Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: Дошкольная дефектология

 

Челябинск, 2014


Лист согласования

 

 


Разработчики:        
         
доцент кафедры СППиПМ       Л.Б. Осипова
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
Программа одобрена на заседании кафедры «   »июня   2014 Протокол  
         
Заведующий кафедрой       Л.А. Дружинина
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
Одобрено представителем работодателя Ю.В. Мочалкина, заведующий МБДОУ ДС № 138
    (подпись)   (инициалы, фамилия, должность, место работы)
Руководитель ОПОП       Л.Б. Осипова
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
Декан факультета       Н.Г. Сошникова
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
                         

 

 



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«27» июня 2014 г.

Протокол № 10

Зав. кафедрой _______.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Направление: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: бакалавриат

 

 

Профильная направленность: Дошкольная дефектология

 

 

Челябинск, 2014



Оглавление

 

1. Пояснительная записка. 5

2. Содержание дисциплины.. 7

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 21

4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 22

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 29

6. Перечень информационных технологий. 31

7. Описание материально-технической базы.. 31

8. Иные сведения и (или) материалы.. 31

 


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 


Место дисциплины в структуре образовательной программы.

В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Специальная психология».

Дисциплина «Специальная психология» (Б1.Б.24) является дисциплиной базовой части основной профессиональной образовательной программы. Трудоемкость дисциплины составляет 4 ЗЕТ (144 часа), из них 99 часов – аудиторная (52 часа: 28 часов – лекционные занятия, 24 часа – практические занятия) и самостоятельная работа студентов (47 часов); 45 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение I семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в I семестре.

Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Специальная психология» тесно связан с дисциплинами «Педагогика и психология», «Генетические основы специальной психологии и педагогики», «Анатомо-физиологические основы сопровождения детей с ОВЗ», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Специальная педагогика», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты знакомятся с базовыми понятиями специальной психологии, основными факторами и видами нарушений психического развития. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности нарушенного развития, его закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон психики при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Основы специальной детской психологии», «Основы специальной дошкольной педагогики», «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ», дисциплин вариативной части основной профессиональной образовательной программы.

1.4. Цели дисциплины:

- Формирование у студентов необходимых представлений о теоретико-методологических основах специальной психологии, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития при различных видах нарушений, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития.

- Формирование у студентов системы знаний и умений, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
  ОПК-3 Способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся   З.1 – общие и специфические закономерности психического развития, особенности компенсаторного развития ребенка с ОВЗ З.2 – общие методические аспекты специальной психологии: цели, задачи, методологические основы, принципы, методы У.1 – реализовывать личностно-ориентированный подход к развитию детей с ОВЗ с учетом их психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей У.2 – обосновывать теоретическое и практическое значение специальной психологии на современном этапе развития ССО В.1 – навыками анализа основополагающих исследований в области специальной психологии В.2 – навыками анализа причин и механизмов формирования системных отклонений в развитии  
  ПК-3 Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ З.3 – классификации нарушений развития, характеристику различных вариантов дизонтогенеза З.4 – общие и специфические закономерности развития лиц с ОВЗ на разных возрастных этапах   У.3 – анализировать структуру дефекта при различных нарушениях развития   В.3 – навыками анализа психики ребенка с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения
  ПК-5 Способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития З.5 – современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ З.6 – специфику использования методов психологической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ   У.4 – осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений У.5 – определять условия проведения психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития   В.4 – приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
             
I Раздел I. Место специальной психологии в системе научного знания   -      
I.1 Теоретические основы специальной психологии: объект, предмет, цель, задачи   - -    
I.2 Принципы специальной психологии   - -    
I.3 Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками - -      
1.4 Методология специальной психологии   -      
I.5 Исторические аспекты специальной психологии   -      
II Раздел II. Сущность феномена нарушенного развития   -      
II.1 Роль медико-биологических и социально-психологических факторов в психическом развитии   -      
II.2 Понятие нормы и патологии в современной науке о человеке   -      
II.3 Классификации нарушений психического развития   -      
II.4 Понятие о дефекте и компенсации   -      
III Раздел III. Структура нарушенного развития и механизмы формирования системных отклонений   -      
III. 1 Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития   -      
III. 2 Параметры дизонтогенеза   - -    
III. 3 Типы нарушений психического развития   -      
IV Раздел IV. Специальная психология в реализации коррекционно-образовательных задач современного образовательного пространства   -      
IV.1 Категории специальной психологии - -      
IV.2 Принципы и методы психологического изучения детей с отклонениями в развитии   -      
IV.3 Интеграция человека с нарушениями психического развития в общество   -      
  ИТОГО:   -      
  Контроль          
  ВСЕГО:          

