Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное управление и инвестиционный климат




Введение

Актуальность темы заключается в том, что инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.

Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из основных.

Инновационная политика позволяет государству идти в ногу со временем. Она следит за появлением модернизированного оборудования и новых товаров и старается ввести что-то новое на рынок. Благодаря инновационной политике появляется возможность совершенствовать производственный сектор, улучшать качество и конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке.

Инновационная политика позволяет управлять новшествами, она может возникать не только в государстве, но и в компаниях. Индивидуализация инновационной политики позволяет занять ей роль и место в государственном регулировании. Все это связано с материально-денежными отношениями.

Целью данного реферата является изучение сущности и аспектов инвестиционного климата в целом и рассмотрение роли государства в его формировании.

Реферат состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены сущность и аспекты инвестиционного климата, а во второй - роль государства в его формировании.[1]

Инвестиционный климат

Инвестиционный климат (англ. investment climate) - совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска; экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны.

Понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну. Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат, и способствующих экономическому росту. Обычно применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации:

· природные ресурсы и состояние экологии;

· качество рабочей силы;

· уровень развития объектов инфраструктуры;

· политическая стабильность и предсказуемость;

· состояние бюджета, внешний долг;

· качество государственного управления;

· законодательство, полнота и качество в плане регулирования экономической жизни;

· уровень соблюдения законности и правопорядка;

· защита прав собственности;

· качество налоговой системы.

Решению одной из важнейших проблем обеспечения экономического роста в регионе способствует поступательное повышение инвестиционной активности. Рост инвестиционной активности влияет на эффективность производства и предпринимательства, устранение дефицита инвестиционных ресурсов и т.д. То есть инвестиционная активность и экономический рост взаимообусловлены[2].

Оценки инвестиционного климата колеблются в границах от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности.

В инвестиционном анализе выделяют такие категории, как инвестиционная активность и инвестиционная привлекательность, включающая в себя инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Инвестиционная активность - реальное развитие инвестиционной деятельности в регионе в виде капиталовложений в основной капитал. Под инвестиционной привлекательностью принято понимать интегральную характеристику отдельных предприятий, отраслей, регионов, стран в целом с позиций перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков. Она определяется одновременно воздействием двух групп факторов, одна из которых формирует инвестиционный потенциал, а вторая - инвестиционные риски.

Инвестиционный потенциал учитывает макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие параметры. Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.

Понятие риска характеризуется ненадежностью, свойственной процессу получения прибыли от инвестиций, а следовательно, и вероятностью потери средств, вложенных потенциальным инвестором. Инвестиционный риск определяется как возможность обесценивания капитальных вложений в результате действий органов государственной власти и управления или как предполагаемая вероятность того, что действительные доходы от проводимого инвестиционного мероприятия будут ниже ожидаемых.

Выделяют две группы инвестиционных рисков: специфический инвестиционный риск (коммерческий) и неспецифический (некоммерческий).

Специфические риски, обусловленные влиянием различных факторов, рассматриваются относительно инвестиционных проектов. Неспецифические - это риски предпринимательской деятельности, связанные с воздействием на инвестора внешних условий. К последним относят условия политического, социального, экономического и экологического характера, как на уровне страны, так и на уровне регионов. К некоммерческим инвестиционным рискам также относятся: угроза потери инвестиций и прерывания деятельности фирм в результате войн и гражданских волнений; действия органов власти, препятствующие нормальному осуществлению инвестиционной деятельности, и др.

Региональные некоммерческие риски определяются большим количеством частных факторов. Совокупность некоммерческих региональных инвестиционных рисков формируется из восьми важнейших частных показателей, к которым относятся:

· уровень преступности;

· уровень безработицы;

· уровень экологической безопасности и природные климатические условия;

· отношение региональных органов власти к формированию рыночной среды;

· степень благоприятности регионального законодательства для инвестиций в основной капитал;

· отношение населения к рыночным реформам;

· уровень политической стабильности;

· степень дифференциации доходов населения.

Таким образом, базовой характеристикой инвестиционной привлекательности территории является инвестиционный потенциал. А инвестиционный климат в свою очередь - условие реализации инвестиционного потенциала с известной степенью инвестиционного риска - ограничителя принятия инвестиционных решений.

