б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; в) имеют законный источник средств к существованию; г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Федеральным законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин; д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом «а» ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации; в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом. Установлено, что лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, если указанные граждане и лица: а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства; в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства: а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации; б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя; в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации. Установив льготный режим получения гражданства России, федеральный закон, во избежание усмотрения чиновников, определяет четкий перечень оснований отклонения ходатайств о приеме в гражданство России (ст. 16). Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые: - выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации; - в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом; - использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения; - состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; - имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом; - преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу); - осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания). В Федеральном законе о гражданстве закреплены такие основания приобретения гражданства, как оптация, восстановление (реинтегрирование) в гражданстве и другие. Следует отметить, что Федеральный закон о гражданстве подробнейшим образом описывает каждое основание и порядок приобретения гражданства Российской Федерации, которые неоднократно проверялись на соответствие Конституции Российской Федерации Конституционным Судом РФ. В своих определениях Конституционный Суд констатировал отсутствие в Федеральном законе о гражданстве положений нарушающих прав и свобод, гарантированных нормами Конституции Российской Федерации[17].
Прекращение гражданства
Отношения гражданство могут не только устанавливаться, но и прекращаться. В соответствии с Конституцией Российской Федерации российский гражданин не может быть лишен своего гражданства. Глава III Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» посвящена вопросам прекращения гражданства Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации прекращается: а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; б) по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 18). В соответствии со ст.19 Федерального закона выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20 Федерального закона. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20 Федерального закона. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя. Федеральный закон устанавливает основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации (ст. 20). Выход из гражданства РФ не допускается,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|