Эссе на тему: «Фильм производства Чехии и Словакии «Лидице» (2011): авторская рефлексия, особенности сюжета в отображении исторических событий».
Выполнил студент 3 курса, 3 группы Воробьёв Павел Анатольевич Эссе на тему: «Фильм производства Чехии и Словакии «Лидице» (2011): авторская рефлексия, особенности сюжета в отображении исторических событий». Фильм «Лидице» в русскоязычном варианте снимался на основании реальных исторических событий. Все содержание фильма посвящено отображению с определенным художественным оформлением истории одного чешского поселка в Чехии, расположенного в 20 км к западу от Праги. Все происходит в период Второй мировой войны. Если конкретизировать, то главная сюжетная линия разворачивается вокруг двух событий, второе из которых вытекает из первого как карательная мера со стороны немецких оккупационных властей. 27 мая 1942 г. офицеры Ян Кубиш и Йозеф Габчик, представители чехословацкого Сопротивления немецко-фашистской агрессии и оккупации, убили исполняющего обязанности имперского протектора Богемии и Моравии опенгруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха (любимчика А. Гитлера). Стоит отметить, что сюжет фильма начинается далеко не со дня знаменитого покушения. Итак, начнем по порядку. Я ставлю своей задачей найти некие различного рода особенности, продвигаясь по сюжетной линии. В качестве достоинства данного похода выступает сохранение хронологической целостности картины, которая, важно обозначить, соблюдена в самом фильме. Все начинается с семейно-бытовых сцен. На дворе 1938 год… Первая особенность, с которой я столкнулся, было упоминания имени католического священника. Что это значит? По-крайней мере то, что в поселке располагался костел. И это действительно так. Забегая немного вперед, можно отметить, что по фильму прихожан в костеле процент прихожан от всего населения Лидице был достаточным. Также отметим, что, судя по отдельным эпизодам, в поселке существовал свой футбольный клуб и музыкальный квартет из молодых людей, которые станут одними из главных героев данного фильма. Интересен тот факт, что со слов одной из героинь фильма именно местный священник объявил предположение о грядущей войне.
Идет 1939 год… Демонстрируется сюжет о судебном разбирательстве над Франтишком, который был обвинен в убийстве во время свадебных торжеств в поселке одного из своих сыновей и впоследствии получивший четыре года каторжных работ. Почему я затронул этот сюжет? Мне кажется, будет не лишним на основании картинок судебного процесса из фильма обозначить некоторые вещи. Интересная деталь: на общем столе трех судей стоит крест и лежит Библия. Во-вторых, подсудимый не находится в судебном зале за металической решеткой, что, по-моему, является для нас чем-то привычным, учитывая тяжесть преступления, а сидит на обычной скамейке. Отметим и тот важный факт, что во время показа похорон убитого парня мы узнаем о намерении двух членом местного духового оркестра уехать в Англию для борьбы с фашизмом. Как уже было сказано выше, Франтишек по приговору суда был отправлен в тюрьму. Отметим для начала тот интересный факт, что его возлюбленная (мат убитого Франтишком парня) во время тюремного свидания принесла тому Библию (Bibli Svata). Возможно, этот факт наряду с существованием в Лидице регулярно посещаемого костела, свидетельствует об определенной религиозности местного населения поселка. В пользу этого говорит также тот эпизод, когда находившийся в одной тюремной с Франтишком камере Ковальский (осужденный фальшивомонетчик) с жадным (в хорошем смысле слова) интересом стал листать Священное Писание. Обратим также внимание, что в тюремном зале свиданий на стене размещен крест.
