Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Народный театр.. Инструментально-музыкальное творчество




Народный театр.

К виду народного или фольклорного театра относятся представления скоморохов, кукольный театр Петрушки, балаганы, раек, вертеп, и наконец народная драма.

Истоки русского фольклорного театра уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды. Их элементами были ряженье, пение, игра на музыкальных инструментах, пляски. В обрядах и ритуалах они объединились в определенной последовательности в единое действо, зрелище. Первыми актерами на Руси считаются скоморохи. Скоморохи делились на оседлых и бродячих, скоморохи-кукольники, скоморохи с медведем.

Группы бродячих скоморохов разносили по стране народное искусство, распевали озорные песни, исполняли скоморошины. Скоморохи доказывали зрителям на ярмарках «Медвежью комедию», с участием настоящего медведя. Скоморохи выражали мысли и чувства народа, осмеивали бояр и попов, прославляли силу и ударь богатырскую, защитников, русской земли. Власти относились к скоморохам как к бунтовщикам. В 1648 году был издан царский указ о запрещении скоморошества. Однако искоренить скоморохов не удалось ни властям, ни церкви.

Со скоморошьими играми связано появление кукольного театра•Определился главный персонаж - озорной и задорный Петрушка. Это был любимый герой и скоморохов и зрителей, озорной смельчак и задира с чувством юмора и оптимизма, он облачал, богачей и представителей власти. Комедия о Петрушке остается памятником устной народной драмы, хотя она никогда не имела постоянного текста и бытовала во многих вариантах и импровизациях.

Помимо театра Петрушки в России, особенно в ее южных областях, был распространен вертеп, специальный переносной деревянный ящик, в котором могли передвигаться изготовленные из дерева или других материалов куклы.

«Зеркало сцены», открытое публике, было обычно разделено на 2 этажа. Сверху на крыше сооружалась миниатюрная колокольня, на ней за стеклом ставили свечу, которая горела во время представления, придавая действию волшебный таинственный характер. Куклы прикрепляли к стержню, нижнюю часть которого держал кукловод, скрытый за ящиком. На верхнем этаже вертепа обычно разыгрывались библейские сюжеты, на нижнем житейские, чаще всего комедийные. В вертепе разыгрывались чаще всего библейские сюжеты.

С развитием торговли в России, с ростом городов и популярностью русских ярмарок, набирают силу ярмарочные зрелища. Одним из распространенных был Раек. Он просуществовал до конца 19 века и был непременной частью праздничных народных увеселении.

Раек - это небольшой инструмент с двумя увеличительными стеклами внутри. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоска с доморощенным изображением разных городов, великих людей и событий. Зрители глядят в стекло.. Раемник не просто показывал картинки, но и комментировал их, затрагивая животрепещущие проблемы, рассказывал присказки. Раек пользовался большой популярностью в народе. Главное в раемнике было то, что он включал в себя 3 вида воздействия на публику: изображение, слово и игру. Раек вошел в историю фольклорного театра как одно из ярких, самобытных явлений народной художественной культуры.

Наряду с райком широкую популярность получает балаган. В 18 веке ни одна ярмарка не обходилась без балагана. Их строили прямо на площади из досок и полотна. Внутри размещалась сцена, занавес и скамейки для зрителей. Снаружи балаган украшался гирляндам, вывесками, а когда появилось электричество - разноцветными гирляндами. Труппа балагана, как правило, состояла из бродячих актеров. Они давали в день несколько представлений. В основном это были интермедии, фокусы, клоунады. Здесь выступали певцы, танцоры, и просто «диковинные люди».

Народные драмы ставились на праздники в деревнях и городах. Это были своеобразные спектакли на исторические, бытовке, религиозные темы и сюжеты. Они разыгрывались в просторной избе, сараях или на открытом воздухе.

Тексты создавались неизвестными авторами, являлись произведениями устного народного творчества. Эти народные драмы исполнялись как правило людьми из народа, крестьянами, ремесленниками.

Наряду с русский фольклорным театром существовали близкие ему по форме представления устраивавшиеся в дни церковных праздников в православных храмах. Они получили названия литургические действа. Расцвет литургических действ относится к 16 веку. Литургические действа ставились в основном на библейские сюжеты.

Инструментально-музыкальное творчество

Музыкально-инструментальна самодеятельность охватывает широкую массу любителей, желающих овладеть музыкальной грамотой и навыками игры на каком-либо инструменте.

Русский народные музыкальные инструменты являются важной составной частью и достоянием национальной культуры. Арсенал музыкальных инструментов весьма велик и разнообразен. Это и гармошка, и жалейка, бубен, баян, домра, балалайка, гитара.

