Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различия между невропатией и психопатией




ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙС ДИСГАРМОНИЧЕСКИМ

СКЛАДОМ ЛИЧНОСТИ

 

Раздел посвящен психологическим особенностям детей и под­ростков при различных типах дисгармонического развития лич­ности.

Основными задачами данного направления специальной пси­хологии являются:

1) разработка методов, направленных на раннее выявление при­знаков патохарактерологического развития ребенка;

2) описание «слабых» и «сильных» сторон психосоциального развития детей и подростков при различных вариантах патохарак­терологического развития;

3) разработка системы психолого-педагогических методов кор­рекции и профилактики патохарактерологического развития в дет­ском возрасте.

Когда говорят о различных типах дисгармонического развития личности, о степени отклонения личности от нормального разви­тия, речь идет о патологических типах характера.

Характер (от греч. character — отличительная черта, особен­ность) определяется как совокупность устойчивых индивидуаль­ных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении.

Характер является результатом взаимодействия темпе­рамента человека и условий воспитания. Формируясь на базе основ­ных свойств темперамента, однозначно им не предопределяется. Существенный вклад вносит воспитание и формирующийся под его влиянием уровень морального, интеллектуального, эстетичес­кого развития человека. Характер, его тип самым непосредственным образом обуслов­ливает успешность социализации, выражающейся в различных формах социально-психологической адаптации, вплоть до ее па­тогенных форм.

Все попытки построения типологии характеров, возникавшие на стыке психологии и психиатрии, в своей основе имели следу­ющие общие идеи:

формируясь на протяжении онтогенеза ребенка, характер при­обретает все большую устойчивость в своих чертах и поведенче­ских проявлениях;

• отдельные черты характера образуют устойчивые сочетания, которые определяют психологические типы людей.

Выраженность характера может быть различной: это может быть

· средний или «нормальный» характер,

· выраженный, или акценту­ированный,

· и патологический.

Последний, являясь причиной серь­езных трудностей социально-психологической адаптации, нахо­дится под пристальным вниманием не только психологов, но и психиатров и носит название — психопатия. Психическое разви­тие при психопатии относят к дисгармоническому виду дизонтогенеза.

Выделяют три основные признака психопатии:

1 ) тотальность патологических черт, т.е. их одинаковое при­сутствие во всех сферах жизнедеятельности человека;

2) относительная стабильность во времени: малая подвержен­ность изменениям на протяжении жизни человека;

Социальная дезадаптация человека.

 

Говоря словами П.Б.Ганнушкина, психопатия представляет собой такие аномалии характера, которые «определяют весь пси­хический облик индивидуума, накладывают на весь его душевный склад свой властный отпечаток... в течение жизни не подвергают­ся сколь-нибудь резким изменениям и «мешают» приспособиться к окружающей среде».

В детском возрасте, когда характер еще не приобрел своей окон­чательной системы черт, целесообразно говорить об «акцентуа­циях» характера (К.Леонгард).

Акцентуация (от лат. accentus — ударение) представляет собой наличие выраженных черт того или иного характера. Это хотя и крайний, но вариант «нормального» характера. Концепция акцен­туированных личностей была разработана К.Леонгардом. Им было описано 12 типов акцентуаций, включая смешанный, типичный для подросткового возраста. По мнению К.Леонгарда, в развитых странах более половины населения можно отнести к акцентуиро­ванным личностям.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

 

Разработка вопросов дисгармонического развития личности, приводящего к нарушениям социально-психологической адапта­ции, была начата и продолжается как одно из направлений так называемой «малой психиатрии». Психиатрия малая, или пограничная — раздел психиатрии, изучающий по­граничные нервно-психические расстройства, неврозы, неврозоподобные со­стояния, психопатии и реактивные состояния непсихотического уровня.

Начало учения о психопатиях относится к 80 —90-м гг. XIX в. и связано с именами Х.Кандинского, В.М.Бехтерева, Е.Коха, С.С.Корсакова, Е.Крепелина. Последний предложил классифи­кацию психопатий, включающую 7 типов, таких, как возбуди­мые, импульсивные, неустойчивые, «чудаки», патологические лгуны, враги общества, конфликтные.

 

В 1921 г. появилась конституциональная типология Э. Кречмера. О н связывал тип строения тела с особым характером. Заболева­ния, по его мнению, являются своего рода «карикатурами опре­деленных типов личности». Им было выделено три основных типа строения тела:

астеническийтип. Это обычно худой и тонкий человек, кажу­щийся из-за этого выше, чем он есть. Женщины этого типа худы, часто малорослы, узки в плечах, имеют тонкую кожу, слабораз­витую мускулатуру;

атлетический тип. Это обычно человек среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой;

пикнический тип. Это человек, как правило, среднего роста, с короткой шеей, склонный к ожирению, со слаборазвитыми мыш­цами.

 

Типы конституции, а также их сочетание дают, по Э.Кречмеру, два противоположных типа патологических личностей: маниа­кально-депрессивные (циркулярные) и шизофренические. К раз­витию по первому типу предрасполагает пикническое строение, а по второму — астеническое и атлетическое, в сочетании с неко­торой «непропорциональностью телосложения».

Дальнейшее развитие учения о психопатиях шло, с одной сторо­ны, в направлении

· уточнения и дифференциации клинических ти­пологий (П. Б. Ганнушкин, О. В. Кербиков, Г. Е. Сухарева, В. В. Ко­валев),

а с другой стороны, было направлено

· на разработку уче­ния о личностях, имеющих пограничный (акцентуированный) характер (К.Леонгард, А. Е.Личко). Последнее направление дало толчок исследованиям по созданию системы психолого-педагоги­ческих методов

ПРИЧИНЫ ДИСГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Решающее значение в происхождении психопатий придается врожденной биологической предрасположенности к ее развитию.

Различия между невропатией и психопатией

 

п/п Сфера отграничения Невропатия Психопатия
1      
  Роль неблагоприятной наследственности Относительно неболь­шая Предопределяющая
  Время проявления нерв­ности Непосредственно после рождения На втором году жизни и особенно в подростко­вом возрасте
  Ведущая область пора­жения Нервно-вегетативная и соматическая сфера организма Психическая сфера
  Стойкость проявлений Неустойчивость и обра­тимость с возрастом. Устойчивость и относи­тельная необратимость
  Изменение с возрастом Уменьшается Увеличивается
  Склонность к беспокой­ству и чувству вины Выражена Отсутствует
  Агрессивность Не характерна Одно из главных прояв­лений

 

Неврозы — нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате длительного перенапряжения нервной системы, ре­акция на нарушение значимых жизненных отношений человека

Неврастения характеризуется сочетанием повышенной раздражитель­ности с повышенной утомляемостью и истощаемостью

 

В МКБ-10 (см. приложение 1 к разд. I) данные нарушения пред­ставлены в рубрике «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском возрасте» (F90 —F98).

 

В настоящее время по происхождению можно выделить следую­щие виды психопатий:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...