 


Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел I. Место специальной психологии в системе научного знания (30 часов)
Требования к результатам освоения раздела: ОПК-3: З.2; У.2; В.1 ПК-5: З.5
Содержание раздела Тема I.1 Теоретические основы специальной психологии: объект, предмет, цели, задачи Специальная психология как отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования нервной системы, и устанавливающая возможности и пути компенсации дефектов различной сложности. Теоретические основы специальной психологии: объект, предмет. Цели специальной психологии. Задачи специальной психологии. Теоретическое и практическое значение специальной психологии. Тема I.2 Принципы специальной психологии Объяснительные принципы как предельно общие представления, использование которых позволяет относительно непротиворечиво и последовательно понимать и объяснять изучаемые явления. Система объяснительных принципов в специальной психологии. Принцип детерминизма, позволяющий рассматривать психическое явление как причинно обусловленное, производное от внешнего воздействия. Принцип развития, позволяющий рассматривать все психические явления исключительно в динамическом плане, в процессе непрерывного развития и становления. Принцип деятельности, связанный с представлением о том, что психика формируется в деятельности. Принцип единства сознания и деятельности, представляющий утверждение, что их единство неразрывно и что сознание образует внутренний план деятельности человека. Принцип комплексности, обосновывающий необходимость сотрудничества специалистов разного профиля в обследовании детей с отклонениями в развитии. Принцип системного структурно-динамического изучения, обосновывающий положение о том, что движение или смена причинных факторов носит закономерный характер и составляет необходимое условие развития. Принцип качественного анализа, предполагающий сосредоточение внимания исследователя на действиях ребенка по выполнению задания и его поведении во время обследования, в отличие т фиксирования только на результате. Принцип отражательности, объясняющий, что все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира, в виде образов, понятий, переживаний. Тема I.3 Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками. Отрасли специальной психологии. Олигофренопсихология. Сурдопсихология. Тифлопсихология. Логопсихология. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Психология детей с задержкой психического развития. Психология детей с нарушениями эмоционально-волевой и личностной сферы. Связь специальной психологии с другими науками. Блок клинических дисциплин. Блок педагогических дисциплин. Блок психологических дисциплин. Мировая статистика отклонений, нарушений развития человека. Тема I.4 Методология специальной психологии Общая методология. Частная методология. Методология как совокупность конкретных методических приемов исследования, методик. Концептуальные источники специальной психологии. Философия (гносеология) как методологическая основа специальной психологии. Связь коррекционной педагогики со специальной психологией и её отраслями. Учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Психологическая теория деятельности: мотивационно-личностный аспект деятельности, структура деятельности человека, проблема обучения детей с отклонениями в развитии рассматривается как освоение ими таких видов деятельности, в которых изначально заданы и система знаний, и их использование в заранее предусмотренных пределах. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Значение теории как средства анализа познавательной деятельности, ее незаменимость в психологическом моделировании процесса усвоения знаний. Использование теории в программе психодиагностики. Идеи Л.С. Выготского как теоретико-методологическая база специальной психологии. Л.С. Выготский о «социальном вывихе» как одной из важнейших причин детской дефективности. Л.С. Выготский о возможностях и перспективах преодоления детской дефективности. Теория социальной компенсации. «Обходные пути» в развитии. Л. С. Выготский о роли обучения в развитии аномального ребенка. Идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Л.С. Выготский об общем и специфическом в развитии аномального ребенка. Л.С. Выготский о первичных и вторичных отклонениях в развитии. Л.С. Выготский о единстве аффекта и интеллекта. Теория А.Р. Лурия о мозговой организации высших психических функций. Функциональные блоки мозга и их роль в психической деятельности. Блок регуляции тонуса и бодрствования (энергетический). Блок приема, переработки и хранения информации. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Учение А.