Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Белов П.А. Мировоззрение человечества в XXI веке.

1. Чем была вызвана необходимость появления термина «мировоззрение»? Приведите минимум два положения.

2. Какие две трактовки понятия «мировоззрение» употребляет автор, приведите их, самостоятельно дав описание второй.

3. Что понимает автор под «субстратными подсистемами»? Дайте свое объяснение и приведите на каждую из них примеры.

4. Что означают слова А.Швейцера: «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования»?

5. Почему процесс смены мировоззрения автор называет «болезненным»? Приведите два примера такого процесса.

6. Перечислите основные черты мировоззрения XXIвека и проиллюстрируйте каждую из них примером.

В настоящее время среди ведущих политиков и ученых утверждается мнение о том, что многие современные социальные, экономические, политические, экологические и другие трудности обусловлены несоответствием господствующего в умах людей мировоззрения с реальным бытием общества.

Появление термина «мировоззрение» связано с назревшей к последней четверти XVIII в. острой потребностью поиска и выделения в многообразии различных, несогласованных друг с другом философских, научных, религиозных и других знаний единого ядра, выражающего общее отношение человека к миру в целом. Такая необходимость впервые была осознана И. Кантом, И. Фихте, которые с целью построения целостной системы знаний о мире использовали понятие «мировоззрение». Вскоре оно было позаимствовано другими языками, в том числе и русским. Со второй половины XIX в. понятие «мировоззрение» стало широко употребляться в философской литературе. Дальнейшее развитие его содержания обусловливалось главным образом двумя обстоятельствами: во-первых, полемикой вокруг проблемы предмета философии, более пристальным вниманием к исследованию социальной функции философии; во-вторых, возрастанием роли науки в человеческой истории, особенно в условиях научно-технической революции. При этом само мировоззрение трактовалось крайне разноречиво, на разных уровнях сознания и с различным содержанием.

Мировоззрение - система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире. Понятие мировоззрения используется как в широком, так и узком смысле слова. В широком смысле мировоззрение можно определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. В более узком смысле говорят: «философское мировоззрение», «научное мировоззрение», «художественно-эстетическое мировоззрение», «политико-правовое мировоззрение», или в еще более узком понимании - «физическое мировоззрение», «врачебное мировоззрение».

Мировоззрение - это многоуровневое духовное образование. На уровне живого, конкретно-образного созерцания имеются мироощущение, мировосприятие и миропредставление; рациональному уровню соответствуют миропонимание, мироразмышление и т.п. В самом мировоззрении принято выделять две «субстратные» подсистемы: «мир» и «человек». Четыре подсистемы выявляют основные отношения между ними: генетическая, гносеологическая, аксиологическая и духовно-практическая. Существуют различные типы и формы мировоззрения.

В структуре самого мировоззрения можно выделить уровни: элементарный, концептуальный и методологический. Элементарный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании. Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие проблемы: концепции мира, пространства, времени, человека, его деятельности или познания и другие. Методологический уровень - высший уровень мировоззрения - включает основные понятия и принципы, составляющие «ядро» мировоззрения, вырабатываемые с учетом ценностного отражения мира и человека.

В качестве наиболее распространенных в истории человеческой культуры и наиболее значимых для ее развития выступают такие формы мировоззрения, как мифологическое, религиозное, обыденное (повседневное), научное и философия как самостоятельная форма мировоззрения. В качестве специфического, универсального способа миропониминия, философия представляет собой совокупность теоретически осмысленных представлений о мире и человеке. Гегель рассматривает философию как науку о мире в его единстве и органической целостности.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Мировоззрение существует в виде системы ценностей идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). Представляя собой высшую форму самосознания социального субъекта, мировоззрение позволяет ему не только ориентироваться в окружающей природе и социальной действительности, но и определить свое место и назначение в ней, сознательно регулировать и контролировать свое поведение, жизненную программу деятельности. Немецко-французский мыслитель А. Швейцер, в этой связи писал: «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования».

Каждая историческая эпоха характеризуется определенным мировоззрением, которое определяет интеллектуальное восприятие действительности и одновременно переживание мира и себя в этом мире. В процессе общественного развития какие-то мировоззренческие установки незаметно трансформируются и органично входят в общую ткань сложившихся взглядов. При этом смена всей системы мировоззренческих взглядов в целом - процесс болезненный, эмоционально окрашенный, происходящий сравнительно редко в периоды коренных жизненных изменений. Особенно остро мировоззренческие проблемы звучат на рубеже веков.

Изменение государственного и общественного строя в нашей стране привело к необходимости переосмысления многих теоретических положений, необходимости выработки нового взгляда на общественные процессы, происходящие в мире и в России. В Конституции Российской Федерации отмечено, что в нашем Отечестве отныне «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Научное мировоззрение во многом складывается под влиянием господствующих в конкретное время идеалов, норм и методов научного исследования. В его формировании важную роль играет научная картина мира. На основе классической науки, ее представлений о мире и методах познания сформировалось механистическое мировоззрение, характерное для науки XVII—XIX столетий. Его важнейшими чертами явились представления о существовании объективной истины, абсолютизация таких научно-философских понятий, как вещество и энергия, движение и покой, пространство и время.

XX век ознаменовался ростом специализации во всех сферах человеческой деятельности, усилением технизации общества, появлением целого ряда неклассических теорий: теории относительности А. Эйнштейна, квантовой механики (Э. Шредингер, В. Гейзенберг, П. Дирак), генетики, психоанализа (3. Фрейд), кибернетики, синергетики (И. Пригожин) и других. Появление множества новых научных дисциплин и разработка междисциплинарных исследований привели к изменениям мировоззренческих установок, в основе которых лежат определенные положения:

-признание влияния деятельности субъекта на изучаемый объект; перенос интереса изучения с объекта исследования на границу взаимодействия объекта и субъекта;

-отказ от поиска абсолютной истины, признание субъективной окрашенности научных утверждений;

-введение в качестве объясняющего принципа, помимо механической, еще и статистической причинности.

В начале XXI века можно говорить не только об углублении наметившихся изменений в основаниях научного знания, но и о формировании новых мировоззренческих установок, характерных как для научной, так и для других областей духовной жизни человечества. Основу этого формирующегося мировоззрения составляют разработки неклассической философии, новейшей физики, синергетики и глубинной психологии, которые отражают сближение позиций рационального западного мышления с установками восточной философии. Важнейшей чертой нового мировоззрения является представление единства мира, в котором каждый элемент равен по значимости остальным, и человек является одним из составляющих это множество. С данной идеей связано признание самоценности природы и установка не на ее подчинение, а на ее сохранение. Важную роль приобретает идея необратимости процессов развития объектов изучения; происходит замена представлений о мире в характеристиках жестких свойств и качеств на видение его как совокупности изменяющихся состояний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...