Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неомондиалистские построения Ф. Фунуямы и А. Страуса. Концепция И. Галтунга.




В 89-91 г. изменилась геополитическая картина мира: единственной сверхдержавой остаются США. Поэтому возникли причины пересмотра геополитических моделей развития концепции атлантизма и мондиализма. Проявлением этой тенденции стала книга амер геопол Френсиса Фунуямы «Конец итории». Чел-я история развивалась под воздействием иррациональных (деструктивных) факторов, подчиняясь закону силы, существовало нерациональное менеджирование социальной реальности. Сов союз был последним бастионом иррационализма и с его падением окончательно произошел необратимый переход к разумному строю, который воплощен в совеменной западной атлантической цивилизации. В рамках этой теории создана униполярная модель мира Айром Страусом. В современном мире выделил глобальное униполе – баланс сил гос-в, между которыми в любом случае не может возникнуть войны. Это глобальное униполе имеет пространственное строение из 3х центров:

1. США (главный центр)

2. Япония

3. Евросоюз.

Считает что Россия должна войти в состав этого униполя, только тогда будет сущ-ть достаточно прочная основа для стабильности в мире. Если нет – то стабильность будет, но длительное время должно сущ-ть глобальное лидерство США, как гарант этой стабильности – Китай, может быть туда включен только в долгосрочной перспективе.

Концепция Йохена Галтунга.

Предложил многополярную модель мира с выводом в духе мондиализма. Сделал прогнозы развития геополитической ситуации в новом мире. Сначала выделил в период хол войны 3 суперполитики, которые перекрывали внешние политики отдельных стран. В их рамках создавались глобальные блоки:

1. Западная суперполитика. (Цель – антикоммунизм), объединяющее начало – либеральная система и рыночная экономика. Способ достижения цели – военное превосходство над противником.

2. Восточная суперполитика. (цель - антиимпериализм), социальное устройство – военное равновесие.

3. Политика необъединенного 3-го мира. (цель – создание и укрепление национальных государств) средство достижения цели – игра на противоречиях между Западом и Востоком.

В настоящее время картина меняется – западная суперполитика становится господствующей, ее целью становится экономическое проникновение во все регионы мира. Гарантом явл США, военная мощь кот = 30% мировой военной мощи, стремится к 50%. Стремление Евросоюза – снизить зависимость от США, что может привести к конфликту. Япония считает, что относить ее геополитику к Западной есть ошибка. Ближайшей целью Японии явл обеспечение превосходства над экономически усилившимися соседями и осуществить свои проекты в Азии. Россия по его мнению подобна Австровенгрии после распада где идет образование национальных гос-в. в будущем возможно частичное соединение с Белоруссией, вост Украиной и Казахстаном.

Галтунг выделяет 3 основных геополитических центра:

1. Западная Азия, которую он делит на неарабскую Западную Азию (Турция, Иран, Афганистан, Пакистан, мусульманские республики бывшего СССР) сейчас в этих странах тенденция к укреплению позиций ислама, и 22 арабские страны (Пакистан + 21) в которых чередуется панславизм и панарабизм и чем больше одной политике не удается тем больше другая активизируется.

2. Индия – возможен конфликт между ориентацией руководства на зап ценности и стандарты и традиционные ценности подавляющего большинства населения.

3. Китай – скрытый капитализм, стремится к расширению.

Вывод: сейчас в мире 7 центров претендующих на глобальную и региональную гигимонию: США, Ес, Россия, Турция и туркоязычные страны, Индия, Китай и Япония. Из этих регионов 6 контролируются США. Его прогнозы: предрекал возможности геополитических конфликтов в сочетании США, Ес, бывший варшавский договор России против Китая, Японии, Кореи и Вьетнама.

 

Концепция С. Хантингтона.

Наибольшую популяр­ность относительно характера конфликтов и войн в многополярном мире получила концепция, выдвинутая известным американским политологом Хантингтоном. Он выступил со ста­тьей «Столкновение цивилизаций» (1993). Главная мысль - если XX столетие являлось веком столк­новения идеологий, то XXI столетие станет веком столкновения цивилизаций или религий. При этом конец холодной войны рассматривается как исторический рубеж, разделяющий ста­рый мир, где преобладали национальные противоречия, и новый мир, характеризуемый столкновением цивилизаций.

В 1996 г. С.Хантингтон опубликовал книгу «Столкновение цивилизаций и перестройка ми­рового порядка», которая явилась попыткой привести дополни­тельные факты и аргументы, подтверждающие основные поло­жения и идеи статьи и придать им академический лоск. Главная мысль: «В мире по­сле холодной войны самые важные различия между народами — не идеологические, политические или экономические, а культур­ные». Люди начинают идентифицировать себя не с государством или нацией, а с более широким культурным образованием — ци­вилизацией, т.к. цивилизационные различия, сложившиеся сто­летиями, «более фундаментальны, чем различия между полити­ческими идеологиями и политическими режимами. Религия раз­деляет людей сильнее, чем этническая принадлежность. Человек может быть полуфранцузом и полуарабом и даже гражданином обеих этих стран. Куда сложнее быть полукатоликом и полумусульманином».

Хантингтон выделяет шесть современных цивилизаций — индуисткую, исламскую, японскую, православную, китайскую и западную. В дополнение к ним он предлогает отнести еще две цивилизации — африканскую и латиноа­мериканскую. Облик нарождающегося мира, по утверждает Хантинг­тон, будет определяться взаимодействием и столкновением этих цивилизаций. В наступающем веке именно они станут домини­рующим фактором мировой политики. Это создает радикально иной по сравнению с прежним мировой порядок, в котором кон­фликты между различными цивилизациями преобладают над кон­фликтами внутри отдельно взятых цивилизаций. Вывод: Следующая миро­вая война, если она разразится, будет войной между цивили­зациями, причем самые значительные конфликты будуще­го развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями.

Главный смысл его рассуждений состоит в противопоставлении Запада всему ос­тальному миру. По схеме Хантингтона, господству Запада приходит конец. На мировую арену выступают несколько незападных государств, которые отвергают западные ценности и отстаивают собственные ценности и нормы. По его мнению, особую опасность для Запада представляет ислам в силу демографического взрыва, культурного возрожде­ния и отсутствия центрового государства, вокруг которого мог­ли бы объединиться все исламские страны. Вторая серьез­ная опасность исходит из Азии, особенно из Китая. Если ислам­ская опасность связана с неуправляемой энергией миллионов ак­тивных молодых мусульман, то азиатская опасность вытекает из господствующих там порядка и дисциплины, способствующих подъему азиатской экономики. Хантингтон выступает за дальнейшее спло­чение, политическую, экономическую и военную интеграцию за­падных стран, расширение НАТО, вовлечение Латинской Аме­рики в орбиту Запада и предотвращение движения Японии в сто­рону Китая. Поскольку же главную опасность представляют ис­ламская и китайская цивилизации. Западу следует поощрять ге­гемонию России в православном мире.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...