Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Местное управление в Древней Руси IX–XII вв.




 

Система управления обширной территорией Киевской Руси, включавшей наряду с ареалом расселения восточных славян финно-угорские и балтские племена, складывалась по мере развития самого государства. При этом характерно было сохранение традиций предшествующего периода. В целом местное управление эволюционировало в сторону укрепления верховной власти киевского князя.

Первоначально отдельные территории Древнерусского государства обладали значительной внутренней автономией, в них сохранялись местные племенные князья, свои вооруженные силы. Подчинение восточнославянских союзов племен центральной власти выражалось главным образом в регулярной выплате ими дани (собираемой в ходе полюдья) и необходимости предоставлять воинские контингенты для крупных внешнеполитических мероприятий. В X в. утверждается практика раздачи киевскими князьями кормлений. Иногда в литературе кормления называют первой системой местного управления в складывающемся едином государстве, что не совсем верно. Кормления в древнерусский период означали временную передачу киевским князем права на сбор дани с определенной территории, не предполагая при этом, что поощряемое таким образом лицо будет выполнять судебно-административные функции. Так, на некоторое время право сбора дани с «племени» древлян получил Свенельд (первая половина X в.), однако у древлян сохранялись и свой племенной князь и своя родовая знать. В действительности первой системой управления Древней Руси необходимо признать посадничество – размещение княжих «мужей» в городах с волостями, с наделением их высшими местными судебно-административными функциями. При этом единственным источником властных полномочий посадников являлась княжеская власть. Согласно летописи еще Рюрик и Олег назначали в отдельные центры восточнославянских племен своих «мужей».

Но последовательное осуществление административной реформы стало возможным только после ликвидации племенных княжений - в правление Владимира Святославича (980-1015 гг.). Для этого периода характерно также размещение в новых центрах на местах наряду с посадниками сыновей великого князя. Историки отмечают, что взамен старых племенных центров центральная власть организовывала постройку новых укрепленных поселений, превращавшихся в города – административные центры волостей. Родственные связи были призваны упрочить власть центра на местах. С течением времени княжеский род расширялся, процесс перемещения князей-Рюриковичей в отдельных восточнославянских центрах, к которым «тянули» окрестные территории, усложнялся. Но фигура посадника сохранилась. Институт посадников обеспечивал княжеское управление городами и окружающими их волостями («пригородами»); при этом в случае перемены князя новый князь «сажал» своих посадников. В XI-XII вв. посадники выполняли следующие функции: 1) контроль над сбором уроков и даней и их распределение в соответствии с княжескими постановлениями; 2) исполнение высшей административной власти на местах от имени князя; 3) взимание в пользу князя судебных штрафов или их доли в совместном с епископом суде. Часть собранных средств поступала на содержание посадника и его дружины, что способствовало его обогащению, и в итоге посадничество развивалось в систему автономного управления, способного заменить княжеские прерогативы (как и произошло в Новгороде). С середины XII в. посадник стал постепенно вытесняться наместником. Окончательно должность наместника установилась к XIV в. Посадники сохранились лишь в Новгородской и Псковской феодальных республиках.

В первый период продолжала сохраняться численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Так, власть посадников опиралась на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотскими и десятскими. Институт тысяцких стал органом княжеского административного управления, куда назначались «княжие мужи» и местная знать. Основной функцией тысяцких было военное руководство. Данные источников XI-XIII вв. свидетельствуют о достаточно высоком положении сотских, но трудно судить об их обязанностях и происхождении власти - в результате выборов или княжеского назначения. Сотни были территориальными единицами (главами купеческих сотен являлись старосты) и организовывали небоярское свободное население. Десятки и возглавлявшие их десятские как форма низшей социальной организации племенного общества исчезают к началу XI в. Органом местного крестьянского самоуправления оставались территориальная община – вервь.[25] Вервь, это территориальный округ, члены которого были связаны круговой ответственностью по некоторым судебно-полицейским и финансовым делам. Вервь могла состоять из одного большого села или из ряда разбросанных поселений (сел и деревень); из больших семей и из мелких крестьянских хозяйств, которые индивидуально обрабатывали землю. Члены верви были связаны круговой порукой (взаимной ответственностью за уплату дани, за преступления).[26] В ее компетенцию входили: земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование некоторых преступлений и исполнение наказаний. Общине принадлежали значительные права по регулированию взаимоотношений между ее членами, отдельными семьями, а также внутри семей в случаях, если нарушения традиционных норм права затрагивали интересы всей общины. До усиления позиций христианской церкви к ведению этого коллектива относились вопросы заключения и расторжения брака. Древнерусская община, которую можно рассматривать и как особую политическую организацию, защищала своих членов от произвола политической власти, стоящей над ней, способствовала поддержанию имущественного равенства. Предполагают, что община была характерна и для организации городского населения. Городской организацией, имевшей определенные внутренние и внешние функции, аналогичной сельской верви, видимо, была улица.

Государственная власть постепенно усиливает свой контроль над общиной: вначале рядом с выборными старостами появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, затем общиной начинает управлять приказчик-посельский. Государство забирает у общины ряд ее функций и возлагает на нее обязанности, тем самым превращая ее в орган княжеского управления. Однако в Древней Руси община представляла собой еще достаточно автономное образование с собственными суверенными правами.[27] Крестьянские общины существовали на протяжении всего периода феодализма. Крестьяне, жившие на государственных землях (позднее известные как черносошные), платили подати в княжескую казну и не знали личной зависимости от феодала.

