II. Интеллектуальная заторможенность
Заторможенность в области интеллекта наблюдается в большинстве депрессивных синдромов. Однако при эпилепсии мы ее не всегда можем констатировать. Наоборот, при некоторых состояниях эпилептической дисфории исчезает свойственная этой группе больных интеллектуальная медлительность.
Равным образом нет настоящего интеллектульного заторможения при постинфекционной депрессии. Слабая интеллектуальная продуктивность зависит от общей слабости, физического истощения. III. Психомоторная заторможенность Такой кардинальный симптом, как психомоторная заторможенность, встречается на нашем материале у большинства больных, причем у циркулярных больных при шизофренных и реактивных депрессиях это можно показать иногда так же ярко, как и у взрослых больных. Но при эпилепсии и в некоторых случаях нециркулярной шизофрении заторможенность уступает место большой ажитированности. Эта последняя не имеет ничего общего с элементами маниакальности и ведет свой путь из большой внутренней тревоги, чрезвычайного напряжения, которое не находит себе иного выхода, кроме двигательных разрядок и расторможения. Не проявляют большой заторможенности и больные в состоянии инфекционной и постинфекционной депрессии. Если вначале вследствие физической слабости приходится видеть вялость, пассивность, то в дальнейшем, несмотря на общий астеническо-депрессивный фон, больные не проявляют заторможенности; они не чувствуют физической затрудненности в действии. IV. Страхи Страх проявляется различно и, по-видимому, имеет различное происхождение при той или другой болезненной форме. Вполне понятно, что при реактивной депрессии страх обычно имеет психологический Тенез. Нередко страх связан с переживанием, послужившим источником психической травмы.
Совершенно другой характер имеет страх при шизофрении или маниакально-депрессивном психозе. Это страх совершенно безотчетный, необоснованный, идущий «изнутри», не поддающийся никакому объяснению. Всегда получается впечатление, что такой аморфный страх возникает физиогенно, У нас не было таких ярких случаев витального страха, связанного и локализующегося с определенным участком тела. Однако полная его безотчетность и бескрасочность, появление в связи с тяжелыми соматическими ощущениями указывают на витальность этого чувства. Иногда страх возникает у детей как примитивная защитная реакция. V. Течение заболевания Рассмотрение течения заболевания еще более укрепляет нас в мысли о различии отдельных депрессивных синдромов. При маниакально-депрессивном психозе и циркулярной шизофрении мы имеем фазное течение, а при эпилепсии часто па-роксизмальное. При инфекциях и реактивных состояниях течение депрессии стоит в зависимости от патогенных причинных факторов: психических и физических (истощение). И инфекционная дистимия имеет неодинаковое течение, что обусловливается темпом и интенсивностью основного заболевания, острым или хроническим. VI. Роль личности Ряд авторов выделяют два вида депрессии — эндогенную, или витальную, и реактивную. Дополнительную симптоматику при витальной депрессии К. Шнейдер относит за счет особенностей личности. Уныло-грустный фон депрессии сообщается синтонными свойствами, раздраженно-недовольный — шизоидными компонентами. Анализ клинической картины действительно подтверждает наличие двух депрессивных форм — эндогенной и реактивной. Однако эндогенная депрессия отнюдь не является единой, а имеет различный патогенез. И конституциональные данные еще не могут объяснить целиком всего разнообразия депрессивных состояний.
