Программы экологического менеджмента: что, когда, кто, как?
Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности Планирование деятельности в области экологического менеджмента Планирование является одной из важнейших функций экологического менеджмента, позволяющей упорядочить и систематизировать возможные многочисленные мероприятия и действия, направленные на достижение экологических целей.
Процесс планирования деятельности во многом определяется тем, какие затраты (в том числе, и временные) нужны для проведения анализа аспектов, и доступностью адекватных сведений. При планировании может быть также использована информация, уже собранная в соответствии с требованиями контролирующих органов или в других целях. В процессе проведения предварительной экологической оценки на предприятии выявляются как сильные стороны природоохранной деятельности, так и наиболее слабые, проблемные аспекты и направления. Последние и составляют основу для планирования развития экологической деятельности: “Планируй, как ни тяжело, какие-то тут строить планы. Что предстоит, то не прошло. И - поправимо, как ни странно” (В. Вишневский. Вишневский в супере).
Планирование деятельности в области экологического менеджмента базируется на системе приоритетов, то есть отражает остроту проблем, необходимость, возможность и очередность их решения. Формулируемые цели должны быть конкретными, а задачи - измеряемыми; там, где это только практически возможно; по возможности предпочтение должно отдаваться превентивным мерам. Участники семинаров по экологическому менеджменту с задачами по планированию деятельности справляются с трудом. Знают слушатели чрезвычайно много. Они с легкостью жонглируют аббревиатурами, за которыми скрываются конкретные газоочистные установки с определенной производительностью и номинальной степенью очистки, скажем, от частиц размером менее микрона. Авторы брошюры не раз приходили в восхищение от энциклопедических познаний инженеров по охране окружающей среды, начальников заводских лабораторий, руководителей служб охраны труда. Но идеализм, мечты о несбыточном или наоборот, стремление действовать по привычной системе не дают возможности прагматично взглянуть на задание. Так, планируя деятельность условного завода по производству строительных материалов из мелкотоварной древесины, перерабатываемой в плиты MDF (древесно-волокнистые), наши слушатели, невзирая на экологическую политику предприятия (британского, кстати, придерживавшегося концепции многофункционального менеджмента в лесном хозяйстве), предложили сотни новаций. К наиболее ярким относились: · переход на сибирскую древесину; · отказ от выпуска “стружечных” панелей и переход к производству мебели из экологически чистого (!) мореного дуба; · установка самого дорогого газоочистного оборудования (споры на эту тему ведущие семинара останавливали долго); · добиться банкротства предприятия, его закрытия и организации на высвободившихся площадях новой компании, выпускающей мебель из цельной древесины.
Как сказал герой любимого фильма многих поколений москвичей “Покровские ворота”: “Савва! Тебе-то это зачем?” Действительно - зачем? Ведь цели не могут противоречить экологической политике, а задачи суть детализация, ступени достижения целей. Зачем британскому Савве отказываться от мелкотоварной, но родной, непригодной для выпуска мебели, но подлежащей обязательному, экономически целесообразному использованию древесины? Зачем новое дорогое оборудование, если действующее обеспечивает необходимую очистку от древесной пыли и предусматривает ее последующее сжигание? Мы, право слово, ожидали, что речь пойдет об утилизации тепла отходящих газов, образующихся при сжигании отходов коры и т.п. Но приоритетов наши слушатели не искали. И аргументировали свою позицию просто: “Все равно на экологическую деятельность никогда нет средств. Почему не помечтать?” В выпущенном Программой Организации объединенных наций по окружающей среде (UNEP) материале для практических занятий14 предлагается не мечтать, а взвешивать приоритеты, а затем уж формулировать задачи. Система оценки приоритетов достаточно проста (таблица 4). Tаблица 4.
Выявленные приоритетные экологические аспекты, как правило, не только оцениваются предприятием, но и внимательно документируются путем составления соответствующего регистра.
Деятельность по идентификации и документированию экологических аспектов деятельности предприятия должна осуществляться систематически, начиная с наиболее очевидных и поддающихся описанию и оценке. По мере развития деятельности в области экологического менеджмента Регистр экологических аспектов может и должен последовательно уточняться, корректироваться и дополняться с учетом достигнутых результатов. Регистр полезен тем, что в систематизированном виде содержит описание проблем, подлежащих решению. Кстати, в большинстве случаев работающие с зарубежными менеджерами психологи рекомендуют рассматривать их как неиспользуемые возможности. Может быть, еще не упущенные, но не используемые во благо предприятия, потребителя, общества в целом. Таковы основные позиции менеджмента качества и экологического менеджмента. Кроме того, такая постановка вопроса дает новый импульс в дискуссии с приверженцами концепции “Загрязнитель платит, значит выполняет свои обязательства”. В соответствии с установленным в РФ экономическим механизмом природопользования предприятия-загрязнители действительно платят: за нормативное, в пределах лимитов или сверхлимитное загрязнение окружающей среды. И во многих случаях упускают возможности получения дополнительных преимуществ, которые можно получить, тщательно планируя и организуя добровольную экологическую деятельность.