Продвигаясь по сюжету, мы невольно (временно) переходим на общие чешские события, связанные с вооруженным вторжением немцев в пределы страны. Немецкая агрессия, как ни странно, никакого сопротивления со стороны чешской армии не вызвала. В связи с этим событием мы можем заметить один очень интересный факт: немецкие оккупационные власти лучше относились к тем чешским гражданам, у которых были немецкие корни. Не случайно чеху с такими корнями было предложно возглавить жандармский отдел в Лидице. Фильм отобразил также первое «массовое» задание к чехам от немецких оккупационных властей: собрать все церковные колокола. Возвращаясь к делам в Лидице и соблюдая при этом эпизодическую последовательность, отметим, что в поселке располагался крупный металлургический завод (фабрика, которая, вполне возможно, была единственным местом для трудоустройства мужчин в поселке). Вполне заметно и широкое использование местными заводскими рабочими велосипедов как средства передвижения от дома к месту трудовой деятельности. Интересен для нас и факт объявления от немецких властей по радио на том самом заводе следующего содержания: «Сегодня утром немецкие войска пересекли границу Советской России». Как мы видим, Вторая мировая война давно уже в разгаре и, соответственно, по порядкам военного времени живет весь протекторат Богемия и Моравия, включая и поселок Лидице. Исходя из последующих эпизодов, мы вправе констатировать продолжение существования в Лидице футбольного клуба. В поселке располагался кабак, в котором продавали чешское пиво. Местные жители охотно посещали данное заведение, в том числе и местный ксендз. Порядки вокруг не были очень строгие, поэтому можно было свободно посидеть в питейном заведении. С чем это связано? По-крайней мере, одной из причин тому послужило назначение одного из местных жителей (Вичека) начальником отдела жандармерии в Лидице, которого, забегая вперед, можно по праву назвать патриотом своего народа. Немецко-фашистская пропаганда тем временем продолжает свою работу. 27 сентября 1941 г. в Лидице прошел информационный кинопоказ (в Лидице была киностудия). Население поселка информировалось о назначении на пост заместителя имперского протектора Константина фон Нейрата опенгруппенфюрера СС Гейдриха. Упоминалось также тогда имя Германа Франка в качестве государственного секретаря с кабинетом в Праге. Отметим, что данный информационный показ был массовым, но, как не удивительно, без надзора за его проведением со стороны военных властей. Вскоре мы видим очень интересный и поистине показательный эпизод, связанный с речью матери чешского парня из Лидице, который воюет в это время против фашизма в Англии (и судя по новостям, еще живой): «Он сражается за нашу свободу» (родители им гордятся).
Тем временем в упоминаемой выше тюрьме сами заключенные, находясь на каторжных работах, вынуждены издавать листовки под следующим содержанием: «Блицкриг. Несомненно, победа Третьего Рейха уже близка». Это показатель немецкой пропаганды о всесилии и вечности существования режима, что, в свою очередь, должно было ломать психологическую силу Сопротивления. Еще одним из таких идеологических элементов явилось объявление по радио в Лидице о казни некоторых чешских патриотов (сопротивленцев) по приказу Гейдриха. В данном случае радио звучало в тюрьме (в тайне). Отметим, что тайно использовали радио не только заключенные, но и один из чехов-охранников. Отметим также и наличие большого списка приговоренных к смерти из ряда заключенных. Далее следует интересный эпизод, связанный с тем, что молодежь из поселка рисует карту местности, а точнее местных полей и, видимо, с определенной целью. Продвигаясь по сюжетной линии, можно для себя отметить, что, несмотря на немецкую оккупацию, на стенах тюремного зала свиданий сохранились кресты. Также отметим, что в Лидице, видимо, существовала школа, что исходит из слов героя фильма: «Парней из школы отправляют в Германию». Эти слова говорят в то же самое время и о тяжкой участи многих детей и их родителей, у которых их отбирали. Вполне содержателен для нас разговор заключенного Франтишка (отца) с посетившим его Карлом (его сыном). Отец произнес следующие слова: «Продайте велосипед и купите хорошую швейную машинку!». Отчасти, мы можем сделать вывод, что велосипед был тогда вещью не дешевой, а тот факт, что он был в наличие у многих, можно объяснить крайней необходимостью в нем. Для чего же так сильно нужна была швейная машинка? Чем вызвана нехватка одежды? Можно предположить, что пошив новой (теплой) одежды был предназначен для тех детей, которых увозили в Германию. Но стоит сказать, забегая вперед, что, как минимум, одна пара теплых носков была передана в тюрьму Франтишку.