Среди существующих критериев, которые используются в научных исследованиях для оценки инвестиционного климата, выделяют три основных подхода:

· суженный подход;

· факторный (расширенный) подход;

· факторно-рисковый подход.

Суженный подход базируется на оценке динамики ВВП, национального дохода и объемов производства, пропорций накопления и потребления; хода приватизационных процессов; состояния законодательного регулирования инвестиционной деятельности; развития отдельных инвестиционных рынков и т.д. Он применяется исключительно для глобальных оценок инвестиционного климата на территории государства.

Факторный подход основывается на оценке совокупности факторов, влияющих на инвестиционный климат. Среди учитываемых факторов, которые выделяют на основе комплексного анализа, представлены следующие: политические, социальные, экономические (наиболее влияющие), экологические, криминальные, финансовые, ресурсно-сырьевые, трудовые, производственные, инновационные, инфраструктурные, потребительские, институциональные, законодательные.

Факторно-рисковый подход позволяет оценить привлекательность территории для инвестирования и сопоставить уровень риска, присущий новому объекту вложения инвестиций, с существующим. Составляющими этого подхода являются два показателя: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски или инвестиционные риски и социально-экономический потенциал.

Факторы, которые оказывают влияние на инвестиционный климат, классифицируются по возможности воздействия на них со стороны общества на:

· объективные (зависят от природно-климатических условий, географического положения, оснащенности энергосырьевыми ресурсами и другое);

· субъективные (связанны с управленческой деятельностью людей).

Инвестиционный климат связан с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика представляет собой совокупность мер организационного и экономического воздействия органов управления на уровне страны, региона, города или предприятия, направленных на создание оптимальных условий для вложения инвестиций. Таким образом, инвестиционный климат выступает объектом воздействия инвестиционной политики. С одной стороны, он определяет стартовые условия для разработки инвестиционной политики, а с другой - является ее результатом.

В условиях рыночной экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежит инвестиционной политике, которая, как известно, включает в себя основные элементы: выбор источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков реализации; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно - правовой базы функционирования рынка инвестиций; создание благоприятного инвестиционного климата.

От изменений инвестиционного климата зависит эффективность инвестиционной политики. Таким образом, более благоприятное состояние инвестиционного климата влияет на инвестиционную политику в сторону ее дальнейшего совершенствования.

Больше всего на субъективные составляющие инвестиционного климата воздействует инвестиционная политика, которая выступает как совокупность различных мероприятий. Она актуализируется через разработку и реализацию стратегии регулирования инвестиционной деятельности.

Существуют различные методы оценки инвестиционного климата. Они базируются на различных экономических, политических и финансовых показателях. Инвестиционный рейтинг присваивается стране, региону или городу уже по совокупности таких показателей.

Рейтинг является важным показателем для инвесторов. Но многие инвесторы не умеют проводить самостоятельные детальные исследования, особенно внутри других стран, поэтому им приходится ориентироваться на оценки рейтинговых агентств. Повышение рейтинга всегда связано с притоком инвестиций, которые просто необходимы для экономического роста.

Инвестиционная сфера требует создания определенных условий для успешного осуществления инвестиционного процесса.

Совокупность политических и экономических условий, которые формируются в стране для вложений временно свободных денежных средств в целях получения дохода в будущем, называется инвестиционным климатом. [3]

Государственное управление и инвестиционный климат

От взаимодействия бизнеса и государства зависит создание атмосферы общественного доверия и законности. Предотвращение необоснованного вмешательства государства в экономику, пресечение произвола, усиление подконтрольности органов управления за счет повышения их прозрачности.

Для улучшения инвестиционного климата нужна постоянная подстройка политического курса. Политика подлежит постоянному пересмотру, чтобы учитывать изменение условий предпринимательской деятельности и накопленный опыт. Правительствам разных стран желательно проводить опросы или консультации с компаниями, сопоставлять текущие результаты проведения политики с международными нормами.

