ПОЯВЛЕНИЕ РЕЧИ И ЯЗЫКА Порядок: становления /начала
Становление речи состоит из постепенного развертывания способностей; это серия более или менее четко определенных событий, "которые происходят между вторым и третьим годами жизни ребенка, Конкретные важные вехи/этапы развития речи проходят в определенном порядке и каждая в относительно четко определенном возрасте. Точно так же как четкая привязка к возрасту, впечатляет синхронизация принципиальных этапов развития речи с принципиальными этапами двигательного развития (табл. 1). Симультанное развитие языка и координации Таблица 1
Временная связь этапов развития речи и движения вроде бы не обусловлена никакой логической необходимостью. В то же время есть серьезные основания полагать, что становление языка не является простым следствием развития моторики. Развитие языка достаточно мало зависит от артикуляционных навыков (Lenneberg, 1962), и совершенствование артикуляции не может быть предсказано на основании только развития моторики в целом. Существуют определенные признаки особенной, зависящей от языка последовательности развития. Многие дети говорят первые слова еще до того, как начинают ходить, и, следовательно, теоретически должны обладать достаточно хорошо развитыми, чтобы минимально артикулировать, моторными навыками; однако развитие их словаря происходит все равно весьма медленно. Почему бы им не расширить свой лексикон «сырыми» звуковыми символами в короткий срок, так, как это происходит в 3 года у ребенка с «волчьей пастью»? В то же время тот факт, что родители не могут научить ребенка в этом возрасте сказать два слога—«папа» или «пока» — вместе, не может быть объяснен слабым развитием моторики, поскольку в этом же возрасте дети способны произнести по 8—10 слогов подряд. Вообще говоря, дети лепечут целые «предложения» с интонациями. Замедляющий фактор формирования языка явно имеет психическую, а точнее, даже когнитивную природу; дело тут не в механических навыках. В 3 года в манипуляциях отражается улучшение координации по сравнению с предыдущими периодами, но ловкость развита все еще слабо. Речь требует абсолютно точных и быстрых движений языка и губ, хорошо скоординированных с работой связок и дыхательной системы, и при этом речь развивается полностью тогда, когда все остальные моторные навыки еще далеки от предельного уровня развития. Возникновение разнообразных моторных навыков и навыков координации также происходит в определенной последовательности, но она принципиально не похожа на последовательность, в которой происходит формирование речи.
В пользу независимости развития языка и моторики говорит также первичность понимания языка по отношению к речепо-рождению. Как правило, второе возникает на несколько месяцев позже первого, особенно когда и то и другое происходит в возрасте от 18 до 36 месяцев. В определенных случаях эта разница может быть увеличена до нескольких лет (Lenneberg, 1964). Тщательные исследования развития процесса понимания речи как такового был предприняты только в последние годы (Brown, Bellugi, 1964; Ervin, Miller, 1963). Полученные на сегодняшний день свидетельства не оставляют сомнений, что и в более позднем возрасте существует постоянное развитие этого аспекта формирования языка. Развитие детей с различными аномалиями предельно убедительно демонстрирует, что развитие языка происходит в рачках общего роста точно так же, как в рамках этого процесса происходит развитие походки. Но в то же время развитие языка не зависит от моторно-скелетного созревания. У детей с гипотонией, например, мускулатура в целом слаба и существующие рефлексы менее активны, чем в норме. Гипотония может бытьизо-лированным феноменом, который быстро проходит, или ж:еона может быть признаком болезни, такой, как атрофия мышц, что является плохим знаком для будущего моторного развития ребенка. Какой бы ни была причина, развитие мускулатур» может задерживаться на фоне всего остального развития и влиять на различные его составные части. Но и в этом случае речь и язык возникают в обычные сроки, в то время как двигательное развитие отстает.