Р. Лурия о системной локализации высших психических функций в мозге в специальной психологии как основа нейропсихологического подхода к анализу нарушений развития. Тема I.5 Исторические аспекты специальной психологии Исторические аспекты специальной психологии. Изменение отношения к лицам с отклонениями в развитии (в соответствии с периодизацией Н.Н. Малофеева). Предпосылки зарождения специальной психологии (бытийное, религиозное, художественное сознание). Формирование первых научных представлений о природе отклонений в психическом развитии. Развитие специальной психологии в начале ХХ века (1 этап развития ССО). Специальная психология на втором этапе развития ССО. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики (60-е гг. XX сто­летия). Изменения приоритетов в развитии специальной психологии в 90-е гг. (3 этап развития ССО) в связи с переосмыслением государством и обществом ценностей специального образования, в соответствии с ценностями открытого общества, ориентированного на интеграцию людей с различными проблемами в единое сообщество при достижении каждым человеком максимально высокого уровня качества жизни. Ведущие ученые в области специальной психологии. Вклад Л.С. Выготского в развитие дефектологии. Использование работ Л.С. Выготского в выделении содержательных характеристик обучаемости ребенка, выделении основных факторов нарушения развития и понимания динамики развития, разработке профилактических и коррекционно-развивающих программ работы с детьми, определении условий, путей и методов их обучения.
План лекций План семинарских занятий
Лекция 1 Тема I.1 Теоретические основы специальной психологии: объект, предмет, цель, задачи Кол-во часов: 2 План: 1. Различные подходы к определению понятия «специальная психология». 2. Теоретическое и практическое значение специальной психологии. 3. Объект специальной психологии. 4. Предмет специальной психологии. 5. Цель специальной психологии. 6. Задачи специальной психологии. Список литературы: [2; 3; 29] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Специальная психология как наука»  
Лекция 2 Тема I.2 Принципы специальной психологии Кол-во часов: 2 План: 1. Система объяснительных принципов специальной психологии. 2. Принцип детерминизма. 3. Принцип развития. 4. Принцип деятельности. 5. Принцип единства сознания и деятельности. 6. Принцип комплексности. 7. Принцип системного структурно – динамического изучения. 8. Принцип качественного анализа. 9. Принцип отражательности. Список литературы: [2; 3] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Принципы специальной психологии».  
  Практическое занятие 1 Тема I.3 Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками Кол-во часов: 2 Форма проведения:выполнение творческого задания «Модель отраслей специальной психологии и ее связи с другими науками». Изучаемые вопросы: 1. Отрасли специальной психологии. 2. Соотношение предмета специальной психологии с предметами ее отраслей. 3. Связь специальной психологии с клинико-биологическими дисциплинами. 4. Связь специальной психологии с психологическими дисциплинами. 5. Связь специальной психологии с педагогическими дисциплинами. Список литературы: [2; 5; 9; 11; 13; 15; 16; 18; 26; 28; 35; 38;39] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийные презентации; 2. Схемы: «Отрасли специальной психологии», «Межпредметные связи специальной психологии».
Лекция 3 Тема 1.4 Методология специальной психологии Кол-во часов: 2 План: 1. Понятие «методология». 2. Общая методология: гносеология; учения И. М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности; психологическая теория деятельности; Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. 3. Частная методология: связь коррекционной педагогики со специальной психологией и её отраслями; Теория А.Р. Лурия о мозговой организации высших психических функций; концепции Л.С. Выготского кактеоретико-методологическая база специальной психологии. Список литературы: [2; 3; 4; 21; 25; 29] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Теоретико-методологическая база специальной психологии».   Практическое занятие 2 Тема 1.4 Методология специальной психологии Кол-во часов: 2 Форма проведения:деловая игра-дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Психологическая теория деятельности. 2. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. 3. Теория А.Р. Лурия о мозговой организации высших психических функций. 4. Вклад Л.С. Выготского в развитие дефектологии (о «социальном вывихе» как одной из важнейших причин детской дефективности, о возможностях и перспективах преодоления детской дефективности, теория социальной компенсации, «обходные пути» в развитии, о роли обучения в развитии аномального ребенка, об общем и специфическом в развитии аномального ребенка, о первичных и вторичных отклонениях в развитии, о единстве аффекта и интеллекта). 5. Ведущие ученые в области специальной психологии. Список литературы: [2; 3; 4; 21; 25; 29; 36; 39] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Теоретико-методологическая база специальной психологии». 2. Таблица «Концептуальные методологические основы специальной психологии».