Отходя от разговора отца и сына, мы также отметим, что Карл принес в тюрьму сигареты (не одну упаковку). Это незначительный показатель того, что сигареты имели спрос, значит, местные мужчины (возможно, и некоторые женщины) курили. В связи с этим мы также отметим некоторые элемента быта заключенных в условиях оккупации: игра в карты (скрытно от немецких наблюдателей), Библия осталась лежать в камере (возможность чтения), курят по эпизоду все три заключенных (прямо в камере). Как бы это не звучало парадоксально, жизнь в тюрьме с каждым годом немецкой оккупации и разворачивания Сопротивления на территории протектората превращалась во все более желательную: мирному свободному населению часто было намного труднее, чем заключенным. Идя дальше по эпизодам, мы сталкиваемся с тем фактом, что, несмотря на немецкую оккупацию, мессы в костеле продолжать отправляться. Это, наряду с другими, названными выше, факторами говорит о том, что фашистские власти здесь не уничтожали религиозные объекты. Людей в костеле Лидице присутствовало достаточно. Глядя на весь фильм (забегая сейчас немного вперед), можно с уверенностью констатировать, что местный пожилой священник пользовался авторитетом у людей. В доказательство этому также служит то, как тот самый ксендз решается просить у оккупационных властей сокращения срока заключения для Франтишка. Отметим также, что у матери Карла (отцом которому приходится Франтишек), на шее висел крестик. В одном из эпизодов демонстрируется обед в доме Карла (картофель и прочее), что отчасти свидетельствует о том, что массового голода в Лидице все же не было. Очень необычный эпизод фильма связан с творческим немецким вечером в Праге, на котором присутствовали (в парадных костюмах) и часть жителей Лидице (в том числе Карл). Удивительный факт: вместо одного из чехов в квартете играл на скрипке (играл хорошо) сам Гейдрих. Затем из уст Гейдриха последовали запоминающиеся слова, обращенные к залу: «Моя цель сделать мою землю процветающей и эффективной частью Третьего Рейха. Именно вы лучше всего подходите для этого задания». В фильме также затем говорится о билетах на футбольный матч, что свидетельствует о том, что массово-культурная жизнь в период оккупации продолжалась, просто она была переведена на немецкие рельсы. Интересен и факт передачи Франтишку из дома меда (действительно, у матери того самого убитого парня, сводного брата Карла, водились пчелы). Вполне вероятно, что пчеловодством в Лидице занимались многие.
