Реактивные состояния, вызванные травмирующей ситуацией
Эти состояния встречаются очень часто на всех этапах жизни ребенка. В основном они близки к только что описанным. Здесь выключена лишь первая стадия шока, или она резко ослаблена, ибо действие травмирующего характера обычно не так молниеносно, как в случае травмы. В реактивных состояниях, возникших под влиянием травмирующей ситуации, мы наблюдаем обычно те же состояния угнетенности, подавленности, повышенной возбудимости, раздражительности с дальнейшим изменением всего поведения в целом в смысле возвращения к более низкой ступени развития (тот же отказ от навыков самостоятельной еды, одевания, опрятности). Аффективная насыщенность депрессивного состояния, особенно в школьном и подростковом возрасте, нередко очень сильна. Возможны суицидальные тенденции и даже попытки самоубийства. Там и здесь в картину болезни вкраплены отдельные истерические симптомы. Самые ранние реактивные состояния наблюдались нами в возрасте нескольких месяцев при даче младенцу прикорма. Ребенок, обычно сильно привязывающийся к груди как к источнику питания и тепла и как к месту, около которого он получает максимум ласки, сердито отворачивается от прикорма, тянется к материнской груди; сон его становится беспокойным и прерывистым, ребенок долго, часами, в течение ряда дней раздраженно кричит и плачет. Очень часто как остаточное явление после описанного состояния сохраняется отказ ребенка от всякой твердой пищи. Даже в возрасте 2—3 лет встречались дети, принимавшие лишь жидкую пищу и отвергавшие всякую мало-мальски твердую пищу. Довольно часто в раннем детском возрасте наблюдаются реактивные состояния, связанные с отнятием ребенка от груди. Возникая в момент отлучения от груди матери, они протекают в
ВТК следующей форме: ребенок становится беспокойным, раздраженным, все время, если он на руках у матери, делает попытки взять ее грудь, почти не спит ночью, пронзительно кричит, вытягивается, напрягает мускулы, опрокидывается назад всем корпусом, отворачивается от предлагаемой ему пищи; попытки кормить часто заканчиваются рвотой. Обычно такое состояние длится несколько дней и постепенно проходит, но в качестве остаточного симптома нередко надолго сохраняются расстройство аппетита и рвоты. В возрасте от 1!/2до 2V2—3 лет очень часто наблюдаются реактивные состояния, особенно у единственных детей, в связи с помещением в ясли, группу или стационар. Ребенок с трудом отрывается от матери, неохотно остается в учреждении, плачет при разлуке, играет в стороне от детей, избегая их или обороняясь от них, когда те пытаются вступить с ним в контакт; отказывается от еды, мочится и испражняется под себя; бледнеет, заметно падает в весе. Длительность таких состояний колеблется в зависимости от подхода к ребенку от нескольких дней до недель. Мы знаем случаи, когда ввиду резкого истощения ребенка приходилось даже временно брать его из яслей домой. В период 2'/2 —5 лет очень часты реактивные состояния, связанные с конфликтными взаимоотношениями ребенка из-за появления в семье второго ребенка. Очень часто взрослые не подготавливают ребенка к ожидаемому событию, ребенок сразу сталкивается с фактом разлуки с матерью, когда та уходит в родильный дом, и с появлением малыша, властно заявляющего свои права на значительную долю того внимания, которое до сих пор нераздельно принадлежало ему. Первая непосредственная реакция ребенка — это агрессия. Он толкает, бьет, кусает малыша, говорит матери: «Унеси, выбрось, отдай, не нужен он нам» и т. д.