Лекция 4 Тема I.5 Исторические аспекты специальной психологии Кол-во часов: 4 План: 1. Предпосылки зарождения специальной психологии. 2. Формирование первых научных представлений о природе отклонений в психическом развитии. Развитие специальной психологии в начале ХХ века (1 этап развития ССО). 3. Специальная психология на втором этапе развития ССО. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики (60-е гг. XX сто­летия). 4. Изменения приоритетов в развитии специальной психологии в 90-е гг. (3 этап развития ССО). Список литературы: [2; 18; 19] Информационное сопровождение: 1. Опорные таблицы по теме «Социо-культурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития» (Е.Л. Гончарова).   Практическое занятие 3 Тема I.5 Исторические аспекты специальной психологии Кол-во часов: 2 Форма проведения:деловая игра «Этапы становления и развития специальной психологии: положительное и отрицательное». Изучаемые вопросы: 1. Предпосылки зарождения специальной психологии в 1 и 2 периоды эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии. 2. Появление научных знаний об особенностях лиц с отклонениями в развитии в 3 период эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии. 3. Становление и развитие специальной психологии в 4 период эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии. 4. Специальная психология в 5 период эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии. Список литературы: [2; 3; 12; 18; 19; 37; 38] Информационное сопровождение: 1. Таблица «Становление и развитие специальной психологии в разные периоды эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии»: 2. Опорные таблицы по теме «Социо-культурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития» (Е.Л. Гончарова). Мультимедийная презентация «История становления и развития специальной психологии».
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема I.1 Теоретические основы специальной психологии: объект, предмет, цель, задачи Тема I.3 Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками 1. Составление схем: «Отрасли специальной психологии», «Межпредметные связи, теоретическое и практическое значение специальной психологии» 3 балла [2; 5; 9; 11; 13; 15; 16; 18; 26; 28; 35; 38;39] Тема 1.4 Методология специальной психологии 2. Составление таблицы«Концептуальные методологические основы специальной психологии». 7 баллов - Психологическая теория деятельности (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); - Теория П.Я. Гальперина о поэтаптном формировании умственных действий; - Теория А.Р. Лурия о мозговой организации высших психических функций; - Вклад Л.С. Выготского в становление и развитие специальной психологии. [2; 3; 4; 21; 25; 29; 36; 39] Тема I.5 Исторические аспекты специальной психологии 3. Составление таблицы «История становления и развития специальной психологии». 7 баллов [2; 3; 12; 18; 19; 37; 38] 3. Контрольная работа по разделу. 4. Контрольная работа по разделу. 10 баллов 1. Составление таблицы «Содержание принципов специальной психологии и их реализация на практике» – 3 2. Конспектирование статьи Л.С. Выготского «Основные проблемы дефектологии» – 3 3. Обзор материалов сайтов по проблеме – 5
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ОПК-3: З.2 Знать общие методические аспекты специальной психологии: цели, задачи, методологические основы, принципы, методы ПК-5: З.5 Современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ - Таблица «Содержание принципов специальной психологии и их реализация на практике». - Схемы: «Отрасли специальной психологии», «Межпредметные связи, теоретическое и практическое значение специальной психологии». - Таблица«Концептуальные методологические основы специальной психологии». - Участие в деловой игре. - Контрольная работа по разделу.
ОПК-3: У.2 Уметь обосновывать теоретическое и практическое значение специальной психологии на современном этапе развития ССО   - Таблица «История становления и развития специальной психологии». - Контрольная работа по разделу.
ОПК-3: В.1 Владеть навыками анализа основополагающих исследований в области специальной психологии   - Конспект статьиЛ.С. Выготского «Основные проблемы дефектологии». - Таблица «История становления и развития специальной психологии». - Мультимедийная презентация «Факторы, влияющие на изменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества». - Участие в деловой игре. - Контрольная работа по разделу.
       

