Общие и различные моменты и природа аутизма
Ясно, что главное различие между нашей популяцией и представленной у Каннера и Эйзенберга и у Раттера состояло в том, что мы рассматривали пациентов из общей педиатрической службы, в которую дети направлялись для оценки развития. Два же других исследования (у вышеназванных авторов) проводились на базе психиатрических больниц. Ни у кого из группы Каннера и Эйзенберга не наблюдалось очевидных нейромоторных нарушений, и лишь несколько таких детей наблюдались у Раттера; похоже, что дети с церебральным параличом наблюдались редко, если они вообще были включены в исследование. Не встречались упоминания о гидроцефалии, синдроме Дауна, болезни Харлера или других расстройствах, найденных нами. Не похоже, что дети с такими явными нарушениями направлялись в психиатрические отделения, даже если их поведение было причудливо, хотя сейчас существует тенденция к увеличению приема таких пациентов. Следующее отличие — это более ранний возраст наших пациентов; 3/4 были младше 2 лет во время первоначального обследования. Думаю, что беспричинно было бы намекать, что диагноз изначально мог быть некорректен, так как один из кардинальных критериев инфантильных психозов — это наличие их проявлений от рождения или очень раннего возраста. Мы хотим подчеркнуть, что диагноз аутизма основывался на фактах постоянного отказа от общения с людьми как живыми существами. Такой тип поведения достаточно характерен и легко распознается людьми, имеющими представления о социальном взаимодействии в раннем детском возрасте. Высокая встречаемость данного расстройства может быть связана с тем, что аутистические аспекты поведения исчезали с увеличением возраста. Как уже говорилось выше, нейромоторные нарушения отмечались педиатрическими службами достаточно часто в раннем возрасте, до того как они были скомпенсированы. Третьим отличием являлись тяжесть и устойчивость аутистических симптомов. Только у 10 наших пациентов аутистическое поведение сохранилось к 6 годам, что было средним возрастом в двух других популяциях.
В других аспектах наше исследование было достаточно близко к раттеровскому. И там и там выявились сравнимые между собой группы с умственной отсталостью и большими эпилептическими припадками. В обоих случаях встречались пациенты с коммуникативными расстройствами центрального генеза. Много других искажений в речевом развитии, общих в обеих группах, оказались скорее кажущимися, чем реальными, и были связаны с общим недоразвитием. Дети проходили нормальные стадии развития речи, но они не соответствовали их хронологическому возрасту. Клиническая оценка исхода заболевания показала сходное процентное соотношение в категориях «хорошо», «благоприятно», «плохо», «очень плохо». IQ оказался основным критерием, предсказывающим окончательную приспособляемость, что подчеркивается тем фактом, что 60% пациентов с «очень плохим» исходом были не способны к выполнению тестов при первоначальном обследовании, а у 70% не было коммуникативной речи к 5 годам. В последующем исследовании практически у всех наших пациентов, у которых отсутствие речи не было связано со специфическими нарушениями слуха, уровень адаптивного поведения был ниже 35. Те, чей возраст был близок к среднему возрасту в исследовании Раттера, были не способны выполнить тесты, если для их оценки был использован экзамен для проверки уровня развития. Несмотря на отсутствие результатов формальных тестов, мы предполагаем, что популяция в исследовании Джонса Хопкинса не сильно отличалась от нашей: у трех четвертей детей исход характеризовался как «очень плохой», а у половины из них к 5 годам отсутствовала речь. Поскольку умственный дефицит часто тесно связан с такой задержкой речевого развития, то отсутствие речи к 5 годам оказывается близким к прогностическому критерию Брауна — неспособностью к символической игре. Оба автора заявляют, что прогноз менее благоприятен при наличии умственной отсталости.