Если вопрос будет идти об инфекционных состояниях, то значение конституционального фактора невелико. Психопатологическая картина в этих случаях довольно однообразная, течение тоже, а между тем преморбидная почва различна. Следовательно, роль личности невелика по сравнению со значением инфекционно-токсического момента. При эпилепсии эти соотношения проследить значительно труднее. Эпилептические расстройства настроения трудно связать с какими-либо преморбидными особенностями личности. С большим правом психопатологическую картину эпилептической депрессии и особенности ее течения, как и генез, можно отнести за счет особенностей самого процесса. Более ясные связи с преморбидными особенностями мы получаем при маниакально-депрессивном психозе и циркулярной шизофрении. Конституциональные данные определяют здесь фазное течение, отдельные маниакальные приступы. Та открытость и доступность, которые свойственны циркулярным депрессиям, зависят, возможно, также от преморбидного синтонно-го характера. Что касается реактивной депрессии, то рассмотренный материал позволяет примкнуть к тем, кто считает, что реактивные расстройства настроения могут появиться на различной конституциональной основе. Однако депрессивным реакциям у детей благоприятствуют элементы неустойчивости, аффективной лабильности, сензитивности, ранимости в личности больного. Подытоживая наши клинические данные, мы можем с некоторой вероятностью утверждать, что механизмы депрессии не являются одинаковыми при различных нозологических формах. Правда, наши знания в отношении патогенеза депрессивных состояний еще очень ограниченны. Рядом исследователей обнаружены эндокринные и обменные нарушения при эндогенной депрессии. Сюда относятся сдвиги в деятельности гипофиза, нарушении газообмена и пр. (Омороков, Бондарев, Чалисов, Эвальд и др.}. Те данные, которыми располагает современная наука, заставляют предполагать, что изменения в эмоциональной жизни более всего связаны с нарушениями эндокринно-вегетативной сферы, что имеет преимущественную локализацию в подкорковой зоне (таламическая и гипоталамическая области).
В заключение заранее следует ответить на упрек, который может быть сделан по поводу того, что нельзя полностью решать вопрос о патогенезе на основании одной клиники. Конечно, всестороннее лабораторное обследование в соответствии с возможными анатомическими находками поможет окончательному выяснению вопроса. Однако при современном уровне наших знаний клиническое исследование является одним из важнейших путей для разрешения этого вопроса, недостаточно разработанного в детской психиатрической клинике. Переходим ко второй части заключительной главы — к особенностям депрессии детского возраста. Ключ к пониманию этих особенностей лежит в анатомо-фи-зиологическом и психическом своеобразии детей. Тот факт, что кора головного мозга окончательно развивается во внеутробном периоде, в то время как подкорковые центры формируются к моменту рождения, не проходит бесследно. Надолго констатируются у детей относительно большая значимость деятельности подкорковой зоны и физиологическая слабость задержек. Склонность к расторможению у детей отмечена еще старыми клиницистами (Ковалевский) и получает подтверждение во всех новых работах. К таким же физиологическим явлениям возрастного порядка можно отнести повышенное значение жизни влечений и лабильность эмоций. Аффективная неустойчивость накладывает свой отпечаток на структуру синдрома и в той или другой степени сказывается на картине и течении психоза. В результате указанных факторов личность ребенка остается долгое время (до пубертатного периода) не сформированной окончательно ни в эмоционально-волевом, ни в интеллектуальном отношении. Понятно, что ребенок не способен к достаточной интрапсихической переработке своих восприятий, ощущений, чувств. Его чувства имеют «обнаженный» характер, его переживания более примитивны, чем у взрослого. 1. Обнаженность чувств очень хорошо видна при витальной депрессии. Тоска носит совершенно аморфный, неопределенный, безотчетный характер. Она кажется поэтому не такой сильной. Из двух слагаемых — витального чувства и реактивной переработки со стороны личности — у детей налицо главным образом один непосредственный «глубинный» аффект. Реактивные наслоения сведены к минимуму. Чем младше ребенок, тем этот момент более подчеркнут. Нам приходилось уже говорить, что при шизофрении процессуальная инактивность и вялость заслоняют аффект тоски. Но и при реактивной депрессии тоскливость также не имеет большой яркости. Она не безотчетна, но в то же время однообразна и проявляется в малоинтенсивной форме.