 

Раздел II. Сущность феномена нарушенного развития (30 часов)
Требования к результатам освоения раздела: ОПК-3: З.1; В.2 ПК-3: З.3; У.3; В.3 ПК-5: У.4; У.5
Содержание раздела Тема II.1 Роль медико-биологических и социально-психологических факторов в психическом развитии Условия нормального психического развития. Роль медико-биологических и социально-психологических факторов в психическом развитии ребенка. Влияние патогенных факторов в пренатальный, натальный и постнатальный периоды. Понятие «эндогенные» и «экзогенные» факторы. Медико-биологические и социально-психологические факторы психического развития. Механизмы социальных влияний в пренатальном и натальном периодах развития, в период индивидуального развития ребенка. Причинно-следственные связи между патогенными факторами и нарушенным развитием. Зависимость конкретной формы нарушенного развития от многообразных комбинаций опосредующих переменных: Локализация. Интенсивность. Экспозиция. Частота. Возраст. Компенсаторные возможности. Оказание квалифицированной помощи. Модель действия и взаимодействия факторов риска, отягощающих и защитных факторов. Возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности. Профилактика отклонений в психическом развитии. Тема II.2 Понятие нормы и патологии в современной науке о человеке Характеристика процесса психического развития. Основные свойства процесса психического развития. Понятие нормы и патологии. Основные подходы к пониманию проблемы «норма – патология». Интуитивно-эмпирический подход. Культурно-релятивный подход. Гуманистический подход. Адаптационный подход. Уровневый подход. Частотный подход. Практическое значение выделения различных понятий «норма развития» (среднестатистическая, функциональная, идеальная, социально-психологическая). Психологическое здоровье. Понятие аномального развития. Определение понятия «дизонтогенез». Тема II.3 Классификации нарушений психического развития Классификация как один из методов познания общих закономерностей. Принципы построения классификаций. Многообразие классификаций в специальной психологии как проявление многообразия сторон, свойств и элементов развивающейся психики. Критерии классификации. Признак времени возникновения нарушения. Свойство обратимости возникающих нарушений. Характер психического дизонтогенеза. Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра. Характеристика классификации В.В. Ковалева. Характеристика классификации А.Р. Лурия. Характеристика классификации А.В. Семенович. Характеристика классификации Т.А. Власовой и М.С. Певзнер. Характеристика классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова. Характеристика классификации В.В. Лебединского. Характеристика классификации Н.Я. Семаго и М.М. Семаго. Тема II.4 Понятие о дефекте и компенсации Понятие «дефект». Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Понятие о структуре нарушенного развития. Структура дефекта. Представления о первичных, вторичных и третичных нарушениях в психическом развитии. Теории компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.
План лекций План семинарских занятий
Лекция 5 Тема II.1 Роль медико-биологических и социально-психологических факторов в психическом развитии Кол-во часов: 2 План: 1. Понятие «Фактор развития». 2. Условия нормального психического развития. 3. Медико-биологические факторы в психическом развитии. 4. Социально-психологические факторы в психическом развитии. 5. Возрастные уровни нервно-психического реагирования. Список литературы: [2; 3; 12; 15; 20; 22; 24; 29; 30] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Роль медико-биологических и социально-психологических факторов в психическом развитии».   Практическое занятие 4 Тема II.1 Роль медико-биологических и социально-психологических факторов в психическом развитии Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Эндогенные факторы возникновения различных отклонений в развитии. 2. Экзогенные факторы возникновения различных отклонений в развитии. Список литературы: [2; 3; 5; 9; 12; 15; 16; 20; 22; 24; 26; 28; 29; 30; 35; 38] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Причины возникновения отклонений психофизического развития». 2. Видеофрагменты, подготовленные студентами «Причины возникновения отклонений психофизического развития».
Лекция 6 Тема II.2 Понятие нормы и патологии в современной науке о человеке Кол-во часов: 2 План: 1. Причины необходимости определения понятий «норма» и «патология». 2. Основные подходы к пониманию проблемы «норма-патология». 3. Категория «развитие» в специальной психологии. Список литературы: [2; 4; 10; 29; 15; 22] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Понятие нормы и патологии в современной науке о человеке». 2. Определения «отклоняющегося развития» В.Г. Петровой и И.В. Бе­ляковой, Л. Пожара, авторов учебного пособия «Основы специальной психоло­гии», Н. Я. Семаго и М. М. Семаго, В.М. Сорокина для сравнительного анализа. Практическое занятие 5 Тема II.2 Понятие нормы и патологии в современной науке о человеке Кол-во часов: 2 Форма проведения:деловой игре «Дискуссия между сторонниками различных подходов к пониманию нормы и патологии». Изучаемые вопросы: 1. Среднестатистическая норма и ее значение для работы педагога и педагога – психолога. 2. Функциональная норма и ее значение для работы в специальном образовательном пространстве. 3. Идеальная норма. 4. Основные трудности сущностного определения фено­мена нарушенного развития. Список литературы: [2; 4; 10; 29; 15; 22] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Понятие нормы и патологии в современной науке о человеке».
Лекция 7 Тема II.3 Классификации нарушений психического развития Кол-во часов: 2 План: 1. Классификация как один из методов познания общих закономерностей. 2. Принципы построения классификаций. 3. Многообразие классификаций в специальной психологии как проявление многообразия сторон, свойств и элементов развивающейся психики. 4. Критерии классификации. Список литературы: [2; 24; 26; 29] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Классификации нарушений психического развития».   Практическое занятие 6 Тема II.3 Классификации нарушений психического развития Кол-во часов: 2 Форма проведения:семинар Изучаемые вопросы: 1. Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10 – го пересмотра. 2. Характеристика классификации В.В.Ковалева. Критерии классификации. 3. Характеристика классификации А. В. Семенович. Критерии классификации. 4. Характеристика классификации Т.А. Власовой и М.С. Певзнер. Критерии классификации. 5. Характеристика классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова. Критерии классификации. 6. Характеристика классификации Н.Я. Семаго и М.М. Семаго. Критерии классификации. Список литературы: [2; 24; 26; 29] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Критерии и сущность классификаций нарушений психического развития».
Лекция 8 Тема II.4 Понятие о дефекте и компенсации Кол-во часов: 2 План: 1. Понятие «дефект».
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...