Закрыто-диагональный психомоторный тип
Закрыто-диагональные формы моторики, свойственные главным образом подросткам, встречаются часто и у более младших детей и взрослых, нередко связываясь с нервным истощением, с физической ослабленностью. Среди трудных детей закрытая диагональность — одна из самых распространенных форм, которая если не в чистом виде, то как составная часть входит в моторику почти каждого нервного ребенка. В суженных, сжатых движениях закрытых диагоналов ярче всего выделяется их обостренное чувство малоценности, доходящее иногда до самоотрицания. Это чувство заставляет их сокращать себя до предельной возможности. Если фронтал стремится к тому, чтобы быть лучше всех и больше всех, то закрытый диа-гонал считает себя настолько меньше и хуже всех, что не позволяет себе даже небольшого расширения. Это же переживание вызывает у него усиленное закрывание конечностями себя, своего тела, что связывается с общей его скрытностью. Нет ничего труднее, чем вызвать закрытого диагонала на откровенность; но даже приоткрывшись, он сейчас же прячется вновь. То же самое постоянно проявляется в его моторике: он настолько боится отвести руки от туловища, что, здороваясь или беря что-нибудь, действует только предплечьями, не отодвигая от корпуса локтей; это заставляет его подходить, подбегать там, где достаточно протянуть руку. Поэтому ноги закрытых диагоналов отличаются особой беспокойной подвижностью: они вытолкнуты коленями вперед вместе с подтянутым кпереди тазом и всегда при перемещении предшествуют туловипту. Во всякую минуту закрытый диаго-нал готов убежать, спрятаться, исчезнуть. Он всегда находится в напряженном состоянии, не может спокойно сесть, вздохнуть, то и дело вскакивает, меняет положения, доводит себя до динамического истощения, до полной пассивности. Тогда он слабеет, становится тряпичным и способен только полулежать. Между чрезмерным напряжением и полной расслабленностью протекает жизнь закрытого диагонала, и доминанта пассивности или напряжения дает две главные разновидности закрыто-диагонального типа. Первой свойственны общая вялость и разболтанность, бесформенность движений, второй — острога движений и беспокойная активность, которая часто выражается в столкновении с окружающими. Фиксированный на своей малоценности закрытый диагонал
7П1 считает себя достойным всяческого презрения и ожидает уколов и обид со всех сторон. Чрезвычайно подозрительный и легко уязвимый, он спешит предупредить эту возможность и спасти себя от боли, причиняя ее другим. В этом отношении закрытые диаго-налы обладают исключительным искусством: как в драке, так и в нанесении оскорблений они умеют ударить по самому больному месту, находя его у каждого индивидуально. В зависимости от разновидности закрыто-диагонального типа меняется характер самозащиты. У вялого закрыто-диагонального мальчика Коли П, она выражалась в смехе над всем, что ему предлагалось сделать. При этом, смеясь, он скрещивал на груди руки, как бы ограждая себя. То, чего не мог или не смел оттолкнуть руками, он отталкивал смехом. Отталкивание пронизывает все моторное поведение закрытых диагоналов и иногда даже выражается в предпочитании ими при перемещении по площадке ходьбы спиной вперед. Напряженная закрыто-диагональная девочка Катя К. на музыкально-двигательных занятиях в КДО менее организованно ходила вперед, чем пятилась назад. Любимым занятием мальчика того же'типа Алика Г. был спиралевидный бег по комнате спиной вперед. Этим бегом он часто развлекал себя в жизни. Отталкивание, отрицание нередко приводят закрытых диагоналов к негативизму. Можно сказать, что негативизм закрыто-диагонален по своей сущности, хотя в исследовательской работе по моторике удалось проследить его особенности у каждого типа, Так, в ответ на предложенное задание сагиттал не слышит сказанного или уходит; фронтал упорно и настойчиво делает что-то свое, то, что он хочет сам; закрытый же диагонал всегда дает искаженное или обратное действие. Закрыто-диагональный Гарик Р. на занятиях по моторике иногда в течение целого уро'ка не выполнял ни одного упражнения в неискаженном виде. При этом он усиленно кривлялся. Кривлянье, фиглярство — одна из отрицательных форм самоутверждения закрытой диагональности. Таким путем дети этого типа рассчитывают привлечь к себе внимание.-,Мося П. в КДО, чтобы обратить на себя внимание, кривлялся и фиглярничал даже в тех случаях, когда вполне мог достигнуть того же положительными действиями. Интересно при этом отметить, что все свои фокусы он проделывал исключительно ногами, в то время как руки его оставались пассивными.