2. Помимо простоты и обнаженности аффекта при детской депрессии необходимо также указать и на бедность психопатологических явлений. Там, где у взрослых, особенно при циркулярной депрессии, наблюдаются бредовые идеи преследования, самоуничижения и т. д., у детей мы видим лишь иногда элементы идей самообвинения; далее идей отношения в очень примитивной форме они не идут. При депрессивных реакциях высказывания детей также очень бедны. 3. Многие симптомы, констатируемые у взрослых, находятся у детей в рудиментарном состоянии. Дети не в состоянии переработать до конца отдельные представления и понятия. Более старший ребенок говорит, что он стал «чудной», чувствует себя растерянным, беспомощным и как-то осознает это. В более законченном виде этот феномен получил бы название деперсонализации. Чрезвычайно часто при циркулярной и шизофренной депрессии приходится встречать у больных детей неуверенность, нерешительность, тревожность, мнительность, пониженную ^самооценку. Подобный психастенический синдром часто появляется у ребенка как рудимент идей самообвинения. Объясняется это [ем, что ребенок не в состоянии интрапсихически переработать о конца те изменения самочувствия, те переживания заторможенности, которые вызывают у него представление о своей неполноценности. 4. Очень характерным для депрессии детского возраста является ее нестойкость и кратковременность. Дети с большей легкостью, чем взрослые, отвлекаются от тяжелых переживаний. Даже эндогенные расстройства настроения удается часто смягчить, переключить на другие рельсы. Тоскливый ребенок иногда вдруг включается в школьные занятия, без труда начинает работать в мастерской. Чем младше ребенок, тем чаще его депрессия в течение дня переходит по нескольку раз в ровное настроение. Вероятно, здесь имеет значение физиологическая лабильность аффекта. Она же оказывает, должно быть, влияние на кратковременность депрессивных фаз. Продолжительность их при маниакально-депрессивном психозе и циркулярной шизофрении, особенно в начале заболевания, редко превышает 5— 15 дней. То же мы видим при других болезненных формах. Если депрессия затягивается, то надо искать дополнительные факторы, сопутствующие основному заболеванию (общее истощение и пр.), или сосредоточить внимание на изучении преморбидных свойств личности.
В общей части указывалось, что соматическая неустойчивость и лабильность аффективной сферы в препсихотическом состоянии благоприятствуют затяжному течению депрессии. 5. Такое чувство, как страх, проявляется у детей часто и в различной форме. Но именно у детей удается наблюдать безотчетный, непонятный, немотивированный страх, такое чувство страха сродни витальной тоскливости. У детей страх возникает особенно легко и как примитивная защитная реакция. Там, где ребенок не понимает— а в своих болезненных ощущениях он многого не понимает,—там он начинает бояться. На частоту страхов при детской депрессии указывают Эммингаус, Циген, Ковалевский, Гомбургер, Гиляровский, Сухарева, Винокурова. 6. В картине детской депрессии также следует отметить меньшую раздражительность, сравнительную редкость общего недовольства и гневливости, что так часто окрашивает синдром депрессии у взрослых. Элементы общего недовольства, раздражительности можно констатировать лишь при эпилептических расстройствах настроения. Объяснить указанное наблюдение нельзя одинаковым образом во всех случаях. При реактивных состояниях, по-видимому, разгадка лежит в простоте переживаний у детей, их примитивности, отсутствии дополнительных наслоений. При эпилепсии агрессия, гневливость, раздражительность по-видимому, связаны с основным процессом и воздействием его на личность больного. Вообще если общее недовольство у ребенка и существует, то оно проявляется не в злобности, а в капризности. 7. К числу интересных и важных свойств детской депрессии относится ее внешняя парадоксальность. Чем младше ребенок, тем больше оснований ее ожидать. Это и понятно, так как в младшем детском возрасте наиболее выпукло представлены лабильность аффекта, склонность к расторможенности; тогда же на первый план часто выступает изменение жизни влечений. Более ясные проявления подобной парадоксальности отмечаются при реактивной депрессии. Резкие изменения характера (шалости, грубость) после тяжелой психической травмы с последующим появлением тоскливости как нового неприятного переживания были описаны нами у одной больной. В другом случае были обнаружены значительное расторможение, суетливость, затруднившие учебу в школе 9-летнего мальчика после смерти отца, которого он очень любил и потерю которого, как выяснилось, сильно переживал; однако аффект тоски удалось обнаружить не сразу. 8. Дневные колебания самочувствия и настроения идут у детей в обратном порядке по сравнению со взрослыми. С утра дети чувствуют себя лучше, а вечером состояние их ухудшается. В заключение выражаю свою большую признательность профессору Г. Е. Сухаревой за постоянное руководство в этой работе. А. И. Гольбин НАРУШЕНИЯ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И АНОМАЛИЯХ1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|