Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соц. педагогика в системе гуманитарных наук. Объект, предмет, задачи соц.педагогики. методологические особенности соц.педагогики.




В настоящее время к социальной педагогике обращаются самые разные категории общества. Ныне особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды. Происходит активная социализация личности в области семейного, гражданского, религиозного и правового воспитания. Такое целенаправленное воздействие на человека и есть социальное воспитание. Это многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится его полноправным членом.

Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах, то есть социальная педагогика выступает и как наука, и как область практической деятельности, нацеленная на преобразование окружающей среды, создание гуманных воспитывающих отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные, в том числе кризисные, ситуации социальной действительности.

Рассмотрим несколько определений социальной педагогики, данных известными учеными, деятелями в этой сфере.

А.В. Мудрик считает, что социальная педагогика - это отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных.

Социальная педагогика, по мнению В.А. Никитина, - это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека. Результатом этого процесса является приобретение индивидом ориентации и поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий) по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, обеспечение соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования. Социальная педагогика изучает педагогические последствия влияния социальной реальности на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, а с другой стороны, разрабатывает и воплощает соответствующие обучающе-воспитательные системы, программы, методы и средства осуществления выявленных целей и задач социализации с учетом интересов индивида и его потребности в социальном самоопределении, самоутверждении и самоосуществлении. Она призвана также оказывать помощь отдельным людям и группам населения, имеющим особые социальные нужды, в коррекции и реабилитации имеющегося или потерянного социального статуса, социальной роли.

В.Д. Семенов рассматривает социальную педагогику (или педагогику среды) в качестве научной дисциплины, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания.

Бесспорно то, что социальная педагогика является отраслью педагогики, изучающей процесс социализации личности в системе средовых взаимодействий. Это наука о закономерностях социального воспитания человека, о путях создания оптимального режима учебно-воспитательного процесса, его целостности в условиях микросреды, о путях и условиях повышения эффективности интеграции и координации всех воспитательных сил общества в интересах успешного решения социально-педагогических задач.

Естественно, социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах. Ряд отраслей общей педагогики представляют собой составные части социальной педагогики, для которых она является основной: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, воспитание в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогика клубной работы, педагогика среды, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, коррекционная педагогика, педагогика социальной работы.

Социальная педагогика занимает междисциплинарное место в системе наук о человеке. Будучи интегративной научной дисциплиной, она синтезирует философские, медико-биологические, психолого-коррекционные знания о человеке как о био-социально-природо-космическом существе. Строящая свое содержание на антропологической основе, социальная педагогика широко использует достижения других наук, занимающихся проблемами человековедения: философии, этнографии, экономики, социологии, психологии, этики, культурологии, медицины, правоведения, а также естественных наук. Опираясь на знания этих наук, она организует и интегрирует знания в личностно-средовом контексте, применительно к своему предмету исследования.

Социальная педагогика, в отличие от традиционной, рассматривает педагогическую деятельность не только как основу воспитания, социализации личности, но и как процесс социальной помощи людям в период их личностного или профессионального неблагополучия.

Особенность современной социальной педагогики - ее гуманистическая направленность, единство требований и уважения к людям, в том числе к детям, то есть сотрудничество, сотрудничество воспитателя и воспитанника. Гуманистическая направленность заключается и в ориентации ее как на защиту отдельного человека в его конкретной ситуации, так и на целостный подход к человеку, на защиту его общих интересов и потребностей.

Гуманное и альтруистическое значение социальной педагогики проявляется в том, что эта наука призвана решать чрезвычайно сложные и зачастую кровоточащие проблемы социальной помощи населению, поддерживать формирование благоприятного человеческого социума, заботиться своими особыми, специфическими средствами о человеке, духовно-нравственном здоровье, самосознании, формировании ценностных ориентаций (в особенности у подрастающего поколения).

Сегодня в центре социальной педагогики - духовный мир человека. На его развитие и обогащение направлены все ее усилия. Социальная педагогика исследует многие волнующие духовно-нравственные проблемы современности, ведет человека к его культурной зрелости, нравственному прозрению и идейной стойкости.

Усилия социального педагога направлены на то, чтобы поддержать человека в богатой, разнообразной и свободной культуре, которая помогает человеку стать личностью, совершенствовать свои представления о мире, о человечности, истине и добре и т.п.

Общая цель социальной педагогики - научно-педагогическое обеспечение социальной работы как профессиональной деятельности и формирование педагогически регулируемых отношений в макро- и микросоциуме.

Предметом социальной педагогики являются педагогические аспекты социального становления и развития человека, приобретение социального ориентирования и социального функционирования.

Объектом социальной педагогики являются закономерности социального воспитания человека на всех этапах его становления и развития, во всех формах бытия и жизнедеятельности с учетом его индивидуально-психологических и возрастных особенностей.

В целом, социальная педагогика раскрывает значение и влияние на человека социально-культурных условий, социальной среды (макро-, мезо-, микро-) и выполняет роль посредника между человеком и его средой, социумом.

Отсюда вытекают прикладные задачи социальной педагогики:

•Развитие чувства собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе у клиента социального педагога.

•Развитие стремления познавать окружающий мир, другого человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.

•Привитие желания и умения общения с окружающими людьми, в малых и больших группах, в семье, в школе, в трудовом коллективе, в семейно-соседском обществе и т.д. Научить разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей человека среды.

•Воспитание в сознании человека морально-нравственных понятий: добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.

•Постановка цели самостоятельного выхода из кризиса, поиск пути выхода, определение цели и смысла жизни.

На теоретические основы социальной педагогики влияют:

Социология – представляет для соц. педагогики дидактику (т.о., теоретические основы соц. педагогики – это описание процессов развития личности в социуме, развитие ее жизнедеятельности в широкой системе социальных отношений) и способствует развитию понятий: малые социальные группы, социальные отношения, соц. институты общества, соц. отношения, соц. процессы и явления, которые активно используются в социальной педагогике для формирования понятийного аппарата и для самого содержания науки.

Психология – способствует развитию понятий: социально-психологический климат группы, социум, межличностные отношения, лидерство, авторитет, референтность (т.о., в теории соц. педагогики обозначен психосоциальный компонент).

Педагогика – закономерности передачи и усвоения человеческого опыта, потенциал педагогической науки представляют собой основу для формирования системы категорий соц.педагогики и содержания соц.-педагогической деятельности.

Медицина – методы и формы сохранения и поддержания здоровья личности, в практике соц.-педагогической деятельности формируется в виде здоровье-сберегающих технологий.

Культура и искусство – позволяют изучать возможности духовного развития личности и использование социокультурного потенциала общества для развития социальной активности.

Философия – знание бытия, широкая система социальных, организационных отношений.

Методологические основы представляют собой подходы, с помощью которых познается предмет науки. Эти подходы представляют собой фундаментальные взгляды, способы научного поиска, изложенные в виде определенной теории, методов познания. Методологические основы определяют содержание науки, ее основные цели. Для многих наук методологической основой является философия, как учение о гуманизме, гуманности, гуманных отношениях. На основе этого сформировался личностно-ориентированный подход в соц. педагогике. Проблема гуманизма позволила развить методы соц. педагогики, определила основные функции, позволила сформулировать основные направления практики соц.-педагогической деятельности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...