Но, сталкиваясь с окружающими и отрицая все вокруг, закрытый диагонал также отрицает и осуждает самого себя. Самоосуждение в такой же степени свойственно ему, как фронталу самооправдание; насколько последний все объясняет внешними причинами, настолько первый склонен видеть причину всех зол в самом себе. Это часто приводит его к самоистязанию, к само-наказыванию. Закрыто-диагональная девочка Мика С. после каждой дикой выходки по отношению к кому-нибудь ударяла или кусала сама себя. Находясь в конфликте со всем миром, закрытый диагонал находится в конфликте также и с самим собой, что вызывает сдвиги в его теле и асимметрию в движениях. Но в этом конфликте, в неудовлетворенности собой заложены и положительные стороны закрытой диагональности. Разрушение ненужного — ее главный двигатель. Этот психомоторный тип исключительно богат по своим разновидностям и формам, несравненно богаче двух предыдущих типов. Он динамичен по существу, хотя динамика его развивается без статической опоры. Всюду, где речь идет о кризисе, о неравномерном или слишком интенсивном развитии, приходится находить закрытую диаго-нальность. Если на одном ее полюсе — изнеможение, вялость, расхлябанность и полный пассив, то на другом — неутомимая творческая деятельность; если в одних случаях борьба со всеми окружающими, то в других — борьба за них. Эта форма моторики нередко возникает как следствие сжимания, концентрации энергии, как ее сдерживание или же перерасход. Усиленная деятельность мысли также связана с этими формами. Закрытая диагональность так же необходима в жизни, как и все прочие формы моторики. Поэтому ни в коем случае нельзя сказать, что закрытая диагональность антисоциальна. Подобно другим психомоторным типам, она может быть столько же антисоциальной, сколько и глубоко социальной.
4. Открыто-диагональный психомоторный тип Открыто-диагональный моторный тип занимает особое место между другими типами и отличается бесконечным богатством и многообразием динамических соотношений. К сожалению, он еще мало исследован, так как встречается крайне редко среди трудных детей. Но все же те немногие данные, которые имеются о нем из наблюдений над нормальными детьми и взрослыми, создают достаточное представление о его психомоторной структуре. Статистически распределение конечностей по открыто-диагональным плоскостям неудобно для длительной выдержки: в руках оно утомительно, в ногах, при равномерном распределении на них веса тела, неустойчиво. Оно возможно только как переходная форма или же, чтобы окрепнуть статически, требует нарушения симметрии в теле и ответного уравновешивающего движения в его частях. Поэтому диагональности присущи фиксация веса на одной ноге и хорошо развитое противодви-жение. Наличие двух этих моментов дает, с одной стороны, не слишком закрепленные статические положения, из которых всегда легко выйти, с другой—достаточную устойчивость и хорошее равновесие. Эта форма настраивает все тело на постоянную динамическую готовность и выражает такую же готовность к действию в психике открытого диагонала. Открытость же его движений, их обращенность вовне, к миру связаны с намерением согласовать эту деятельность с требованиями объективных данных среды. Весь фактический материал, собранный об открытой диагональности, позволяет определить ее главные характерологические свойства как общительность и инициативность. Эти два качества, сливаясь одно с другим, вызывают в теле открытого диагонала ту многофронтность и многогранность, которая соответствует такой же многогранности его характера и интересов. Дети этого типа отличаются быстрой ориентировкой как в пространстве, так и в жизненных условиях, находчивостью, ловкостью. Как в моторике увлекают их сложные двигательные задачи, игра на равновесие, выход из трудных и неожиданных положений, так и в жизни их захватывают такие же моменты. Отсюда нередко возникает страсть к приключениям, которая иногда вырождается в авантюризм, а инициативность при неблагоприятном влиянии среды находит свое выражение в мошенничестве, воровстве и других антисоциальных поступках, требующих ловкости и быстроты действий. Но даже в таких случаях эти дети относятся к своему делу как к искусству, совершенствуют и развивают его. Поэтому среди трудновоспитуемых детей открытых диагоналов можно встретить именно как социально запущенных, но не умственно отсталых.
