Примеры расчета уставок дифференциальной защиты с торможением на понижающих трансформаторах
Пример 10. Выбираются уставки дифференциальной защиты с торможением (реле ДЗТ-11) двухобмоточного трансформатора мощностью 6,3 MB-А (115± 16%) кВ/ 11 кВ из примера 4 (рис. 2-10). Решение. Рассчитываются токи КЗ (результаты расчета приведены на рис. 2-10). Определяются средние значения первичных и вторичных номинальных токов для всех сторон защищаемого трансформатора так же, как в предыдущем примере (табл.2-5). Выбирается место установки тормозной обмотки обоих реле ДЗТ-11 (фаз А и С): плечо стороны НН (рис. 2-27). Определяется первичный ток небаланса без учета составляющей I'"нб по выражениям (2-35), (2-39), (2-40): Iнб=(1*1*0,1+0,16) 410 = 106,5 А, где I(3)к.макс.вн= 410 А (рис. 2-10). Ток срабатывания защиты выбирается только по условию (2-50) отстройки от броска тока намагничивания. Уточненное значение kн в выражении (2-50) определяется в следующем порядке. При uк.сp= 10,5 % сопротивление При мощности трансформатора 6,3 MB-А (рис. 2-10) При x 1с =15 Ом получаем хк=15 + 1,15*361=430 Ом. Значение хб= 1152/6,3 = 2100, хк* = 430/2100= 0,2, значение kн = 2,1 — 3,7*0,2 = 1,36. Номинальный ток трансформатора равен 31,7 А (на стороне 110 кВ). Ток срабатывания дифференциальной защиты по условию (2-50) Iс.з >=1,36-31,7 =43 А. Определяются числа витков обмоток ДЗТ для выравнивания МДС, аналогично тому, как это выполнено в предыдущем примере.
Расчеты сведены в табл. 2-7. При этом надо иметь в виду, что на коммутаторе реле ДЗТ-11 можно подобрать практически любое число витков как рабочей, так и уравнительных обмоток. Расчет в табл.2-7 начинается с выбора числа витков для обмотки НТТ, включаемой в плечо ВН, поскольку это - сторона регулируемого напряжения, хотя и с меньшим вторичным током (табл. 2-5). Определяется по выражению (2-48) число витков тормозной обмотки реле ДЗТ-11, необходимее для обеспечения бездействия защиты при внешнем трехфазном КЗ (точка К2 на рис. 2-10):
где ωт = 17,9 вит. - расчетное число витков рабочей обмотки на той же стороне НН, где включена тормозная обмотка (рис. 2-27); Iнб = 108,8(96,6/11) = 955 А, приведенным к стороне НН с помощью наименьшего значения коэффициента трансформации трансформатора, соответствующего крайнему «отрицательному» положению регулятора РПН, при котором определяются максимальные значения тока КЗ (§ 2-2); Iнб= 108,8 А (п.8 табл. 2-7).
Принимается ближайшее большее число витков тормозной обмотки (ωт = 11вит.); числа витков на тормозной обмотке реле ДЗТ-11 могут быть установлены следующие: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 18, 24. Определяется по формуле (2-38) коэффициент чувствительности защиты при КЗ за трансформатором в зоне действия защиты, когда ток повреждения проходит только через трансформаторы тока стороны 110 кВ и торможение отсутствует. Из рис. 2-10 I <ыгз>(3) к.мин.вн = 230А. В соответствии с табл. 2-1 для схемы соединения обмоток трансформаторов тока в треугольник расчетный ток в реле При прохождении тока КЗ по стороне ВН ток срабатывания реле Iс.р= 100/27 = 3,7 А. Коэффициент чувствительности 17,2 / 3,7 = 4,6 > 2. Проверка чувствительности защиты при однофазном КЗ на стороне 110 кВ в зоне действия защиты и выбор тока срабатывания реле РТБ схемы автоматики отключения отделителя 110 кВ производятся так же, как в примере 9. Расчетная проверка трансформаторов тока производится в соответствии с §1-5 так же, как в примере 4. Переход на nт = 150/5 не снижает чувствительности защиты. Пример 11. Выбираются уставки дифференциальной защиты трехобмоточных трансформаторов 10 МВ-А, (115 ±4 * 2,5 %)кВ / (38,5 ± 2 * 25) кВ /11 кВ по данным, приведенным на рис.2-16. Трансформаторы работают раздельно на сторонах 35 и 10 кВ. Решение. Определяются средние значения первичных и вторичных номинальных токов для всех плеч дифференциальной защиты (по номинальной мощности наиболее мощной обмотки трансформатора). Расчеты сводятся в табл. 2-8.