Количество таких общин с течением времени сокращалось, и впоследствии они уцелели только на далеком севере. «Черные» общины существовали повсеместно и служили объектом притязаний со стороны отдельных феодалов. Феодальные отношения постепенно расширялись за счет закабаления лично свободных общинников. Однако общины сохранялись и под властью феодалов.[28]

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняло народное собрание - вече. Впервые термин «вече» употреблен в «Повести временных лет» в связи с осадой печенегами Белгорода в 997 г. (запись, возможно, и более поздняя). Горожане собираются на вече, поскольку «от князя помочи нету». Но из легендарного рассказа о «белгородском киселе» следует, что вечевая практика была явлением обычным, хотя в Киеве, видимо, княжеская власть и противодействовала такого рода собраниям.

По отрывочным сведениям трудно судить о характере вечевых собраний, способах их проведения. Но вечевая система работала практически во всех русских городах, а уровень представительства решался в зависимости от характера обсуждаемых вопросов. Конечно, фантастичны предположения тех авторов, которые представляют вече неуправляемым собранием, где вопросы решаются «гулом»: какая сторона громче кричит. Описания подобных собраний рисуют совсем иную картину. Собрания проходили весьма организовано и выступать перед ним простому участнику его можно было после того, как председательствующий обратится за разрешением к вечникам, т.е. участникам вече. По старой традиции на подобных собраниях всегда имели право голоса жрец, хранитель обычаев и поэт-певец, хранитель памяти народной.[29]

Вече было старее князя. У летописца мы читаем: «Новгородцы бо изначала и смольняне и кыяне, и полочане и вся власти яко же на думу на вече сходятся, и на что же старшие думают, на том и пригороды станут».[30] Смысл этих слов такой: изначала города и волости («власти») управлялись вечами и вече старшего города управляло не только городом, но и всею его волостью. Рядом с этими вечами, на которых правом голоса пользовались все главы семейств, появилась власть князей, но князья не упразднили веча, а правили землею иногда при содействии, а иногда и с противодействием последнего. Факты вечевой деятельности, прежде всего не позволяют установить самой формы веча, которое очень легко спутать с простыми народными сходками, и неопределенность формы часто заставляла исследователей различать вече законное и незаконное. Законным называлось вече, созванное князем; вече же, собранное против воли князя, мятежнически, считалось незаконным. Следствием юридической неопределенности положения веча было то, что последнее было в большой зависимости от условий чисто местных или временных: политическое значение его понижалось при сильном князе, имевшем большую дружину, и, наоборот, усиливалось при слабом; кроме того, в больших городах оно имело большее политическое значение, чем в малых. Изучение этого вопроса заставляет нас убедиться в том, что отношения между князем и вечем постоянно колеблются. Так, при Ярославе и его сыновьях вече далеко не имело той силы, как при его внуках и правнуках. Когда власть князей усилилась и определилась, вече от политической деятельности перешло к хозяйственной – стало заниматься делами внутреннего быта города. Но когда род Рюриковичей размножился и наследственные счеты запутались, - городские веча стремились возвратить себе политическое значение. Пользуясь смутой, они сами призывали к себе того князя, которого хотели, и заключали с ним «ряды». Мало-помалу вече почувствовало себя настолько сильным, что решалось спорить с князем: случалось, что князь стоял за одно, а вече за другое, и тогда вече зачастую «указывает князю путь», то есть изгоняет его.[31]

Вече, выросшее из традиций племенных сходов, приобрело более формальные черты: для него готовилась «повестка» дня, подбирались кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действовали «старцы градские» (старейшины). Определилась компетенция вече: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избрания и изгнания князя, договора («ряда») с князем. Исполнительным органом вече был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин). Значение вече было различным в разных древнерусских городах, изменялось оно и с течением времени. Как правило, особую роль вече играло в экстраординарной ситуации, но в некоторых городах оно приобрело постоянный характер (прежде всего в Новгороде).

После принятия христианства в качестве государственной религии (988-990 гг.) на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Высшим церковным иерархом являлся киевский митрополит, подчинявшийся юрисдикции константинопольского патриарха. Именно последний совместно с Синодом по согласованию с византийским императором посвящал киевских митрополитов, большинство из которых оказывались греками. В ведение Константинополя входили также вопросы о церковном устройстве Русской земли и разрешении религиозных споров. Киевским митрополитам подчинялись направленные в крупнейшие города епископы (в Новгороде с начала XII в. - архиепископы), руководившие обширными церковно-административными округами – епархиями. Епископы назначались церковным собором во главе с киевским митрополитом, часто при участии великого князя. Всего за первых два века существования русской церкви насчитывают около полутора десятков епархий. Кроме того, некоторое время наряду с киевской существовали митрополии в Чернигове и Переяславле. В целом духовенство делилось на черное (монашество) и белое (приходское). Со временем церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей» - церковных иерархов, монахов, священнослужителей; лиц, призреваемых церковью, а также изгоев; дела о преступлениях против нравственности; брачно-семейные вопросы; дела о волшебстве, знахарстве, святотатстве).[32]

Таким образом, местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Продолжала существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения). Органом местного крестьянского самоуправлении оставалась территориальная община – вервь. Важную государственную функцию выполняло народное собрание вече. После принятия христианства в качестве государственной религии складываются церковные организации и юрисдикция.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...