Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономический рост и экономическая безопасность России: и взаимозависимость, и взаимодополнение

Экономическая безопасность динамична по своей природе и предполагает поступательное движение в направлении определенных целей национального или иного масштаба, т.е. развитие. Другими словами, развитие является одним из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, стагнирует, то не только ее конкурентоспособность, но даже и способность к выживанию резко снижается, падает сопротивляемость и приспособляемость к внешним и внутренним угрозам. В то же время не всякое развитие способствует укреплению экономической безопасности, поэтому при выборе стратегии развития, в первую очередь, необходимо рассматривать ее с точки зрения экономической безопасности, т.е. способности данной стратегии привести к наиболее полной реализации национальных интересов, подвергаясь воздействию угроз в приемлемых размерах и формах.

Что касается устойчивости, то она, наряду с безопасностью, является важнейшей характеристикой экономики как системы. А поскольку дать объективную оценку экономике можно только зная ее динамику, безопасность и устойчивость являются важнейшими характеристиками экономического развития. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки» (иначе говоря, способность противостоять негативному воздействию внешних и внутренних угроз). Безопасность – это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию (защите интересов) и развитию (реализации целей) в условиях воздействия внешних и внутренних угроз, а также наличия непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов неопределенного значения.

Таким образом, мы видим, что понятия «безопасность», «развитие» и «устойчивость» тесно переплетены друг с другом. Развитие является компонентом безопасности, и в то же время безопасность является характеристикой развития. Устойчивость, будучи, как и безопасность, характеристикой развития, отражает в том числе и способность объекта противостоять воздействию угроз безопасности. Столь тесная взаимосвязь этих трех фундаментальных понятий отнюдь не случайна и показывает сложность и многозначительность взаимосвязей различных аспектов деятельности того или иного субъекта.

Проявление столь пристального интереса к вопросам обеспечения экономической безопасности в переломные моменты экономического развития, что мы наблюдаем в современной России, отнюдь не случайно. Ведь именно в такие моменты появляется насущная потребность в строгой ревизии устоявшихся стереотипов и отработанных, но переставших действовать методов воздействия на экономику. Так, в США Совет по национальной экономической безопасности был впервые образован при президенте Ф.Д. Рузвельте. Данный орган, фактически, координировал все мероприятия в рамках «нового курса» по выходу из Великой депрессии 1929-1933гг. – самого глубокого экономического кризиса за всю историю США. Причем, если в России обеспечение экономической безопасности появилось на повестке дня при переходе от административно-плановой к рыночной экономике, то в США, напротив, разработка системы обеспечения экономической безопасности была связана с беспрецедентным усилением государственного вмешательства в экономику, что лишний раз подчеркивает насколько глубоко и универсально действие принципов экономической безопасности. Подход с позиций экономической безопасности позволяет выстроить единую идеологическую и методологическую систему государственного регулирования экономики.

Кроме того, с обеспечением экономической безопасности тесно связано понятие эффективности государства. Так, согласно А. Пороховскому, под экономически эффективным государством следует понимать государство, «которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции»13. Данное определение будет, на наш взгляд, более корректным, если в него добавить уточнение, что государство осуществляет вышеуказанные действия, основываясь, но не ограничиваясь соображениями экономической целесообразности (эффективности). Это дополнение, с одной стороны, подчеркивает то, что деятельность государства должна быть экономически целесообразна, а, с другой стороны, напоминает, что государство призвано, в частности, иметь дело и с так называемыми «узкими местами рынка», работа с которыми основывается не на сиюминутной выгоде, а на долгосрочном экономическом расчете или даже на определенных принципах внеэкономического (прежде всего, социального) характера.

Государственная экономическая политика, направленная на достижение и поддержание определенного – «устойчивого, долгосрочного и гармоничного» – экономического роста, формируется на базе системы документов, определяющих цели хозяйственной деятельности и направления ее достижения в определенных временных координатах. К таким документам относятся концепции, стратегии и программы развития экономики в целом, ее отдельных отраслей и сфер, федеральные и региональные законы, нормативные акты органов исполнительной власти. Одной из центральных процедур при разработке всех этих документов должен стать их мониторинг с точки зрения их воздействия на отдельные критерии экономической безопасности и на экономическую безопасность в целом, поскольку именно подход с позиций экономической безопасности дает возможность для разработки реалистичной и точно ориентированной государственной экономической политики и ее последующей корректировки.

Поэтому стратегия экономической безопасности и государственная экономическая политика – инструменты государственного регулирования экономики, которые могут и должны находиться в постоянном взаимодействии друг с другом. С одной стороны, стратегия экономической безопасности является частью экономической политики, отражая ее стратегические целевые ориентиры для достижения желаемых параметров макроэкономической системы. С другой стороны, оценки количественных параметров, характеризующих желаемое состояние экономики, определяют ограничения на использование тех методов и мер экономической политики, которые способны снизить уровень экономической безопасности. Иначе говоря, при определенных условиях одним из результатов деятельности по обеспечению экономической безопасности могут быть номинально более низкие темпы экономического роста, тогда как слишком быстрый и негармоничный экономический рост, в принципе, может вести к снижению уровня экономической безопасности и в результате к невозможности адекватной защиты (реализации) национальных интересов.

Что касается расстановки приоритетов в этом взаимодействии, то, на наш взгляд, первоочередное внимание должно уделяться все-таки вопросам обеспечения экономической безопасности. Во-первых, из-за того, что дать комплексную оценку изменения уровня и качества жизни можно, лишь базируясь на подходе, основанном на принципах экономической безопасности. Во-вторых, в силу того, что именно при реализации мероприятий по обеспечению экономической безопасности создаются предпосылки для устойчивого и гармоничного экономического роста, способствующего, в свою очередь, повышению уровня экономической безопасности государства.

Список литературы

1 «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года» (2000), «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» (2000), «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)» (2003), «Совместная стратегия Банка России и Правительства Российской Федерации о развитии банковского сектора» (2001) и др.

2 например, Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный ООН, и др.

3 А. Илларионов, «Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором», «Вопросы экономики», № 4 за 2001г., стр. 6-7

4 «Эксперт», № 37 за 2002г., 7 октября 2002г., стр. 8

5 «Компания», № 38 за 2002г., 6 октября 2002г., стр. 18

6 «Роль государства в обеспечении экономического роста». Тезисы доклада на конференции «Ломоносовские чтения-2000»

7 Туган-Барановский М.И. «Промышленные кризисы». (М., «Экономика», 1997)

8 Нестеренко А.Н. «Возможен ли синтез эволюционной экономики и «мэйнстрима»?». Сборник докладов и выступлений участнико Международного симпозиума «Эволюционная экономика и «мэйнстрим» (г. Пущино, 29 мая – 1 июня 1998г.). (М., «Наука», 2000г.), стр. 60

9 перевод статьи «Британской энциклопедии», «Эксперт», № 32 за 2002г., 2 сентября 2002г., стр. 18

10 Федеральный закон от 13 октября 1995г. № 157– ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»

11 была утверждена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608. «О Государственной стратегии Экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»

12 «Военное приложение к «Независимой газете», № 12 (185), 07.04.2000г., стр. 1

13 Пороховский А. «Экономически эффективное государство: американский опыт», «Вопросы экономики», № 3 за 1998г., стр. 83

И.В. Долгов, аспирант кафедры макроэкономического регулирования и планирования экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...