Нарушение слуха
полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушение коммуникативных функций, нарушение памяти, внимания, воображения; неадекватная самооценка, высокий уровень притязаний, эмоц. незрелые.
Слуховой имплантат, аппарат.
Учитель-дефектолог(сурдопедагог), педагог-психолог, логопед, соц. педагог.
В обучении должны применятся особые приемы, методы, и средства развития ребенка. Коррекция – диагностика – реабилитация. Акцент делается на моторику и зрение; формируется наглядно – действенное мышление.
Нарушение зрения
снижение способности видеть. Отмечается ограниченность знаний и представлений об окружающем, недостаточность абстрактного мышления, неточная предметная соотнесенность слов. Нарушение зрения тормозит развитие двигательных навыков, у детей невысокая моторная активность, оптико-пространственное недоразвитие, общая медлительность, повышенная утомляемость и истощаемость.
Линзы, очки, специальная доска (прибор брайля), использование специальных наглядных приборов.
Тифлопедагог, офтальмолог, социальный педагог. Лечение, коррекция.
Необходимость использования спец. приемов и средств обучения. Индивидуальное обучение. Разработка индивидуально-коррекционных программ обучения. Необходимо научить владеть своими чувствами, обладать крепкой волей. Психич. подготовка детей с глубокой патологией зрения к ЭС. Акцент делается на слух и моторику; формируется образное мышление.
Нарушение речи
различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию.
Органическое поражения головного мозга, тех его участков, которые отвечают за речевую зону, происходит искаженное произношение звуков. Заикания. Не проговаривание звуков, букв, слогов. Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, Афазия – расстройство ранее сформированной речевой деятельности
Дизартрия – расстройство произносительной организации речи
логопедический массаж лекарственной терапией, массажем, физиотерапией, лечебной физкультурой, при необходимости – хирургическим вмешательством.
Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организованной логопедической помощи. Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.
Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нарушения речи. На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика,, логоритмика.
ДЦП
Нарушение двигательной сферы человека, координации движения. Осложнения на слух, зрение, речевую деят-ть. Нарушение умственного и психического развития, нарушение восприятия и ощущений. Проблемы в процессе еды, самообслуживания, формирование пролежней. ДЦП не прогрессирует. Эмоц. сфера нарушена.
Спец. устройства предназначенные для поддержки головы, рук туловища, ног.
Коляски, ортопедическая мебель, обувь.
Лифты, пандусы.
Индивидуальный подход. Комплексное восстановительное лечение. Обучают говорить, выполнять простые действия, навыки самообслуживания, способности взаимодействия со сверстниками.
Использование игровой деятельности.
Аутизм
Отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого являнтся нарушение общения ребенка с окруж. Миром. Мозговые дисфункции. Нарушен эмоциональный фон, нет зрительного контакта, замкнутые в общении.
Диагностика:
Опросники, тесты; наблюдение в различных ситуациях; лаборат-е анамнезы.
Коррекционная, индивидуальная работа: не говорить громко, не делать резких движений, не смотреть в глаза, не обращаться резко по имени.
Необходимо комментировать все действия, помощь во влечении реб в разл. деят-ть. Предотвращать агрессивные действия, относитсяя доброжелательно. Обучать правильному способу взаимод-я со сверстниками. Привлекать родителей.
ЗПР
временное отставание в развитии психики в целом или отдельных ее функций(моторика, речь….)
Характер-ки: отставание в психическом развитии, несоответствие интел. возможностей реб. его возр-ту, низкая работоспособность, неустойчивое внимание, недост-я продуктивность произвольной памяти, отставание в развитии всех форм мышления, нет познават. активности, недостат-е речевое развитие, слабость учебной мотивации.
К. С. Лебединской была предложена классификация:
ЗПР конституционального происхождения - гармонический инфантилизмпри котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста». Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность.
ЗПР соматогенного происхождения - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности»
ЗПР психогенного происхождения - неблагоприятные условия воспитания (опека, гиперопека, безнадзорность) формируются невротические состояния.
ЗПР церебрально-органического происхождения. - психической неустойчивости (шумные и подвижные) и психической тормозивности (несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность.
медикаментозную терапию
педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов, воспитатели.
В воспитании и обучении детей с ЗПР имеет обратимый характер: если поменять условия, то ребенок может изменится.
Прогноз и профилактика: С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.
Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.
К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.
Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, арттерапии.
Умственно отсталые
стойко выраженное снижение познават-ой деят-ти реб, возникшее на основе поражения ЦНС. (олигофренический хар-р – форма умственного и психического недоразвития, в следствии поражения ЦНС до 3 лет.; неолигофрен. хар-р – распад психич. функций после 3 лет.)
По глубине деффекта выделяют степени:
Легкая степень – дебильность – нарушение познават. процессов, низкий слов. Запас, нет логич. Мышления. Можно обучать.
Средняя степень – имбецильность – не обучаемы.(дауны)
Тяжелая степень - идиотия -. двигат. нарушения, лежачий образ жизни, недоступно осмысление окружающего. Не обучаемы
Словесно-логическое мышление недост-е,Отсутствуют и предпосылки развития речи, навыков труда нет, не рисует, и не занимается конструктивной деят-ю.
При правильной организации жизни умственно отсталого ребенка, требующей возможно более раннего включения специального обучения и воспитания, многие дефекты развития могут быть скорректированы и предупреждены.
Если нарушения не столь глубоки, то дети овладевают программой общего, массового детского сада при условии учета педагогом их состояния и при обеспечении им индивидуального подхода и специальной помощи. Важной задачей педагогов дошкольных учреждений является в связи с этим овладение ими определенной системой сведений, знаний по специальной психологии и коррекционной педагогике, формирование навыков педагогической диагностики отклонений в развитии и проведения работы при слабо выраженных отклонениях в развитии детей.
Индивид-коррекц. работа по развитию навыков самообслуживания, общения, игровой и трудовой деят-ти.
Обычное обучение детей с тяжелыми, выраженными отклонениями в развитии затруднено, а в ряде случаев и просто невозможно. Такие дети занимаются в специализированных дошкольных учреждениях по особым программам, с использованием системы специальных методов и приемов.