Организация обслуживания населения
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Модельный стандарт деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Республики Марий Эл Содержание:
Основные положения 1.1. Муниципальная общедоступная библиотека является составной частью библиотечной сети Республики Марий Эл. Документные фонды библиотеки являются неотъемлемой частью распределенного библиотечного фонда муниципального образования, имеют характер регионального культурного и информационного ресурса. 1.2. Модельный стандарт деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Республики Марий Эл (далее – Модельный стандарт) разработан на основе федерального и регионального законодательства, положений «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки.Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти», утвержденного Министром культуры Российской Федерации 31 октября 2014 года, «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки», принятого Конференцией Российской библиотечной ассоциации 22 мая 2008 года.
1.3. Модельный стандарт разработан в целях развития библиотечно-информационной отрасли Республики Марий Эл, организации деятельности библиотек в условиях постоянных общественных изменений и технологических инноваций. 1.4. Модельный стандарт рассматривает общедоступную библиотеку в качестве многофункционального учреждения, сочетающего в своей работе информационные, просветительские, культурно-досуговые, мемориальные функции. Основанием, на котором должна базироваться деятельность общедоступной библиотеки, является признание неотъемлемого права всех жителей на качественное, своевременное предоставление информации, способом получения которой является специально организованное библиотечно-информационное обслуживание, а результатом — повышение уровня культуры и вовлеченности граждан в культурную и общественную жизнь. 1.5. Модельный стандарт носит нормативно-регулирующий характер и закрепляет минимальные нормативы деятельности муниципальных общедоступных библиотек Республики Марий Эл и их ресурсного обеспечения, гарантирующие полноценное обслуживание населения, достижение приоритетных целей деятельности. 1.6. Нормы стандарта позволяют упорядочить существующую систему библиотечного обслуживания, сохранить дееспособные библиотеки и поддерживать их функционирование. Наличие стандарта не исключает экономически оправданного превышения модельного уровня ресурсного обеспечения библиотек. На основе данного Модельного стандарта рекомендуется разработать и принять муниципальный правовой акт об организации библиотечного обслуживания на территории муниципального района, городского округа. Используемые термины В настоящем Модельном стандарте перечисленные ниже термины используются в следующих значениях:
Библиотека – информационная и культурно-просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающая организованным фондом документов, предоставляемых пользователям. Библиотечная система (централизованная библиотечная система) – библиотечное объединение, представляющее собой целостное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, распределённого библиотечного фонда, организационного и технологического единства, состоящее из центральной библиотеки и библиотек-филиалов. Библиотечная услуга – общественно-полезное действие, обеспечивающее доступ к документам и информации, в том числе электронным библиотечно-информационным ресурсам – сетевым и находящимся в цифровом виде. Различают культурно-просветительские, образовательные, библиографические, документные и другие библиотечные услуги. Библиотечный фонд – совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учёту, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения. Библиотечное обслуживание – совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей её пользователей путём предоставления библиотечных услуг. Внестационарное библиотечное обслуживание – обслуживание пользователей вне стационарной библиотеки, обеспечивающее приближение библиотечных услуг к месту работы, учёбы или жительства населения в библиотечных пунктах, передвижных библиотеках и др. Информация – сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации. Качество услуги – совокупность характеристик или показателей качества услуги, определяющих её способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности пользователя. Модельный стандарт – документ, утверждённый уполномоченным органом, разработанный и принятый с целью дальнейшего развития библиотечно-информационной отрасли. Определяет основные положения, цели, виды, минимальные необходимые параметры и общие принципы осуществления разных видов деятельности библиотек; упорядочивает деятельность библиотек в условиях трансформации общества.
Муниципальное задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объёму (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ). Национальная электронная библиотека – публичная электронная библиотека страны, осуществляющая функции интегратора электронного библиотечного ресурса, координирующая оцифровку библиотечных фондов, а также предоставляющая к ним доступ. Общедоступная библиотека – библиотека, предоставляющая возможность пользования ее фондом и услугами физическим и юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности без каких-либо ограничений. Платные услуги – услуги, оказываемые библиотекой физическим и юридическим лицам в рамках её уставной деятельности, реализация которых направлена на расширение спектра дополнительных услуг. Пользователь услуг библиотеки – физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки. Работа в библиотеке (в рамках государственного и/или муниципального задания) – разновидность библиотечно-информационной и культурно-просветительской деятельности библиотеки, направленная на развитие общества в целом. К работам в библиотеке относятся культурно-просветительские мероприятия и мероприятия, направленные на повышение информационной культуры пользователей, обучение библиотекарями пользователей навыкам электронного библиотечно-информационного самообслуживания, в том числе для использования сетевых (локальных и удаленных) ресурсов библиотеки. Удаленный пользователь – пользователь услугами библиотеки, получающий их при помощи информационно-коммуникационных технологий и других каналов коммуникации. Услуга в библиотеке – результат непосредственного взаимодействия исполнителя (библиотеки, библиотечного работника) и потребителя (пользователя библиотеки), а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Относится к разновидности социально-культурных услуг и означает деятельность по удовлетворению информационных и культурно-просветительских потребностей потребителя.
Цифровые библиотечно-информационные ресурсы, цифровой фонд – ресурсы библиотек, как оцифрованные, так и имевшие изначально цифровой (электронный) вид. Электронная библиотека – организованная совокупность законченных (формально) электронных документов и метаданных, снабженная средствами поиска и навигации, основной функцией которой является накопление, сохранение и предоставление в общественное пользование электронных документов в цифровой (электронной) среде. Электронный каталог библиотеки – база данных библиографических записей, выполненных в едином стандарте и национальном коммуникативном формате, на поступающие и хранящиеся в фондах библиотеки документы. Эффективность работы библиотеки – уровень достижения библиотекой поставленных целей с учётом потребностей пользователей.