Стремление к усовершенствованию каждого действия свойственно всякому открытому диагоналу. Все, за что он берется, он старается рассмотреть, исследовать со всех сторон, причем исследовать главным образом в действии. Если сагитталы преимущественно теоретики, а фронталы практики, то открытые диагоналы столько же теоретики, сколько и практики. Динамика — главная их сущность, но не динамика без статической опоры, как в закрытой диагональности, а на основе развитой статики. Открытый диагонал обычно не начинает действовать, не избрав определенной цели, но эту цель он считает не завершением пути, а лишь ближайшим опорным пунктом, от которого он движется дальше, поэтому его действия в большинстве случаев отличаются последовательностью, а '■ппгобность к планированию (конечно, в соответствующей возра-iv форме) иногда проявляется очень рано у детей этого типа. Открытые диагоналы глубоко коллективны по своей сущности, даже в антисоциальных поступках они никогда не действуют в одиночку; в норме же они исключительно общительны, очень контактны, имеют большой и разнообразный круг знакомых, чувствуют себя просто и свободно в малознакомом обществе, быстро находят товарищей и устанавливают с ними прочные отношения. Подобно тому как закрытый диагонал умеет найти у каждого его больное место, так открытый диагонал умеет найти в каждом ту точку его индивидуальных интересов, которая оказывается наиболее близкой ему самому. Поэтому общительность открытого диагонала отличается от общительности фронтала богатством и разнообразием личных взаимоотношений.
Открытым диагоналам свойствен большой диапазон движений: их моторика свободно разворачивается в пространстве от сагиттальных до фронтальных плоскостей, откуда и получается преобладание диагональных направлений. Но не все диагоналы одинаково владеют полнотой этого диапазона. У них также есть свои излюбленные, довольно стойкие, сектора движений, по которым различаются разновидности этого типа. Существуют диагоналы средние, которые группируют свои движения главным образом около средней диагональной линии. Здесь все направлено на нахождение равнодействующей во взаимоотношениях со средой, и такое суживание динамических задач делает этот тип самым ограниченным во всей диапЗнальности. Он никогда не встречается среди детей и может культивироваться только взрослыми, да и то в специальных условиях, его выражением является «светскость», которая, собственно, вырабатывает лишь диагональные позы, правила взаимоотношений и потому оказывается по существу статичной, т. е. противоречащей диагональ-ности, или ложнодиагональной. Другая разновидность диагонального типа — суженного характера. Здесь развивается преимущественно стремительность движений. Этот диагональный подтип приближается по моторным формам и некоторым характерологическим данным к сагиттальности, но отличается от нее наличием сдвигов в туловище, развитым противодвижением, более раскрытыми движениями конечностей и умением вовремя остановить себя. Третья разновидность — расширенно диагональная. По развернутости движений она приближается к фронтальному типу, но отличается от него бурной динамичностью, вызывающей в теле сильные осевые сдвиги, винтообразные вращательные движения в его частях. Момент самоутверждения, вбирания, захвата приобретает в ней доминирующее значение. И если во фронтальности расширение нередко имеет чисто ^-1405 биологическое происхождение, отчего и формы ее самоутверждения принимают более непосредственный характер, то здесь оно становится самодовлеющим. Единственный открыто-диагональный ребенок КДО, двенадцатилетний мальчик ШураЗ., принадлежал как раз к расширенному подтипу с некоторой небольшой долей чистой фронтальности. Он пришел в отделение с воровством, которое его очень увлекало и от которого он никак не мог отучиться, несмотря на свое желание. Мальчик этот отличался большой ловкостью движений, на занятиях по моторике предпочитал самые трудные занятия и выполнял их лучше легких. Он был легковозбудим, но возбуждался как раз в тех* случаях, когда получал недостаточную нагрузку; в детском коллективе был вожаком и пользовался в нем большим авторитетом. Если говорить о диагональности в целом, то ее главным отличительным признаком является живое, подвижное, свободно «расчленяемое» туловище, в котором каждая часть чутко отзывается на