С тех пор как мы начали контактировать с нашими 50 пациентами, мы также пронаблюдали 75—100 других детей с аути-стическим поведением. Их характеристики не сильно отличались от представленных в нашем основном исследовании. Требования научной точности продиктовали бы, что «аутизм» как инфантильный психоз не является специфическим расстройством. Это есть описание комплекса поведенческих симптомов, которые в нашем исследовании были связаны с органическим поражением мозга. Этиология данного синдрома так же вариабельна, как и при возникновении обычных органических дисфункций, не сопровождающихся особенными симптомами. В большинстве случаев, но не всегда данный синдром связан с разной степенью умственной отсталости и высокой встречаемостью нарушений речи, которые не связаны с умственной отсталостью. Также очень высока встречаемость типичных и атипичных судорожных расстройств, которые отличаются от психотического поведения своей пароксизмальной природой. Иногда аутисти-ческие симптомы имеют место не более нескольких месяцев, а в большинстве случаев аутистическое поведение со временем исчезает и ребенок начинает нормально социально взаимодействовать с окружающим миром; однако умственный дефицит остается на том же уровне или ухудшается. Прогноз во многом основывается на уровне интеллектуального развития ребенка. Характеристики аутистического поведения не отдифференцированы от других связанных с ними факторов. На данный момент еще не существует фактов, что вовлечение каких-либо специфических зон мозга отвечало бы за появление данного симптомокомплекса у одних детей с мозговыми дисфункциями и его отсутствие у других с такими же нарушениями. Возможно, что в основе могут лежать нарушения метаболизма, что подтверждается высокой частотой встречаемости причудливого поведения у детей с фенилкетонурией, а также теми фактами, когда поведение радикально изменялось под влиянием диетотерапии.
Мы предлагаем гипотезу, что аутизм представляет собой настолько сильное и глубокое нарушение центральной нервной системы, что комплексы социальной стимуляции не могут быть интегрированы и проинтерпретированы ребенком, в результате чего социальное взаимодействие вступает в дальнейшее противоречие с функциями центральной нервной системы. Интеграция улучшается по мере созревания, как мы можем увидеть и при других расстройствах, описанных здесь. Некоторого внимания заслуживает гипотеза, предложенная некоторыми родителями, что ребенок не может справиться с множественными, сталкивающимися между собой социальными требованиями. Сначала дети начинают реагировать на образ в зеркале, который не навязывает им свои требования поведения. (У одной девочки из нашей группы подозревали слепоту, пока она не оказалась перед зеркалом; когда она топталась перед зеркалом и ее изображение это повторило, тогда стало ясно, что она действительно это видит.) Затем дети начинают отвечать другим маленьким детям, потом более старшим и в конце концов родителям и другим взрослым. Термины «аутизм» и «инфантильные психозы» не должны неразборчиво применяться ко всем типам отклоняющегося и стереотипного поведения при отсутствии основной отличительной черты данного синдрома — постоянной недостаточности внимания к людям как к живым субъектам. ЛЕЧЕНИЕ И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ Первое, что необходимо предпринять врачу,— это диагностика, причем учесть следует не только симптомы и уровень интеллектуального развития, но и сопутствующие расстройства, для которых нужна соответствующая терапия. Лечение судорожных расстройств является наиболее важным. Несмотря на то что противосудорожные препараты не оказывают воздействия на психотическое поведение, кроме тех случаев, когда судорожные приступы маскируются под психоз, данные лекарства могут быть жизненно необходимы, так как помогают предотвратить дальнейшее ухудшение.
Весомые доказательства указывают на то, что исход заболевания не зависит от количества и качества психотерапии, и психотерапия сама по себе не дает никаких гарантий. Это, конечно, не означает, что надо отказаться от общих методов и программ бихевиоральной психокоррекции. Природа трудностей ребенка должна быть подробно разъяснена родителям, с акцентом на том факте, что они не являются причиной его аномального поведения. Они не должны пытаться форсировать социальные контакты с ребенком, но при этом должны быть внимательны к его спонтанным попыткам завязать отношения и соответствующе отвечать на них. Родители также нуждаются в длительной психологической поддержке. Наиболее важным при планировании дальнейшей жизни ребенка является обеспечение его индивидуальной программой обучения, соответствующей его способностям. Занятия необходимо начинать в тот момент, когда ребенок созреет для начального этапа школьного обучения. СЛУЧАИ ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ Мы закончим данную главу двумя небольшими случаями, которые были представлены в дискуссии Гезелла и Амарт-руды о «псевдосимптоматической задержке». Случай 4. Это был физически красивый, очаровательный ребенок. Она села сама в 7 месяцев. В 10 месяцев перенесла судорожный припадок после предполагаемого энцефалита. Оценка ее развития в 33 месяца показала, что ее уровень соответствует 18 месяцам. Родители чувствовали, что в основе задержки и отсутствия речи лежит какое-то препятствие в эмоциональной сфере, что подтверждалось и логопедом, который настаивал, что девочка «способная, но очень упрямая». Очевидно, что отсутствие внимания к людям подтверждает,, что в данном случае ведущими являются эмоциональные нарушения. Неуемное рвение в обучении только увеличивает напряжение и усиливает болезненные проявления в поведении ребенка. Они уменьшаются в том случае, когда большее внимание уделяется заботе о физическом и эмоциональном состоянии ребенка вместо упорного его обучения. Вновь произведенная оценка развития в 4 года показала очень незначительные продвижения во всех пяти областях поведения. Родителям было посоветовано следующее: «Если вы сможете посвятить себя тому, чтобы приспособить мир вокруг ребенка к ее потребностям и готовы делать все для ее пользы, то ваш дистресс значительно уменьшится. Если и существует какой-то отдаленный шанс, что ее положение изменится, то вы увеличите этот шанс более, поступая с ней таким образом, чем если вы будете постоянно прилагать тщетные усилия, чтобы научить вашего ребенка тому, что выше ее способностей». Не более чем через 2 года был поставлен диагноз умственной отсталости.