Итак, будь то нерешенные проблемы или неиспользуемые возможности, идентифицировав их, следует четко определить задачи, контрольные показатели и необходимые для решения задач ресурсы. В самом простом виде схему, описывающую соотношение между целями, задачами и контрольными показателями можно отразить следующим образом (таблица 5). Таблица 5. Соотношение между целями, задачами и контрольными показателями
Показатели (индикаторы) планирования деятельности по экологическому менеджменту самостоятельно устанавливаются предприятием по каждой из экологических целей с учетом идентифицированных на данный момент требований и приоритетных аспектов деятельности. Все показатели делятся на внутренние и внешние, которые могут быть соответственно количественными и качественными. Как показывает зарубежный опыт, наиболее эффективно использовать в качестве количественных показателей достижения поставленных целей и решения задач относительные и удельные величины. Концерн Fiat Auto SpA выпустил единые рекомендации по открытой экологической отчетности для всех своих предприятий. Одна из характерных черт многочисленных графических материалов и таблиц заключается в том, что использование энергии, расход красок, возврат металла через особую дилерскую сеть рекомендовано представлять относительно объема выпущенной продукции, по сравнению с прошлыми годами, на фоне средних показателей по предприятиям концерна, по отрасли и т.п. Действительно, в этом случае динамика изменения показателей может быть продемонстрирована (и прослежена - не будем забывать про заинтересованные стороны) гораздо четче, чем, скажем, при сравнении содержания загрязняющих веществ в отходящих газах с предельно допустимыми концентрациями. Кроме того, стремление к достижению ПДК (не знакомо ли читателям это выражение?) - процесс затруднительный. С одной стороны, многие предельно допустимые концентрации установлены таким образом, что они практически недостижимы. Скажем, очистить воду до того состояния, чтобы содержание в ней нефтепродуктов на выходе было ниже предельно допустимой концентрации для рыбохозяйственных водоемов, и при том условии, что у водозабора (на входе) их было в 3-5 раз больше ПДКвр - задача не только энерго-, материало- и трудоемкая, но и вряд ли реальная. С другой стороны, допустив, что задача все же будет решена, мы как бы снимем целесообразность поиска новых возможностей улучшения экологических показателей деятельности. С третьей стороны, будучи прагматиками и не веря в то, что задача в обозримый период времени может быть решена, и широкомасштабно, мы должны задуматься над тем, как создать стимулы для предприятий заниматься водоохранной деятельностью.
В рамках выполнения проекта нам довелось работать с одним из ведущих в отрасли, прибыльных, заинтересованных в развитии добровольной экологической деятельности предприятий России. Сразу хотелось бы подчеркнуть, что такие вопросы, как выполнение нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов, лимитов размещения отходов на этом предприятии успешно решены. В чем состояли стимулы для руководства? Мы еще обратимся к этому вопросу в заключительной части брошюры, а сейчас ограничимся тем, что выскажем три предположения: · западные клиенты, рекомендовавшие предприятию подготовиться к сертификации по стандарту ISO 9002, вероятно, обсуждали и перспективы сертификации по стандарту ISO 14001; · общественные экологические организации региона активно занимаются распространением информации о системах экологического менеджмента и провели, совместно с органами Госкомэкологии, серию семинаров, в том числе, с участием зарубежных преподавателей; · региональные природоохранительные органы рассматривают возможность поддержки предприятий-лидеров. В ходе предварительной экологической оценки сложилось благоприятное впечатление о промлощадке, об основных цехах, о большей части вспомогательных служб. Но природоохранная документация и сам отдел существовали как-то отвлеченно от предприятия в целом. Например, тот факт, что расход металла на выпуск единицы продукции за последние пять лет три раза снижался, так и осталось предметом гордости главного технолога и некоммерческой тайной, хранимой в финансовом отделе. То обстоятельство, что твердые отходы, образовывавшиеся прежде при нанесении защитных покрытий на изделия, уже два года как используются в рецикле, отлично известно главному инженеру, но оценить экономические преимущества он не может. Начальник отдела охраны окружающей среды, в свою очередь, не уверен, продолжает ли предприятие платить за размещение уже несуществующих отходов. Как и было сказано, инициатив много, они интересные, экономически и экологически целесообразные, но системы нет. Видит ли руководство предприятия новые задачи экологической деятельности? Да. Тот же отдел охраны окружающей среды занят поиском ультрасовременного сорбента для извлечения нефтепродуктов из сточных вод (воды затем отправляются в городскую канализацию, а применение ультрасорбента не предполагает организации повторного использования воды; финансово соглашение со службой водоканала совсем необременительное). Отдел главного