движение другой части и закономерно ее уравновешивает или дополняет. Этим она отличается от сагиттальности и фронтальности, в которых основная масса тела в большинстве случаев остается «нерасчлененной» и неприспособленной к закономерно уравновешивающим противодвижениям. Это особенно ярко бросается в глаза в тех случаях, когда сагиттала или фронтала выводят из круга привычных жизненных движений. Здесь нередко проявляется их полная беспомощность, «неуклюжесть» и неприспособленность. Закрытая диагональность более освобождена в этом отношении, но в ней «расчленяемое» на части туловище не представляет еще организованного целого, и динамические соотношения в теле остаются неуравновешенными и хаотическими. Моторика открытой диагональности является как бы преодолением моторики трех других типов и химическим соединением элементов их двигательных форм. По существу, открытая диагональность есть нормальная моторика взрослого человека: она предполагает свободное обращение с теми формами, которыми связаны движения других психомоторных типов. Отсюда и широта диапазона открытой диагональности. Поэтому в смешанных типах сочетание фронтальности с сагиттальностью или с закрытой диагональностью етце не дает диагональности открытой. Последняя имеет свои особые качества, подобно тому как их имеют все остальные типы. Точно так же может она сочетаться с фронтальностью или сагиттальностью, не упраздняя и не поглощая их свойств. Но в то же время каждое соединение, каждое смешение моторных форм разных типов никогда не яв- ляется простой их суммой. Оно представляет собой какое-то новое целое. И только с учетом этого целого возможен анализ как психомоторного типа, так и отдельного движения. Смысловые значения моторных форм вступают в такие же динамические соотношения, как и сами эти формы. Конечно, такой анализ — очень сложная задача, требующая тренированных глаз специалиста, так как приходиться учитывать не только взаимоотношения рычагов тела, но и мышечную игру и ритм. Гораздо доступнее и легче для восприятия движения более крупного масштаба, которые можно наблюдать у ребенка в его взаимоотношениях с окружающими. И больше всего в поведении среди товарищей, в коллективе раскрывается и выявляется каждая психомоторная индивидуальность. Во вспомогательной школе ЭДИ находился несколько лет мальчик ярко выраженного фронтального типа Савва М. Он ходил всегда вразвалку на широко расставленных ногах, растопыривая и раскидывая в стороны руки. Это раскидывание рук имело постоянную задачу отбрасывать и крушить всех, кто попадается на пути. Савва отличался большой, жестокостью, но не столько с намеренным умыслом, сколько потому, что особенно не задумывался над тем, причиняет ли он боль. Он делал то, что ему нравилось, что ему хотелось. Поэтому для него всегда и всюду было много места. Более слабые дети разбегались в стороны тотчас же, как появлялся Савва. Другой, прямо противоположный пример из той же вспомогательной школы — закрыто-диагональная девочка Оля Е. Она отличалась исключительной связанностью и сжатостью. Локти ее никогда не отодвигались от туловища, предплечья постоянно прижимались к животу. Во время музыкально-двигательных занятий она обычно забивалась в угол и стояла там, отвернувшись от всех, опустив голову. Интересно отношение к этой девочке всего класса: ее не только все презирали, но каждый считал своим долгом ткнуть ее, зацепить, ударить. Отношение среды к Оле отражалось в моторике девочки, вызывая с ее стороны отношение боязни и недоверия к среде. С другой же стороны, сами формы моторики: сокращение, отодвигание — как бы побуждали умственно отсталых к преследованию Оли. Как для Саввы всюду оказывалось много места, так Оля получала его всегда в минимальном количестве. Перед Саввой среда расступалась, на Олю она наступала. Мальчик Валя Д. из КДО с преобладающей сагиттальностью в моторике отличался тем, что постоянно производил сам перед собой вертикальные движения, напоминающие командные жесты; он принимал перед зеркалом устрашающие позы (причем не расширенного, а вытянутого характера), произносил в воздух угрозы и, находясь в коллективе, совершенно не замечал других детей. Его жизнь протекала вне коллектива, в его собственном мире скудной фантазии, и все моторное поведение выявляло задачу убедить себя самого в собственной силе. Подобное игнорирование окружающих встречается часто у детей-сагитталов. Как уже говорилось, не все психомоторные