Наступает черед одних из ключевых эпизодов фильма, связанных с Сопротивлением. Не единожды в фильме упоминаются некие загадочные парашютисты, которые по свидетельствам очевидцев и разведывательным данным высаживались в лесах. В протекторате Богемия и Моравия население жило относительно спокойно в сравнении, например, с жизнью в годы оккупации в Беларуси, однако населения чувствовало тяжесть цепи, возложенной неведомо для них же самих на шею. Показательны в этом плане слова отчаяния лучшего друга Карла (Важека): «Где это чертово Сопротивление?! Клянусь, я хочу сам помочь». Вскоре наступает ключевой эпизод, связанный с покушением на Гейдриха, а именно с его убийством, которое произошло 27 мая 1942 г. в Праге. При последующей смене кадра мы невольно становимся очевидцами большого контраста: дети на улице играют в мяч, а по радио звучит важное и судьбоносное для поселка Лидице сообщение. Оно звучало следующим образом: «Внимание! Внимание! Требуется помощь населения в раскрытии убийства исполняющего обязанности имперского протектора опенгруппенфюрера СС Гейдриха!». Вскоре издаются листовки параллельно на чешском и немецком языках c названием «Уведомление» («Объявление»). Данные листовки представляли собой список подозреваемых в совершении покушения или каким-либо образом связанных с операцией и были развешены в публичных местах (например, на стене ларька по продаже табака). Тем временем в Лидице продолжаются своим чередом мессы, местный священник поминает погибших за годы войны местных жителей. Однако при этом по радио стали приходить ужасающие сообщения о том, что проходят «карательные рейды [вызванные убийством, и не только, Гейдриха, любимчика Гитлера] в деревнях, тысячи людей задержаны, сотни из них казнены». Примерно в это же время в жандармерию все чаще стали приходить доклады о наличии в лесах большого количества парашютистов (сопротивленцев). И тут случается страшное для всего поселка событие: было перехвачено письмо лучшего друга Карла (Важека) к молодой девушке Анне (у них были взаимные чувства). Почему же это письмо несло в себе потенциальную опасность? Связано это с тем, что оба молодых человека были определенным образом сопричастны к движению Сопротивления (это именно они рисовали в свое время упоминавшуюся выше карту местности). И еще к большему несчастью, в данном письме говорилось о времени встречи и последующих событиях (не названных в письме). Перехват подозрительного содержания письма вызвал арест сначала Анны, а затем и Важека. Они оба подверглись пыткам. Анна так и не назвала имя Важека в условиях насилия. Она сказала допросчикам о том, что ее однажды попросили прийти в семью Хараковых, дабы оповестить родителей о здравии их сына, который воюет в Англии. Данное сообщение из уст Анны стало зацепкой для розыскной немецкой группы. В поселке последовали очередные аресты. СС уже четко знал, что Хараков и Штибен (в прошлом, члены духового оркестра) воюют в Англии и что они родом из Лидице. Вскоре данная версия была временно свернута из-за нехватки доказательств. Несмотря на некую передышку для местных жителей, уже вскоре начались обыски в поисках передатчика, связующего данную местность, возможно, с Англией. Стоит сказать, что за поимку участников убийства Гейдриха немецкими властями было обещано вознаграждение в размере 10 млн. крон. К огромному несчастью для местного население 9 июня 1942 г. передатчик был все же найден (в Лидице). И вскоре поступил античеловеческий приказ по уничтожению местного населения Лидице. Заранее, до карательной операции, эвакуируют лишь высокопоставленных лиц. В поселок было отправлено, как минимум, три грузовика с немецкими солдатами СС. По прибытию карательных частей начался сгон населения в определенные точки поселка. На выездах же из Лидице были поставлены живые заградительные вооруженные барьеры в виде солдат СС (оцепление). Детей до 15 лет стали отбирать у родителей для отправки в Германию. Происходит абсолютная реквизиция (угон скота, изъятие и вывоз лучшей мебели и т.