Определяются первичные токи небаланса без учета составляющей I'"нб по выражениям (2-35), (2-39), (2-40): а) при КЗ на шинах 35 кВ (точка К2) Iнб=(1*1* 0,1 + 0,1 + 0,05) • 500= 125 А, где I(3)к.макс.вн=Iαк.макс=Iβк.макс= 500 А - максимальный ток, проходящий по регулируемой стороне ВН трансформатора при КЗ на стороне СН (рис. 2-16); б) при КЗ на шинах 10 кВ (точка КЗ) Iнб= (1*1* 0,1 + 0,1) *330 = 66 А, где I(3)к.макс.вн=330 А - максимальный ток, проходящий по регулируемой стороне ВН трансформатора при КЗ на стороне НН (рис. 2-16). Предварительный расчет показывает, что при выполнении дифференциальной защиты без торможения (§2-4) kч =1,4 при двухфазном КЗ на стороне НН (рис. 2-16). В случаях параллельно работы трансформаторов на одной из сторон (НН или СН) значения Iк.макс, Iнб и, следовательно, Iс.з возрастают, а значение kч становится меньше 1,4, так как проверка чувствительности должна производиться при одиночной работе трансформаторов, когда ток КЗ меньше, чем при параллельной работе. Поэтому дальнейший расчет производится для дифференциальной защиты с торможением с реле ДЗТ-11. Определяется место включения тормозной обмотки реле ДЗТ-11. Рассматриваются три варианта. а) Включение тормозной обмотки в плечо 35 кВ (рис. 2-28). При этом несрабатывание защиты при внешнем повреждении на шинах 10 кВ, когда торможение отсутствует, обеспечивается выбором тока срабатывания, так же как для защиты с реле серии РНТ, т. е. по выражению (2-36), в котором принимается наибольшее значение kн для реле серии ДЗТ-10 (1,5): Iс.з >= 1,5 • 66=99 А. По условию (2-50) Iс.з>= kн • Iном.тр=1,5 • 50=75 А, где Iном.тр берется из табл. 2-8.
защит (предварительный) при двухфазном КЗ в точке КЗ (рис. 2-16) в минимальном режиме при Iс.з = 99 А и k(2)ч =13/5,7 = 2,28. Поскольку kч >2, этот вариант может быть принят для дальнейших расчетов (числа витков обмоток ННТ указаны на рис. 2-28). б) Включение тормозной обмотки в плечо 110 кВ, что позволило бы выбрать ток срабатывания защиты только по условию (2-50). Этот вариант требует дополнительной проверки надежности работы реле ДЗТ-11 (ДЗТ-1) по зависимостям, приведенным на рис. 2-26. В данном примере Iк.макс= 5000 А (точка К1 на рис. 2-16), I1* = 5000/150= 33. Предварительное значение Iнб = (0.1 +0.1 + 0.05) Iк.макс (КЗ на стороне 35 кВ). По формуле (2-48) По рис. 2-26, б при I1* =33 и ωт /ωp = 0,43 I2*=1,1, что значительно ниже нормируемых значений I2*. Следовательно, этот вариант не может быть принят.
в) Включение тормозной обмотки на сумму токов плеч 10 и 35 кВ (рис. 2-29). Очевидно, что последний вариант является наилучшим, так как позволяет выбрать ток срабатывания защиты только по условию (2-50), как и в варианте «б», и в то же время исключить влияние тормозной обмотки реле при КЗ в зоне действия защиты. Кроме того, на значение тока срабатывания в этом варианте не влияет неточность подбора числа витков уравнительных обмоток реле (составляющая I"'нб влияет лишь на выбор числа витков ωт). Расчет чисел витков обмоток НТТ реле ДЗТ производится так же, как в предыдущих примерах. Выбранные числа витков указаны на рис. 2-29. Проверка по условию (2-44а) показывает, что числа витков рабочей и уравнительных обмоток выбраны правильно: Iном.вн * ωp = 2,88 • 17 = 49 А =Iном.сн *ωУРІ= 3,24 • 15 =48,6 А = Іном.нн * ωУРІІ = =4,39 *11 = 48,2 А, где значения вторичных номинальных токов плеч дифференциальной защиты берутся из табл.2-8. Число витков тормозной обмотки выбирается большим из двух значений С0Х, вычисленных по формуле (2-48) для внешних КЗ в точках К2 и КЗ (рис. 2-16): ωт = 7 вит. Остальные расчеты выполняются также, как в предыдущих примерах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|