Агрессия распространяется и на мать, ибо ребенок начинает ревновать ее к малышу. Он бьет ее, предъявляет ей самые разнообразные требования. Становится нарочито беспомощным, требует, чтобы его брали на руки и возили в колясочке, а «малыш может ходить ножками». Просит, чтобы ему мать дала «своего молочка». Отказывается есть сам, требует, чтобы его кормили с ложечки, становится неопрятным. Нередко появляется ряд истерических симптомов (анорексия, заикание и т.д.). Сон ребенка становится очень тревожным. Агрессивные тенденции против малыша и матери создают у ребенка настроение подавленности и чувство вины; последнее обусловливает собой устраша-, ющие сновидения, где он получает должное «возмездие». Со- стояние изживается постепенно. Быстрота изживания стоит в тесной зависимости от окружающей ребенка среды. Нередки также реактивные состояния, связанные с сексуальными травмами ребенка, полученными при виде coitus родителей. Став свидетелем coitus, ребенок воспринимает обычно его со смесью страха и любопытства. Начинает с этого момента подглядывать за родителями, смутно в то же время ощущая, что он делает что-то недозволенное. Несведущий в сексуальном вопросе, питаемый только сказками «об аистах», «покупке младенцев» и т. д., он ищет источник знаний у товарищей на улице. Получив их часто в извращенной форме и восприняв как нечто грязное, ребенок теряет уважение к родителям и начинает относиться к ним амбивалентно, а тем самым и конфликтно. Кроме того, coitus может сексуально возбудить ребенка и вызвать в нем влечение к онанизму. В преддошкольном возрасте вообще очень часты конфликтные взаимоотношения ребенка со средой. Иногда они являются тем фоном, на котором особенно легко возникают реактивные состояния, иногда сами они служат прямым поводом для возникновения таких состояний. Возраст 3—4 лет является периодом первого криза, когда в ребенке пробуждается в связи с ростом его моторных возможностей стремление выявить свое «я», противопоставить свою личность окружающей среде, в ней осуществить свое влечение к активности и самостоятельности. Благодаря тому, что окружающие ребенка взрослые часто препятствуют ему выявить в должной степени его новые стремления, ставя на их пути различные тормоза, конфликты со средой в этой фазе развития возникают особенно легко, и реакции ребенка насыщены протестом, упрямством, негативизмом («Trotz-reaction» немецких авторов).
В дошкольном и школьном возрасте очень часты реактивные состояния, связанные с семейными конфликтами. Неполадки в семейной жизни родителей уже не могут проходить мимо ребенка. Они втягивают его во взаимоотношения отца с матерью, требуют в той или другой форме его участия. Дети становятся на сторону того или другого родителя (последние нередко, в свою очередь, стараются перетянуть ребенка каждый на свою сторону). В его прежде целостное отношение к ним вкрадываются разлад, амбивалентность, зарождается конфликт. Непрерывно питаемый новыми раздражителями, конфликт является той травмирующей ребенка ситуацией, которая создает у него реактивное состояние. Он становится угнетенным, аффективно лабильным, то повышенно внимательным к близким, то раздраженным, агрессивным, упрямым, менее активным в работе, ибо он постоянно отвлечен своими переживаниями и поле его сознания значительно сужено. Падает аппетит, ребенок бледнеет, теряет в весе. В подростковом возрасте, являющем собой новый криз, конфликты ребенка с окружающей его средой и самим собой становятся еще ярче. В этом периоде с большей силой пробуждаются новые влечения ребенка. Во многом перестраивается его миросозерцание. Половое созревание часто сопровождается появлением дисгармоничности в психике подростка. Окружающие ребенка-подростка лица не всегда отдают себе отчет в том, что происходит с подростком, и это обстоятельство является источником многих конфликтных ситуаций. Грубость и резкость подростка, его повышенный сексуальный интерес, амбивалентность, упрямство и негативизм в отношении взрослых, иногда даже появление лжи и склонности брать чужие вещи — все это нередко вызывает со стороны окружающей ребенка среды целую бурю возмущения и негодования. В этот период в реактивных состояниях подростка немалую роль играют его сексуальные травмы и переживания. Соскальзывание на более низкую возрастную ступень по формам поведения имеет место и здесь.
