Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виктор Пономаренко. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «семь радикалов»)




Виктор Пономаренко

Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «семь радикалов»)

 

 

 

Пономаренко В. В.  Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «семь радикалов») / В. В. Пономаренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 252 с. — (Психологический практикум).

Книга представляет собой психологическое исследование (диагностику) основных групп человеческих качеств в структуре реального характера. Автор предлагает методику «семь радикалов», ставшую результатом преломления общепринятой теории характера через собственный профессиональный опыт. Представлены семь основных человеческих радикалов — истероидный, эпилептоидный, паранояльный, эмотивный, шизоидный, гипертимный и тревожный. Каждый из этих радикалов рассматривается по схеме: общая характеристика, внешний вид, качества поведения, управление поведением и особенности построения коммуникации.

Книга предназначена для специалистов, работающих с людьми: психологов, врачей, учителей, специалистов в области управления человеческими ресурсами, а также для всех, кто интересуется прикладной психологией.

 

Оглавление

 

Предисловие. 3

От автора6

Глава 110

Введение10

Вопросы и задания29

Глава 230

Истероидный радикал30

Общая характеристика31

Внешний вид38

Качества поведения. 45

Задачи. 49

Особенности построения коммуникации52

Вопросы и задания54

Глава 356

Эпилептоидный радикал56

Общая характеристика. 56

Внешний вид. 63

Качества поведения. 70

Задачи. 78

Особенности построения коммуникации. 81

Вопросы и задания. 84

Глава 485

Паранояльный радикал85

Общая характеристика. 86

Внешний вид. 91

Качества поведения. 95

Задачи. 100

Особенности построения коммуникации. 102

Вопросы и задания104

Глава 5105

Эмотивный радикал105

Общая характеристика. 106

Внешний вид. 111

Качества поведения. 114

Задачи117

Особенности построения коммуникации119

Вопросы и задания120

Глава 6121

Шизоидный радикал121

Общая характеристика. 122

Внешний вид. 131

Качества поведения. 139

Задачи. 143

Особенности построения коммуникации. 146

Вопросы и задания146

Глава 7148

Гипертимный радикал148

Общая характеристика. 148

Внешний вид. 149

Качества поведения. 156

Задачи. 160

Особенности построения коммуникации161

Вопросы и задания163

Глава 8163

Тревожный радикал163

Общая характеристика. 164

Внешний вид. 166

Качества поведения. 171

Задачи. 174

Особенности построения коммуникации. 174

Вопросы и задания179

Глава 9180

Психологический профиль180

Вопросы и задания196

Глава 10196

Психологический портрет196

Вопросы и задания214

Об авторе215

 

 

Предисловие.

 

 

Не скрою, приятно, что глубокоуважаемый мной автор данной работы Виктор Викторович Пономаренко доверил мне написание предисловия к своему детищу, родившемуся как итог непростой профессиональной деятельности в области медико-психологической экспертизы за долгие годы его напряженной работы, зачастую связанной с риском для жизни.

Предлагаемая работа автора — логическое продолжение научно-прикладных исследований в области характерологии, крайне важного и актуального в условиях современности направления психологической науки.

Сегодня существуют подходы известных и не очень известных исследователей относительно классификации характеров. Такие подходы строились по различным основаниям: анализа этических принципов (Платон, Теофаст), описания способностей человека (Галль), анализа тела и генеалогии (Ф. Джордано), исследования строения тела (Э. Кречмер, У. Шелдон), описания чувств и стремлений человека (Ф. Полан, Н. Лосский), рассмотрения влияния социокультурной среды (Э. Фромм, Д. Хониг-ман, ВС. Братусь), доминирующих импульсов-влечений личности (3. Фрейд), анализа функциональной направленности личности (К. Юнг) и др.

