Рекомендации к письменным работам
Если преподаватель говорит, что содержание письменных работ для него важнее, чем их оформление, то он врёт… Хотя правильней будет сказать «заблуждается». Достаточно вспомнить, как проверяютcя курсовые и другие работы – в большинстве случаев студент теряет баллы за пропущенные запятые, опечатки и неправильно оформленный список использованной литературы. По сему открою небольшую истину: когда человеку приходится что-то оценивать, в нём, совершенно неосознанно, просыпаются нотки эстетизма. Это значит, что за свою письменную работу ты получишь оценку, которая будет отражать не только уровень твоих знаний, но и твою грамотность, и стиль изложения, и даже оформление, что в сумме складывает общее впечатление (мнение) преподавателя о твоей работе. Думаю, многим знакома ещё одна ситуация, когда студент списывает с учебника или конспекта всю возможную информацию, касающуюся вопроса его контрольной работы[6], а в итоге получает не самую высокую оценку, что потом его сильно удивляет. А чему удивляться? Неужели ты думаешь, что преподаватель по спешному почерку и обрывистому изложению материала не может определить, чем студент пользовался: знаниями из головы или конспектом лекций? Всё они замечают и, конечно же, учитывают при выставлении оценок. Однажды я задался целью проследить, какие письменные работы оцениваются высокими отметками, а какие обречены на неуд. Мне понадобилось много времени, чтобы изучить не одну написанную моей группой работу. Для большей достоверности я даже собирал и изучал стопки исписанной бумаги других групп. Итоги всех моих наблюдений воплотились в некоторых рекомендациях, о которых уже сейчас пойдёт речь.
Каллиграфия. Этим изящным словом мы привыкли обозначать умение красиво писать. Такой талант всегда ценился, а во времена, когда отсутствовали печатные машинки и ксероксы, даже хорошо оплачивался. Красивый почерк привлекает внимание и ПОЗИТИВНО НАСТРАИВАЕТ ЧИТАТЕЛЯ к написанному тексту до того, как тот начинает его с ним знакомиться. У искусных поваров есть одно золотое правило: чем изысканнее оформлено блюдо, тем вкуснее оно кажется клиенту. То же самое можно сказать и о тексте: чем разборчивее и понятнее он написан, тем лучше он усваивается читателем. В связи с этим, хочу обратить твоё внимание вот на что: ПРОЧИТАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ВОСПРИНИМАЕТСЯ ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК И УСЛЫШАННАЯ[7]. Ты никогда не задумывался, почему ты, когда читаешь что-либо, про себя проговариваешь текст? Всё элементарно: во время чтения ты озвучиваешь для себя слова и предложения, чтобы легче было вникать в смысл изложенных на бумаге материалов. На этом, кстати, основывается методика скорочтения, которая наоборот призвана научить читателя видеть информацию, заключённую в слова, а не проговаривать её мысленно. Думаю, если учесть всё вышенаписанное, то становится понятно, почему необходимо стараться аккуратно и разборчиво писать. Невнятная писанина напоминает беседу с человеком, в чьих устах собрались все дефекты речи: приходится чересчур напрягать внимание и часто перечитывать, чтобы понять, о чём хотел сказать студент, а это очень сильно раздражает.
Соблюдая некоторые параметры записывания, можно достичь максимальной читабельности твоей работы. Итак, вот они:
· Для письменной работы лучше всего использовать двойной тетрадный лист в клеточку (обязательно с полями).
· Оптимальный размер прописей для нормального восприятия человеческим глазом давно установлен учёными, он составляет 5–6 мм[8]. Именно такую высоту имеет тетрадная клетка, поэтому желательно за её верхние пределы не вылезать. Что касается длины, то одна прописная буква должна занимать 2/3 тетрадной клетки, то есть в среднем на каждые две клетки припадает 3 буквы. После написания нескольких предложений рука обычно привыкает к такому шрифту, поэтому проблем с этим у тебя не будет.
· Выходить за тетрадные поля также не желательно. Заканчивая строчку перед линией поля, ты придаёшь общему виду своей работы упорядоченности и аккуратности, что очень тешит глаз преподавателя. К тому же, значительно увеличиться внешний объём твоей работы.
· Междустрочный интервал должен присутствовать, чтобы преподаватель без труда находил начало новой строки, а не перескакивал через одну или перечитывал уже пройденное, что обычно происходит, если текст вписан в каждый ряд листа. Делая интервал в одну строку, ты увеличиваешь объём работы вдвое, а то и больше.