типы однородны по своим характерологическим особенностям. Они отличаются друг от друга так же, как различается в деталях или в существенном их моторика. Особенно интересные в этом отношении результаты дает сопоставление тех же типов у трудных и нормальных детей. Только что начавшееся исследование моторики семи- и восьмилеток массовой школы позволило получить ценный психомоторный материал во время школьных перемен. Вот отрывок из моторной характеристики нормальной девочки фронтального типа Лены В. «У детей приготовительного класса перемена. Все бегают, скачут, кричат, возятся друг с другом большими и маленькими группами. В самой гуще одной из таких групп — Лена. Девочка раскраснелась и страшно возбуждена. Она бегает, покачиваясь и широко разбрасывая ноги в стороны, корпус наклоняется вперед от таза, руки усиленно размахивают, цепляясь за попадающиеся на пути предметы и детей, точно она ставит себе задачей как можно больше растолкать детей или, наоборот, собрать их всех в кучу. С детьми она обращается как с неодушевленными предметами, мало заботясь о том, куда их толкает или как тащит к себе. Добежав наконец до стула, она шлепается глубоко на него и, обхватывая крепко руками свои жертвы, старается посадить сразу несколько человек к себе на колени, или забирается в угол к стене и подтаскивает к себе целую группу детей, стараясь собрать их как можно больше. Лена принимает участие во всех самых бурных детских играх, находясь всегда в центре. Гораздо реже ее можно видеть спокойно идущей или сидящей в одиночестве. Все это сначала производит впечатление большой динамичности девочки, но, приглядевшись к ее моторике, можно убедиться, что вся ее динамика статического характера, это динамика ради захвата. Занять как можно больше пространства, расшириться своим телом и захватить все, что находится в этом пространстве». Моторика Лены, с одной стороны, имеет много общих черт с моторикой Саввы, с другой же стороны, совершенно отлична от нее. Как и Савва, Лена стремится расшириться, занять по- больше места в пространстве, ходит и бегает вразвалку, разбрасывает в стороны руки. Подобно Савве, она обращается с детьми как с неодушевленными предметами, перебрасывая, переталкивая их с места на место. Но есть существенное различие во фронтальных образах Саввы и Лены, делающее их качественно не только разнородными, но прямо противоположными друг другу: фронтальность, расширенность Лены служит для нее все время средством общения, установления каких-то связей с коллективом; фронтальность, расширенность Саввы используется им для непрерывного разрыва отношений, разобщения с детской средой. И хотя динамика Лены еще примитивна, еще по существу «статична», так как в отношениях с себе подобными девочка не столько развивает эту динамику в себе, сколько передвигает, перемещает около себя детей как предметы, стараясь приспособить их к своим игровым желаниям, это все же начало развития подлинной динамики, завязка тех взаимоотношений с коллективом, которые в дальнейшем приведут девочку к овладению динамикой в настоящем смысле. В этой динамизации статических форм и заключается основное отличие фронтальности Лены от фронтальности Саввы, который, разрывая связи с коллективом и оставляя вокруг себя обширное «пустое место», тем самым уничтожает повод к развитию в теле тех сдвигов, проти-водвижений и поворотов, которые вызываются многообразием человеческих взаимоотношений и приводят к овладению динамикой. Статичность мальчика отстаивается и закрепляется не только его поведением, но и тем положением, которое он создает себе среди других. Более детальное сравнение пространственных форм моторики Саввы и Лены выявляет те же соотношения. Савва никогда не нарушает основных формул фронтальности, он всегда симметричен, вес его тела распределен равномерно на обеих ногах, шаг укорочен и тяжел. У Лены зачастую встречаются разновесные, несимметричные положения, как бы разбивающие фронтальность и вторгающиеся в нее, придавая ей окраску диагональности. К подобным же соотношениям приводит сопоставление нормальных и трудных детей других психомоторных типов. Одноклассница Лены, Нина Л., девочка с ясно выраженной сагиттальностыо в моторике, дает ее, однако, в динамизированном виде. Не нарушая общей структуры сагиттальности — параллельной суженности и однонаправленности,— отдельные диагональные несимметрично уравновешенные формы положений и движений включаются в нее, делая