Принадлежность к молодежной субкультуре как фактор девиантного поведения личности
Исследование влияние телевидения на сознание молодежи Введение
Не подлежит самомнению тот факт, что средства массовой коммуникации (СМК) стали не только неотъемлемой частью культуры современного общества, но и важным институтом социализации личности. Одно из них, а именно телевидение обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, а значит и более сильного эмоционального влияния на индивида. Как результат, телевидение стало самым мощным средством коммуникации по охвату населения и возможностям воздействовать на сознание людей. По подсчетам некоторых специалистов, в одной среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в сутки. (Майрес Д. Социальная психология. СПб., 1997.) Проблема влияния ТВ на сознание и поведение зрителей и последствий от его влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии и социологии. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации (ЮНЕСКО, Европейский Институт по изучению средств массовой коммуникации, Национальный Институт психического здоровья США и т.д.). Но для того, чтобы утверждать, что изображение насилия в средствах массовой коммуникации ведет к агрессивному поведению подростков, должны выполняться два условия. Во-первых, требуются доказательства широкого присутствия насилия и агрессии в телепрограммах. Во-вторых, должно быть показано, что среди подростков наблюдение изображений насилия в средствах массовой коммуникации получило значительное распространение. Принадлежность к молодежной субкультуре как фактор девиантного поведения личности
Под девиантным (лат. deviatio – уклонение) поведением понимается поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы – преступного сообщества или секты, которые создают некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто противоречат принятым нормам.
В возрастной психологии подростковый и юношеский возраст характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формировании личности. В поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств - стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость этих качеств определяют характер поведения и деятельности личности. Возрастные особенности преломляются через особенности социализеции. Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации личности, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только её вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от старших. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком новых социальных ролей оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать и вести себя как подросток в другой.
Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов - семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности. Агентом социализации в силу вышеперечисленных факторов зачастую становится субкультура. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей может формироваться контркультура. Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России. Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых. Феномены молодежных субкультур достаточно длительное время рассматривались в науке как "девиации", а сами субкультурные сообщества - как угроза позитивной социализации ребенка. Однако современные подходы в изучении молодежной субкультуры носят либеральный характер. Западное общество, по сути, "разрешает" выражать молодежи себя в этой сфере, акцентируя внимание на социализирующей (адаптивной, интегративной) функции молодежной субкультуры. Субкультура интерпретируется как пространство игры, экспериментирования с нормами, ценностями, иерархией взрослого мира. В современных исследованиях особенное внимание уделяется экспериментам с телесностью и чувственностью: не только через одежду, (что характерно для предыдущих субкультур), но через тело: бритье головы, татуировки, нанесение шрамов. В этом контексте употребление наркотиков также рассматривается как своеобразный способ экспериментирования. Одновременно отмечается доминирование в молодежных субкультурах новейшего времени "гедонистического мировоззрения", ценностей удовольствия, развлечения, что, в свою очередь, рассматривается как важнейший мотив регуляции поведения человека в отношении наркотиков. Таким образом, эксперименты и игры "молодых", очевидно, несут в себе опасность для их физического и духовного здоровья.
В этой ситуации рассматриваемые феномены выступают уже не только как предмет научного интереса, но как аспект актуальной социальной проблемы - наркомании. В литературе утверждается тезис о молодежных субкультурах как носителях наркогенной культуры. Анализ таких молодежных субкультур как "хиппи", "панки", "растаманы", "грандж", "рейв" показывает, что употребление психоактивных веществ является в большей или меньшей степени значимым атрибутом (элементом) данных субкультур, который может выступать как: ритуал приобщения (инициации) к субкультуре; способ идентификации с ее представителями; элемент символического мира субкультуры; особая форма коммуникации в сообществе; формой протеста по отношению к "взрослой" культуре и др. Можно говорить о характерных для конкретной субкультуры видах ПАВ (марихуана у "растаманов"; экстази у "рейверов" и т.д.). В некоторых субкультурах употребление наркотиков выступает важной составляющей идеологии (мифологии). Исследования субкультурных сообществ свидетельствуют о наличии механизмов воспроизводства соответствующих норм, моделей поведения, символов, стиля субкультуры в новых поколениях. Подобным образом транслируются и традиции употребления наркотических средств. Таким образом, многие проявления девиантного поведения могут быть обусловлены принадлежностью к определенной субкультуре. Последнее означает, что разработка и внедрение моделей профилактики девиантного поведения подростков и юношей, связанного с употреблением наркотиков, должны вестись с учетом знаний об актуальных молодежных субкультурах современности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|