· Теперь поговорим об объёме письменной работы. В зависимости от количества вопросов, на которые нужно ответить, и времени, отпущенного на всё это, зависит и то, сколько ты напишешь. Если же для контрольной отводится целая академическая пара (1:20), то имеет смысл использовать 2 двойных листа (всего 4), из которых хотя бы 2,5–3 должны быть исписаны. Если же времени даётся меньше, то необходимо исписать как минимум 3 страницы. Используя приведённые выше параметры, сделать это будет совсем не сложно. Объём написанного тобой текста пропорционален объёму знаний, с этой позиции преподаватель и оценивает твою работу. Поэтому чем больше ты напишешь, тем больше становится возможность получить хороший балл.
Нужно отметить, что исправление ошибок в виде зачёркиваний портит внешний вид работы так же, как и «уродливый» почерк, поэтому для таких нюансов лучше иметь при себе корректор или карандаш. И последнее: когда студент пытается писать каллиграфично, это всегда заметно и в итоге поощряется, что тебе же сыграет на руку.
Раскрытие смысла. Лучший способ убедить преподавателя в своих знаниях – это продемонстрировать владение спецтерминологией, относящейся к предмету. «Герундий», «либидо», «сэмплинг» и прочие изысканные слова должны присутствовать не только в твоих устных ответах, но и письменных.
Одних терминов, употребляемых в письменной работе, будет мало, нужно ещё показать, что тебе известно их значение. Прежде всего, необходимо обратить внимание на такое слово. Для этого его можно записать более крупным шрифтом и печатными буквами, что выделит его из массы прочих терминов. После него ты открываешь скобки, в которых раскрываешь его же смысл. При чём писать лучше своими словами, а не давать определения толкового словаря.
Пример №1. Отрывок из контрольной по политологии: …такой политический макиавеллизм (беспринципная тяга к власти) наблюдается и среди наших политических сил. Удерживаться длительное время в высших эшелонах власти политикам удаётся за счёт непотических (родственных) связей. Такая модель политической элиты в нашей стране чётко подпадает под определение системы гильдий М. С. Восленского (закрытый доступ новым политическим фигурам)… Пример №2. Отрывок из контрольной по международному праву: … часть пограничной территории одного государства может перейти к другому также путём одинарной (продажа) или двойной цессии (обмен). В таких случаях демаркация (проведение границы государства на местности) обязательна… Частое использование терминов в моих примерах преднамеренно, чтобы наглядно показать их использование. В твоей же работе их концентрация на один абзац не должна превышать цифру «2», иначе всё, что ты напишешь, сочтётся за выпендрёж. В письменных работах можно не только раскрывать смысл некоторых слов, но и ещё расширять его. Любая известная тебе дополнительная информация, относящаяся к людям, событиям, процессам и явлениям, которые фигурируют в твоей работе, может быть помещена в скобки и служить расширенным объяснением некоторых её пунктов. Типичные примеры использования данных, которые дают нам обширное представление – это даты рождения и смерти великих людей, которые всегда указывают в скобках после имени или фамилии, месторасположение географических объектов, а также ссылки на какие-либо источники информации и прочее. Всё, что приходит тебе в голову относительно твоей работы, ты должен фиксировать на бумаге. Такая методика написания хороша тем, что ты не отвлекаешься от главной темы, а как бы между прочим указываешь на наличие у тебя глубоких знаний. Подобная манера изложения информации характерна для эрудированных людей.
Примеры:
… юрисдикция претурийских судов в Италии распространяется в пределах претурийского округа (их в Италии около 1000)… …достоинством теории Давида Рикардо (теория сравнительных преимуществ) является вывод о выгодности международной торговли для всех её участников… … вторая историческая поэма Гомера «Одиссея» (первой была «Илиада») рассказывает о приключениях мифического героя по имени Одиссей… … одним из элементов метода бух. учёта является также документация (способ первичного отражения объектов бух. учёта)… … после Второй мировой войны на смену Лиге Наций пришла Организация Объединённых Наций (такое название было предложено президентом США Ф. Д. Рузвельтом)… … then she showed him her beaver ( not an animal )…J
Авторитетное лицо. Многие авторы учебников для вузов довольно часто прибегают к использованию других мнений. В своём тексте они обычно ссылаются на первоисточники информации – концепции, теории и доктрины людей, которые являются «светилами» в той или иной науке. То, что мы можем проверить достоверность такой информации непосредственно в работах учёных, наделяет подобные ссылки на авторитетных личностей ещё и психологическим контекстом. Когда мы встречаем имена известных людей в академической литературе, У НАС НЕ ВОЗНИКАЕТ СОМНЕНИЙ ПО ПОВОДУ ЕЁ ТОЧНОСТИ, ПРАВДИВОСТИ И ОБЩЕПРИЗНАННОСТИ. Намеренное же использование студентом таких ссылок в письменной работе автоматически делает её обоснованной в глазах преподавателя, поэтому не вижу причин этого не использовать. Всё, что тебе нужно, это знать фамилию (а лучше не одну) и инициалы авторитетного для преподавателя человека, которые ты, как бы вскользь, упоминаешь в своей работе. При этом совершенно не обязательно, чтобы написанные тобой мысли принадлежали именно тому учёному, которому ты их присвоил. На бумаге подвести к таким ссылкам можно с помощью лексических клише: Как считает…, по мнению…, что касается… (вместо троеточий пишешь фамилию автора). В общем, полный полёт фантазии. Когда же преподаватель обнаруживает знакомые ему имена и фамилии в письменной работе, первое, что ему приходит в голову, это то, что студент читал литературу и готовился к предстоящей контрольной. И, поверь, это как раз тот случай, когда инициатива не будет наказуема.