С другой стороны, известны случаи, когда у детей с нормальным интеллектом и нормальным развитием скелета и моторики присутствовали заметные задержки в развитии речи. Мы не говорим сейчас о детях, которые никогда не научатся говорить из-за приобретенных или врожденных аномалий мозга; мы говорим об обычных задержках развития речи, когда дети к. 4 годам не начинают говорить фразами; при этом отсутствуют неврологические или психиатрические симптомы, которые могли бы объяснить задержку; дети живут в нормальных условиям, Такие случаи редки (один ребенок на 100), но само их существование подчеркивает независимость процесса развития речи от остального развития. Существуют также воздействия, влияющие на все процессы развития одновременно. Это, например, болезни, во время которых рост и созревание задерживаются рядом факторов, к примеру эндокринной природой в случае hypothyroidism, а также задержка может быть результатом внутриклеточной патологии, когда хромосомные изменения приводят, например, к mongolism. В этих случаях все процессы страдают одинаково, что приводит к «растягиванию» всего развития, но в то же время основные вехи в моторике и речи остаются сохранными (Lenneberg, Nichols и Rosenberg, 1964). Сохранность синхронности Моторного ж речевого или языкового развития в случае общей задержки подчеркивает тот факт, что феномен общего созревания регулирует освоение языка ребенком. Рис. I. Основные ступени в развитии языка Из сказанного ваше можно сделать вывод о прямом взаимодействии между моторным и речевым развитием. В норме рост и созревание перех«дят от общего к индивидуальным аспектам развития. В случае отсутствия задержек, влияющих на способности в целом или на отдельные органы, картина развития подобна той, которая представлена в таблице 1, т.е. является картиной нормального -человеческого развития.
Использование понятия «навык» привносит еще один интересный аспект в прсцесс появления речи. При надлежащей тренировке каждый может достичь мастерства в таких очень разных областях, как катание на роликовых коньках, рисование, игра на пианино. Однако существуют сильные индивидуальные различия во врожденной одаренности людей, а также времени наибольшей эффективнссти усвоения того или иного навыка. Обычно эти навыки в совершенстве редко могут быть усвоены до подросткового возраста, Приобретение речи и языка отличается кардинальным образом: во-первых, большое количество людей Рис.2. Средний размер словаря в 10 выборках детей разных возрастов демонстрирует равные способности, отсутствие навыков встречается очень редко; во-вторых, начало речи и ее Легле использование возникают гораздо раньше, чем вышеописажые нави-ки, причем без предварительной тренировки. Тем не менее индивидуальные различия во времгам начала говорения и достижения основных этапов (вех) существуют и должны быть приняты во внимание. Степень развития неоднородна в течение всего периода формирования ребенка; возмож- но временное замедление созревания и следующее за ним ускоренное развитие. Взаимодействие внутренних и внешних факторов, влияющих ва развитие, вызывает удивление. Тем не менее существует определенный порядок в появлении языка. На рис. I показан порядок достижения трех основных этапов развития языка, а на рис. 2 — неожиданный скачок, отражающий резкий рост словарного запаса где-то на 3-м году жизни. Среди 500 детей среднего и низшего социальных классов Бостонского округа, обследованных в ходе эпидемиологического исследования, 9 из 10 детей уже приобрели все перечисленные ниже вербальные навыки к 39-му месяцу жизни: способность называть предмет, находящийся в доме, способность понимать речевые инструкции, спонтанное произнесение синтаксически сложных предложений, спонтанность в вербальной коммуникации. Исследование проводилось в домашних условиях специально подготовленнызмк социальными работниками, которые использовали иллюстрированные тесты и перечень вопросов. Те дети, которые демонстрировали отставание от вышеописанных норм, также осматривались логопедом, специалистом по исследованию слуха и мной. Таких детей было 54, и их можно отнести к следующим группам (табл. 2).
Таблица 2 Распределение случаев неуспешного прохождения (language-Screening) теста (предъявлялся 500 детям в возрасте 3 лет)
Различия в возрасте становления языка кажутся нам менее драматичными, если мы критически рассмотрим эти статистические данные. Из 486 детей, у которых не наблюдалось умственных отклонений или заболеваний нервной системы и которые воспитывались в нормальной среде (это все дети, кроме 3-й, 4-й и 5-й групп), только 33 (а это меньше 7%) показали результаты более низкие, чем в норме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|