Упражнения по профессии токарь, фрезеровщик (3-4 упражнения)
Профессиональная прикладная физическая подготовка
План Введение 1 Профессиональная прикладная физическая подготовка 2 Средства и формы ППФП 3. Упражнения по профессии токарь, фрезеровщик (3-4 упражнения) Заключение Список литературы
Введение ППФП - Профессиональная прикладная физическая подготовка. Любая профессия предъявляет человеку с особые требования к его физическим и психическим качествам, навыкам. Использование средств ППФП существенно влияет на повышение качества профессионального обучения и сокращение сроков овладения трудовыми навыками, создает предпосылки для устойчивой и высокой работоспособности, повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям производственной среды и снижает заболеваемость. Цель работы: изучить основы профессиональной прикладной физической подготовки. Задачи работы: рассмотреть особенности, раскрывающие профессиональную прикладную физическую подготовку, проанализировать средства и формы ППФП, изучить упражнения по профессии токарь, фрезеровщик. Специальной физическая подготовленность приобретается предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и ее условиями.
Профессиональная прикладная физическая подготовка Профессиональная прикладная физическая подготовка - это специально направленное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. При помощи ППФП происходит направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет требования конкретная профессиональная деятельность. Происходит выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности, формирование прикладных двигательных умений и навыков, необходимых в связи с особыми условиями труда.
Задачи ППФП: обеспечить активную адаптацию человека к избранному виду трудовой деятельности. Поэтому ее задачи являются специфическими по направленности. К ним относятся: направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности; воспитание профессионально важных для данной деятельности психических качеств (эмоциональной устойчивости, оперативного мышления, качеств внимания, быстроты восприятия и др.); формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности); повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности (гипокинезия, высокая и низкая температура, перепады температуры окружающей среды, нахождение на большой высоте, укачивание, действие токсических веществ и др.); обучение специальным знаниям для успешного освоения практических разделов ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности[1]. Методические основы ППФП разрабатываются на основе и в единстве с общей физической подготовкой. Самыми значимыми показателями для построения конкретных методик по использованию средств ППФП являются: типичные трудовые действия, операции; типичные ошибки; основные и вспомогательные рабочие движения, рабочая поза; двигательная активность, физическая нагрузка и ее направленность; характер психической и психофизической нагрузки; климатические, санитарно-гигиенические производственные условия; профессиональная вредность и заболевания; ключевые профессионально значимые физические качества, двигательные умения и навыки; ключевые профессионально значимые психофизические функции; ключевые профессионально значимые психические качества и способности, деловые и другие личностные свойства.
Средства и формы ППФП Для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта. Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорт в процессе совершенствования профессионально-прикладной физической подготовкиспециалистов определённых профессий. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы - обязательные средства ΠΠΦП специалистов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной стойкости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это обучение приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.)[2]. Модельное воспроизведение в процессе ППФП тех или иных требований профессиональной деятельности имеет тем большее значение, чем выше уровень мобилизации двигательных и других возможностей организма, необходимых для ее результативного осуществления. Если эти требования очень высокие (как, например, для военнослужащих, пожарных, водолазов), то первоначально их приходится моделировать с ограничениями и потом постепенно увеличивать нагрузки в модельно-тренировочных упражнениях, вплоть до превышения уровня аналогичных профессиональных нагрузок, чтобы создать своего рода запас прочности по отношению к ним. В таких случаях наиболее эффективным средством увеличения функциональных резервов организма, мобилизуемых в.экстремальных условиях профессиональной деятельности, могут служить занятия соответствующим профессионально-прикладным видом спорта, организованные, в форме систематической тренировки и участия в. состязаниях[3].
Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, - это различные тренажеры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер профессионального труда. В профтехучилищах, специальных и высших учебных заведениях преимущественно используются следующие формы: Академические учебные занятия. Различают комплексные и специализированные. Специализированные уроки направлены на решение прикладных задач (обучение прикладным навыкам, совершенствование их, углубленное развитие отдельных качеств и функций). Комплексные уроки могут быть двух типов: а) включающие в свое содержание средства общей и профессионально-прикладной физической подготовки; б) включающие только средства ППФП из различных ее разделов. По типовому признаку уроки с профессиональной направленностью делятся на вводные, контрольные, смешанные. Вводные уроки проводятся в начале года, полугодия. Контрольные уроки проводятся для сдачи нормативных требований, зачетов. Смешанные содержат две или более дидактические цели. Основное содержание уроков направлено на закрепление нового и совершенствование пройденного по профессионально-прикладной подготовке. Урок физического воспитания с профессиональной направленностью состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Физические упражнения с профессиональной направленностью включаются во все части. При этом преподавателю необходимо разъяснять и подчеркивать прикладную сущность упражнений. Например, при совершенствовании прыжка в длину способом «согнув ноги» на дальность и точность указать, что это способствует укреплению мышц стопы, совершенствует координацию движений, чувство пространственной ориентировки, глазомер, т.е. тех качеств и свойств, которые имеют важное значение при освоении профессии «металлист-станочник».