Приводим два примера реактивных состояний разных возрастных групп. Случай /. Илюша Р., 6'/а лет. Родители ребенка — научные работники. Темпы двигательного и интеллектуального развития нормальны. Мать обратилась в детскую амбулаторию психиатрической клиники 1-го ММИ с жалобой на то, что Илюша с момента рождения своего брата (которому сейчас около года) переживает какое-то болезненное состояние. Проявляет очень резкую агрессию к братишке, бьет его, стал амбивалентным к матери. Наряду с нежной заботой к ней, когда она больна, проявляет в отношении ее негативизм, упрямство и агрессию. Ревнует ее к братишке: «Ты ему сделала красивые глаза, а мне плохие», «У него зубы лучше, чем у меня» и т. д. Требует, чтобы его возили в колясочке: «Я маленький, а малыш может ходить». Постоянное его настроение злобно-возбужденное. В играх проявляется агрессия: «стреляют»—«убивают». Телосложение атлетическое. Патологических симптомов, кроме яркой игры вазомоторов, нет. Мать отмечает, что ребенок переживает такое состояние второй раз. Первый раз это было тогда, когда ему минуло 1'/3года и родился вто- рой ребенок, через год умерший от туберкулезного менингита. В момент, когда Илюша впервые увидел его на руках у матери, он ударил его лопаткой, крича: «Выброси его». Прежде спокойный и жизнерадостный, очень активный энергичный ребенок стал возбужденным, агрессивным, упрямым, как и теперь. Так же был фиксирован на матери. Не отходил ни на шаг, ночами звал мать: «Где ты?». После смерти брата сделался прежним, не доставлявшим никакого труда в отношении воспитания ребенком. Был таковым до 5'/2 лет. Реактивное состояние, выявлявшееся в перманентно агрессивной установке и в состоянии злобной напряженности, было налицо. Оно имело место второй раз, будучи в 3 года снято в связи с исчезновением источника раздражения. Status praesens. В контакт с врачом не вступает. На всякую попытку заговорить с ним реагирует агрессивно: толкает врача ногами, плюется, бьет кулаками. Совершенно не позволяет матери говорить с врачом. Его возбуждение переходит тогда всякий предел: отчаянно ругается, бьет врача и мать. На лице яркая вазомоторная реакция покраснения. Случай 2. Леля П., 11 лет, из рабочей среды. Приведена на невропсихиатри-ческий прием единого диспансера с жалобами на снижение успеваемости в силу рассеянности и ослабления интереса к учебе. (Случай д-ра В. П. Кудрявцевой.)
Анамнез показал следующие данные. Наследственность по отцовской линии (отец умер в молодости от тифа) неизвестна. Мать неуравновешенная, замкнутая, обидчивая женщина. В ее семье выраженный алкоголизм. Темпы развития девочки были нормальны. По характеру все детские годы общительная, веселая, ласковая, легко привязывающаяся к людям девочка. В жизни ребенка в lVaroAa произошла перемена: появился отчим. В семье больше детей не было. Отчим всегда относился к ребенку как к своему, и девочка платила ему тем же. При поступлении в школу ребенок обнаружил хорошие способности и учился до последнего времени хорошо. Месяц назад мать находилась в больнице по поводу какого-то гинекологического заболевания. Ночью к спящей девочке подошел отчим и разбудил ее своими непривычными для нее ласками. Девочка испугалась, но не поняла смысла происшедшего и рассказала об этом девочке-соседке 15 лет, посоветовавшей ей спать в штанишках и объяснившей ей значение этих ласк. На другую ночь отчим взял девочку к себе в кровать и сделал попытку изнасилования, которая не удалась, так как девочка начала кричать. С тех пор между девочкой и отчимом установились неестественные отношения. Отчим приносил ей много подарков, был очень ласков <V7Q с ней, а иногда, наоборот, раздражался и был насмешлив, особенно при чужих. Попыток к близости не возобновлял. Девочка стала избегать с ним оставаться, держалась резко отчужденно, перестала его слушаться. Такие отношения застала мать по возвращении из больницы. Не зная причины, она стала упрекать девочку за то, что та немотивированно груба с отчимом и делает ему все «рывком», неохотно. В школе появились жалобы на то, что ребенок потерял интерес к занятиям, стал замкнут, задумчив и напряжен. Все раздражало, хотя вспышек гнева совсем не давала, только по лицу пробегала «гримаса» недовольства. В классе не слушала на уроках, отказалась от участия в школьном спектакле, хотя раньше успешно декламировала и участвовала