Предложения о поправках в природоохранное законодательство РФ
В России все более остро проявляются различные экологические проблемы. Во многих регионах страны поддерживается политика истощения природных ресурсов ради быстрой выгоды. Это приводит к разобщенности власти и народа и проявляется в массовых акциях населения, которые так часто за 2019 год проходили в России. В 2020 году такие акции, вероятно, будут более частыми и более массовыми. Корень проблемы заключается в том, что компании не всегда понимают свою социальную и экологическую ответственность. Это подчеркивает Президент Российской Федерации В. В. Путин в своём обращении Федеральному Собранию. Кроме того В. В. Путин говорит о формировании в стране полноценной системы экологического мониторинга и о необходимости перехода предприятий на наилучшие доступные технологии и получении комплексных экологических разрешений, а также о последовательном сокращении вредных выбросов: «Это общие для всех вызовы глобального развития». Разобщенность населения, политиков и крупных корпораций особо явно проявилась в Башкортостане, где граждане, активисты, деятели культуры и учёные выступают за сохранение древних гор – шиханов Куштау, Юрактау и Тратау. Эти шиханы являются, по мнению АО «БСК», единственным источником известняка для производства соды. В этом противостоянии чётко проявляются два основных момента. Первое: в процессе производства соды образуется множество отходов (на одну тонну продукции более десяти тонн отходов), которые необходимо где-то размещать (сейчас возле города Стерлитамак есть подземный резервуар, созданный атомным взрывом еще в СССР и так называемые «Белые моря», где АО «БСК» размещает отходы производства, но эти места уже переполнены). Кроме таких отходов ОАО «БСК» разрешен слив промышленных стоков – соляных растворов – в реку Белую, которая затем впадает в Каму и далее в Волгу.
Фактор огромного производства отходов АО «БСК» идёт в разрез с посланием Президента В. В. Путина и совершенно противоречит стратегии развития России. При этом многие учёные и промышленники уверенно утверждают: предприятие можно модернизировать, и, цитируя Президента, «… кардинально снизить объём отходов, поступающих на полигоны». Второй момент: при разработке шихана Куштау (лицензия на разработку № УФА02472ТЭ выдана 8 августа 2019 года) будут уничтожены популяции и места обитания 39 видов животных, растений и грибов, занесенных в Красные книги Башкортостана (2011 и 2014 года издания). Из них 6 видов растений и 10 видов животных занесены в Красную книгу РФ. Данные о редких видах Куштау опубликованы в научных статьях, отчёте биологов, а также внесены в базу данных Глобальной биоинформационной системы. Возникает вопрос: как могла быть выдана лицензия на разработку, если в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (статья 60), в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» (статья 24), в соответствии с Лесным кодексом РФ (статья 60.15) запрещается деятельность, ведущая к уничтожению видов, занесенных в Красные книги Российской федерации или её субъектов? Из всех 39 редких видов, отмеченных на шихане Куштау 30 занесены также в Red List USUN (Международную Красную книгу). Помимо редких видов к территории шихана Куштау приурочено еще более 1000 видов растений и животных, уничтожение которых, в случае разработки горы, не вызывает сомнений. Отметим также, что Куштау, согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 05.08.2015 г. № 289, вошел в перечень проектируемых ООПТ Республики и отнесен к категории памятник природы. В тоже время дальнейшее изучение и комплексное экологическое обследование территории не было проведено. Присвоение статуса ООПТ шихану Куштау приостановлено.
В связи с вышесказанным, на примере ситуации с шиханом Куштау, предлагаем следующие поправки к законодательству: 1. Любая территория, на которой достоверно обнаружено обитание редких видов организмов (включенных в Красные книги любого ранга, а также реликтов, эндемиков и видов, имеющих исключительную научную или общеэкологическую ценность, например дикие популяции медоносной пчелы), должна в самые короткие сроки пройти независимую экологическую экспертизу, в ходе которой будет выявлена численность, плотность и состояние популяций редких видов. По заключению этой экспертизы должны состояться обязательные общественные слушания. В случае подтверждения нахождения на данной территории популяций редких видов, территории автоматически должен быть присвоен статус ООПТ не более чем через один год, после проведения экспертизы. Все проектируемые ООПТ на время оформления официального статуса полностью изымаются из хозяйственной деятельности. 2. Решение о присвоении статуса ООПТ той или иной территории должно приниматься специально сформированной группой (комиссией), состоящей из учёных соответствующих областей знаний. Органы исполнительной региональной или федеральной власти, обеспечивают соответствующее правовое сопровождение при решении создания ООПТ. Обязательного ходатайства со стороны властей для присвоения территории статуса ООПТ, не требуется. Оно может поступить в соответствующее ведомство от ранее сформированной комиссии и инициативной группы населения. 3. В связи с тем, что ООПТ практически всегда являются местами массовых посещений людьми, для каждого ООПТ необходимо установить чёткий научно обоснованный регламент посещения, основанный не на формальном статусе ООПТ (сейчас посещение регулируется категорией ООПТ в соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых территориях»), а на реальном состоянии территории ООПТ и данных о пластичности и устойчивости его экосистем. При проведении любого массового мероприятия на территории ООПТ или в его буферной зоне необходимо согласование с экологической комиссий, которая чётко определяет места проведения мероприятия, а также неприкосновенные ввиду их уязвимости и ценности зоны.
4. В каждом регионе РФ должны быть организованы специализированные центры спасения диких животных. Экология, биология и психология этих групп животных существенно отличается от домашних. В настоящее время спасением попавших в трудную ситуацию диких животных занимаются отдельные частные лица, центры и клиники, имеющиеся лишь в нескольких городах России. Считаем, что центры спасения и реабилитации диких животных, поддерживаемые государственным финансированием и оснащенные соответствующим оборудованием и персоналом, должны быть расположены на территории ООПТ (одного или нескольких) каждого региона России. Указанные выше меры не противоречат, а дополняют существующие законы. Их утверждение соответствует Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года и приведет к согласованному экологическому развитию Российской Федерации и исполнению Послания Президента к Федеральному Собранию в 2020 году.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|