Случай 5. Это был маленький, худенький, активный ребенок, которого мы экзаменовали в возрасте 42 месяцев. Как и в случае 4, он также абсолютно не обращал внимания на других людей, но моментами можно было мимолетно привлечь внимание ребенка, например, к картинке в книжке. Его мама наивно верила, что, «кроме отсутствия внимания к словам, это абсолютно нормальный ребенок». Родители сконцентрировали свою озабоченность на проблеме трудностей понимания речи и отсутствия собственной речи. Они выясняли, насколько это могло быть обусловлено глухотой, афазией, эндокринным расстройством или простой задержкой развития. Их односторонняя заинтересованность в речевых факторах привела к тому, что целостная картина поведения ребенка выпала для них из фокуса, и они недооценили серьезность других нарушений поведения, таких, как бесцельный бег и вокализации, потряхивание руками перед глазами, сосание языка, щелканье, поглаживание живота, сопение и т.д. Этот мальчик не ходил до 27 месяцев, что родители объясняли трудностями в питании. У них была целая история рвот, несильного кормления и плохой прибавки веса. Родители предполагали, что насильное кормление могло вызвать эмоциональные трудности. Предыдущая серия медицинских обследований привела к двум дифференциальным диагнозам глухоты или эндокринного расстройства. Мы отвергли оба этих расстройства и рассмотрели третью возможность, обозначенную как «глубокие эмоциональные трудности». Это также было не принято нами на основании того, что наблюдаемые эмоциональные проявления в поведении ребенка согласовались только со всеобъемлющей задержкой, касающейся всех областей поведения. Едва ли эмоциональные факторы могли объяснить тот факт, что ребенок начал ходить в 27 месяцев. Был установлен диагноз умственной отсталости. Каков прогноз? Он научился ходить и через какое-то время будет немного говорить. Любой прогресс будет идти очень медленно, в зависимости от возраста. Не будет никаких значительных изменений и в эмоциональной сфере. Школа, в обычном понимании этого слова, будет для него,недоступна. Родители в конце концов приняли диагноз умственной отсталости, но только после множества тщетных усилий и надежд, многие из которых должны были быть сэкономлены. Случаи псевдосимптоматической задержки доставляют чрезмерное беспокойство тем, кто ими заинтересован. Истории наших случаев показывают, что родители этих детей прилагают все усилия, чтобы «найти место». Они переходят от одного специалиста к другому, от одной программы к следующей. Между тем ребенок становится старше, и ретроспективно это доказывает, что это была существенная задержка, в основе которой лежит повреждение центральной нервной системы. Она имеет органическую природу и не обусловлена «эмоциональными трудностями» или «препятствиями со стороны внешнего мира», но базируется на настоящей умственной отсталости. Интеллектуальное повреждение может иметь разную степень глубины. Тео Питере УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ПРИ АУТИЗМЕ ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ЗНАЧЕНИЙ1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ Мы с вами уже пришли к пониманию того, что аутизм — это нарушение развития, первазивное нарушение, а не форма психического заболевания. В чем состоит особенность этого нарушения? Что делает аутичного ребенка таким непохожим на детей с другими нарушениями в развитии? Познание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|