Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему можно покупать кошерные продукты?

«К сожалению, несмотря на наши предупреждения, в ряде храмов по-прежнему продается литература, носящая неправославный характер, несущая суеверия...» [2] (Патриарх Алексий II (Ридигер))

 

«В последнее время на прилавках наших магазинов, а особенно супермаркетов, появляется все больше продуктов с маркировкой, свидетельствующей об их кошерности…». [1, с.175] Такими словами начинается глава «о кошерности» довольно таки известной в православных кругах книги «Ноевые дни». Эта книга вышла с благословения запрещенного в служении и лишенного сана епископа Ипполита Тульчинского и Брацлавского за призывы к расколу и сеяния смуты среди православных. Один этот факт говорит о недоверии к этой книге, но то что она активно продается во многих свечных лавках наших храмов, дает повод к беспокойству. Много суеверий и еретических суждений льются из такого рода псевдо-православной литературы, сеющая смуту и ложное понимание христианства. И вот одним из таких «спорных» вопросов, все чаще и чаще озвученных в разного рода листовках и издательствах, есть вопрос «кошерности» продуктов питания.

Для того чтобы расставить все точки над «и», и опровергнуть ложные мнения, мы попытаемся дать ответ на вопрос: можно ли православному человеку покупать и употреблять в пищу кошерные продукты?

Но для начала нам следует разобраться, что же такое это кошерное. «Всем известно, что иудейский закон предполагает определенные ограничения в пище… Само слово «кошерный» означает: подходящий, то есть подходящий для еврея, а следовательно хороший, особый». [1, с. 175] Из этого следует, что для евреев есть пища «кошерная», т. е. хорошая и «трефная» - плохая. Для того, чтобы правоверный иудей не ошибся в выборе пищи и случайно не осквернился, на прилавки выставляют «особую» продукцию со значком о ее пригодности к употреблению для еврея.

Существует три разряда кошерных продуктов:

  1. Мясо ритуально-убитых животных. [1, с. 178]
  2. Молочные продукты, напитки, содержащие виноградный сок, вино, другие алкогольные напитки и хлеб изготовлены только евреями или под их надзором. [1, с. 184-185]
  3. Нейтральная растительная пища: овощи, фрукты, консервы.

Из всего вышесказанного казалось бы нет ничего ужасного и духовно-опасного. Евреи с фарисейским подходом всего лишь хотят сделать удобнее свою жизнь и доступнее исполнять обрядовые обязанности. Но что тут может быть плохого и опасно для православного христианина? Как такая пища может пагубно повлиять на спасение души верующего человека?

Ответ мы находим на страницах ранее упомянутой книги: «Трудно себе представить, какой духовный и физический вред может получить православный христианин, употребляя мясо ритуально замученных животных и сделавшись причастником ужасного обряда… Смотри, - как бы обращается он (значек, говорящий о кошерности) к нам, - смотри, Исав, какая вкусная чечевичная похлебка, какое хорошее мясо, вот и наш знак на упаковке. Отведай его, продай свое христианское первородство, причастись нашей религии христоненавистничества, которую ты на словах можешь отрицать. Но на Страшном суде не будет тебе оправдания… Знак кошерноси на этих продуктах значит: …купи наши продукты, наш «Веселый молочник», наши американские газировки, нашу водку «Абсолют» и прими участие в нашей безссрочной кампании по продолжению распинания и поругания Христа… Капля чуждой духовности, вернее, антидуховности, вложенная неизвестными нам раввинами в нашу еду и напитки, при условии ослабления из-за грехов благодатной защиты, могут очень быстро источить такие хрупкие камни нашей веры. И в момент серьезного искушения мы не сможем устоять во Христе» [1, с. 183, 187, 190] Если принимать все эти слова серьезно, то мы христиане имеем довольно серьезную опасность из-за употребления в пищу не тех продуктов, стать отступниками. Но отступниками не по своей воле, а из-за обычной еды. Это так, если соглашаться, но увы, действительность и здравое православное учение говорит обратное. Очень жаль, что сейчас многие и многие православные люди слепо верят в реальность духовной опасности таких продуктов. На самом же деле все намного проще и люди, привыкшие сами себе создавать проблемы, все усложняя, могут немного охладить пыл и здраво рассудить. Для этого не нужно создавать какие-то новые размышления и апологии, искать утерянные труды отцов египетской пустыни или ждать откровения от старцев. Достаточно взять Новый Завет и прочесть, что об этом писал апостол Павел, потому как все эти проблемы, поднимаемые сегодня на ура, уже давно разрешены. Правда апостол не рассуждал об кошерном, так как в его время не было супермаркетов, но проблема ритуальной пищи была.

«Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много; но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Но не у всех такое знание: некоторые и до ныне совестию, признающею идолов, едят идоложертенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». (1 Кор. 8, 4-8).

Эти слова апостола полностью опровергают тезисы из книги «Ноевые дни». Апостол прямо говорит, что идол в мире ничто и идоложертвенное не имеет никакой силы влиять на внутренние силы человека. Апостол указывает на другую опасность, более нравственную, чем духовную. Если человек знает, что еда посвящена идолам и признает за пищей все то, что признают язычники, то для такого человека будет немного неполезным вкушение такой пищи. Совсем не потому, что пища скверная, чем она была до «посвящения», а потому, что безрассудно принимается и признается власть идолов, которые ничто. Говоря, что кошерное имеет мистическую силу, мы подпадаем под осуждение апостола, и тем более будет грешно кушать такую пищу. Апостол Павел дополняя, поясняет: «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования. Если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам». (1 Кор. 10, 27 – 28). Если христианин станет есть идоложертвенное в присутствии язычника - тем самым христианин может дать повод язычнику считать, будто этот христианин нетверд в своей вере. Видя такое пренебрежение христианина к его же собственным правилам, язычник перестанет уважать его и уже не будет слушать христианскую проповедь. Как об этой опасности предупреждал христианский апологет II века Минуций Феликс – «Всякое произведение природы как ненарушимый дар Божий, не оскверняется никаким употреблением; но мы воздерживаемся от ваших жертв, чтобы кто не подумал, будто мы уступаем демонам, которым они принесены, или стыдимся нашей религии» (Октавий. 38). Но ни более или менее.

Апостол предупреждает не о скверне самого продукта, но о соблазне. О кошерном, так конечно говорить нельзя, ведь в супермаркетах и магазинах пока еще нет датчиков определяющих христианин сделал покупку или еврей. Никому сейчас и неинтересно, какие продукты приобретает сосед через дорогу. У каждого свой холодильник, и какой фирмы у дяди Степы водка и помидоры никого не волнует. Да и дурным тоном считается в гостях рассматривать этикетки угощений, тем более отвращаться от гостеприимства под предлогом: «Да вы что совсем! Это же еврейское, они живодеры, детскую кровь пьют, а потом кропят продукты кровью закланных животных! Это же скверна, так и в ад попасть можно!». Если хозяева понимающие, то такие слова могут только вызвать саркастическую улыбку, но если люди малознакомые и знают, что вы верующий, то что тогда он подумает о вас и о православии вообще. «Фанатики, в психушку попадут, а не в ад» – примерно так могут подумать посторонние. И уже тогда это будет соблазном, который возможно полностью отобьет желание человека говорить о христианстве вообще. «А, так это те антисемиты, которые ненавидят евреев. Вы лучше их не приглашайте, а то продуктовой критики не обберетесь».

Таким образом, то о чем предупреждает нас апостол, сегодня не может быть опасностью. Но возникает иная опасность – стать посмешищем у общества из-за собственного недопонимания вещей и быть «хорошим» проповедником христианства.

Апостол дает твердо понять, что пища, посвященная идолам или кошерные продукт, не имеют за собой никакой мистической, оскверняющей силы. Если бы все было иначе, то апостол недвусмысленно предупреждал бы, что нужно беречься и строго настрого воздерживаться от ритуальной пищи. Строго настрого узнавать у торговцев, не от идолов ли эта продукция. Но апостол говорит ясно: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее». (1 Кор. 10, 25-26).

«Более совершенные христиане считали идолов за ничто и идоложертвенное считали чистою пищей. Другие, менее совершенные, не могли еще отрешиться от прежнего, языческого своего взгляда на идолов как богов и на жертвы им как действительным скверным богам. При таких мыслях вкушение идоложертвенного считали противным своей христианской совести, которая еще была немощна - бессильна, чтобы считать идолов за ничто. Но, увлекаемые примером более совершенных, принимают участие в идольских трапезах, едят идоложертвенное как идоложертвенное и тем сквернят свою немощную совесть. Причиной же соблазна немощных служит то, что само по себе не имеет никакой цены пред Богом: едим ли идоложертвенное - мы ничего не приобретаем, не едим ли его - ничего не теряем перед Богом». (Свт. Феофан Затворник) [3, с. 128–129]

Тот, кто позволяет себе вкусить идоложертвенное при убеждении, что это обычная еда - оказывается, совершенный христианин. Так пишет Апостол. Так это понимают Святые Отцы. «Сильные рассуждением смотрят на идоложертвенное как на всякую другую пищу, вкушают то со спокойной совестью» (Блаж. Феофилакт Болгарски). Тот же, кто боится идоложертвенного и приписывает еде причастность тем несуществующим лжебогам, с призывом мифических имен, во имя которых были закланы идоложертвенные животные, еще остается несовершенным христианином.