Существуют различные подходы к классификации народных инструментов. Они подразделяются по 2 признакам - это источник звука и способ его извлечения. Исходя из данной системы музыкальные народные инструменты систематизируются по следующей схеме:

1. Духовые

1. Флейтовые: свирель, сопель, кувиклы;

2. Язычковые: жалейка, брелка, волынка;

3. Мундштучные: рог, рожок

2. Струнные:

1. Щипковые: гусли, домра, балалайка, струнная гитара;

2. Смычковые: гудок;

3. Фрикционные: лира, колесная;

3. Клавишные:

1. Гармонь,

2. Баян,

3. Аккордеон,

4. Ударные:

1. Мембранные: бубен, барабан, накры, тулумбас;

2. Самозвучащие: ложки, трещотки, косточки, ухваты, коса, роган, колокол.

Одним из первых упоминании о народных инструментах относятся к Киевской Руси.

Ратная служба предполагала применение большого количества всевозможных духовых инструментов. Затем широкое распространение народные инструменты получили в среде скоморохов, которые были первыми русскими музыкантами-профессионалами. На ярмарках, всевозможных гуляниях, в пастушковой среде широко использовались струнные инструменты: гусли, домры, гудок.

Позднее широкое распространение получила балалайка и струнная гитара 17-19 век. Конец 19 века ознаменован появлением гармоник.

В конце 19 века музыкант-просветитель В. Андреев создал национальный оркестр РНИ. Андреев был композитором и дирижером, виртуозным исполнителем на балалайке и гармонике из Пскова.

В начале 20 века русский музыкант О. Смоленский сконструировал жалейки и создал квартет жалейщиков.

Широкой известностью пользовался Владимирский пастух Н. Кондратьев, который создал ансамбль рожечников (иностр., рожок). Позднее в оркестре Н. Оси-лова была целая оркестровая группа рожков.

Важной группой арсенала русских народных инструментов являются струнные инструменты. Среди них наиболее широкое распространение получили: гусли, домра, балалайка.

Гусли - крыловидные звончатые и прямоугольные (столообразные). Среди основателей ансамбля гусляров был 0. Смоленский, который открыл жалейку. На сегодняшний день гусли входят во все оркестры Русских народных инструментов. Большой вклад в развитие гуслей внесла композитор В. Городовская, выпускница училища им. Собинова, солистка национального, оркестра им. Н. Осипова.

Домра - занимает одно из ведущих мест среди струнных инструментов. Домры впервые появились в 16 в. и потом как бы забылись.

В конце 19 в. домра появилась в Андреевском оркестре и с тех пор является неотъемлемой частью оркестров народных инструментов. Домры Андреевского образца имеет корпус в виде полушария. Игра по струнам производится с помощью медиатора. В оркестре употребляются домры «пикало», «прима», «альт», «тенор», «бас», «контрабас», каждая из которых имеет свою настройку струн. Лучшим исполнителем на домре сегодня считается А. Циганков - композитор, народный артист России.

Первые образцы народной балалайки 19-20 веков представляют собой трехструнный инструмент с треугольным корпусом. Балалайка наиболее молодой инструмент русского народа, возникший не ранее 2-й половины 17 века.

Гармоника - первое образцы гармоник появились в России в 30-40 годы 19 столетия. Инструмент небольшого размера, сильного звучания и относительно легкого овладения. Гармоника одновременно служила исполнением мелодии и аккомпанементом. В конце 19 века, когда появилась «городская песня» и гармошка стала служить как аккомпанемент. Родина гармошки - Тула. Совершенством конструкции гармоник стал баян, и теперь баян является многотембровым инструментом, без которого не обводится не один оркестр русских народных инструментов.

Ударные инструменты:

Первые сведения об ударных инструментах относятся к 11 веку. Первый инструмент из серии ударных – бил.

Било - это толстая доска подвешенная на 2-х цепях по которой бьют равномерной колотушкой. Удары в било это первичная форма колокольного звона. Колокол - кроме церковно-ритуальной выполнял военную, гражданскую функцию.

Бубен - металлический котел с натянутой кожаной мембраной. Удар по мембране производится с помощью колотушки в виде кнута с плетеным шаром на конце.

Трещотка - ударный инструмент, имитирующий хлопки в ладоши. Это деревянные пластины нанизанные на 2 веревки.

Ложки – для музыкальных целей изготовляют из твердых пород дерева (дуб, ясень, клен), игровой комплект состоит из 2-4 ложек.

Анализ всей разнообразной гаммы русских народных инструментов показывает, что они предоставляют собой живительный источник, который во многом питает все пласты народной художественной культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...