Организация обслуживания населения 3.1. Муниципальная общедоступная библиотека (далее библиотека) реализует идею и технологию беспрепятственного для всех категорий населения доступа к информации. 3.2. Основные задачи библиотеки: - обеспечение для населения возможности просвещения и интеллектуального досуга; - сохранение и передача культурного наследия, зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме; - организация возможности ознакомления с образцами литературы, результатами научно-исследовательской и творческой деятельности; - обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через сеть Интернет и мобильные приложения. 3.3. Библиотека обслуживает пользователей в наиболее удобном для них режиме: в самой библиотеке или вне библиотеки (на дому, в библиотечных пунктах выдачи, в удалённом доступе). 3.4. Ежедневный режим работы (в том числе, перерывы, выходные, санитарные дни) библиотеки устанавливаются с учётом потребностей местных жителей и местоположения библиотеки. Но он не должен полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения. Допускается обслуживание пользователей 20 часов в неделю при условии работы библиотеки неполный рабочий день. Библиотечные пункты работают в зависимости от местных условий и количества пользователей по определенному расписанию в определенные дни и часы, но не реже 1 раза в две недели. 3.5. Показателем результативности работы библиотеки является охват населения библиотечным обслуживанием, который должен составлять:
в сельских поселениях – не менее 50 % от общего количества населения; районных центрах – не менее 40 %; в городских поселениях – не менее 35 % в городских округах – не менее 25 %. 3.6. Библиотеки используют основные формы обслуживания: - стационарная форма обслуживания (все виды услуг, оказываемых пользователю в стенах библиотеки); - внестационарная форма обслуживания (доставка пользователю документов и оказание иных услуг библиотеки по месту жительства, работы, учебы); - дистанционное обслуживание - обслуживание пользователя в удаленном доступе на основе информационно-коммуникационных технологий (веб-сайт, социальные сети, электронная почта). Библиотека должна иметь свое представительство в сети Интернет. В этой связи существенное значение имеет: - обязательное наличие в библиотечной системе, межпоселенческих и центральных городских библиотеках сайта; сайт библиотеки является инструментом для расширения виртуального взаимодействия библиотеки и потенциальных пользователей, развития спектра услуг. Веб-сайт снабжается удобными для пользователей навигационными системами, дополняется навигационными системами, обеспечивающими его доступность для лиц с проблемами зрения и слуха. Он может использоваться всесторонне, в том числе для оформления электронного заказа на литературу, продления сроков пользования ею, получения справок и др. Для детей создается отдельная веб-страница; - обеспечение активного присутствия в социальных сетях библиотек – структурных подразделений централизованных библиотечных систем (FaceBook, ВКонтакте, YouTube, Twitter) для информирования и формирования новых групп пользователей. 3.7. Обслуживание пользователей библиотекой осуществляется в виде оказания услуг и выполнения работ (в рамках муниципального задания) и базируется на следующих принципах: - работать в рамках действующего законодательства Российской Федерации и этических норм общества; - соответствовать нормативным и техническим требованиям при предоставлении услуг и выполнении работ; - учитывать предпочтения пользователей при предоставлении услуг и выполнении работ; - учитывать специфику и возможности особых групп пользователей-детей и молодежи, людей с ограниченными возможностями здоровья, а также представителей различных культур, этнических групп, конфессий. 3.8. Интересы читателя детского и юношеского возраста должны быть приоритетны. Выполнение библиотеками для взрослых функций обслуживания детей и юношества возможно при наличии материальных ресурсов (соответствующего помещения, подготовленного персонала и технического оснащения), а также координации деятельности с библиотеками образовательных учреждений. При обслуживании детей и молодежи должны соблюдаться следующие условия: безопасность, комфорт, свободное пространство для развития личности (чтения, образования, самообразования, развивающих игр, творчества, общения и досуга). 3.9. Работа библиотеки при обслуживании людей с ограниченными возможностями здоровья строится в тесном взаимодействии с Республиканской библиотекой для слепых, специализированными учреждениями и общественными организациями инвалидов. Библиотека обслуживает людей с ограниченными возможностями здоровья с целью создания равных условий доступа к информации, знаниям, культурному наследию; содействия развитию их творческого и интеллектуального потенциала; социокультурной реабилитации и интеграция в общественную и культурную жизнь. Для обслуживания особых групп пользователей необходимо наличие специального материального обеспечения и технического оснащения (фонд изданий специальных форматов для слепых и слабовидящих, вспомогательные технические устройства и адаптивные технологии). 3.10. В современных условиях развитие библиотеки должно осуществляться по трем основным направлениям: Библиотека как культурно-просветительский центр - коммуникационная площадка для интеллектуального, творческого развития и культурного досуга населения; Библиотека как активный агент в Интернет-пространстве: предоставляет доступ к собственным и мировым информационным ресурсам, обеспечивает по ним навигацию, даёт пользователю профессиональную консультацию в выборе источников информации и их качеству; Библиотека как хранитель культурного наследия, в том числе муниципального и регионального значения, представленного её фондами и другими информационными ресурсами. 3.11. Для более эффективного обслуживания пользователей в городском округе, муниципальном районе общедоступные библиотеки объединяются в целостно-структурное образование – муниципальное учреждение культуры со статусом юридического лица. Городская центральная, межпоселенческая районная и центральная детская районная (городская) библиотеки выполняют функции методических центров библиотечной системы муниципального образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|