технолога занят исследованиями возможностей замены ряда материалов на более современные. О том, целесообразна ли такая замена экологически, пока никто не думал. ГОСТы образца 70х-80х годов сведений о потенциальной опасности ныне применяемых веществ и материалов практически не содержат15. Можно было бы продолжать, но системности дополнительные (и положительные!) примеры не добавят. Как говаривал Оскар Уайльд: “Умение сделать хороший салат сродни искусству дипломатии. В обоих случаях важно знать точное соотношение масла и уксуса”. Масло - в салатницу! Совмещение экологических и экономических целей предприятий - неотъемлемое условие развития экологического менеджмента, и предпосылки для этого существуют явные. В настоящее время руководство предприятия подготовило краткую, но весомую схему, в которой сведены воедино приоритетные экологические аспекты и значимые воздействия (как характерные для прошлой деятельности, так и сегодняшние). Сформулированы перспективные задачи, идет работа над программой. Есть надежда, что новое высшее руководство в ближайшем будущем уделит внимание инициативам менеджеров среднего звена и рассмотрит перспективы разработки и принятия экологической политики. Программы экологического менеджмента: что, когда, кто, как? В общем случае, когда цели и задачи поставлены, более того, они отвечают духу и букве экологической политики организации, главное - “...не браться за выполнение всех этих обетов из страха, что выполнить их не удастся” (Дж. Свифт. Когда я состарюсь).
Деятельность по разработке и внедрению программы (или программ) играет ключевую роль в достижении успехов в функционировании системы экологического менеджмента. Каждая программа должна описывать то, каким образом организация будет работать для достижения целей и решения задач экологического менеджмента, и определяет временные рамки и ответственность персонала в ходе реализации экологической политики организации. Программа может быть подразделена на несколько частей, описывающих специфические направления (элементы) деятельности организации. Программа должна предусматривать проведение оценки экологических аспектов новых, предполагаемых видов деятельности. Самое краткое изложение того, что непременно должно быть в программе, представлено в практическом пособии, разработанном специалистами Программы Объединенных Наций по Окружающей Среде UNEP/ICC/FIDIC Environmental Management System Training Resource Kit (EMS TRK): Что? Программы в тех случаях, когда это целесообразно, могут охватывать все стадии, включая планирование, разработку требований к продукции, производство, маркетинг, размещение отходов. Эта позиция справедлива в отношении реализованных и предполагаемых видов деятельности, продуктов и услуг. Для продуктов программа может охватывать разработку документации, выбор сырья и материалов, процесс производства, использования (потребления) и размещение отходов потребления. При внедрении новых видов процессов, оборудования, при модификации производства, программа может охватывать планирование, разработку документации, строительство (установку), введение в строй, функционирование, а также в сроки, определенные организацией, закрытие или демонтаж, консервацию. Вероятно, излагая такой взгляд на спектр вопросов, которые программы экологического менеджмента могут охватывать, мы несколько забегаем вперед. Еще ни одна российская компания не заявила широко и не представила доказательств того, что их программы экологического менеджмента подготовлены, внедрены и работают (!). А мы говорим, по сути, о взаимосвязи между оценкой воздействия на окружающую среду (при внедрении новых процессов, реконструкции и т.п.) и экологическим менеджментом. Но в России есть примеры намерений такого характера. В предпроектной документации одной из масштабных реконструкций предприятия машиностроительной отрасли описаны результаты экологического аудита промплощадки, основные направления деятельности будущего совместного предприятия в области экологического менеджмента и их связь с корпоративной экологической политикой.
Подготовленные и выполняющиеся программы - индикатор функционирования системы экологического менеджмента в целом. Присутствие некоторых элементов, фрагментов, частичного отражения поставленных задач, мероприятий, необходимых ресурсов в планах по достижению ПДВ (предельно допустимых выбросов) программ заменить не может. Их разработка, запуск, проверка выполнения, корректировка требуют систематического подхода целеустремленности, сил, знаний, терпения. В рамках настоящей брошюры мы не станем обращаться к детальному обсуждению рекомендаций в отношении разработки программ экологического менеджмента. Это скорее предмет методических указаний. Но и при наличии методических указаний внедрение программ будет зависеть от убежденности руководства и творческой работы персонала. Изящность систем экологического менеджмента состоит в том, что их принципы универсальны и применимы к любым организациям. Вопрос в том, как эти принципы преломляются применительно к конкретной ситуации, предприятию, стране.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|