ее качественно отличной от сагиттальности детей КДО. То же можно сказать о поведении 7ПО девочки в коллективе: «В свободное от занятий время, на переменах, можно чаще всего наблюдать, как Нина сидит где-нибудь в стороне одна или с двумя девочками, стоит у рояля, ударяя пальцем по клавишам, или просто слушает, как играет кто-нибудь из ребят. Реже она бегает с детьми, и почти никогда ее нельзя застать в большом обществе, принимающей участие в бурных детских играх. Покойное, точно несколько сосредоточенное поведение девочки отличается некоторой обособленностью, которая не выражается слишком резко и не отрезает девочку от коллектива». Эта особенность, свойственная сагиттальности, не приняла у Нины той асоциальной формы, которая привела Валю Д. к полному игнорированию окружающих детей, к действиям перед самим собой, а выразилась у девочки в некоторой отвлеченности и в избирательном отношении к товарищам. Но вместе с тем движения девочки, связанные с какой-нибудь определенной задачей, отличаются исключительной организованностью. Все ее действия выявляют прекрасные моторные данные: Нина пишет лучше всех в классе, очень музыкально и четко работает на ритмике, хорошо владеет бегом, прыжком. Ее приятные, эластичные движения по качеству скорее приближаются к диагональным, чем к сагиттальным. Моторика девочки производит впечатление диагональности, втиснутой в сагиттальные рамки. Действительно, во время эксперимента удалось выявить происхождение сагиттальности Нины. В экспериментальном исследовании психомоторики нормальных детей наряду с непосредственно двигательными заданиями с испытуемыми проводилась беседа, ставящая задачей вызвать у них определенные двигательные реакции. Так, например, ребенку задавался заведомо неприятный, затормаживающий его вопрос. Содержание этого вопроса подбиралось индивидуально к каждому отдельному случаю. Из материала, предварительно собранного о Нине, выяснилось, что девочка несколько задержана в интеллектуальном развитии, что причиной этого, по-видимому, являются тяжелые семейные обстоятельства. Несколько лет подряд девочка жила у отца и мачехи, которая с ней плохо обращалась. Год назад ее взяла к себе бабушка, которая относится к девочке с большой любовью, и жизнь Нины совершенно изменилась. В настоящее время хотя она и является несколько отставшей для своего возраста, но заметно развивается и дает хорошую продуктивность в работе. На эксперименте Нине был задан вопрос: не хочет ли она вновь вернуться к отцу, и предложено было немедленно устро- ить переезд. Девочка, сидевшая опираясь обеими руками на стул, подтянула плечи кверху, вытянулась вся в одну прямую и, опустив голову, застыла так на несколько мгновений. После того как ей было сказано, что это только предложение и что все зависит исключительно от ее желания, она опустила плечи, слегка вся расширилась, подняла голову и улыбнулась. Абсолютная сагиттальность, несвойственная девочке в жизни и вызванная мыслью о возвращении к мачехе, заострение тех форм моторики, которые обычно наблюдались у нее выраженными несравненно слабее, позволяет догадываться о главной предпосылке моторного типа Нины. Интересно отметить, что у большинства детей затормаживающий вопрос вызывает закрыто-диагональную реакцию: отодвигание, сжатие, сворачивание, а не вытягивание, как у Нины. Эта форма вызывает и предположение, что в конфликтах с мачехой Нина не протестовала и не защищалась, а только обособлялась внутренне, уходя в свой отвлеченный мир. В настоящее время, когда главная причина сагиттальности Нины устранена, эти формы значительно смягчились и стали заметно выступать природные диагональные данные. В таком толковании становится понятным весь моторный облик девочки. В известной мере можно объяснить и фронтальность Лены В. Девочка является единственным ребенком хорошо обеспеченных родителей. Она привыкла быть центром семьи. У нее много игрушек. Ее любимое занятие — игра в куклы, с которыми она может возиться целые дни. Но в то же время ни дома, ни во дворе у нее нет сверстников. На вопрос, есть ли у нее товарищи вне школы, Лена ответила отрицательно. По-видимому, до школы куклы в какой-то степени заменяли ей детскую среду. Отсутствие этой среды могло послужить причиной некоторой задержки моторного развития девочки на более ранних детских формах. Лена не имела, возможности развивать те трудные для равновесия положения, которые вызываются неожиданными