Неомондиалистские построения Ф. Фунуямы и А. Страуса. Концепция И. Галтунга.
В 89-91 г. изменилась геополитическая картина мира: единственной сверхдержавой остаются США. Поэтому возникли причины пересмотра геополитических моделей развития концепции атлантизма и мондиализма. Проявлением этой тенденции стала книга амер геопол Френсиса Фунуямы «Конец итории». Чел-я история развивалась под воздействием иррациональных (деструктивных) факторов, подчиняясь закону силы, существовало нерациональное менеджирование социальной реальности. Сов союз был последним бастионом иррационализма и с его падением окончательно произошел необратимый переход к разумному строю, который воплощен в совеменной западной атлантической цивилизации. В рамках этой теории создана униполярная модель мира Айром Страусом. В современном мире выделил глобальное униполе – баланс сил гос-в, между которыми в любом случае не может возникнуть войны. Это глобальное униполе имеет пространственное строение из 3х центров: 1. США (главный центр) 2. Япония 3. Евросоюз. Считает что Россия должна войти в состав этого униполя, только тогда будет сущ-ть достаточно прочная основа для стабильности в мире. Если нет – то стабильность будет, но длительное время должно сущ-ть глобальное лидерство США, как гарант этой стабильности – Китай, может быть туда включен только в долгосрочной перспективе. Концепция Йохена Галтунга. Предложил многополярную модель мира с выводом в духе мондиализма. Сделал прогнозы развития геополитической ситуации в новом мире. Сначала выделил в период хол войны 3 суперполитики, которые перекрывали внешние политики отдельных стран. В их рамках создавались глобальные блоки: 1. Западная суперполитика. (Цель – антикоммунизм), объединяющее начало – либеральная система и рыночная экономика. Способ достижения цели – военное превосходство над противником.
2. Восточная суперполитика. (цель - антиимпериализм), социальное устройство – военное равновесие. 3. Политика необъединенного 3-го мира. (цель – создание и укрепление национальных государств) средство достижения цели – игра на противоречиях между Западом и Востоком. В настоящее время картина меняется – западная суперполитика становится господствующей, ее целью становится экономическое проникновение во все регионы мира. Гарантом явл США, военная мощь кот = 30% мировой военной мощи, стремится к 50%. Стремление Евросоюза – снизить зависимость от США, что может привести к конфликту. Япония считает, что относить ее геополитику к Западной есть ошибка. Ближайшей целью Японии явл обеспечение превосходства над экономически усилившимися соседями и осуществить свои проекты в Азии. Россия по его мнению подобна Австровенгрии после распада где идет образование национальных гос-в. в будущем возможно частичное соединение с Белоруссией, вост Украиной и Казахстаном. Галтунг выделяет 3 основных геополитических центра: 1. Западная Азия, которую он делит на неарабскую Западную Азию (Турция, Иран, Афганистан, Пакистан, мусульманские республики бывшего СССР) сейчас в этих странах тенденция к укреплению позиций ислама, и 22 арабские страны (Пакистан + 21) в которых чередуется панславизм и панарабизм и чем больше одной политике не удается тем больше другая активизируется. 2. Индия – возможен конфликт между ориентацией руководства на зап ценности и стандарты и традиционные ценности подавляющего большинства населения. 3. Китай – скрытый капитализм, стремится к расширению. Вывод: сейчас в мире 7 центров претендующих на глобальную и региональную гигимонию: США, Ес, Россия, Турция и туркоязычные страны, Индия, Китай и Япония. Из этих регионов 6 контролируются США. Его прогнозы: предрекал возможности геополитических конфликтов в сочетании США, Ес, бывший варшавский договор России против Китая, Японии, Кореи и Вьетнама.
Концепция С. Хантингтона. Наибольшую популярность относительно характера конфликтов и войн в многополярном мире получила концепция, выдвинутая известным американским политологом Хантингтоном. Он выступил со статьей «Столкновение цивилизаций» (1993). Главная мысль - если XX столетие являлось веком столкновения идеологий, то XXI столетие станет веком столкновения цивилизаций или религий. При этом конец холодной войны рассматривается как исторический рубеж, разделяющий старый мир, где преобладали национальные противоречия, и новый мир, характеризуемый столкновением цивилизаций. В 1996 г. С.Хантингтон опубликовал книгу «Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка», которая явилась попыткой привести дополнительные факты и аргументы, подтверждающие основные положения и идеи статьи и придать им академический лоск. Главная мысль: «В мире после холодной войны самые важные различия между народами — не идеологические, политические или экономические, а культурные». Люди начинают идентифицировать себя не с государством или нацией, а с более широким культурным образованием — цивилизацией, т.к. цивилизационные различия, сложившиеся столетиями, «более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами. Религия разделяет людей сильнее, чем этническая принадлежность. Человек может быть полуфранцузом и полуарабом и даже гражданином обеих этих стран. Куда сложнее быть полукатоликом и полумусульманином». Хантингтон выделяет шесть современных цивилизаций — индуисткую, исламскую, японскую, православную, китайскую и западную. В дополнение к ним он предлогает отнести еще две цивилизации — африканскую и латиноамериканскую. Облик нарождающегося мира, по утверждает Хантингтон, будет определяться взаимодействием и столкновением этих цивилизаций. В наступающем веке именно они станут доминирующим фактором мировой политики. Это создает радикально иной по сравнению с прежним мировой порядок, в котором конфликты между различными цивилизациями преобладают над конфликтами внутри отдельно взятых цивилизаций. Вывод: Следующая мировая война, если она разразится, будет войной между цивилизациями, причем самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями.
Главный смысл его рассуждений состоит в противопоставлении Запада всему остальному миру. По схеме Хантингтона, господству Запада приходит конец. На мировую арену выступают несколько незападных государств, которые отвергают западные ценности и отстаивают собственные ценности и нормы. По его мнению, особую опасность для Запада представляет ислам в силу демографического взрыва, культурного возрождения и отсутствия центрового государства, вокруг которого могли бы объединиться все исламские страны. Вторая серьезная опасность исходит из Азии, особенно из Китая. Если исламская опасность связана с неуправляемой энергией миллионов активных молодых мусульман, то азиатская опасность вытекает из господствующих там порядка и дисциплины, способствующих подъему азиатской экономики. Хантингтон выступает за дальнейшее сплочение, политическую, экономическую и военную интеграцию западных стран, расширение НАТО, вовлечение Латинской Америки в орбиту Запада и предотвращение движения Японии в сторону Китая. Поскольку же главную опасность представляют исламская и китайская цивилизации. Западу следует поощрять гегемонию России в православном мире.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|