Блаж. Феодорит сказал о таких "немощных", что их «не вкушение сквернит, но сквернится совесть, не приняв совершенного ведения, а будучи еще одержима идольской прелестью». Так сколько же будет длиться это "еще"?!

Ну, допустим, опасность есть. Тогда почему же Церковь молчит? Ответ, можно найти на страницах той же книги: «…употребление кошерной пищи, приобретенной в сети общедоступной торговли, еще не осуждено Православной Церковью прямо, отчасти, «страха ради иудейска», отчасти оттого, что молитва с верою очищает еду, посланную нам от Бога, от всего нечистого, иногда даже от болезнетворных бактерий, не говоря о каких-то там иудейских проклятиях». [1, с. 187] Выходит, что Церковь Христова имеет страх перед иудеями?! Неужели современные еврейские общины настолько сильны, что могут негативно повлиять на православие? Как всем известно, современные еврейские общины составляют меньшинство по сравнению с другими религиозными течениями. А что тут говорится о молитве? Выходит, что молитва – это обычный заговор, который механически срабатывает при ее произнесении. Но православие учит, что защитить человека может только Христос, но не в силу каких-либо внешних обстоятельств или молитвенных правил, а по милости и промыслу Божью. Молитва, также как и пост, по словам прп. Серафима Саровского – средства к стяжанию Духа Святого, костыли, способствующие духовному росту христианина. Без молитвы человек не может быть христианином, но и молитвенное правило без Бога превращается в обычное заклинание.

Теперь перейдем к другому аргументу запрета покупать кошерное, который, уже не духовного характера, но чисто экономический. Нам говорят, что при покупки кошерной продукции, мы жертвуем деньги на строительство еврейских синагог, становясь сторонниками иудейства. Ну, или жертвуем деньги на поднятие экономики Израиля: «Все продукты, произведенные в Израиле, считаются кошерными. Приобретать их там более нельзя, ибо таким образом вы вкладываете деньги в экономику страны, армия которой подвергает непрерывным бомбардировкам христианские кварталы Ливана…» [1, с. 191]

Так как все деньги, приобретенные за товар, идут на постройку синагог и распространение «еврейской» пропаганды, поэтому покупать такой товар строго запрещено.

Если воспринимать такие аргументы серьезно и честно, то нам ничего не остается, как отказаться практически от всей пищи, продающаяся в магазинах и супермаркетах. Если исследовать пути использования денег полученных от продажи тех или иных товаров, то можно много чего интересного найти. Окажутся фирмы, спонсирующие наркоторговлю, закупку оружия для стран Центральной Африки, изготовление противозачаточных средств, выпуск порно-фильмов, распространение алкоголя и табачных изделий, список можно продолжить. Эти факты, более серьезней, чем строительство синагог, и поверьте, доля денег, полученная из продажи того, что нам предоставляется на прилавках идет именно на эти цели. Если проследить, куда уходит наши гривны после покупки товаров, то мы можем ужаснуться и больше никогда не ходить в магазины и тихо умереть с голоду. А вдруг владелец магазина детской одежды или бытовой техники занимается наркоторговлей или финансированием преступных группировок. Ведь то, что вы купили своему ребенку ползунки, явилось для вас страшным грехом, ведь те восемь гривен ушли в левую долю на то чтобы заплатить киллеру Васе, чтобы тот убил крутого Гришу. Вы стали соучастником заказного убийства. Ведь смешно неправда ли? Если со всем этим считаться, то можно дойти до абсурда. Но православные листочки красным цветом говорят, что нельзя покупать кошерное, ведь за ваши деньги постоят синагогу! Но те же листовки ничего не говорят о том, что могут нести за своей продажей другие товары. Наверное сейчас это уже не актуально и никого не интересует. Главное, что евреи строят синагоги.

