Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды управленческого контроля




Выделяют три основных вида управленческого контроля:

1. предварительный;

2. текущий (оперативный);

3. заключительный.

Предварительный контроль осуществляется до начала деятельности во время определения ее целей и планов реализации. Целью такого контроля является определение оптимальности разработанных планов путем моделирования будущей деятельности.

Текущий контроль осуществляется от начала деятельности до момента получения результата. Его цель - вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и нормативов.

Заключительный контроль осуществляется после выполнения какой-либо программы. Его цель - получение информации о деятельности работников, которых необходимо поощрить за достигнутые результаты.


 

Мотивационная сторона контроля

Для создания эффективной системы управленческого контроля помимо организационной структуры необходимо учитывать и психологические аспекты, прежде всего - мотивацию. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность на достижение определенных целей. Сформулируем ряд рекомендаций по построению системы эффективного управленческого контроля с учетом мотивационных факторов:

Цели сформулированные в рамках системы управленческого контроля, должны быть достижимы, но не слишком легкими: слишком сложные цели дезориентируют исполнителя, слишком легкие - не стимулируют повышение эффективности работы.

Система управленческого контроля должна грамотно сочетаться с системой стимулирования работников, оплаты труда и продвижения по службе.

Необходимо как можно шире привлекать сотрудников и менеджеров низшего и среднего звена к постановке целей, разработке планов и анализу их исполнения: это позволяет сотруднику более полно реализовать свои возможности, быть более самостоятельными и одновременно почувствовать себя частью организации. Цели, задачи, процедуры и результаты контроля должны быть гласными, чтобы каждый сотрудник, и каждый менеджер знал, чего от него требуют, и по каким принципам будет оцениваться его деятельность и др.

При подходе к контролю как способу мотивации особенно важным становится положение о том, что мотивация и мотивы всегда внутренне обусловлены, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами. Внешние же стимулы обретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения его потребности, желания. Подобным внешним стимулом может и должен быть контроль контроль.

При рассмотрении мотивационных составляющих контроля необходимо учитывать и мотиваторы – психологические факторы, участвующие в мотивационном процессе. Именно мотиваторы становятся аргументами при принятии решений. Таким мотиваторами могут быть: -нравственный контроль, -предпочтения, интересы, -внешняя ситуация, -собственные возможности, -собственное состояние педагога в данный момент, -условия достижения цели, такие как затраты времени, усилий, и пр., -последствия поступка. Учет мотиваторов при организации контроля позволяет усилить его мотивационную составляющую. Мотивы нельзя построить извне, т.к. они являются сложным психологическим образованием, которое должен построить сам субъект, в нашем случае педагог. Внешним воздействием, формированием мотиваторов средствами контроля достигается запуск процесса внешнеорганизованной мотивации. Эта мотивация может принимать, как уже говорилось, формы как мотивации долженствования виде прямой императивной мотивации (предложили, запретили, поручили), так и мотивации согласия в виде неимперативной прямой формы мотивации (убедили, доказали, объяснили).

В процессе контроля как способа мотивации особую важность приобретают внешние стимулы оценочного воздействия и ориентированная на них потребность сохранить свой престиж в глазах обучающихся, коллег и руководителей. Именно здесь происходит связь между устойчивыми и ситуативными мотивами, обращенными к внешним символам. Огромное мотивирующее значение имеют успехи в работе, положительные чувства, вызванные результатами контроля, наличие привлекательной перспективы и нежелание отстать от лучших педагогов в профессиональном плане. Это создает атмосферу состязательности и творческого сотрудничества с коллегами, усиливает интерес к работе.


 

Место анализа в управленческом цикле

 

В управленческом цикле анализ играет тройственную роль:

● с одной стороны, он предшествует планированию и служит для оценки создавшегося положения и собственных возможностей;

● с другой стороны он позволяет определить причины отклонений, возникающих в ходе выполнения плана;

● с третьей стороны он следует за заключительным контролем, завершая управленческий цикл, и служит для оценки достижений.

 

Анализ состояния и возможностей включает в себя:

● анализ внутренней среды;

● анализ внешней среды;

● анализ имеющихся возможностей и инвестиций


 

Понятие стиля руководства

Стиль руководства является принадлежностью любого аппарата управления. Различают индивидуальный и общий стиль руководства. Особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему стиль руководства. Компоненты эти составляют субъективное начало и субъективный элемент стиля, а между тем стиль всегда имеет и общую объективную основу.

К субъективным факторам, определяющим стиль можно отнести:

● принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью;

● специфика психического склада руководителя (темперамент, характер);

● выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации;

● неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк»;

● индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя;

● уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.

В общем, объективные слагаемые стиля могут быть сведены к следующим:

● Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры;

● Закономерности управления;

● Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности;.

● Окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами);

● Особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей);

● Уровень практики управления;

● Способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством.

Указанные слагаемые стиля предопределяют особенности сочетания в деятельности руководителя производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, природу сложившихся вней традиций и приёмы общения, а тем самым и стиль работы.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...