Производственная гимнастика. Включает в себя вводную гимнастику, физкультурную паузу и физкультминуту. Может ежедневно компенсировать от 15-20% суточного объема двигательной активности. Вводная гимнастика проводится перед началом работы и способствует улучшению жизнедеятельности организма и сокращению периода «врабатывания». Она обеспечивает быстрое «вхождение» в ритм рабочего процесса. Изучение процесса врабатывания показало, что этот период длится около часа, а после - выполнение комплекса сокращается вдвое. В состав комплекса входит 6-8 упражнений. Продолжительность - 5-7 минут[4]. В комплекс вводной гимнастики включают упражнения общего и специального воздействия на функции, которые непосредственно участвуют в работе. С этой целью используются упражнения для мышц плечевого пояса, пояса нижних конечностей, туловища, дыхательные упражнения, имеющие сходство с рабочими движениями и их темпом. Физкультурная пауза выполняется в период рабочей смены с целью достижения срочного активного отдыха и повышения работоспособности. Число и периодичность физкультурных пауз зависит от особенностей трудового процесса, прежде всего, от его напряженности. Проводится при появлении первых признаков утомления. Обычно первую из физкультпауз проводят через 2,5-3 часа после начала работы, а последующую - через 1,5-2 часа после обеда. Комплекс состоит из 5-7 упражнений. Спортивно-прикладные соревнования. Являются высокодейственной формой ППФП. Утренняя гимнастика с профессионально-прикладной направленностью. Зарядка проводится ежедневно, как правило, на открытом воздухе с элементами тренировки, включая беговые упражнения на выносливость, кроссовые пробежки в конце зарядки[5]. Формы ППФП в свободное время: секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под руководством преподавателя-тренера; самостоятельные занятия прикладными видами спорта в различных спортивных группах вне предприятия(в туристических клубах и т.д.); самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателей кафедры физического воспитания. Одна из форм ППФП - массовые оздоровительно-физкультурные и спортивные мероприятия, например соревнования между командами[6].
Упражнения по профессии токарь, фрезеровщик (3-4 упражнения) Токарь-фрезеровщик – рабочий, который посредством фрезы обрабатывает металл и иные твердые материалы, без него не может обойтись ни одно производство. К обязанностям рабочего относится: выполнение операций, связанных с обработкой деталей (порезка заготовок, фрезерование разнообразных поверхностей, пазов, выступов и др.) согласно определенным параметрам; контроль работы оборудования (заточка инструмента, ликвидация небольших неисправностей, возникших во время работы); переналадка станка на выпуск последующей продукции.
Так, одной из наиболее распространенных и достаточно перспективных в машиностроительной и металлообрабатывающей отраслях является профессия токарь-фрезеровщик, которая широко применяется в механических, инструментальных и ремонтных цехах промышленных предприятий, а также в строительстве, приборо- и судостроении, энергетике и в иных сферах. Рабочий должен обладать: физической силой (длительное пребывание в одной позе и подъемы тяжестей при передаче продукции комплектовщик склад); психологической выносливостью (двухсменный рабочий день, вибрация, шум, сквозняки, наличие металлической пыли и паров масла); образным мышлением и пространственным воображением; умением сконцентрироваться и при необходимости быстро переключить внимание; точностью движений и хорошей координацией; глазомером и зрительной памятью. В охрану труда токаря включаются десятиминутные перерывы после каждого часа работы с проведением комплекса гимнастических упражнений. Это улучшает кровообращение и способствует отдыху для переутомленных групп мышц (при возможности - гидропроцедуры, куда входят теплые ванны, веерный душ. Упр.1. – улучшает кровообращение внутренних органов и мозга. Стоя, ладони сжать в кулаки, руки согнуть в локтях, раскачиваться вправо и влево 15-18 раз, стараясь соблюдать ритмичность дыхания. Упр.2. – увеличивает подвижность суставов, улучшает кровообращение. Стоя, слегка согнув руки в локтях, ноги в бедрах и коленях, спина и шея прямые, Делать повороты вправо и влево, не отрывая стоп от пола. Следить, чтобы двигались все суставы, поясница, шея. Упр.3. – улучшает кровообращение в ногах. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять правую ногу на 20 см и резко ударить по воображаемому мячу (толчок ноги на 10 см вперед). Затем ноги поменять (повторить 10 раз). Упр.4. –Улучшает кровообращение в руках. Встать прямо, ноги на ширине плеч, поднять руки перед собой. Сильно потрясти расслабленными кистями, так, чтобы воображаемые «брызги летели во все стороны». Затем сильно сжать руки в кулаки. Разжать кулаки, раздвигая пальцы, как можно больше (повторить оба упражнения 10 раз). Заключение Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке молодежи к труду, сочетания общей физической подготовки со специализированной - профессионально-прикладной физической подготовкой. ППФП направлена на то, чтобы адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности. Поэтому, ее задачи можно назвать специфическими и направленность их определяется требованиями конкретной профессии. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе ППФП обеспечивается, наряду со специфическим тренировочным эффектом, в известной степени и генерализованный эффект. Параллельно происходит общее укрепление организма и здоровья человека, повышается уровень его всестороннего физического развития.
Список литературы 1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с. 2. Кабаков В.А., Полиевский С.А. Профессионально прикладная физическаяподготовка учащихся в средних ПТУ.-М.: Высшая школа, 1982.-140 с. 3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учебник для высших специальностей физкультурных учебных заведений. – 3е изд. – СПб.: Лань, 2003. -84 с. 4. Холодов М.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2003.- С. 15.
[1] Холодов М.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2003.- 23.
[2] Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988. [3] Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова.- М.: Физкультура и спорт, 1976. [4] Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова.- М.: Физкультура и спорт, 1976. – С. 45. [5] Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова.- М.: Физкультура и спорт, 1976. [6] Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учебник для высших специальностей физкультурных учебных заведений. – 3е изд. – СПб.: Лань, 2003.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|