Часто в супермаркетах можно встретить товары, изготовленные на заводах современных сект. Их очень легко определить за наявностью цитаты из Писания. Эти деньги уж точно идут на спонсирование молитвенных домов, но православные молчат. Только иудеи страшно насолили. А всем остальным зеленый свет.

Никто из ранехристианских апологетов и отцов, да и вообще из последующих церковных писателей не запрещал кому-либо покупать что-либо и у кого-либо. Ведь сами посудите, Римская империя гнала христианство на протяжении 3-веков. Советская власть, была богоборческой на протяжении всего своего существования и многие получили в то время мученические венцы. Тысячи храмов и монастырей разрушены, сотни тысяч православных или расстреляно или сосланы на каторжные работы за веру в Бога. И так продолжалось, только с разной активностью, практически 70 советских лет. Но почему тогдашние не протестовали против того, чтобы что-либо покупать у государства? Ведь, Римская империя и СССР гнали христиан, но те в тоже время покупали у государства товары, а их же деньги, если смотреть по нашей антииудейской логике, шли на финансирование антирелигиозной агитации, на динамит для подрыва церквей, на зарплаты рабочим подрывникам, солдатам, производивших расстрелы и уполномоченным по делам религии. Получается, что христиане давали государству деньги, чтобы оно с их финансированием рушило церкви, а первые христиане вкладывали денежную лепту легионерам, чтобы те рубили им головы и распинали на крестах? Из этого следует, что все те, кто купил что-либо у антирелигиозного государства, согрешил соучастием в убийствах христиан, как спонсоры гонений и подрывов храмов? А Христос говорил, что даже малая лепта бывает важней большого состояния…

Удивительное событие произошло, когда Христос ответил на вопрос заданный Ему: «Позволительно ли давать подать кесарю?», словами: «касарево кесарю, а Божье Богу». Эти слова были сказаны тогда, когда языческий Рим, оккупировал Святую Землю и терроризировал Израильский народ, расточая через подати Израильскую казну. Позже, когда христиан живых сжигали в весящих кожаных мешках, облитых смолой в садах Нерона, когда христианская кровь рекой лилась в колизеях по всех окрестностях империи, эти слова продолжали звучать из тысяч и тысяч уст гонимых проповедников и сжигаемых пергаментов.

Каким бы не было государство, все равно Церковь молится, молилась и будет молиться «о властех и воинствах ея». Так было есть и будет, потому что мы призваны молиться за «обидящих и ненавидящих нас», всем желать добра и спасения. Так было во времена гонений в Римской, Османской империях, Польско-Литовский период и при советской власти. Но христиане всегда побеждали любовью к ближнему и молитвой к Богу, Который никогда не оставит в беде.

Каждый достоин вознаграждения за свой труд. В магазинах мы покупаем товар и оплачиваем сам продукт плюс процент владельцу, за то что тот все организовал и привез эти продукты сюда. С таким положением вещей, в принципе, согласны все. Никто же вроде не бунтует против коммерческой деятельности? Так и не следует лесть в чужой карман, и спрашивать, куда идут эти деньги. Мы плотим за продукт, а все остальное – дело совести предпринимателя.

«Дал нам Бог духа не боязни, но силы» (2 Тим. 1,7). «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8,31). Бог - с нами?.. Тогда зачем же мы боимся чего бы то ни было? Не стоит христианину боятся кошерного потому что «идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4), а тот, кто боится, тот признает его силу. Но, нам христианам бояться нечего, с нами Бог. Так что давайте не будем сами себе усложнять и так не простую жизнь, и будем лучше учиться любить ближнего, а не судить о качестве пищи входящей в желудок соседа ведь «не тo, чтo входит в уста, оскверняет человека, но тo, чтo выходит из уст». (Мф. 15, 11) Постараемся поменьше осквернять себя суеверными взглядами на жизнь и пустыми обвинениями ближних в собственных грехах. Кошерная пища нам не страшна, ведь «для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 15); «…нечистых же и совесть осквернится и все!». (Свт. Афанасий Великий) [4]

 

1. Монах Иосаф. Ноевые дни. «Свеча» 2008 г.

2. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. - М., 1998, с. 29.

3. Жизнь и труды святого апостола Павла. Последовательный комментарий апостольских посланий, составленный по трудам епископа Феофана Затворника. – Спб., 1912

4. Правило 1 св. Афанасия Великого. Из послания к Аммуну монаху.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...