в пластических упражнениях. Стала уединяться, подруги как-то само собой отошли от нее. Сильно похудела, под глазами легли синие тени. Мать отмечала тревожный сон, Резкое обращение с отчимом рассердило мать, и когда последняя упрекнула в этом девочку, та в присутствии отчима рассказала о происшедшем. На приеме была почти недоступна, лишь во время третьей беседы заплакала и сказала, что «он мне больше не отец». Спустя год в порядке диспансеризации была вновь на приеме. Из школы жалоб больше не поступало, успевала хорошо, вернулась прежняя активность. Скрытность же и сниженная контактность прочно вошли в структуру ее личности. Отчим совершенно прекратил приставание к ребенку, но прежние отношения не наладились. Формы реактивного состояния в значительной мере зависят от того фона, на котором они возникают. У циклотима они идут по линии подавленности; у шизоида основным моментом является еще более глубокий отход от реальности; у эпилептоида они идут по пути выявления агрессии, как это имело место в первом приведенном нами случае, и т. д. В реактивном состоянии мы находим как бы углубление свойственных ребенку характерологических свойств и доведение их до степени патологии. Дифференциальная диагностика довольно легка, ибо связь с травмирующей ситуацией, заполнение сознания содержанием этой ситуации обычно сразу определяют собой характер заболевания. Затянувшиеся случаи могут напоминать собой психопатию, но установление факта, что когда-то ребенок был иным, решает вопрос диагноза. Дифференциальная диагностика в затянувшихся случаях с патологическим развитием личности почти невозможна, ибо здесь мы имеем переход психопатологического состояния в патологическое развитие. Патопсихологические механизмы в случаях реактивных состояний сводятся в основном к тому, что конфликт со средой или с самим собой порождает агрессию, которая направляется либо вовне, на людей, явившихся источником конфликта (упрямство, негативизм, агрессивные акты), либо на самого себя {недовольство собой — идеи самообвинения, депрессия, тенденция к самоубийству), либо та и другая формы агрессии смешиваются друг с другом. Соскальзывание на более низкую ступень и истерические проявления, встречающиеся в этих состояниях, имеют то же происхождение, что и описанные в разделе реактивных состояний на почве испуга — выключение в значительной мере контроля коры благодаря аффекту. Кроме того, это соскальзывание на ступень раннего детства знаменует собой также уход от реальности в ту пору, когда ребенок был в центре забот, внимания и опеки. Причины реактивных состояний крайне разнообразны. С возрастом ребенка обычно растут конфликты внутреннего порядка, ибо растет способность ребенка критиковать и оценивать самого себя, растут его требования к самому себе. В периоды возрастных кризов (3—4 года, 7—8 лет, 14—16 лет) заметно усиливаются конфликты со средой, ибо на этих этапах своего развития дети особенно трудны для окружающих своим поведением. Значимость потери близких лиц растет с возрастом ребенка; в младенчестве она сравнительно невелика. Маленькие дети быстро забывают даже остро пережитые потери. Зато кажущаяся потеря привязанности любимого объекта может быть, наоборот, очень велика в младенчестве, когда ребенок сильно фиксирован на семье. Заболевают реактивным состоянием как дети-психопаты, особенно астенического круга и шизотимы, так и нормальные дети. Исход реактивных состояний, как правило, благоприятный. Там, где причины неустранимы (потеря близких лиц), аффект постепенно ослабевает в своей насыщенности, особенно если правильный подход к ребенку создает пути переключения. Конфликты со средой и с самим собой подлежат устранению, и цель врача — реализовать эту задачу путем воздействия на среду и на ребенка. Там, где это показано, необходимо изъять ребенка из окружающей его среды. Особенно легко изживаются вне домашней обстановки те состояния ребенка, которые связаны с чрезмерной фиксацией последнего на семье. Решающим фактором является своевременное переключение ребенка на коллектив. При неправильном подходе взрослых истерические симптомы в реактивных состояниях могут зафиксироваться и сопро- вождать ребенка долгие годы его жизни (например, истерическая анорексия, отказ от твердой пищи, заикание и т.