д.). Как ни странно, реквизиция проходит при полном письменном учете (опись карательных мероприятий). Население загнали в бараки, подвалы. Стены опустевших домов облили бензином, которые затем обжигают – поселок в огне. Сокровенный момент связан с совместной молитвой («Отче наш») священника и загнанного в подвал населения («молились все»: они стояли перед лицом смерти). Вскоре людей начинают выводить на улицу: для многих эти минуты стали последней возможностью вздохнуть такого родного для себя воздуха, пропитанного запахом такой родной для себя фабрики – началась серия массовых расстрелов мужчин (был убит и Карл). Здесь мы невольно становимся очевидцами еще одного большого контраста в эпизодах: осуществляются массовые расстрелы, поселок в огне, а в это же время, немецкое военное руководство карательной экспедицией пьет с улыбкой на лице чешское пиво. В это же время Франтишек находится в тюрьме за пределами поселка, он не знает еще о событиях в Лидице – и не скоро узнает. Женщины из поселка вместе с детьми находятся в одном помещении. Затем часть детей отводят на обследование к врачам. Детям до 16 лет в принудительном порядке выдают бирки. Вскоре детей собирают для отправки в лагерь на общественные работы. Немцы увозят их в «целях безопасности» первыми (в отрыве от их мам) на автобусе, и поэтому, забегая вперед, можно сказать, что, к величайшему сожалению для этих женщин, они так и не увидят больше своих увезенных деток. Вскоре убивают Анну и Важека, находившихся в одной из тюрем. Что касается непосредственно самих женщин из Лидице, то они были разбиты на рабочие группы, им выдали лагерную (двухполосную) спецодежду и платки. 2 июля 1942 г. отобранных от родных мам детей зверские уничтожают, а именно путем удушения в газовых камерах военных машин. Удивителен эпизод, связанный с самоубийством одного из солдат СС. С чем вызван такой поступок. Возможно, он каким-то образом отравился газом из камер, а вполне возможна и та версия, что самоубийство было вызвано нежеланием немецкого солдата больше участвовать в подобных зверствах. Наступает заключительный цикл эпизодов фильма. Господина Франтишка освобождают из тюрьмы, что произошло зимой. Он решается вернуться в поселок (возможно, лишь на время), однако, по своему прибытию, он посреди заснеженного поля не находит даже намека на местный быт до его же ареста: все сгорела, на земле, под слоем свежего снега, остались одни лишь угольки. Эта картина нахождения одного из главных героев фильма со слезами на глазах посреди бесконечного заснеженного поля символична, но пусть каждый зритель увидит для себя свой смысл. Продвигаясь по сюжетной линии, стоит привести слова радости от убийства Гейдриха немецкого коменданта местной жандармерии, обращенные к прибывшему (ему некуда было идти) Франтишку. Уже упоминавшийся чешский жандарм-патриот выделяет Франтишку жилье, которое со временем новый хозяин благоустраивает. 5 мая 1945 г. чехов собирают в Праге в знак радости от освобождения своей земли от немецко-фашистской оккупации. Слышны восклицания: «Война кончена!». Отметим и появление в одном из эпизодов советского воина – участника Освобождения. Загадочным образом для зрителя (возможно, для некоторых это не стало неожиданностью), тот самый чех-жандарм принял решение застрелиться. Всегда трудно интерпретировать мотив совершения таких поступков? А нужно ли это делать? Но можно с уверенность сказать, что того самого чеха-жандарма постоянно мучила совесть, личная ответственность за горе своего народа. Подходя уже к концу сюжета фильма, отметим некоторые факты. 10 июня 1945 г. проходит мероприятие по увековечиванию подвига жителей шахтерского поселка Лидице, на котором присутствовали словно «живые глаза» тех событий местные женщины, из части выживших за годы пребывания в концлагере. Местные чешские власти принимают решение об отстройке поселка, однако, не по плану полного воссоздания. Драматична последующая картина изгнания с торжества Франтишка, который, по словам организаторов мероприятия, не вписывается в героический список выживших жителей Лидице как заключенный по убийству в годы оккупации. Для данного героя фильма – это очередное личное жизненное потрясение. Он снова один на один с собой. Мало того, он, присутствуя на месте проведения названных выше торжеств, увидел свою любимую женщину, но так не смог подойти к ней. Находясь в отчаянном состоянии, Франтишек сжигает ту самую Библию, которая долгое время сопровождала его в тяжелые годы жизни. Все завершается тем, что Франтишек встретился с любимой женщиной (совместного сына с которой он однажды убил), однако вскоре их жизненные пути снова разошлись: она, как и другие выжившие женщины из Лидице («живой мемориал»), осталась (расценивая это, как должное) в родном месте, Франтишек, в свою очередь, добровольно и осознанно собирается уехать. «В течение войны уничтожение Лидице был единственным актом геноцида, который признали немцы. Было застрелено 173 человека. В лагере погибли 53 женщины. 82 ребенка умерли в газовой камере. Вернулось только 17… Трагедия Лидице стала символом борьбы против фашистов…».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|