поворотами, обращениями в сторону внезапно убегающего или не желающего подойти товарища и влекут за собой перемещение веса на одну ногу, сужение площади опоры. Точно так же она не могла приспособить тело к той постоянной динамической готовности урегулировать свои движения с движениями других детей, которая вызывается совместной игрой. Но игрушки, куклы— это то, что можно передвигать, переносить, складывать к себе на колени, загребать в охапку. Придя в школу, девочка принесла с собой домашние навыки,, и на переменах она еще не столько играет с товарищами, сколько играет «в товарищей», как в куклы. По-иному обстоит дело с Саввой М. Подкидыш и воспитанник детского дома, он с самого раннего детского возраста находился в большом коллективе сверстников. Но патологическая агрессивность мальчика и избыток физической силы, которой он всегда отличался, заставляли всех окружающих детей отодвигаться от него. Савва оставался один, чувствуя себя победителем, своего рода центром. Чем старше, т. е. чем сильнее, он становился, тем больше закреплялось это положение. Во вспомогательной школе ему подчинялись все более слабые дети. Это еще больше побуждало его к бесцеремонному обращению с ними. Таким образом, Савва, вместо того чтобы развиваться динамически, все больше укреплялся в статических фронтальных формах. Но агрессивность не всегда сопутствует фронтальности трудных детей, как и не всегда способствует она развитию статики. У закрытых диагоналов, происходя из других источников, она оказывает на ребенка совершенно обратное действие. Нападая на других из чувства малоценности, из желания предупредить подозреваемую возможность нападения на себя, закрытый диагонал никогда не уверен в своих силах. Наступая, он готов во всякое мгновение отступить, подбегая, готов к убеганию. Закрыто-диагональная девочка из КДО Мика С, сочетая в себе обостренное чувство малоценности с постэнцефалитическим моторным беспокойством, с отчаянием вступала в драку со всеми детьми и взрослыми. Пространственные формы ее движений в этих драках выявляли столкновение самых противоположных направлений, и, нанося удары направо и налево, девочка не только не расширялась, но сжималась предельно. Это сжимание вынуждало ее развивать силу удара не столько за счет движений рук, сколько за счет перебегания, перемещения всего тела, в противоположность Савве, который раздавал удары преимущественно разворачиванием рук. Интересно отметить, что через некоторое время после того, как Мика была переведена в коллектив более слабых и отсталых детей, перед которыми почувствовала свое превосходство, в ее моторике заметно начали развиваться фронтальные черты. Из всех этих примеров видно, что психомоторный тип больше всего раскрывается в поведении ребенка в коллективе и выражает его отношение к социальной среде, к миру и к самому себе в связи с миром. Отсюда, идя далее, можно сказать, что не столько моторным типом обусловлено отношение ребенка к среде, сколько отношением к среде обусловлен моторный тип. Поэтому задача перевоспитания, перестройки психомоторного типа требует прежде всего такой организации среды вокруг ребенка, которая перестраивала бы его отношение к миру и к само- му себе. Это и делается в лечебно-педагогических учреждениях. Но в то же время характер моторики ребенка, являющийся результатом всего его предшествующего развития и принявший твердые отстоявшиеся формы, сам по себе оказывает действие на психику ребенка и тормозит перестройку его отношения к среде. Если в течение ряда лет ребенок был закрыто-диагона-лен и все его тело привыкло к суженным, сжатым положениям, то, если даже начнется перестройка его отношения к миру и ребенок захочет раскрыться, расшириться, ему неизбежно придется столкнуться с тем, что нервно-мышечный аппарат его тела, тренированный только в одном направлении, будет сопротивляться непривычным действиям. Отсюда вытекает необходимость помощи ребенку в овладении своим телом именно в тех направлениях, каких требует перевоспитание его характера. Следовательно, нужна одновременная работа и по перевоспитанию психики ребенка, и по перевоспитанию его моторики. Все данные психомоторного исследования говорят за то, что работа эта должна вестись не двумя согласованными путями, не параллельными линиями, а как единое целое! Уже очень небольшой опыт в работе с нормальными и трудными детьми показал, что психомоторное воспитание, построенное по принципу единства, оказывает