д.). Если же травмирующая ребенка ситуация длительный срок не изживается, можно наблюдать, как все развитие личности ребенка пойдет по другому, патологическому руслу: получается то, что называют «патологическим развитием личности». В некотором, правда очень незначительном, проценте случаев детские реактивные состояния могут привести ребенка к самоубийству. Осуществление детьми влечения к самоубийству р.едко бывает заранее обдуманным. Чаще всего они катастрофично неожиданны под влиянием сильного аффекта по типу короткого замыкания. По данным Гомбургера, чаще всего встречаются самоубийства в форме прыжка в окно и повешения. По нашему материалу, самые ранние попытки к самоубийству были в 3'/2 года (в аффекте гнева пытался затянуть себе петлю вокруг шеи) и в 6 лет (девочка, впоследствии в И лет заболевшая шизофренией, хотела повеситься, боясь, «что мама умрет с голода»; в семье были перед этим разговоры о материальных недостатках). В том и в другом случае реакция протекала по типу короткого замыкания. Лечение реактивных состояний. Там, где возможно,— устранение причины, изменение вызвавшей заболевание внешней или внутренней ситуации ребенка. Как мы уже говорили, в ряде случаев ребенка приходится направлять в стационар. Подход в разных случаях индивидуализируется. Например, в случае ранних реактивных состояний при даче прикорма с последующим отказом от всякой пищи, по консистенции разнящейся от молока, рекомендуется постепенно делать прикорм все более и более густым, сглаживая тем самым силу контраста. В случаях реакции на отнятие от груди рекомендуется отъезд матери на несколько дней, ибо она как источник раздражения поддеРживает интенсивность реакции ребенка. При конфликте ребенка в связи с появлением в семье другого ребенка необходимо переключение первого на коллектив, расширение круга его интересов. Параллельно этому необходим строгий контроль над отношением матери к ребенку. Внимание ему должно временно уделяться не только не в меньшей, но даже в большей степени, чем младенцу, дабы уничтожить всякий повод к ревности. Кроме того, следует сделать его помощником s уходе за малышом, что обычно импонирует самолюбию ребенка. Всякое сравнение детей, производимое в пользу малыша, должно быть абсолютно исключено. О подходе к детям, переживающим реактивное состояние в связи с отрывом от семьи и помещением в детский коллектив, нами уже говорилось при описании enuresis nocturna. При наличии сексуальной травмы из-за увиденного ребенком coitus, в связи с сексуальной игрой более старших или однолеток или в связи с извращенным сексуальным «просвещением» товарищами необходимо прежде всего вместо извращенных уродливых представлений по сексуальному вопросу дать ребенку достаточно четкие и правильные. Замалчивание здесь являлось бы непростительной ошибкой. Классическим примером эффективности такого подхода является следующий случай. Люда И., 7 лет. Мать в большом волнении обратилась в психиатрическую амбулаторию 1-го ММИ по поводу того, что у ее ребенка появилась «странная» навязчивость. Во всех предметах она видит мужские и женские половые органы. Берет ручку, карандаш, иголку и говорит по-детски название члена, берет пуговицу, чернильницу, кольцо и тут же прибавляет название женского органа. Далее берет ручку, вставляет в кольцо и делает соответствующий комментарий: называет половой акт. Когда при ней произносили слова «конфетка», «таблетка», она прибавляла тут же «проститутка». Мать сообщает, что она всегда старалась «ограждать» девочку от дурного общества и разрешала ей дружить только с девочкой из известной «хорошей, интеллигентной семьи». И та как раз несколько дней назад «просветила» ее, познакомила с сущностью полового вопроса в извращенном виде. Через сутки у ребенка появилась навязчивость. До этого момента Люда никаких трудностей в поведении не представляла — всегда была живым, активным, синтонным ребенком. Нами прежде всего была инструктирована мать, шокированная до подавленности неожиданным поведением своей дочки. Ей было запрещено в какой бы то ни было мере останавливать девочку (мать все эти дни ее без конца усовещевала). С ребенком были проведены всего дне беседы, в которых ей было объяснено, что ее подруга рассказала ей не все так, как бывает в жизни, и что врач хочет исправить ее ошибку. Девочка слушала, вначале смущаясь, затем уже спокойно и с интересом, задавая вопросы. После этих бесед навязчивость пропала. Никаких