Сплошной текст. В большинстве случаев, когда студент пишет контрольную работу, он излагает информацию по теме работы так же, как она зафиксирована в его конспекте. Нужно понимать, что в конспекте информация по предмету хранится в наиболее сухом и сжатом виде, поэтому в проверочной работе ты должен написать значительно больше текста, нежели содержится в твоей тетради или блокноте. Тем самым ты сделаешь свою работу более читабельной и содержательной. Это очень просто: все запятые, тире, прочерки и троеточия, написанные в конспекте, ты заменяешь словами в контрольной работе. Проще говоря, ты связываешь отдельно взятые тезы в цельные и завершённые (!) по смыслу предложения.
Пример №1:
Конспект:
ВК «О дог-рах междунар. купли-продажи товаров» 1980 г. Субъекты относятся к разным государствам-участникам этой конвенции – торговля только товарами... Этот же текст в контрольной работе: Согласно Венской конвенции «О договорах международной купли-продажи товаров» (принятой в 1980 г.), она применяется только в случае, когда субъекты торговли относятся к разным государствам, принявших этот документ, и при этом предметом торговли являются товары.
Думаю, отличие на лицо: второй вариант изложения по содержанию нисколько не отличается от первого, но его удобнее и приятнее читать, от чего он становится убедительнее. К тому же, такая манера написания выгодна ещё и тем, что У ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СКЛАДЫВАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ТЫ НЕ СПИСЫВАЛ В СПЕШКЕ ТЕКСТ КОНСПЕКТА, А РАЗМЕРЕННО ИЗЛИВАЛ СВОИ МЫСЛИ НА БУМАГУ.
Очень часто некоторую информацию студенты получают в виде маркированного или нумерованного списка. Это существенно упрощает её запоминание и усвоение. Тем не менее, слепо следовать тексту учебника или конспекта не стоит. Более полно твоё знание вопроса будет выглядеть, если ты подашь его в виде сплошного текста. Смотри пример №2 (А и Б) и делай всё по аналогии.
Пример №2-А: Конспект: Системы восприятия человека (модальности): 1. Визуальная (зрение). 2. Аудиальная (слух). 3. Кинестетическая (ощущения тела). 4. Олфакторная (запах). 5. Густаторная (вкус). Этот же текст в контрольной работе: Система восприятия человека в психологической литературе получила название «модальность». Всего у человека 5 таких модальностей. Первая – визуальная [9] – отвечает за зрение человека. За всё, что мы слышим, отвечает аудиальная модальность. Ощущения, которые возникают в теле человека, относятся к кинестетической системе восприятия, а вкусовые – к густаторной. И наконец, запах представлен олфакторной модальностью. Пример №2-Б: Конспект: Таможенно-тарифные меры любого государства призваны: · Создать равные условия торговли для отечественных производителей и импортёров; · Обеспечить надлежащий уровень поступлений в гос. бюджет; · Регулировать влияния иностранных товаров на отечественный рынок с целью развития равной и справедливой конкуренции… Этот же текст в контрольной работе: Создание равных условий торговли для отечественных производителей и импортёров является одним из главных направлений таможенно-тарифной политики. Государство также принимают меры по обеспечению надлежащего уровня поступлений в гос. бюджет и регулированию влияния иностранных товаров на отечественный рынок с целью развития равной и справедливой конкуренции… Проще говоря. Когда преподаватель проверяет письменную работу, он в основном бегло читает текст. Когда что-то неясно написано, это тормозит его, заставляет перечитывать, забирает его личное время, а в результате негативно сказывается на твоей оценке. Давай договоримся, ты не Шопенгауэр, поэтому писать должен как можно проще. В разделе о выступлениях я уже упоминал, что лучше не перегружать свой ответ сложными предложениями. Твой текст должен быть безупречно отшлифован, как говорится, без «сучков и задоринок», которые цепляют глаз читателя. То же самое можно сказать и о грамотности твоей работы. Некоторые преподаватели закрывают глаза на орфографию, а некоторые – настолько привередливы, что снимают половину баллов только за это. Поэтому в твоих же интересах перестраховаться и написать работу так, как, по твоему мнению, будет правильно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|