В то же время, известный отечественный психолог и ученый Д. Я. Райгородский не без оснований отмечает, что «отечественной психологии с проблемой характера не повезло». Единственная фундаментальная работа — «Вопросы психологии характера» Н. Д. Левитова, вышедшая в 1956 году, а затем переиздававшаяся несколькими изданиями до 1969 года под названием «Психология характера». Надо сказать, что исследовательская работа в данном направлении имела как многочисленных предшественников, которые в той или иной мере занимались проблемой характера, так и последователей. В их числе известные ученые, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Е. А. Климов, А. Ф. Лазурский, К. К. Платонов, СЛ. Рубинштейн и другие, рассматривавшие характер как «содержательный и общественно значимый компонент личности».

Вместе с тем, в отечественной науке существуют исследования, в которых реализована попытка рассматривать характеры людей через призму так называемых «дисгармоний» (П. Б. Ганнушкин, А. Е. Личко). В связи с этим П. Б. Ганнушкин отмечает: «Когда говорят о наличности у кого-либо того или другого определенного характера, того или другого темперамента, то ведь тем самым, конечно, указывают на известную однобокость его психической организации, тем самым дают понять о наличности в сфере его психики известной дисгармонии, об отсутствии равновесия во взаимоотношении отдельных сторон его душевной деятельности».

Подходы авторов рассматривать характеры людей через призму дисгармоний психики приводят к пониманию идеальной личности как лишенной характера, гибкой в поведении и жизнедеятельности и управляемой внешними условиями, соотнесенными с потребностной структурой. К сожалению или к счастью, таковое невозможно. Человек наделен сознанием, оперирует сформированными на основе существующей психической структуры принципами, правилами и нормами, определяющими его жизнедеятельность и проявляющимися в ней. А значит, человек обречен быть носителем характера, обречен быть в какой-то степени дисгармоничным, наделенным определенными признаками. При этом, как отмечается в работах П. Б. Ганнушкина и А. И. Личко, описание так называемых «нормальных людей» — носителей дисгармоний «до мелочей совпадает с описанием психопатических личностей, взятым из клинической практики». Правильное понимание характеров, говоря словами П. Б. Ганнушкина, «... стало возможным только с тех пор, когда в основу этого понимания была положена психиатрическая точка зрения».

Именно эту позицию занимает в предлагаемой вниманию читателя работе врач-психиатр, психолог В. В. Пономаренко, рассматривая личность с позиции так называемых «личностных клинических радикалов», под которыми понимаются автором самостоятельные группы качеств в структуре реального характера, однородные по происхождению, т. е. в основе которых лежат одни и те же «внутренние условия», подобные корневой структуре. Отсюда и определение автора, данное названным группам качеств, — радикалы (от лат. radix — корень).

Работа В. В. Пономаренко ориентирована на специалистов, работающих с людьми и во имя людей: психологов, врачей, учителей, специалистов в области управления человеческими ресурсами, на всех тех, кто обязан быть психологом по сути своей профессиональной деятельности.

Заслугой автора является попытка рассмотрения сложной проблемы доступно для понимания теми, кто не имеет специальной подготовки в области психиатрии или клинической психологии. Попытки проведения анализа «читабельности» рукописи данной работы, как способности понимать, быть вовлеченным и заинтересованным в процессе чтения, позволяют сделать однозначный вывод: работа необходима, своевременна, вызовет живой интерес представителей различных возрастных групп и профессий.

При этом очевиден высокий уровень научности предлагаемых материалов, осмысленных и подготовленных для издания человеком, достигшим высокого уровня профессионализма.

О несомненном таланте автора как писателя и ученого-исследователя говорит его способность рассуждать о сложном доступно и понятно для читателя.

Дабы не злоупотреблять вниманием читателя и не отнимать время, которое с пользой может быть применимо к чтению столь интересной работы, остается только пожелать ей доброго пути, принятия, многократных изданий и разумной критики коллег-ученых, сознающих всю сложность выбранного направления исследования и анализа.

 

Князев A. M. — психолог, кандидат педагогических наук, докторант Российской академии государственной службы при Президенте РФ, руководитель психологической лаборатории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...