на ребенка более сильное действие, чем параллельная согласованная работа над психикой и моторикой раздельно. Не психика плюс моторика, а психомоторика как целостное единство. Возникает вопрос: как же осуществляется этот принцип в практической работе по движению? В организации занятий и в их построении. Из наблюдений и сравнительного анализа психомоторики нормальных и трудных детей можно ясно увидеть, что ребенка нормального от трудного ребенка того же типа отличает коэффициент диагональности, смягчающий и разнообразящий те типические моторные формы, которые у последнего стабилизованы, утрированы и обеднены. Нормальный ребенок не только преодолевает, не только обращается относительно свободно с формами движений, присущих его типу, но, насколько позволяет его возраст, выходит за их пределы, расширяет свой двигательный диапазон и вступает в многообразные взаимодействия с внешним силовым полем. Трудный ребенок как бы находится в плену у отстоявшихся форм своего психомоторного типа и отвечает на все воздействия внешней среды если не стереотипными, то довольно однообразными двигательными реакциями. Поэтому, если в работе по моторике с нормальными детьми приходится только направлять ребенка и помогать ему в развитии и усовершенствовании тех природных данных, которые в нем заложены, то ребенок трудный часто уже в своем организме несет такую предпосылку к моторному развитию лишь в одном направлении, к его извращению или общей задержке, что вывести его из отстоявшихся, нередко вредных форм можно только специальными сложными приемами. И здесь индивидуальный анализ психомоторной личности и знание характерологических свойств каждого типа приобретают первостепенное значение. Задача педагога по движению в лечебно-педагогическом, учреждении— с одной стороны, выявить моторную индивидуальность ребенка, с другой — на основе выявленных данных достигнуть с ним наибольшего возможного продвижения, наибольших педагогических результатов. В зависимости от характера учреждения акцент приходится делать на первой или второй части. Во вспомогательных школах, школах для психоневротиков, где дети пребывают длительно, педагогическая работа находится в более благоприятных условиях. Здесь ребенка можно выявлять постепенно и систематически в течение продолжительного времени добиваться прочных педагогических результатов. В учреждениях диагностического характера, где ребенок находится 1—2 месяца, соотношения меняются: акцент падает на развернутое выявление ребенка, педагогическую же работу приходится направлять на то немногое, но основное, что является наиболее существенным для каждого отдельного случая. Но такая работа требует быстрой ориентировки в моторной личности ребенка и мобилизации всех сил и методов для решения поставленных задач в короткий срок. Определение психомоторного типа в этих случаях оказывается удобным обобщающим началом, отправляясь от которого как от целого можно скорее и легче учесть и связать все детали моторики и характерологические особенности данной личности. Иногда типические психомоторные черты выражены в ребенке так ярко, что достаточно беглого взгляда, чтобы безошибочно определить их. Но очень часто это бывает не так просто, и требуются специальные задания во время групповых занятий или индивидуальное тестирование, чтобы выявить доминанту пространственных форм движений. Для выявления этой доминанты не нужно каких-нибудь особенных или сложных действий. Психомоторный тип выражается больше всего в обычных, жизненных движениях. Простая ходьба уже может много дать в этом отношении. Можно попросить вошедшего в комнату ребенка принести стул и сесть против педагога, предложить ему поближе рассмотреть висящую на стене картинку или сосчитать количество шагов до какого-нибудь места. Чем меньше ребенок будет подозревать о том, что ему дается двигательное задание, тем непосредственней он выявит себя. Наблюдая за ходьбой, можно увидеть: широко или узко ставит ребенок ноги; крупными или мелкими шагами он ходит; ввернуто, параллельно или выворотно направлены его стопы; разгибаются ли или все время остаются подогнутыми его колени; опирается ли при ходьбе его тело больше на выдвигаемую вперед или на отстающую ногу, каково соотношение между верхней и нижней частью туловища ребенка; что стремится вперед и что отстает; прижимаются ли плотно к туловищу, загибаются внутрь, растопыриваются <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|