Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стоянка №7. «Каменистая горка»




Местоположение: экспозиции Сиреневый сад, «Каменистая горка».

Информационное насыщение: краткая характеристика объектов; пример ландшафтного дизайна.

 

Вернувшись к Центральному партеру по аллее Ели обыкновенной и свернув на аллею Клёна серебристого, экскурсантов приглашают пройти через сиреневый сад к экспозиции «Каменистая горка».

Сирингарий – динамически обновляющийся объект ботанического сада, заложенный в 1961 г. часто место цветения сирени называют садом «ста тысяч улыбок». Обилие окрасок, богатство ароматов, длительность цветения, неприхотливость, устойчивость и зимостойкость – делают сирень незаменимой в любом саду. Она полезна для здоровья. Эфирные масла – летучие вещества с запахом сирени – обладают бактерицидными свойствами. Сегодня в коллекции сада более 200 сортов сирени.

Пройдя вглубь, экскурсанты увидят в обрамлении сосны горной, плакучих форм вяза и яблони, стелющихся можжевельников и золотистых туй на террасах горки экспозицию из 50 видов и сортов травянистых растений, рекомендуемых специалистами Сада для выращивания в Беларуси.

Здесь высажены в основном миниатюрные почвопокровные и низкорослые растения. Среди них есть растения, произрастающие в субальпийском и альпийском поясах: низкорослый колокольчик карпатский (Карпаты, Татры), миниатюрный колокольчик ложечницелистный (Альпы), вероника горечавковая (Кавказ), дриада, эдельвейс.

В апреле-мае цветут сорта флокса шиловидного (Кордильеры) и балканской обриеты, крымская ясколка, герань пепельная и армерия можжевельниколистная, хохлатки, примулы, сон-трава, чабрецы и др.

Горка красива круглый год, так как большинство растений сохраняет листья даже зимой.

 

Стоянка №8. Вьюны

Местоположение: экспозиция Вьющихся растений

Информационное насыщение: общая характеристика экспозиции; перголы как элемент ландшафтного дизайна.

Аллея пергол с каркасными арками, увитыми лианами, смогут спрятать человека от палящего солнца. Пергола – древнейшая конструкция из стран Средиземноморья, использующаяся как хозяйственное сооружение для посадки винограда. В ботаническом саду можно увидеть перголы, увитые лианами: актинидией острой, жимолостью каприфоль, винограда девичьего, киркозона твёрдого, лимонника китайского, луносемянника даурского и древогубца.

Стоянка №9. Конец маршрута

Местоположение: аллея Ореха Маньчжурского.

Пройдя ландшафтный парк и аллею вьющихся растений, экскурсанты выходят на Рябиновую аллею, по которой проходят к аллее Ореха Маньчжурского, где заканчивается экскурсионный маршрут, подводятся итоги экскурсии и гид-экскурсовод отвечает на вопросы посетителей.


Рефлексивный этап. Отчёт

 

Экотуризм сегодня – это комплексное, междисциплинарное направление, обеспечивающее взаимосвязь интересов туризма, охраны природы и культуры. Одним из видов экотуризма являются природоведческие экскурсии.

Природоведческие экскурсии дают возможность расширения естественнонаучных знаний, формирования эстетического вкуса, экологического воспитания туристов. Их преимуществом является цена, более низкая, чем у полновесного экотура, экономия времени и других ресурсов. Экскурсия обязательно предусматривает эколого-познавательный компонент. Её проводят квалифицированные гиды-экскурсоводы.

Разработанный маршрут интересен и понятен для любого посетителя – специалиста или простого туриста, желающего удовлетворить духовные, познавательные или иные потребности.

Территория Ботанического сада города Минска приспособлена к массовому отдыху – созданы устойчивая дорожно-тропиночная сеть, площадки для отдыха, на протяжении главных аллей установлены скамьи, имеются кафе, организуется регулярный сбор и вывоз мусора. Для индивидуальных туристов территория оснащена указателями и разделителями, соответствующими определённому сектору.

Маршрут «Человек. Эстетика. Ландшафт» представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы по территории Ботанического сада, способствующий раскрытию темы экскурсии.

Разработчиками были учтены основные требования маршрута – организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. Экскурсионный маршрут компактный, не содержит слишком длинных переходов между объектами показа.

На маршруте имеются благоустроенные площадки для остановок, фотографирования, отдыха экскурсантов.

При разработке маршрута экскурсии был учтён такой аспект как безопасность экскурсантов. На стадии планирования предусмотрены варианты мобильного изменения маршрута.

Обязательной подтемой являются вопросы охраны природы, в том числе земельных, водных и биологических ресурсов, природоохранных мероприятий.

Экскурсия включает 9 основных пунктов показа, что позволяет усваивать получаемую в ходе маршрута информацию и тем самым способствует повышению качества экскурсии. Скорость передвижения происходит в умеренном темпе для лучшего осмотра объектов.