Процесс выработки приоритетов нередко обусловлен тем, какое значение правительства придают целям, достижение которых возможно лишь при наличии благоприятного инвестиционного климата: интеграции неформального и аграрного секторов экономики в общеэкономический процесс; росту потенциала малых компаний; использованию преимуществ открытости экономики на международном уровне; переходу экономики на более высокий технологический уровень.

Улучшение ситуации при этом нередко связано с сопротивлением тех, кому выгодно сохранение существующего положения вещей. Это сопротивление может исходить от компаний или иных заинтересованных групп, использующих в своих целях рыночные диспропорции или другие особые привилегии, от чиновников, получающих взятки или иным образом использующих свое служебное положение, и даже от более широких слоев населения, если последствия реформ для них неочевидны.

Опыт показывает, что прогресс возможен, если реформаторски настроенные органы управления ведут диалог с обществом, чтобы заручиться его поддержкой, привлекают заинтересованные стороны к сотрудничеству на конструктивной основе. Свыше 90% компаний заявили о наличии разрыва между официальными правилами и тем, что происходит на практике.

Для создания более благоприятного инвестиционного климата органам государственного управления необходимо преодолеть этот разрыв и устранить причины возможных неудач проводимой политики, способных оказать отрицательное воздействие на инвестиционный климат. Это требует принятия следующих мер:

· сдерживание коррупции и других форм рентоориентированного поведения, приводящих к увеличению затрат и перекосам в политике;

· повышение доверия к политике, укрепление уверенности компаний в целесообразности инвестиций;

· укрепление доверия со стороны общества, необходимого для осуществления мер по совершенствованию политики;

· обеспечение соответствия мер политического характера местным условиям.

Приемлемый уровень политической и макроэкономической стабильности - это изначальное условие для обеспечения здорового инвестиционного климата. Резко отрицательно на уровне инвестиций сказывается нестабильная или небезопасная обстановка, подвергающая риску права собственности.

Отдача от вложенных усилий и средств напрямую зависит от надежных гарантий прав собственности, поскольку это дает компаниям уверенность в том, что они смогут воспользоваться плодами своих инвестиций. Чем надежнее эти права защищены от посягательств властей или третьих сторон, тем крепче взаимосвязь между затраченными усилиями и полученной отдачей, тем сильнее мотивация для начала нового бизнеса, вложения средств в уже существующие предприятия.

Во многих странах более половины опрошенных компаний заявили об отсутствии у них уверенности в том, что суды в состоянии защитить их права собственности, поэтому одной из первоочередных задач является укрепление судебной системы. К числу дополнительных мер относятся обеспечение свободного распространения информации о репутации компаний и снятие неоправданных ограничений на использование альтернативных механизмов разрешения споров.[4]

Важную роль в деле совершенствования инвестиционного климата в развивающихся странах играет международное сообщество в лице развитых стран. Например, имеется более 2200 двусторонних договоров об инвестициях и более 200 региональных соглашений о сотрудничестве.

Сегодня на поддержку мер по улучшению инвестиционного климата в рамках официальной помощи выделяется около $21 млрд. в год. Кроме того, развитые страны и международные учреждения предоставляют около $26 млрд. в год в качестве обычных (нельготных) займов или гарантий.

В упомянутом докладе Всемирного банка подчеркивается, что совершенствование инвестиционного климата - это регулярный и длительный процесс, а не разовая акция. Политика и действия органов государственной власти, направленные на формирование инвестиционного климата, распространяются на обширную сферу. Однако нет необходимости налаживать все одновременно, равно как и стремиться к полному совершенству даже по какому-либо одному направлению политики.

Существенного прогресса можно добиться путем устранения основных ограничений, с которыми сталкиваются компании, желающие инвестировать.

Необходимо определять приоритеты в каждом случае, поскольку существуют большие различия между странами и внутри стран. Но один из главных факторов, от которого зависит совершенствование инвестиционного климата независимо от страны, - это человеческий капитал, его наращивание. Компаниям крайне важно иметь квалифицированные кадры для внедрения новых, более производительных технологий. Пока же очень многие компании в развивающихся странах указывают на недостаточную квалификацию и низкий уровень образования работников как на одно из важнейших препятствий для своего развития. Так что ключевым аспектом становится инвестирование в людские ресурсы.[5]


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...