отклонений от нормы в протяжении ближайшего года наблюдения ребенок не представлял. Никакого повышенного интереса к вопросам сексуального порядка Люда за это время не проявляла. Лечение. В случаях наличия конфликта в семье необходимо вскрыть его в процессе психотерапии, выявив аффективное отношение ребенка к обоим родителям, и помочь ребенку выработать бесконфликтную установку в отношении данной ситуации. При разрешении конфликтов ребенка с самим собой бывает иногда необходима большая работа с близкими, ибо под их влиянием создаются у ребенка те идеалы поведения и требования, следовать которым иногда ему не под силу и измена которым создает внутренний разлад. Школьные конфликты разрешаются обычно при помощи педагога, педолога школы, где учится ребенок, а очень часто и при участии пионервожатого того отряда, в котором состоит ребенок. Всем упомянутым лицам, а также ближайшим родственникам ребенка указывается индивидуальный подход к нему. Одновременно необходимо энергичное вовлечение ребенка в участие в школьных общественных организациях, дабы, усилив его общественную и коллективную направленность, ослабить его фиксацию на личных переживаниях. Связь психотерапевта, лечащего школьника, с семьей, школой, пионервожатым должна быть очень тесной, ибо только тогда может быть достигнута настоящая психотерапевтическая эффективность. Психотерапевтические беседы с ребенком в процессе лечения реактивных состояний занимают видное место. Браться за них можно, лишь хорошо зная методику их ведения. Первая стадия работы: расположить к себе ребенка, сделать себя нужным ему, занятия — приятными и желанными. Вторая: вскрыть сущность конфликта ребенка (эта стадия имеет уже терапевтическое значение — ребенок, вскрывая содержание конфликта, частично снижает интенсивность своего аффективного напряжения). Третья: дать ребенку установку, разрешающую его конфликтную ситуацию. Для детей 2—5 лет наиболее пригодна игровая методика. Психотерапевт в процессе своей игры с ребенком вскрывает в его игровых действиях и высказываниях сущность конфликта и частично тут же в игре намечает пути его разрешения. Для детей 6—9 лет очень хорош метод рисования. Ребенку дают бумагу, карандаши, краски и предлагают ему рисовать все, что ему захочется. Если ребенку не хватает его изобразительных способностей, психотерапевт может сам рисовать ребенку все, что тот захочет. Наблюдая и изучая процесс творчества ребенка, психотерапевт легко получает нити к вскрытию его конфликтов. С 10—11 лет можно вести планомерные беседы с ребенком, но и здесь использование изобразительных способностей ребенка никогда не будет излишним. В качестве полезных дополнительных мероприятий можно рекомендовать гидротерапию и лечебную ритмику, прекрасно тонизирующую и одновременно успокаивающую ребенка. Обязательным является общее укрепляющее лечение (железо, кальций, фосфор) и т. д. Профилактика реактивных состояний. Есть ряд травмирующих факторов (потеря близких лиц), устранить которые из сферы действия на ребенка невозможно. Но и здесь можно создать условия, при которых эти факторы действуют менее патогенно. Эти условия — коллективное воспитание, вывод ребенка за тесные рамки семьи и личных взаимоотношений в товарищескую коллективную среду. Личное при существовании этих условий становится менее актуальным. Семья с ее сугубо субъективным подходом к ребенку, обычно методически недостаточно подготовленная, часто, как мы видели, сама дезорганизует поведение ребенка, навязывая ему свои собственные конфликты. Коллективное же воспитание (при условии хорошо подготовленного педагога-воспитателя, имеющего постоянную помощь педолога и психоневролога) с учетом всех психофизических, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка является лучшей профилактикой реактивных состояний. В системе этого воспитания необходимо своевременное ознакомление ребенка в процессе освоения им всех явлений реальности и с вопросами сексуального порядка (различием полов, деторождением, ролью отца и т.д.). Ознакомление со всеми этими вопросами должно происходить в порядке ответа на постепенно возникающие у ребенка недоумения. Основное правило: отвечать просто, деловито, без тени смущения, удовлетворяя любознательность ребенка, но не торопясь ему разъяснять то, о чем он пока не спрашивает.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|