Разработчиками были учтены три главных критерия: привлекательность, доступность и информативность. Маршрут хорошо воспринимается туристами благодаря чередованию открытых и закрытых пространств, красотой, своеобразием и разнообразием представленных растительных сообществ и вариантов ландшафтного дизайна. Экскурсия начинается от входа в Ботанический сад, а сам маршрут несложный для прохождения – этим определяется критерий доступности. Информативность маршрута соблюдается в условииудовлетворения познавательных потребностей людей – раскрыты эколого-географические, исторические аспекты и характер взаимодействия человека с природой, в том числе посредством применения возможностей ландшафтного дизайна.

В «портфеле экскурсовода»имеются дошедшие до наших дней фотографии и чертежи позволяющие дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в изменённом виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи позволяют восстановить первоначальный вид объекта.

Экскурсию проводит гид-экскурсовод, специалист, сотрудник Ботанического сада, который обладает необходимыми профессиональными компетенциями, важнейшими из которых являются коммуникабельность, доброжелательное отношение к туристам, умение выступить переводчиком при работе с иностранными туристами.

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использования в ней методических приёмов показа, рассказа и движения. Выбор того или иного методического приёма зависит от наличия зрительных объектов, их внешнего вида, степени сохранности и объёма информации, необходимой для рассказа туристам. В ходе экскурсии применяются следующие приёмы:

1. приём предварительного осмотра – наблюдение объекта, даёт возможность туристам сориентироваться в пространстве, воспринять объект в его ландшафтном окружении;

2. приём панорамного показа – даёт возможность экскурсантам наблюдать общий вид местности, позволяет с эстетической точки зрения оценить красоту природы или масштабность природных объектов;

3. методические приёмы движения: к объекту, вокруг объекта и возле объекта. Они позволяют усилить впечатления от осмотра экскурсионных объектов, соединить зрительные восприятия с моторными.

В качестве дополнительной информационной составляющей, разработчиками был представлен буклет с описанием экскурсионному маршрута.


 

Заключение

 

В настоящее время туризм в Республике Беларусь – один из динамично развивающихся секторов экономики, который оказывает благотворное влияние и на развитие других сфер, включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и другие.

Беларусь имеет благоприятные условия для развития разных видов туризма, одним из которых является экологический туризм. Наряду с агроэкотуризмом разрабатываются и внедряются в активную деятельность туристских организаций полномасштабные экологические туры по территории всей страны. Однако, следует отметить, что в последние годы развитие экотуризма происходит и в пределах особо охраняемых природных территорий.

Автор работы предпринял попытку разработки экоэкскурсии в пределах Центрального Ботанического сада НАН Беларуси. Специфика маршрута позволяет разнообразить туристские услуги, предоставляемые Ботаническим садом.

При разработке маршрута были учтены важнейшие для такого рода экскурсий аспекты. Сама экскурсия призвана расширить естественнонаучные знания, сформировать эстетический вкус, экологические воспитание туристов на примере ландшафтной организации Ботанического сада. В ходе экскурсии туристы не только знакомятся с экспонируемыми коллекциями, но и наблюдают многолетний труд сотрудников Сада, наблюдают бережное отношение к природе, находят новые подходы к организации собственных приусадебных участков и др.

В ходе работы были удовлетворены все поставленные цели и задачи; маршрут считается состоявшимся и успешно проведённым, и, как следствие, реальным к применению в ЦБС НАН Беларуси.


Библиографический список

 

1. Нестеровiч, М.Д. Iнтрадукцыя дрэў iкустоў за 40 год Беларускай ССР//Навука ў Беларускай за 40 год. Выдавецтва Акадэмiiнавук Беларускай ССР. Мiнск,1958. С. 191-200

2. Смольскi, М.У. Цэнтральны батанiчны сад АН БССР // Навука ў Беларускай ССР за 40 год. Выдавецтва Акадэмiiнавук Беларускай ССР. Мiнск,1958. С. 238-251.

3. Токарев, Н.В. Возвращенные имена. Сотрудники АН Беларуси, пострадавшие в период сталинских репрессий (под редакцией академика АН Беларуси А.С. Махнача). Минск: Навука iтэхнiка, 1992 г. 120 с.

4. Нестерович, Н.Д. Ботанический сад Академии наук Белорусской ССР//Природа. 1947. №10

5. Н.В. Токарев Военные судьбы. Сотрудники АН Беларуси – участники Великой Отечественной войны (под редакцией академика Н.А. Борисевича). Минск: Навука iтэхнiка,1995.89 с.

6. Экологическиетуры: разработка и продвижение: учеб.-практ. пособие / И.В. Абрамова [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2011. – 166 с.

 

Интернет-источники:

 

7. ВКонтакте: Центральный ботанический сад НАН Беларуси [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vk.com/public49619545.

8. ГНУ Центральный Ботанический сад НАН Беларуси [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cbg.org.by/.

9. Космоснимки.ру [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kosmosnimki.ru.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...